Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  | Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

СИМЕОН ДАРЕМСКИЙ

ПИСЬМО ОБ АРХИЕПИСКОПАХ ЙОРКА

EPISTOLA DE ARCHIEPISCOPIS EBORACENSIS

ПРИЛОЖЕНИЕ

"ПИСЬМО ОБ АРХИЕПИСКОПАХ ЙОРКА"

Начинается письмо Симеона 1, монаха церкви святого Кутберта в Дареме, к Гуго 2, декану Йорка, об архиепископах Йорка

Вот 3 что, дражайший отче и господин Гуго, декану церкви святого Петра, я, Симеон 4, меньший слуга слуг святого Кутберта 5, насколько сумел в старинных книгах там и тут обнаружить, кратко поведал о череде понтификов церкви Йорка 6. О, если бы мне удалось следовать вашим приказаниям, отче, столь же успешно, сколь и [66] охотно 7! Помимо прочего, вам отрадно будет узнать, что мы прочитали 8 о том, что в нортумбрийской церкви в одно время были такие добродетельные мужи, как Вилфрид 9, который прожил семьдесят лет, епископом же был 45, Хад 10, Воза 11, Эата 12, Кутберт 13, Иоанн 14, понтифики великой святости. Помимо них в то же время жил блаженный Бенедикт 15, строитель монастырей Петра и Павла в Уирмуте 16 и Ярроу 17, а также воспитатель с детства и аббат [67] достопочтенного Беды, священника и учителя. Также в то время воссияла аббатисса Хильда 18.

Ибо, как несколько подробнее поведал нам наш Беда, он родился в год от Воплощения Господа 677-й 19, в год, который был девятым годом после прихода в Британнию Теодора 20, за год до первого изгнания блаженного Вилфрида 21, в то время, когда святой Кутберт вел жизнь отшельника 22. Он родился на земле упомянутого монастыря 23, и когда ему исполнилось семь лет, был отдан родителями упомянутому [блаженному] 24 аббату Бенедикту и, как он сам о себе свидетельствует, прожил до конца жизни в этом монастыре. Иному может показаться невероятным, что в отдаленном углу мира муж, который никогда не пересекал море для увеличения знаний, не посещал философских школ, прославился такой ученостью, составлением стольких книг и тем стал известен миру. Но не следует этому дивиться, как сам он объясняет, поскольку он вырос среди шестисот монахов блаженной жизни и удивительной учености, и всякое знание, которым обладал каждый из них, он собрал воедино в сосуде своего сердца, просветившись Святым Духом. И у него перед глазами были списки всевозможных книг, которые его аббат Бенедикт, среди прочих различных украшений, привез в монастырь в дар от апостоликов Виталиана и Агафона 25. Кроме того, то было время, когда ученые занятия весьма процветали в Англии, поскольку архиепископ Теодор и аббат Адриан 26, обойдя остров, повсюду останавливались среди народа англов, основывали школы для изучения как [68] священных, так и светских писаний, чтобы все, кто жаждал знаний находили неподалеку наставников, которые бы их учили. Поэтому сам Беда говорит об этом: "Известно, говорит он, что и сегодня живы еще некоторые их ученики, которые знают латынь и греческий так же хорошо, как и свой родной язык" 27. Наставленный этими их учениками мудрый юноша размышлял днем и ночью о Законе Божьем, так что даже своих учителей превзошел этот учитель. Он признавался, что не посещал для учения ни Францию, ни Италию, ни Грецию, объясняя, где и от кого научился тому, что пишет. Ибо он написал в первой книге "Толкования Песни Песней": "В этом труде прошу читателя, чтобы он не счел многословным меня, который о природе деревьев и пахучих трав, которые в этом томе содержатся во множестве, пожелал подробно изложить то, что узнал в писаниях древних. Ибо я это сделал не из высокомерия, но из-за невежества моего и моих ближних, которые далеко за кругом, то есть на острове в океанском море, родились и выросли. Поэтому мы можем узнать о том, что родится в первых частях мира, то есть Аравии и Иудее, Индии и Египте, только через писания тех, кто там жил" 28. Заболев в год своей жизни пятьдесят девятый, в день Вознесения Господня, когда уже конец его был близок, он начал во время молитвы петь антифон: "Царь славы, Господь могущества" и так далее до конца 29. И воздав хвалу Святой Троице: "Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу" с именем Святого Духа на устах сам испустил дух в год от Воплощения Господа 735-й, который был седьмым годом короля Кеолвульфа 30, которому он прежде адресовал "Историю народа англов". Похоронен он был в том же месте, где и крещен, то есть в Ярроу; но впоследствии его мощи перенесли к телу святого Кутберта 31.

