Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  | Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

Зара-Бурук, абиссинский святой XVII-XVIII века

Среди эфиопских рукописей, приобретенных Флеммингом для Королевской библиотеки в Берлине 1, особое внимание обращает на себя № 57, содержащая агиологический текст, пока последний в хронологическом отношении. Дею идет о святом конца XVII и начала XVIII в. — монахе Зара-Буруке. Рукопись, весьма неисправная и небрежная, в 78 листов, открывается следующим предисловием: «Се начинаю повесть о чудесах блаженного и святого отца нашего Зара-Бурука, сына Кирилла, мученика, (не?) пролившего крови своей от меча за веру правую в лето от сотворения мира 7197 и в 8(8)9 лето милости, в год Матфея евангелиста, в первый день месяца Миязья, в 9 час ночи, во вторник в третий час (?!) в год ? царствования царя Иясу, после того, как преставился блаженный отец наш из сего бренного мира, в 6-й год». Т. обр. как будто выходит, если мы верно понимаем этот мало грамотный и неудачно редактированный текст — житие написано на 6 год после преставления святого, а «страдание» его датировано 7197 или 889 + 816 2 = 1705 по Р. X. 27 марта. Пасха в этом году приходилась 8-го апреля 3, след. 1-го Миязья действительно было во вторник.

Дальнейшее изложение до крайности беспорядочно. Co временем, конечно, текст его войдет в состав корпуса о. Шабо и вероятно завершит его агиологическую часть, а потому мы здесь ограничимся краткой заметкой о некоторых местах сказания, имеющих исторический интерес. Пред нами не житие, а сборник повествований о «чудесах», причем посмертные перемешаны с совершенными при жизни, самые невероятные и происходящие в заоблачных пространствах — с отдельными главами из жития в собственном смысле, также озаглавленными как «чудеса». Сведения из жизни неясны, неполны и [2] беспорядочны. Напр. только на f. 15 мы узнаем, что Зара-Бурук это «имя, которым наименовал его Бог, когда поставил архиереем, чтобы он вязал и решил сети грехов», а что имя, которым нарекли его иереи при «втором рождении» — «Цага-Крестос». Это небесное поставление в архиереи неоднократно упоминается (напр. f. 17, где говорится и о вручении ему мира для освящения таботов и светоносного креста, f. 40, где он именуется даже патриархом, f. 48 и др.) и обнаруживает тенденцию сблизить его с Такла-Хайманотом 4. На f. 30 говорится также, что он, подобно последнему, сокрушил себе ногу 5, но в отличие от него, получил взамен, «ногу духовную». Подобно ему он ходил в Александрию, тоже к патриарху Иоанну, причем имела место такая же сцена с взаимным благословением и расставанием; патриарх говорит: «не подобает мне благословлять тебя..., скорее должен я нести твою обувь, ибо Дух Святый поставил тебя митрополитом и главой всего мира» 6. Зара-Бурук, подобно Самуилу Вальдебскому переносится по воздуху в Эфиопию, подобно ему он восхищается на небеса, видит откровения и кадит с 24 небесными старцами 7 и т. п. Рука дабралибаносского автора прямо засвидетельствована во введении: «благословение его... да будет с рабом его имя рек и рабами его, чадами (монастыря) Успения, возросшими от ствола Заденгель-Зайта, сына Арагави, сына Такла-Хайманота, сына Гонория, сына Афкерана Эзгиэ, столпов закона и устава». Т. обр. мы в кругу дабралибоносцев, и по-видимому островных, если Афкерана Эгзиэ тожествен с Яфкерана-Эгзиэ гугубенским 8.

