Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  | Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

САДР АД-ДИН АЛ-ХУСАЙНИ

СООБЩЕНИЯ О СЕЛЬДЖУКСКОМ ГОСУДАРСТВЕ, СЛИВКИ ЛЕТОПИСЕЙ, СООБЩАЮЩИХ О СЕЛЬДЖУКСКИХ ЭМИРАХ И ГОСУДАРЯХ

ВВЕДЕНИЕ

Более чем полуторавековой период существования Сельджукского государства 1 — время, необычайно богатое событиями и важное для последующей исторической судьбы народов Среднего и Ближнего Востока. Это государственное образование — самое обширное в Западной Азии со времен Арабского государства VII в. и халифата VIII—IX вв.— появилось в результате первой крупной победы завоевательного движения огузских и других тюркских племен, возглавленного Представителями рода Сельджука, в битве при Данданакане 24 мая 1040 г. После того как в этом сражении были сокрушены войска газневидского султана Мас'уда, завоеватели, не встречая на западе серьезной политической и военной силы, которая бы могла противостоять им, продолжали свои походы. Одна за другой области, ранее подвластные Бувейхидам, были присоединены к новому государству. Захват Багдада в 1055 г. и подтверждение халифом титула султана за Тогрул-беком — старшим в роде Сельджука — знаменовали признание государственной власти Сельджукидов в качестве верховного светского сюзерена в завоеванных странах. Дальнейшие походы Сельджукидов продолжались как «войны за веру» и защиту ее «чистоты» и при преемниках Тогрул-бека — Алп-Арслане и Малик-шахе. К концу Правления султана Малик-шаха (1092 г.) границы империи Сельджукидов простирались от Кашгара на востоке до Средиземного и Мраморного морей на западе, от Кавказских гор и Черного моря на севере до Йемена на юге.

Хотя период сельджукского господства отмечен новыми явлениями в экономической и социальной жизни стран Среднего и Ближнего Востока, в частности развитием новых форм феодальных пожалований, и представляет важный этап этногенетического процесса в ряде стран упомянутого региона, он все же не может считаться достаточно изученным. Причиной (8)   этой является неполнота и недостаточная разработка источников по истории Сельджукского государства 2.

Ко времени возникновения Сельджукской державы в странах Ближнего и Среднего Востока существовала развитая историография на арабском и персидском языках, создавались сочинения по истории регионов и династий 3. Но у нас отсутствуют данные о том, составлялись ли какие-либо исторические сочинения специально для первых сельджукских султанов. Упоминаемые в более поздних трудах средневековых авторов такие сочинения, как Сират ал-малик Тогрул-бек ас-Селджуки, Малик-нама, Рисала-и Маликша-хиййа, Санджар-нама, 'Уйун ат-таварих и другие, до нас не дошли, а у нас нет данных, которые позволили бы судить об их содержании. Для начальной истории Сельджукидов большое значение имеют сочинения представителей знаменитой семьи ас-Саби 4. Хилал ибн Мухассин ас-Саби (359— 448/970—1056) составил погодовую хронику Ta'pux («Летопись»), завершив ее в год своей смерти 5. Сочинение Хилала ас-Саби полностью до нас не дошло. По сообщению ас-Сахави, оно состояло из сорока томов, но его материал сохранился лишь частично в труде Абу Йа'ла Хамзы ибн Асада Ибн ал-Каланиси (ум. в 555/1160 г.) Зайл Ta'pux Димашк («Продолжение летописи Дамаска») 7.

Сын Хилала ас-Саби — Гарс ан-Ни'ма Мухаммад ибн Хилал ас-Саби (416—480/1025—1088) продолжил хронику отца, доведя ее до 479/1086 г. Сочинение Гарс ан-Ни'ма также не дошло до нас, но его текст в значительной части сохранился в труде Мир'ат аз-заман («Зеркало времени») Сибта Ибн ал-Джаузи (581—655/1186—1257), вывезшего из Багдада в Дамаск автограф 'Уйун ат-таварих («Источники летописей») Гарс ан-Ни'маи включившего его сообщения в свой труд. Соответствующая часть последнего издана в 1968 г. турецким ученым Али Севимом. (9)

Важным источником по истории Сельджукидов является сочинение видного мусульманского ученого — знатока традиции, историка и ханбалитского проповедника Абу-л-Фараджа 'Абд ар-Рахмана Ибн ал-Джаузи (507—597/1114—1200) ал-Мунтазам фи Ta'pux ал-мулук ва-л-умам («Упорядоченный [свод] по истории владык и народов») 9. В этот труд включены сведения из не дошедших до нас сочинений по истории ранних Сельджукидов таких авторов, как Мухаммад ал-Хамадани, Хилал ас-Саби, Хибаталлах ас-Сакти и др. Ал-Мунтазам Ибн ал-Джаузи представляет собой погодовую Хронику истории халифата с 871 по 1179 г., причем к краткому обзору важнейших событий каждого года добавлено большое число некрологических заметок о выдающихся людях, умерших в этом году.