В год от Воплощения Господа 627-й король Эдвин был крещен проповедью Паулина 32. Этот Паулин на протяжении шести лет проповедовал Слово Божие в области нортумбрийцев, а затем [в год 633-й] 33, [69] после убийства короля, вернулся в Кент, откуда прежде приехал. Этот первый предстоятель Йорка получил паллий от папы Гонория 34, а рукоположен был архиепископом Юстом 35. После ухода Паулина церковь Йорка [на протяжении тридцати лет] не имела собственного епископа, но предстоятели церкви Линдисфарна Айдан 36, Фннан 37, Колманн 38 и Туда 39 осуществляли церковное управление всей областью нортумбрийцев 40. На третьем году епископата Колманна, который был тридцатым годом понтификата скоттов в Англии, по окончании спора о праздновании Пасхи, послан был Вилфрид королем Алкфридом 41 в Галлию, чтобы его рукоположили в епископы, [и было ему около тридцати лет] 42. Но он настолько задержался в заморских [странах], что посвящен был в епископы церкви Йорка Хад; и он три года превосходно управлял церковью, а затем удалился в свой монастырь в Лестингаме 43, понтификат же всей области нортумбрийцев принял Вилфрид 44. Между тем, после смерти короля Освиу 45 наследовал королевство его сын Эгфрид 46. Он [70] после блаженной Этельдриды 47, которая была ему женой лишь по имени, вступил в брак с Эрменбургой 48. В ее сердце злокозненный враг нашел себе приют и, собрав там топливо вражды и ненависти к блаженному Вилфриду, устами женщины возмутил душу короля вплоть до изгнания понтифика. Но поскольку король не мог сместить понтифика без согласия архиепископа Теодора, то призвал архиепископа, чтобы тот приехал 49. После рассмотрения тяжбы, измышленной его обвинителями, Вилфрид был смещен со своего поста в год от Воплощения Господа 678-й, который был двенадцатым годом его епископата, и десять лет находился в изгнании 50. На второй год правления Альдфрида 51, который царствовал после своего брата Эгфрида, он вернул себе епископскую кафедру. Но после пяти лет снова, обвиненный этим королем и многочисленными епископами, он был смещен с кафедры 52. На тринадцатый год своего второго изгнания он принял епископат [церкви] Хексема 53, поскольку блаженный Иоанн сменил в Йорке умершего Бозу. На четвертый год после этого скончался блаженный Вилфрид, пробыв епископом 45 лет. После него предстоятелем церкви Хексема стал достопочтенный его священник Акка 54. А блаженный Иоанн, поскольку из-за глубокой старости не справлялся с управлением епископатом, назначив епископом церкви Йорка своего священника Вилфрида 55, [71] удалился в свой монастырь в "Лес Дейры" 56 и там в мире окончил жизнь, он был епископом 33 года 57. После 15 лет епископата Вилфрида его преемником стал Эгберт 58, муж из королевского рода, благородный и деятельный. Он первым после Паулина получил паллий от апостольского престола на седьмом году царствования короля Кеолвульфа, сто третьем году после ухода Паулина, то есть в год от Воплощения Господа 735-й, в каковой год достопочтенный учитель Беда умер в Ярроу 59. В свою очередь архиепископ Эгберт умер на 32-м году после получения епископства 60, и его преемником стал Альберт 61, который на седьмой год после получения епископства получил паллий от папы Адриана 62, в седьмой год царствования короля Эльреда 63. Когда этот Альберт умер на 14 году своего епископата, вместо него был назначен Эанбальд 64 в год от Воплощения Господа 780-й, в царствование Эльфвальда 65. В год же от Воплощения Господа 796-й Эанбальд умер на 17-м году своего епископата, и оставил преемником другого Эанбальда 66, который был священником той же церкви, в царствование короля Эардульфа 67. После Эанбальда Вульфсиге 68 управлял архиепископством в царствование Эанреда 69; после смерти Вульфсиге его преемником стал Вигмунд 70 в царствование того же короля. Он умер на 16-м году своего епископата 71, и его сменил Вульфхере 72. В то время бессчетное войско варваров[, а именно: Ингвар, Убба и Хальфдан со всем воинством [72] датчан и норвежцев,] 73 на кораблях прибыло в Англию, опустошив ее всю огнем и мечом. Подойдя к Йорку, они взяли город приступом, опустошив всю округу. Незадолго до их прихода нортумбрийцы изгнали своего короля, поставив королем Эллу 74, который был не из королевского рода. Но движимые необходимостью, они призвали изгнанного, и он вместе с тем, кого избрали вместо него, соединив 75 все силы нортумбрийцев, близ Йорка вступил в битву с врагами, нанеся немалый урон противнику, [и оба короля погибли вместе почти со всеми своими воинами] 76. Во главе уцелевших язычники поставили под своей властью короля Эгберта 77, заключив мир с врагами 78. Среди этого кровопролития епископ [Вульфхере] удалился в Аддингем [к западу от Йорка в долине, называемой Уорфдейл, над берегом реки Уорф между Отли и крепостью Скиптон] 79. В то время прославился [святой] мученик Эдмунд 80. Через семь лет нортумбрийцы, тайно сговорившись, изгнали из своих пределов своего короля Эгберта вместе с епископом Вульфхере, и поставили 81 королем некоего Риксига 82. Год спустя, когда король Эгберт умер, епископ вернулся к своей кафедре и церкви 83. Он окончил жизнь на 47-м году после назначения епископом, и его сменил Этельбальд 84 в год от Воплощения [Господа] 900-й 85. Этельбальд же на [73] четвертый год после того, как принял понтификат, получил паллий в царствование Эдуарда 86, сына короля Альфреда 87. После смерти Этельбальда его сменил Хротвеард 88, после того Вульфстан 89 управлял церковью в царствование Эадреда 90, брата короля Ательстана 91. [Он умер в год от Воплощения Господа 955-й] 92. Его сменил Оскитель 93 и шестнадцать лет управлял церковью, его преемником стал Эдвальд 94 в царствование Эдгара 95, сына короля Эдмунда 96. [Он умер в год от Воплощения Господа 970-й]. Но поскольку этот Эдвальд предпочитал [более] 97 спокойную жизнь, Освальд 98 принял управление церковью в год от Воплощения Господа 971-й 99, а на следующий год отправился в Рим и получил паллий от папы Бенедикта 100. [74]