При таких условиях мы вправе ожидать, что Зара-Бурук окажется борцом за дабралибаносское исповедание в эпоху христологических дебатов на рубеже XVII и XVIII веков 9. Наш текст с первых же строк называет его мучеником за правую веру, а на f. 17 в уста самого Бога влагается свидетельство, что необычайное небесное поставление дано ему, ибо он «больше пророков, честнее апостолов и всех преподобных, т. к. в сии лукавые дни был тверд в вере и укрепил весь мир, и умер (?) за имя Мое». Каждый отдел книги начинается заглавием: «Чудо отца вашего Зара-Бурука; вера его да будет с вами...» Но какова была эта «вера», исповеданию которой придается такое значение? Вопрос этот находится в связи с житием в [3] настоящем смысле. Его собственно не существует, сообщаются в беспорядке лишь отдельные эпизоды из жизни святого. На них необходимо остановиться.

Рождение Зара-Бурука было предсказано за 7 поколений его предком, который сам 4-х лет оставил мир и подвизался 50 лет в пустыне. Родителями его были Дама-Крестос и Мария. Рождение предварялось чудесами. 7 лет мальчик ослеп, а потом захворал. Родители были в отчаянии «ибо не знали, что Бог не хотел, чтобы он научился писанию от кого-либо другого, кроме Него». До 12 лет он оставался у родителей, постясь сначала среду и пяток по заповеди книги Синодос, а потом и все посты, установленные учителями церкви. Родители утешились «Бог открыл ему писания новые и ветхие» все книги ликавентов и мамхеров и монахов, на небеси горе и на земли низу, кроме книг лжи. Открыл ему и книги Иареда, песнопения, которые поют иереи, собравшись в церковь в праздники, субботы и ежедневно».

О дальнейшей жизни не сообщается ничего; мы не знаем даже, где постригся Зара-Бурук и кто был его учителем. Неизвестно, как понимать эпитет «сын Кирилла», нередко встречающийся в тексте: имеется в виду какой-либо монах Кирилл 10, или Кирилл Александрийский, как догматический авторитет, особенно почитаемый монофиситами. Непосредственно следующий за историей детства рассказ говорит уже о Зара-Буруке, как старце, пребывающем в (монастыре?) Sima 11. Здесь его посещает «царица Эфиопии, богобоязливая и любящая веру» co своими двумя сыновьями и «людьми дома своего». Она «поклонилась ему в ноги в смирении и любви» и просила благословения для себя и своих спутников. «Старец благословил ее. Она села рядом с ним и начала беседовать о том что было у нее на сердце и исповедала все грехи свои от юности». Старец разрешил ее и, по ее просьбе, благословил ее сыновей. Когда вошел младший, он склонил свою голову до земли и предсказал ему власть над всем». Когда все вышли, царица заклинала его объяснить его поведение. Отвечал Зара-Бурук: «оставь меня, не испытывай». На вторичную просьбу наконец сказал: «старший сын твой не имеет дней в мире, а младший будет иметь дни и все будет повиноваться ему»... Чрез несколько времени младший царевич [4] снова явился к старцу и просил его благословения на поход: «да не впаду я в руки врагов и не вернусь с позором назад, ибо иду в город тех, которых не знаю и с которыми не имею общения в деянии». Старец сказал: «...ты повергнешь весь мир под руки твои, подчинишь всю вселенную в короткое время... И меня ты получишь в руки твои и овладеешь мной».... Предсказание исполнилось. По возвращении царевича отец и мать приняли его с радостью, и он чрез несколько дней «получил власть и завладел всем миром, и все подчинилось его власти. Чрез 10 лет восстали на старца свидетели неправедные и сказали (царю)... Этот старец, монах не любит тебя и не согласен с тобою в деянии (ba-geber, м. б. в образе мысли). Юноша, услыхал об этом, послал спросить старца, правда ли это. Тот отвечал: «да, я не согласен с тобою, ибо между нами разделение». Услыхав, это, он приказал вывести его из дома и города. Сеюм города изгнал его из страны. Старец же скорбел... и пребывал в изгнании два года. Потом восстали на него сеятели вражды и послали сказать своему господину: «мы застали этого монаха, когда он учил другому учению». Услыхав это, он спросил его: «правда ли это, отче?» Монах ответил: «да, верно то, что тебе сказали». Услыхав это от старца, он повелел отвести его в темницу, куда не ходил никто, кроме прислужника. И там он был 5 лет, не видя солнца и не выходя из дверей. Чрез 5 лет (царь) повелел вывести его из темницы туда, где были собраны все изгнанные за имя Христово. Здесь устроили собор изгнанные, а у гонителей собор не был истинным. И увидали их изгнанные за имя Христа, родившегося от Марии и ставшего Сыном совершенным приятием во чреве ея Жизни своей святой, что на нем (*** 12) как сказал Исаия: «Дух Господень на Мне, егоже ради и помаза Мя, благовестити нищим посла Мя» (Ис. 61, 1), и разорили собор их лживый, зная, что он не истинен. На другой день вестник собора позвал человека Божия старца и спросил его наедине: «тебе не угодна вера наша, которую мы утвердили на соборе, отче?». И отвечал тот: «не хочу я веры твоей, но остаюсь при своей, за которую связан пять лет, привитая по горам, яко [5] птица» (Пс. 10, 1). Вестник, услыхав это от старца, сказал ему: «отче, будь, как тебе угодно, но пусть не ходит к тебе никто, кроме тех, которые согласны с тобою. Я выстрою тебе много домов, дам тебе обширную землю для поминания твоего и для чад твоих, как владение». Услыхав это, Зара-Бурук сказал: «я не ищу от тебя домов для пребывания и земли для поминания и для чад моих». Услыхав это, тот сказал: «живи, как тебе угодно», и отослал его в город. Уйдя оттуда, Зара-Бурук отправился в место, указанное ему Богом и жил в нем короткое время. Потом он переселился из сего бренного мира в мир негибнущий, по воле Бога, избравшего его и возлюбившего его от рождения» (f. 12 v.).