Автор знаменитого многотомного труда ал-Камил фи-т-. та'pux («Совершенный в истории») 10 'Изз ад-Дин Абу-л-Хасан 'Али ибн Мухаммад Ибн ал-Асир (555—630/1160 — 1233), хотя и не называет свои источники, пользовался, для изложения истории ранних Сельджукидов трудами предшествовавших ему историков, особенно представителей багдадской школы. Им использовано упомянутое сочинение Ибн ад-Джаузи, хотя о его авторе он говорит лишь один раз и связи с его смертью. Немало важных сведений по истории Сельджукидов имеется и в другом труде Ибн ал-Асира по истории атабеков Мосула. Наиболее ценными являются те известия Ибн ал-Асира, где он выступает как современник событий и передатчик рассказов очевидцев.

Важные сообщения по истории Сельджукского государства, почерпнутые в ряде случаев из не дошедших до нас памятников, сохранились в компилятивных сочинениях сирийских авторов — Михаила Сирийца (1126—1199) 13 и Григория (10) Абу-л-Фараджа Бар Эбрея (1226—1286) 14. Последний оставил сокращенный перевод своей сирийской хроники на арабский язык.

Особое место в историографии сельджукского периода занимает внук Ибн ал-Джаузи — Шамс ад-Дин Абу-л-Музаффар Йусуф ибн Кыз-оглу, больше известный как Сибт ибн ал-Джаузи 16. Его известное сочинение Мир'ат аз-заман фи та'рих ал-а'йан («Зеркало времени в летописи знаменитостей») — это универсальная летопись от «сотворения мира» до 1256 г., построенная по образцу труда его деда. В летописи сообщаются важнейшие события данного года, а затем в алфавитном порядке приводятся некрологические заметки о лицах, умерших в этом году, причем эти сообщения документируются на основании сведений из сочинений ат-Табари, Хилала ас-Саби, Гарс ан-Ни'ма, Ибн ал-Каланиси, Ибн ал-Джаузи, 'Имад ад-Дина ал-Исфахани и Других авторов.

Ибн Халликан (1211—1282) пишет, что он «видел в Дамаске список исторического труда Сибта ибн ал-Джаузи Mup'aт аз-заман, состоявший из сорока томов, каждый из которых был автографом» 17. К сожалению, большая часть томов этого сочинения утеряна и покамест изданы только восьмой том, излагающий события 495—654/1101—1256 гг. 18, и часть, посвященная времени с 448/1056-57 по 479/1086-87 г..

Одним из самых интересных повествовательных источников по истории Сельджукидов являются мемуары везира сельджукских султанов Махмуда и Мас'уда и халифа ал-Мустаршид би-ллаха — Ануширвана ибн Халида ибн Мухаммада ал-Кашани (ум. в 1138 г.). Эти мемуары были написаны на персидском языке и названы Футур заман ас-судур ва судур заман ал-футур («Упадок времени везиров и везиры времени упадка»). Они охватывают период от царствования султана Малик-шаха (1072—1092) до смерти султана Тогрула II ибн Мухаммада (1134 г.). 'Имад ад-Дин Мухаммад (11) ибн Мухаммад ал-Катиб ал-Исфахани (ум. в 597/1201 г.) перевел их на арабский язык, дополнил вводными главами о ранних Сельджукидах и дважды продолжил этот труд: первый раз — до времени перевода (1183 г.) и позже — до даты смерти последнего сельджукского султана Тогрула III (1194 г.). Это сочинение 'Имад ад-Дин назвал Нусрат ал-фатра ва 'усрат ал-фитра («Помощь в усталости и убежище созданий»). Оно известно в единственной рукописи Национальной библиотеки в Париже и до сих пор не издано 20. Для читателей это сочинение, однако, доступно в сокращенном варианте, выполненном Абу Ибрахимом Фахр ад-Дином ал-Фатхом ибн 'Али ибн Мухаммадом ал-Бундари ал-Исфахани (586—643/1190—1245) и названном Зубдат ан-нусра ва нухбат ал-усра («Сливки „Помощи" и избранное из „Убежища"») 21. В предисловии к Зубдат ал-Бундари пишет, что он сохранит «все исторические черты, все факты и даже лучшие перлы красноречия 'Имад ад-Дина». В. Р. Розен, проверив, как ал-Бундари выполнил свое обещание, на основе сличения фрагмента о поражении византийского императора Романа Диогена в битве при Малазгирте пришел к выводу, что «действительно, ал-Бундари не пропустил ничего существенного, а ограничился лишь незначительными изменениями некоторых фраз». В правление последних сельджукских султанов Ирака Арслана и Тогрула III появляются хроники на персидском языке по истории Сельджукидов, составленные лицами, состоявшими на службе у султанов. Автором одной из таких хроник — Селджук-нама — был наставник султана Арслана ибн Тогрула — Захир ад-Дин Нишапури (ум. в 1186 г.) 23. Рассказ о событиях в этом сочинении доведен до вступления на престол Тогрула III ибн Арслана (1177 г.) 24.