После Освальда по порядку следовали: Альдульф 101, Вульфстан 102 Эльфрик 103, Кинесиге 104, Элдред 105, Томас 106, Герард 107, Томас 108 Турстан 109.

Комментарии

1. В рукописи T заголовок отсутствует.

2. В Йоркских источниках дьякон Гуго упоминается в 1090-1119 и 1130-1132 гг. Ранее считалось, что это два разных человека, и адресатом Симеона был первый из них. Однако сейчас некоторые исследователи допускают, что это был один и тот же человек. См.: Baker D. Scissors and Paste: Corpus Christi, Cambridge MS 139 again // Studies in Church History. 1975. 11. P. 83-123.

3. В рукописях T и H текст собственно письма идет после рассказа об архиепископах Йорка.

4. Symeon (Т, Н); Simeon (С).

5 .Древнейший монастырь в Нортумбрии был основан в 635 г. ирландским миссионером св. Айданом на острове Линдисфарн. В 883 г. из-за набегов скандинавов епископская кафедра была перенесена в Честер-ле-Стрит, а в 995 г. — в Дарем. Монастырь был посвящен Деве Марии, но уже в раннесредневековый период он стал известен, как "церковь святого Кутберта", по имени самого знаменитого из его епископов, чьи нетленные мощи являлись главной реликвией общины вплоть до Реформации.

6. В оригинале Eboracum.

7. В оригинале: Jussa vestrae paternitatis utinam tam efficaciter prosecutus quam libenter.