Этот рассказ интересен в историческом отношении и подтверждается летописями. Мы знаем из них, что Иясу I был младшим сыном Иоанна I, старший сын которого Юст умер при жизни отца 13, знаем также, что Иясу незадолго до смерти отца, в 1680 уходил к Галласам 14. Bruce утверждает 15, что его нелады с Иоанном объясняются разностью богословских представлений при модных в то время монофиситских спорах. Иоанн будто бы склонялся к евстафианам, а Иясу был всецело на стороне дабралибаносцев. Из фактов, рассказанных в летописи этого не видно: в то время дабралибансское направление вообще было господствующим. Но наше житие идет навстречу этому сообщению. Чрезвычайно странно, что Зара-Бурук, за такла-хайманотовское происхождение которого, как мы видели, говорит многое, оказался сторонником крайнего монофиситства и диссидентом. Будучи изгнан чрез 10 лет по вступлении на престол Иясу, т. е. в 1692 г., он чрез 7 дет выступает на знаменитом соборе 1699 года в день Преполовения, когда последовало некоторое успокоение и изгнанникам позволено было вернуться 16. Рассказ нашего текста вполне сходится с данными хроники, но несоответствие исповедания Зара-Бурука с его предполагаемой монастырской принадлежностью продолжает оставаться загадкой. Имени Зара-Бурука нет среди монахов, упоминаемых в летописи 17.

Из дальнейших рассказов, помещенных среди «чудес» остановимся на следующих.