У этого султана находился на службе автор другого персидского сочинения по истории Сельджукидов — Абу Бакр (12) Наджм ад-Дин Мухаммад ибн 'Али Раванди. Его труд Рахат ас-суду р ва айат ас-су рур («Успокоение сердец и знамение радости») доводит изложение до 1199 г. Он основан в своей главной части (от возвышения Сельджукидов и до правления Тогрула III) на материалах Захир ад-Дина Нишапури, но для царствования Тогрула и событий после его смерти имеет самостоятельное значение 25.

Предлагаемое вниманию читателей сочинение Садр ад-Дина Абу-л-Хасана 'Али ибн Абу-л-Фавариса Насира ибн 'Али ал-Хусайни имеет на титульном листе рукописи название Ахбар ад-даулат ас-селджукиййа («Сообщения о Сельджукеком государстве»), но во введении к тексту оно именуется Зубдат ат-таварих [фи] ахбар ал-умара' ва-л-мулук ас-селджукиййа («Сливки летописей, сообщающих о сельджукских эмирах и государях») и в каталог рукопись вошла под этим названием 26.

Авторство Садр ад-Дина ал-Хусайни, его титул саййид и заглавие сочинения Зубдат ат-таварих подтверждают Камал ад-Дин Ибн ал-'Адим (1192—1262) 27 и 'Ала' ад-Дин Джувайни (1225—1283) 28.

Последним событием, упомянутым в книге ал-Хусайни, является смерть атабека Узбека и прекращение династии Ильдегизидов в 622/1225 г. Но сообщение об этом находится в последней главе (по условной нумерации — 41-я). Эта глава, как и предшествующая, 40-я, производит впечатление позднейшего добавления. Они содержат краткие и отрывочные перечни — в главе 40 перечислены сельджукские султаны от Тогрула I до Санджара (пропущены Бёркийарук и малолетние султаны — Махмуд I и Малик-шах II), а в 41-й — их мамлюки, ставшие владетелями и основателями династий. Эти главы оторваны от основного изложения, и Кл. Каэн считает, что они были прибавлены позднейшим переписчиком 29. (13)

Уже при первом знакомстве с рукописью Зубдат ат-тавapux специалисты пришли к заключению, что это сочинение основано на трудах предшественников 30. Однако из источников, которыми пользовался автор Зубдат, можно точно определить лишь один — сочинение 'Имад ад-Дина ал-Исфахани Нусрат ал-фатра. Автор Зубдат ссылается на Имад ад-Дина (лл. 436, 556), и сопоставление текстов позволило заключить, что для времени с 485/1092 по 547/1152 г. Нусрат ал-фатра является для него главным источником. 31

Правда, текст Зубдат ат-таварих свободен от риторических фигур и замысловатых иносказаний, свойственных садж'у (рифмованной прозе) 'Имад ад-Дина, изложение в Зубдат сжато, внимание автора здесь сосредоточено почти исключительно на деятельности султанов и эмиров, характеристика везиров (основной сюжет источника 'Имад ад-Дина — сочинения Ануширвана ибн Халида) занимает мало места, но содержание рассказов о событиях этих лет в обеих книгах совпадает и текстуальная зависимость от 'Имад ад-Дина видна в Зубдат вполне отчетливо. Что же касается источников сочинения ал-Хусайни в части, посвященной ранней истории сельджуков, то здесь сравнение с текстами, дошедшими до нас, не позволило установить, какие сочинения были использованы.

Кроме 'Имад ад-Дина ал-Исфахани, ал-Хусайни не называет авторов сочинений, упоминая лишь «Книгу о достоинствах», везира Низам ал-Мулка (л. 40а), не известную нам из других источников.