8. Это описание жизни Беды и положения церкви в Нортумбрии в его время основано на анонимном "Житии Беды" (Vita Bedae // PL. ХС. 41-54), которое Симеон, однако, в основном пересказывает своими словами, а не цитирует дословно.

9. Вилфрид — один из крупнейших деятелей ранней англосаксонской церкви. Епископ Йорка в 669-678 и 887-891 гг., южных саксов (Селси) в 881-886 гг., средних англов (Лестер) в 892-705 гг., Хексема в 705-709 гг. Умер в 709 г. Активно насаждал римскую систему организации церкви и празднования Пасхи, на соборе в Уитби в 664 г. одержал победу над ирландскими священнослужителями, которые, в результате, покинули Нортумбрию. Основал ряд монастырей в Нортумбрии, Мерсии и Сассексе. Его первое житие (которым активно пользовался Беда, а также многие позднейшие авторы) написал один из его учеников Эдди-Стефан. См.: Eddius Slephanus. The Life of Bishop Wilfrid / Ed. B. Colgrave. Cambridge, 1985).

10. В оригинале: Ceadda. Брат св. Кедда, епископа Восточной Англии, после смерти которого стал его преемником на посту аббата Ластингема в Нортумбрии. В 664-669 гг. был епископом Йорка (в отсутствие ездившего в Рим Вилфрида), был смещен из-за неканонического избрания архиепископом Теодором, но в 669 г. назначен епископом Мерсии. Умер в 772 г. Беда рассказывает о нем в НЕ IV. 2-3.

11. Епископ Йорка в 678-686 и 891-705 гг.

12. Аббат Мелроза, затем в 664 — 686 гг. аббат (с 678 г. — епископ) Линдисфарна. Учитель св. Кутберта. Сохранилось его житие в рукописи XVI в. (но написанное, видимо, намного раньше), практически полностью составленное на основе текстов Беды, опубл.: Miscellanea Biographica / Ed. J. Raine // Surtees Society. 1838. 8.

13. Считался главным святым Нортумбрии и одним из главных святых-покровителей Англии. Аббат и епископ Линдисфарна в 685-687 гг. Беда написал два его "Жития", стихотворное и прозаическое, см.: Bedas Metrische Vita sancti Cuthberti / Ed. W. Jaager // Palaestra. 1935. 198; Two Lives of St.Cuthbert / Ed. B. Colgrave. Cambridge, 1940 (в этом же издании опубликовано и более раннее анонимное житие, которое было основным источником Беды).

14. Ученик архиепископа Теодора. Епископ Хексема в 687-705 гг., епископ Йорка в 705-718 гг. Сложив с себя обязанности епископа, удалился в основанный им монастырь в Беверли, где скончался в 721 г. Его житие, написанное в конце XI в. фламандским агиографом Фолькардом, опубликовано в HCY I. Р. 239-293.

15. Бенедикт-Бископ, основатель и первый аббат монастыря Уирмут в устье р. Уир (674-689). Нортумбрийский тан по происхождению, в 25 лет решил стать монахом, несколько раз ездил в Рим, откуда привозил многочисленные книги, предметы церковного убранства и мастеров (в особенности, каменщиков). Беда подробно рассказывает о нем в своей "Истории аббатов" Новейшее изд.: The Age of Bede / Ed. J. F. Webb, D. H. Farmer. L., 1989; русск. пер. 1-й книги: Беда. Жития аббатов / Пер. В. В. Зверевой // Средние века. М., 2002. Вып. 69.

16. В оригинале: Wermouth.

17. В оригинале: Giruum.

18. Дочь Хрерика, племянника короля Нортумбрии Эдвина. Аббатисса монастыря на "Оленьем острове" (современный Хартлпул), затем основательница и аббатисса монастыря Стренескалк (Уитби), где учились, в частности, будущие епископы Иоанн из Беверли и Вилфрид. Беда подробно рассказывает о ней в НЕ IV. 23.

19. Беда не сообщает год своего рождения, но указывает, что окончил "Церковную историю" на 59-м году жизни, т.е., он родился, очевидно, в 673-674 гг. Автор "Жития Беды", ошибочно отождествив год окончания "Истории" с годом смерти Беды (735 г.), решил, что Беда родился в 677 г.