(ff. 44 v.-47 v.) «Был один мамхер в одном городе. Он отверг сыновство Сына Отца, отделил Его от Него и назвал [6] Его простым человеком. Этот мамхер отступил от веры апостолов. Он возревновал сатанинской ревностью, когда увидал чудеса и знамения.., творимые руками (монахов)... Видя эти чудеса, он не обратился к правой вере..., но замыслил злой совет с подобными себе отступниками, и они сказали: «пойдем к сеюму Энфраза и расскажем, что происходит у нас»... Они сказали сеюму: «все люди нашей области сошли с ума — они злословят царя и князей и всех иереев царского дома… Если он не одолеет нас, мы разрушим дворы их и изгоним их из страны нашей»... Услыхав это... он приказал послам и всем людям области своего наместничества немедленно спуститься с ними в тот город и поступить по их приказанию... Придя туда в субботу, они разрушили города, разграбили дома, истребили имущество в достояние. Потом они пошли к тому месту, где собиралось много больных и страждущих и исцелялось от рук их (монахов), ибо в этом месте сходила роса милости Божией по молитвам сего праведного человека Божия Зара-Бурука. Придя в это место, они захватили собранных, связали их крепкими узами. Половину их избили палками, бичевали спины их бичами из вервия, пролили кровь их, как воду, и оставили их на земле, как трупы нечистые. Но Бог не оставил их и не дал им умереть, но воздвиг их и сохранил, как зеницу ока, ибо Он милостив и милосерд. (Другую) половину они изгнали из города и вывели из домов, и все имущество и достояние их и земли их отдали отступникам веры. Изгнали пророчествовавших и учивших вере. И были рассеяны все иереи и верные, все мужи и жены и младенцы... за имя Царя славы. Спустя немного дней восстали сильные враги на этого мамхера, отступника веры, отрекшегося от Христа, из числа его же единоплеменников в обвинили его пред царем, говоря: «этот мамхер разрушил город твой и уничтожил святилище твое, в котором покоятся твой отец и мать и где осеняются братья и сестры твои и все сродники твои». Царь, услыхал это, велел вывести его из города Кесарии и отдать землю его иереям его. Услыхав это повеление, его низложили с его сана, вывели из его дома и уничтожили все имущество и достояние его, и отдали его земли его присным, которые жили с ним. Все это сделал Бог с этим мамхером, отступником веры, отвергшимся Единородного Сына, руками присных его и друзей его, по молитвам сего святого изрядного деянием отца нашего Зара-Бурука». — Дальше рассказывается о скитаниях этого мамхера: в него вселился злой дух, родные посадили его на цепь, и т. и. Все это случилось по молитвам Зара-Бурука за его отступничество за то, что он назвал Единородного «простым человеком, ибо видел его в плоти». [7]

При первом впечатлении можно подумать, что дело идет о каком-либо рационалисте вроде Зара-Якоба. Сеюм Энфраза, играющий роль в обоих случаях, как будто подкрепляет эту мысль 18. Сам Зара-Якоб мог быть еще жив в это время (ум. 1693 г.), если же описываемые события произошли после собора 1699 года, то во всяком случае в Энфразе находилось его семейство и последователи. Но может быть и нет надобности идти так далеко и достаточно видеть в противниках Зара-Бурука приверженцев дабралибаносского учения, монофиситство которых казалось слишком умеренным и которые под давлением фанатизма крайних партий были приравниваемы не только к несторианам, но и может быть и к отрицателям Божества Христова.— В каком смысле г. Кесария 19 назван местом упокоения царского семейства, неизвестно: мы знаем, что царь Иоанн и его родные были погребены на о. Мецраха 20, как это говорится и в данном житии в след. рассказе:

(ff. 35-37 v.) «Пришла одна женщина апостольская по имени Малька-Марьям из города, именуемого Мецраха — места упокоения Иоанна, царя царей, любившего веру, и пребывания 45 мучеников, проливших кровь свою от копья и меча за веру православную... На сем острове была малая церковь во имя Владычицы нашей Марии... Она была украшена; ее постройка — красивая, а основание по подобию неба, украшения драгоценны и были из жемчужин, сосуды обделаны и обтянуты тканью золотой и серебряной; священство ее — любимо во всем мире за пение и песнословия. Эта женщина, придя к вам, рассказала о его деянии и его вере, и мы, услыхав это от нее, полюбили его весьма душой и телом, и он полюбил нас и приблизил к себе и сделал нас своими слугами. Мы послали к нему сказать: «отче, благослови нас и нашу страну, чтобы нам жить в ней во все дни живота нашего, охраняемыми верою». Услыхав это слово смирения и любви к нему от чистого сердца, он послал к нам, говоря: «чада мои, блюдите себя от отступников веры в бдите в подвигах и молитве будьте тверды в вере православной, не бойтесь и не трепещите, когда восстают на вас цари и князья»... Паки прислал к нам сказать: «чада мои, чада Кирилла, отца моего! Радуйтесь и веселитесь, слыша, что дал мне Бог град ваш, да будет милость вам и чадам вашим и чадам чад ваших. Кто будет попирать прах его и будет погребен в нем, спасется от огня небесного и не предстанет Богу в страхе»... И паки послал к [8] нам сказать: «чада мои верные, чада Кирилла, виноград, возлюбите честного ангела архангела Михаила, творя пение каждый месяц, ибо сему ангелу повелел Бог охранять души и телеса ваши, как он охранял стан Израиля в пустыне»... — Монахи послушались, и в день 8 ноября прибыл к ним сам Зара-Бурук на пути в другие города, которые были «в руке его и повиновались ему». Он молился у престола и получил 150 венцов небесных. Чрез 9 дней, в день праздника Богородицы он опять явился, молился и получил еще 200 венцов — «Мы были внутри, но не видали и не слыхали этого, ибо мы грешны, а он сказал нам, что Бог дал ему в нашем храме 350 светоносных венцов, сиявших в 7 раз больше света солнца... и мы знаем, что нет лжи в словах его. Потом послал он к нам сказать: «чада мои, чада Кирилла, возлюбленного моего, знайте, что эти венцы и эта цепь из света даны Богом не одному мне, но всем вам и чадам вашим и чадам чад ваших, которые будут творить память его (sic)»...

И этот рассказ имеет в виду сектантские рассказы, даже упоминает о мучениках. Мецраха упоминается, как монастырь одного толка с Зара-Буруком; богатство церкви, конечно, понятно в монастыре, служившем царской усыпальницей 21. O каких монахах идет здесь речь, не говорится; первое лицо может указывать, что дело происходит в монастыре автора нашего текста, т. е. если руководствоваться введением — одном, из восходящих к Яфкерана-Эгзиэ, след. или, в Мецлэ, что мало вероятно, или в Гугубэне, или каком-либо другом в области Дарха и Энфразе. Представитель монастырей в Дарха — Кирилл упоминается в хронике Иясу под 1699 г., как депутат от изгнанников следовательно сторонник «помазания». Мы уже высказали предположение не был ли этот Кирилл тем, «чадами» которого названы монахи нашего рассказа?

Получение небесных венцов (характерна оговорка монахов «не видавших» этого) и установление ежемесячных праздников обычно в эфиопских житиях 22; в данном случае впрочем дело идет не об установлении праздников в честь Арх. Михаила, т. к. они и без того отмечены в календаре, а о напоминании о них и приглашении справлять их более торжественно. На f. 52 те же монахи «чада Кирилла мученика» сообщают, что Зара-Бурук послал к ним с предложением креститься и крестить весь мир «находящийся в руках их» в день Богоявления, «когда сходит Дух Святый, да освятит воду и весь мир, и пребывает на крещаемых и подает им благодать и славу... [9] и делает их чадами и дщерями Божиими». Далее следует любопытный рассказ:

«Чрез несколько дней после этого... преставился... Зара-Бурук ко Господу, возлюбившему его и давшему ему славу великую, не данную другим святым от создания мира доселе. И по преставлении святого на 2-й год явилось таинство двух дней, скрытое от нас при жизни его. При жизни своей он говорил: «дал мне Бог чем очищать и освящать всю тварь и спасать от вторичной смерти — огненной». Его пророчество не оказалось ложным, но мы видели и слышали, и по смерти его получили таинство двух дней. Когда мы были в церкви, собравшись творить праздник во имя честного и блаженного отца нашего Зара-Бурука, повелел он нам гласом пророчества, сказанного нам при жизни, чтобы мы спустились в реку и совершили крещение накануне праздника Крещения Господня, в который, т. е. 10-го тера (5 января) спускаются иереи и верные к озерам и рекам. Он заповедал нам, чтобы мы не крестились в самый день Господа, да не будем согласны с отступниками веры и не крестимся одним крещением в один день с теми, которые оставили свою веру чистую и продали ее за злато... Посем в третий день повелел нам снова, и мы крестились в день праздника честного отца нашего, ибо пришло время пророчества. Мы слышали повеление и вошли в воду (bahr) великую, что при гробе его, а крестились иереи и диаконы; потом крестили старцев и младенцев, мужей и жен... И было в сей день бесчисленное множество людей, и тех, которые крестились, и тех, которые крестили, и тех, которые остались на берегу, ибо были недостойны, и тех, которые были в городе и стране своей, и не пришли ко гробу и не вошли в реку. И дал нам Бог завет: «кто крестится в сей воде… будет ему, как Мое крещение, да будет он чист от грехов».— Далее говорится о «завете» для крещающихся в реке великой, именуемой Геон, «которую он благословил рукою своею».