20. Греческий монах, уроженец Тарса. Архиепископ Кентербери в 668-690 гг. Один из крупнейших деятелей ранней англосаксонской церкви. Вместе со своими соратниками (прежде всего аббатами Адрианом и Бенедиктом-Бископом) провел ряд важных мероприятий в сфере церковной организации и образования. Рассказ о его деятельности составляет основное содержание 4-й книги "Церковной истории" Беды.

21. В рукописи С ошибочно: "через год после".

22. До своего избрания епископом св. Кутберт много лет жил отшельником на небольшом островке Фарне близ о. Линдисфарн.

23. Т.е. Уирмут.

24. Нет в рукописи С.

25. Римские папы Виталий (657-672) и Агафон (678-681).

26. Уроженец Северной Африки, был аббатом в одном из монастырей Кампании. Аббат монастыря св. Петра в Кентербери (позднее известен под названием монастыря св. Августина) в 670-710 гг. и ближайший сподвижник архиепископа Теодора.

27. НЕ IV. 2. Симеон приводит точную цитату из Беды, тогда как в "Житии Беды" она несколько изменена.

28. PL XCI. 1077. Этой цитаты нет в "Житии Беды".

29. В католической церкви этот антифон поется на вечерне перед праздником Вознесения.

30. Король Нортумбрии с 729 г. В 731 г. его сместили и насильно постригли в монахи, но вскоре он вернул себе трон. В 737 г. добровольно отрекся от престола и стал монахом в Линдисфарне, вскоре после смерти был объявлен святым. Беда посвятил ему свою "Церковную историю английского народа".

31. Это сделал в начале XI в. ризничий церкви Дарема Альфред, сын Весту, прадед известного богослова и историка Эйльреда из Рьево.

32. Уроженец Италии. В 627 г. крестил короля Нортумбрии Эдвина и стал первым епископом Йорка. В 633 г. после убийства Эдвина вернулся в Кент и в 642 г. стал епископом Рочестера (умер в 644 г.).

33. Здесь и далее в квадратные скобки заключен текст из рукописи С, отсутствующий в рукописях Т и Н, если иное не оговорено особо.

34. Гонорий I (625-638).

35. См. НЕ II. 9-20. Епископ Рочестера в 604-617, 618-624 гг., 4-й архиепископ Кентербери в 624-627 гг. Сохранилось его житие, написанное Госцелином, в составе серии коротких житий первых архиепископов Кентербери (неопубликовано, см. The Life of King Edward the Confessor who rests at Westminster / Ed. F. Barlow. Oxford, 1992. P. 147).

36. Ирландский миссионер, монах из Айоны. Активно занимался христианизацией Нортумбрии при поддержке королей Освальда и Освине. Первый епископ Линдисфарна и всей Нортумбрии (635-651). Беда подробно пишет о нем в НЕ III. 5-17 и Vita Cuthberti. С. 4.

37. Ирландец, монах из Айоны. Преемник Айдана на посту епископа Линдисфарна (651-661). Продолжил его миссионерскую деятельность за пределами Нортумбрии: крестил сына мерсийского короля Пенды Пэду (вице-короля средних англов) и короля Эссекса Сигеберта.

38. Ирландец, монах из Айоны. Епископ Линдисфарна в 661-664 гг. Потерпев поражение в споре относительно празднования Пасхи на соборе в Уитби в 664 г., вместе со своими сторонниками покинул Линдисфарн и уехал в Ирландию.

39. Англосакс по происхождению, воспитанный ирландцами. После ухода Колманна в 664 г. стал епископом Линдисфарна, но в том же году умер во время эпидемии.

40. В оригинале: totius Northumbrorum prouincias administrauerunt pontificatum.

41. В оригинале: Alfridus. Сын короля Нортумбрии Освиу (из династии Берниции) и Эанфледы, дочери короля Эдвина (из династии Дейры). Около 655-664 гг., вероятно, был королем Дейры под верховной властью отца. В 655 г. вместе с Освиу сражался против короля Мерсии Пенды, хотя был женат на его дочери. В 664 г. выступил против отца, потерпел поражение и бежал, возможно, в Мерсию. Дата смерти неизвестна.

42. Cum esset annorum circiter triginta — дословно из HE V. 19.

43. В оригинале: Lestingsn.

44. См. НЕ V. 19.

45. Во всех рукописях ошибочно — Oswino. Брат святого Освальда, король Берниции в 642-655 гг., всей Нортумбрии — в 655-670 гг. Беда называет его седьмым "верховным правителем англов" (НЕ II. 5).

46. Король Нортумбрии в 670-685 гг.

47. Дочь короля Восточной Англии Анны. Была замужем сперва за правителем Южного Гирве (область на западе Восточной Англии) Тондбертом, а затем за королем Нортумбрии Эгфридом, но, согласно церковной традиции, в обоих браках сохранила девственность. Под влиянием своего духовного наставника еп. Вилфрида приняла монашество и удалилась в монастырь в Колдингеме, а затем стала аббатиссой в основанном ей монастыре Или в Восточной Англии, где впоследствии хранились ее нетленные мощи. Одна из наиболее популярных английских святых (от ее имени происходит современное имя Одри). Сохранилось много посвященных ей агиографических текстов, в основном, из Или. См.: Ridyard S. J. The Royal Saints of Anglo-Saxon England. Cambridge, 1988. Беда рассказывает о ней в НЕ IV. 19-20.

48. Не упоминается у Беды. После смерти Эгфрида она стала монахиней в неизвестном монастыре.

49. Из всех известных источников, рассказ Симеона ближе всего к "Житию св. Вилфрида" Эадмера (в частности, только там утверждается, что король не мог сместить Вилфрида без участия архиепископа Теодора) См. HCY II. Р 186-189

50. НЕ V. 19.

51. Aldfridi (С, Н); Alkfridi (Т). Король Нортумбрии в 685-705 гг. Незаконный сын короля Освиу и ирландской принцессы. Во время правления своего брата Эгфрида находился в изгнании.

52. Практически дословно из НЕ V. 19.

53. Haugustaldensem (Т, Н); Haugustaldensis ecclesi<e (С).

54. В рукописи Т ошибочно — Eata, в С и Н — Асса. Дословно из НЕ V. 20. Ученик св. Вилфрида и друг Беды, который посвятил ему большинство своих теологических сочинений. Епископ Хексема в 709-731 гг., был смещен и умер в 740 г. Один из главных святых церкви Хексема.

55. Епископ Йорка в 718-732 гг.

56. В оригинале: silua Deirorum.

57. Это предложение практически дословно взято из НЕ V. 6.

58. Двоюродный брат короля Кеолвульфа. Епископ Йорка с 732 г. В 735 г., получив паллий от папы Григория 111, стал вторым архиепископом Йорка (до своей смерти в 766 г.). Его положение еще более укрепилось после того, как в 738 г. королем Нортумбрии стал его брат Эдберт. Основал в Йорке школу, самым знаменитым учеником которой был Алкуин. Беда адресовал ему письмо с критикой положения Церкви в Нортумбрии (русск. пер.: Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов / Пер. В. В. Эрлихмана. СПб., 2001. С. 306-308).

59. HR. Р. 13.

60. Ibid.

61. Ibid. P. 22. Другой вариант имени — Этельберт. Архиепископ Йорка в 767-780 гг. При арх. Эгберте возглавлял основанную им кафедральную школу.

62. Адриан I (772-795).

63. HR. Р. 24. Alredi (T, Н); Alcredi (С). Король Нортумбрии в 765-774 гг.

64. Архиепископ Йорка в 780-796 гг. Ученик архиепископов Эгберта и Этельберта.

65. HR. Р. 25-26. Король Нортумбрии в 778-789 гг.

66. Архиепископ Йорка в 796-808 (?). Ученик Алкуина.

67. HR. Р. 34. В рукописи С ошибочно — Осреда (убит в 790 г.). Эардульф — король Нортумбрии в 796-808 и 809-810 гг.

68. В оригинале: Wlsius. Архиепископ Йорка в 808(?) — 830/837 гг.

69. Король Нортумбрии в 810-844, сын короля Эардульфа.

70. В оригинале: Wymundus. Архиепископ Йорка в 837-854 гг.

71. Симеон единственный указывает продолжительность епископата Вигмунда.