Таким образом здесь предписывается уже формальный раскол между религиозными партиями и запрещается общение в таинствах если только странный обряд, описываемый здесь, может носить это имя. Для нас это место могло бы иметь большой интерес, если бы его географические данные о положении гробницы Зара-Бурука были более определенны. Если bahr = озеро (м. б. и река), то мы на берегу Цана. С другой стороны библейским именем Геон назывался Абави, 23 и притом, кажется в евстафианских кругах Годжама. Т. обр. действие [10] происходит по-видимому на ю. или ю. в. берегах Цана, именно в Дарха.

О преставлении святого узнали и в другом месте подвигов его — Энфразе:

(ff. 77 v.—78 v.). «Были люди верные и верные в городе Энфраза, который был царской резиденцией. Они веровали в Иисуса Христа и Деву Богородицу и в Его распятие честное. Они полюбили блаженного и святого отца нашего Зара-Бурука, лишь услыхали о вере его и терпении, слушались слова его и повиновались ему во всем... Услыхав об его преставлении, они плакали много, собравшись. Посем постановили чада его иереи, верные и верные, идти ко гробу его и творить память его там с людьми дома его в 40 день. И в сей день явилось таинство чудес его в исцелении болящих... Видя сие, возрадовались чада и дщери его, собравшиеся сюда, и придя издалека, творили память во имя его... И придя в свой город, рассказали о чудесах человека Божия. Слыша сие, жители Энфраза, радовались великою радостью и ликованием творили праздник и установили собрание каждый месяц».

И здесь подчеркивается, что в Энфразе были «верные», вероятно в соответствие с историей мамхера отступника. Понимать ли это в буквальном смысле, или в специфически сектантском, неясно. Можно разве сказать, что рационалистов автор упрекнул бы скорее в неверии в воскресение Христово, а не в «распятие честное» этот упрек вероятно должен был уязвить «халкидонствующих», относящих распятие к человеческой природе. «Город царской резиденции» — вероятно упоминаемая в рассказе о мамхере-отступнике «Кесария», в таком случае отличная от встречающейся в хронике Сисинния и м. б. являющаяся условным именем.— Установление ежемесячного праздника и здесь указывает на распространенность этого попавшего на благодарную почву коптского обычая.

Рассказов о посмертных чудесах и, особенно, небесной славе Зара-Бурука много. Мы не будем на них останавливаться, но упомянем лишь об одном (ff. 19 v.—21 v.), где говорится, что за твердость веры и страдания за нее он получил ключи царствия небесного и обитель в доме Богоматери, а также повеление «обходить страны мира и переноситься в мгновение ока из конца в конец». Он исполнял это, и во время путешествия встретил страшных «тигров» (anamret) Левиафана и Бегемота. Он не испугался, а спокойно измерил их и открыл их пасти, чтобы посмотреть их зубы, а они, повиновались ему, как рабы господину, ибо благодать Божия была на нем». Само собою разумеется, что мы имеем здесь дело не с фольклором, а с последствиями чтения книги Эноха. [11]

Подводя итог сказанному, можем признать, что «чудеса» последнего известного нам абиссинского святого имеют интерес и литературный и исторический. Этот наиболее поздний агиологический текст указывает на существование литературных традиций в XVIII в., хотя и обнаруживает в значительной степени падение агиографического искусства. Сообщая нам интересные сведения о бурном периоде монашеских распрей, он указывает до какой напряженности дошли представители христологических толков, рассказывая о своем герое невероятные чудеса и ставя его выше древних мучеников. Наконец принадлежность Зара-Бурука к дабралибаносскому братству, при его евстаеиавских, противных тогдашним придворным сферам воззрениях, указывает на большую, чем до сих пор полагали, сложность вероисповедных комбинаций в Абиссинии XVII-XVIII веков.