72. HR. Р. 45. В оригинале: Wlfere. Архиепископ Йорка в 854-900 гг.

73. Inguar, scilicet, et Ubba, et Haldana, cum omni exercitu Danorum et Noraganorum. Cp. Annales Lindisfarnenses et Dunelmenses // MGH, Scriptores. T. 19. S. 506.

74. В рукописях T и Н ошибочно — Anna, С — Ella.

75. Coadunatis (С); adunatis (Т, Н).

76. HR. Р. 48 и De primo Saxonum adventu.... P. 208.

77. Король Нортумбрии (земель к северу от Тайна) в 867-872 гг.

78. De primo Saxonum adventu... P. 208.

79. Inter has strages remotius se agebat episcopus [Wlferius] apud Addingeham [in occidentali parte Eboraci in valle qua; uocatur Hweuerdale, super ripam fluminis Hwerf, inter Oteleiam et castellum de Scipctun], Слова в скобках отсутствуют в рукописях Т и Н. Аддингем находится на крайнем западе Западного Райдинга Йоркшира. В 1947 г. при раскопках там обнаружили остатки резного англосаксонского креста, но еще в середине XI в. (по "Книге Страшного Суда") там не было собственной церкви. Неизвестно, откуда Симеон взял эту информацию.

80. HR. Р. 50. Король Восточной Англии в 855-869 гг., был убит викингами. Уже в IX в. стал почитаться как мученик. Один из наиболее популярных средневековых английских святых. См.: Ridyard S. J. The Royal Saints of Anglo-Saxon England. Cambridge, 1988.

81. В рукописи С — "вернули" (restituunt вместо substituunt).

82. Король Нортумбрии (земель к северу от Тайна) в 872/73-876 гг.

83. HR. Р. 70; LDE II.6.

84. Архиепископ Йорка в 900-904/928 гг.

85. В первой части "Истории королей Англии" рукоположение Этельбальда помещено под 900 г. (HR. Р. 63), во второй — дважды, под 898 и 900 гг. (HR. Р. 76). Смерть Вульфхере помещена в первой части "Истории королей Англии" под 892 г., и указывается, что он был архиепископом 39 лет (что также дает 853 г., как дату начала его архиепископата). В латинских анналах рукописи F Англосаксонской хроники смерть Вульфхере упоминается под 893 г.

86. Эдуард Старший — король Уэссекса в 899-924 гг. Продолжил политику своего отца Альфреда, объединив все англосаксонские земли, кроме Нортумбрии.

87. Источник неизвестен. Альфред Великий — король Уэссекса в 871-899 гг. В условиях тяжелейшей борьбы против вторжения скандинавов, объединил все оставшиеся незахваченными англосаксонские земли, провел ряд военных, административных и образовательных реформ, заложив основы единого англосаксонского государства. Поощрял создание литературы на древнеанглийском языке (переводы Григория Великого, Орозия, Боэция, Беды), при нем началось составление Англосаксонской Хроники.

88. В оригинале: Lothewardus. Архиепископ Йорка в 904/928-931 гг.

89. В оригинале: Wlstan. Архиепископ Йорка в 931-956 гг.

90. Сын Эдуарда Старшего, король Англии в 946-955 гг.

91. Edredo fratre Adelstani regis (T, H); Ealdredo fratre Ethelstani regis (С). Ательстан — король Англии в 924-939 гг., сын Эдуарда Старшего. В 937 г. при Брунанбурге разгромил объединенное войско скандинавов и шотландцев и установил контроль над Нортумбрией.

92. Смерть Вульфстана I упоминается в HR и ASC (Е) под 956 г., в ASC (D) — под 957 г.

93. В оригинале: Oscytellus. Датчанин по происхождению, архиепископ Йорка в 956-971 гг., епископ Дорчестера в 934/951-958 гг. Его смерть упоминается в ASC (В,С) 971, где говорится, что он был епископом 22 года. Избрание Оскителя архиепископом и его смерть упоминаются во 2-й части "Истории королей Англии" (HR. Р.78) на основе хроники Иоанна Вустерского.

94. Этот архиепископ упоминается только в "Письме" Симеона и основанных на нем текстах. Athelwoldus (Т, Н); Aedwaldum (С). Архиепископ Йорка в 971-972 гг.

95. Король Англии в 959-975 гг. Его правление считается временем расцвета англосаксонского государства.

96. Эдмунд I — король Англии 939-946 гг., сын Эдуарда Старшего.

97. Нет в рукописи С.

98. Один из главных (наряду со св. Дунстаном и Этельвольдом) деятелей монашеской реформы в англосаксонской церкви середины X в. Племянник архиепископа Кентербери Оды и родственник архиепископа Йорка Оскителя. Основатель монастыря Рамзи. Епископ Вустера (где начал постепенно преобразовывать кафедру из секулярной в монашескую) в 961-992 гг., архиепископ Йорка в 972-992 гг. Его жития, написанные Биртфертом из Рамзи и Эадмером см.: HCY I. Р. 399-475; HCY II. Р. 1-60.

99. HR. Р. 78.

100. HR. Р. 78. Однако Симеон пользовался каким-то другим источником, поскольку там (вслед за Иоанном Вустерским) папа, давший Освальду паллий, ошибочно назван Стефаном. Папой в то время был Бенедикт VI (973-974).

101. Adulfus (Т. H); Aldulfus (С). Аббат монастыря Питерборо, восстановленного св. Этельвольдом, затем епископ Вустера в 992-1002 и архиепископ Йорка в 995-1002 гг.

102. Один из крупнейших церковных, политических и литературных деятелей позднего англосаксонского периода. Ближайший советник королей Этельреда II и Кнута. Епископ Лондона в 996-1002, Вустера — в 1003-1016 гг., архиепископ Йорка в 1003-1023 гг. Автор многочисленных проповедей ("Обращение к англам"), трактатов ("Instiluta Politii") и юридических текстов на древнеанглийском и латыни.

103. Aluricus (Т, Н); Aelfricus (С). Архиепископ Йорка в 1023-1041 и 1042-1051 гг., епископ Вустера в 1040-1041 гг. Оказывал покровительство коллегиям секулярных клириков в Беверли и Саутвелле.

104. В оригинале: Kynsius. Архиепископ Йорка в 1051-1060 гг.

105. В оригинале: Aldredus. Епископ Вустера в 1047-1062, Херефорда — в 1056-1060 гг., архиепископ Йорка в 1061-1069 гг. Один из главных советников Эдуарда Исповедника. Согласно некоторым источникам именно он после битвы при Гастингсе на Рождество 1066 г. короновал Вильгельма Завоевателя. Последний англосаксонский архиепископ Йорка.

106. Каноник церкви в Байё, капеллан епископа Одо, брата Вильгельма Завоевателя. Архиепископ Йорка в 1070-1100 гг. После спора с архиепископом Ланфранком был вынужден в 1072 г. признать главенство архиепископа Кентербери.

107. Епископ Херефорда в 1096-1100 гг., архиепископ Йорка в 1100-1108 гг. В противостоянии с Ансельмом Кентерберийским безуспешно пытался отстоять равенство церкви Йорка по сравнению с Кентербери.

108. Племянник архиепископа Томаса I, сын Самсона, епископа Вустера. Архиепископ Йорка в 1109-1114 гг. В 1109 г. вынужденн был признать главенство архиепископа Кентербери.

109. В оригинале: Turstinus. Секретарь Генриха I. Архиепископ Йорка в 1114 (рукополжен в 1119-1140 гг. Отказывался признать верховенство архиепископа Кентербери и в 1119 г. был рукоположен папой Каликстом II, несмотря на протесты короля и архиепископа Кентербери, добившись фактически независимости церкви Йорка. В рукописях T и Н на этом список кончается. В рукописи С далее перечислены архиепископы Уильям Фитц-Герберт (1143-1147, 1153-1154), Генрих Мур-дак (1147-1153) и Роджер из Пон-Левека (1154—1181). В оригинале: Willelmus, Henricus, Rogerus.

 

(пер. С. Г. Мереминского)
Текст воспроизведен по изданию: Наследники Беды: «Письмо об архиепископах Йорка» Симеона Даремского в контексте исторической культуры Северной Англии в первой половине XII в. // Средние века, Вып. 66, 2005

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017  All Rights Reserved.