Комментарии

1. Die neue Sammlung abess. Handschr. auf d. K. Bibl. zu Berlin. (Zentralbh f. Bibliothekswesen XXIII, 7-12. Cp. Виз. Вр. XIII, 721).

2. См. Зап. Вост. Отд. И. Рус. Apx. Общ. XIV, 066.

3. De Mas Latrie, Tresor de Chronologie, pp. 163-4.

4. См. наши «Исследования в области агиологических источников», стр. 84-88.

5. Ibid. стр. 12.

6. Патриархом, современником Зара-Бурука был действительно Иоанн XVI (1676-1718). См. м. пр. Vlieger, Coptic Church, p. 79.

7. См. наши «Исследования» стр. 186 след.

8. См. Визант. Врем. XIII, 268-291.

9. См. о них: В. В. Болотов, Несколько страниц из церковной истории Эфиопии СПБ. 1888 (= Христ. Чт. 1888, 1-2, 7-8, 11-12). Guidi, Uno squarcio di storia eccles. di Abissinia. Bessarione VIII, 10-26.

10. Напр. Кирилл из Дарха, представитель годжамских изгнанников. См. Guidi, Annales Johannis I etc. в Corpus Chabot, Ser. II, t. V, versio, p. 209.

11. Местность в с. з. углу берега оз. Цана. См. напр. карту к d'Abbadie, Douse ans etc. P. 1868. Кроме того Sima упоминается еще к ю. от Иебабы, след. к ю. от озера. См. Guidi Annales etc. p. 63, 84.

12. Это — очевидно вероисповедная формула толка, к которому принадлежал Зара-Бурук. Приношу глубокую благодарность проф. Mittwoch за сличение моей копии ее с оригиналом. Формула эта — крайняя монофисистская, даже тиграйского типа (Ср. Болотов, о. с. стр. 72 и 104). Характерно, что в ней даже обойдено самое слово «Св. Дух»; вместо него поставлено «Жизнь». Ср. наши «Исследования», стр. 77, пр. 4.

13. Guidi, Annales Iohannis I, Iyasu et Bakaffa (Corpus Chabot, ser. II, t. V, versio, p. 69). Царица, посетившая старца, была конечно Сабла-Вангель.

14. ibid. pp. 50-58.

15. Voyage aux sources du Nil (изд. 1791), IV, 337.

16. Guidi, Annales etc. pp. 214-217. B. B. Болотов. Несколько страниц из церковной истории Эфиопии, 41 сл.

17. Хотя вообще в это время попадается: см. Guidi, ib. p. 171.

18. См. Зап. Вост. Отд. И, Р. Арх. Общ. XVI, 1-62, особ. стр. 57. Журн. Мин. Нар. Просв. 1903, 12.

19. В хронике Сисинния упоминается город с этим именем на ю. в. берегу оз. Цана. См. Pereira. Suseuyos II, 378.

20. Guidi, Annales etc., versio, p. 66. Наши «Исследования», стр. 284.

21. Опять подтверждение сообщения Bruce об «евстафианстве» Иоанна!

22. Наши «Исследования» стр. 223 сл., 77 и др.

23. В житии Евстафия. См. наши «Исследования», стр. 360 и Corpus Chabot, Aethiop. Ser. II, t. XXI, versio, p. 82.

(пер. Б. А. Тураева)
Текст воспроизведен по изданию: Зара-Бурук, абиссинский святой XVII-XVIII века // Памятники эфиопской письменности, Вып. VIII. СПб. 1909 (Отдельный оттиск из XV тома Византийского Временника, 1908)

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017  All Rights Reserved.