Кл. Каэн предполагает, что Зубдат ат-таварих ахбар ал-умара' ва-л-мулук ас-селджукиййа — сложная компиляция, в создании которой отразился труд трех (или, по меньшей мере, двух) составителей. 'Али ибн Насир ал-Хусайни является составителем лишь первой части, возникшей около 560/1164 г. Автором части, посвященной событиям после 547/1152 г., является неизвестное по имени лицо. Этот автор жил на северо-западе Ирана и располагал оригинальной информацией. Возможно, он был близок к окружению султана Тогрула III ибн Арслан-шаха 32.

Предположения Кл. Каэна относятся к вопросу о вероятных источниках Зубдат ат-таварих. Рассматривая же книгу в целом, отметим, что она объединена замыслом ее составителя — представить вкратце историю Сельджукидов со (14) времени возникновения их державы и до гибели последнего государя династии. На всем протяжении Зубдат эта цель составителя проведена довольно последовательно — «вставных» рассказов в книге немного. Кроме того, во всем тексте книги наблюдаются общие черты в терминологии, а также в титулатуре султанов, везиров, эмиров и др., в частности, султаны и везиры именуются таковыми еще тогда, когда они не занимают престола или должности 33. Некрологические заметки, включенные в Зубдат, касаются почти исключительно султанов. Как видно, составитель книги не ограничивался механическим объединением сообщений своих источников, а отбирал и редактировал материал. В самом названии книги — Зубдат («сливки», «отборная часть») отразился ее «жанр» — изложение избранных мест других сочинений. Составитель нашего памятника, вероятно, имел их под рукой, так как приводит немало дат. В одном случае, правда, дата одного и того же события приведена по-разному: это год рождения султана Санджара (на л. 37а указан 477 г. х., на л. 69а — 479 г. х.). Но противоречивых сообщений из-за механического объединения сведений разных источников в Зубдат почти нет. Не лишено вероятности, что составление и редактирование Зубдат ат-таварих на основе различных источников в том виде, в котором книга дошла до нас,— плод труда одного лица. Мог ли быть этим составителем и редактором нашего памятника названный в начале книги Садр ад-Дин Абу-л-Хасан 'Али ибн Насир ал-Хусайни? Ал-Хусайни известен нам как переписчик рукописи знаменитого сочинения ал-Газали Тахафут ал-фаласифа: из приписки выясняется, что он завершил эту работу 25 раби I 555 г. х. (5 апреля 1160 г.) 34. Кроме того, известно, что некий саййид Садр ад-Дин, по всей вероятности, идентичный ал-Хусайни, был автором недошедшей до нас книги Ta'pux-u хорезмшахи 35. Такой труд был скорее всего предпринят в пору могущества государей из династии хорезмшахов, не ранее 70 годов XII в. Поэтому предположение о принадлежности Али ибн Насиру ал-Хусайни лишь первой (15) части Зубдат не является, по нашему мнению, единственно вероятным. Не исключается, что ал-Хусайни, переписав в молодости сочинение ал-Газали, уже на склоне лет составил хронику Сельджукидов, доведя ее до 590/1194 г. Черты компиляции, как мы видели, выражены ярко именно в первой части Зубдат; что же касается второй, то здесь составитель располагал сообщениями современников событий, а возможно, и собственной информацией. Две последние главы книги носят характер позднейшего добавления и, даже если признать Садр ад-Дина автором второй части книги, ему не принадлежат.

Не являясь оригинальным источником во всех своих частях, Зубдат ат-таварих тем не менее содержит много важных и интересных сведений, отсутствующих в других источниках по истории Сельджукидов. Особенно ценны известия Зубдат для восстановления событий второй половины XII в.— Периода, названного В. В. Бартольдом «самыми темными (Страницами мусульманской истории». Мы встречаем у ал-Хусайни уникальные известия об атабеках Азербайджана из династии Ильдегизидов и их взаимоотношениях с сельджук-скими султанами, свидетельства о грузино-ширванском союзе против атабеков и сельджукских военных сил. Для истории Закавказья и Северного Ирана конца XII в. сочинение ал-Хусайни— один из основных источников, наряду с трудами Имад ад-Дина ал-Исфахани, Ибн ал-Джаузи, Ибн ал-Асира, Раванди. Для этого периода данные Садр ад-Дина представляют собой информацию «из первых рук». Однако и первая часть Зубдат, являющаяся безусловной компиляцией, содержит известия, не имеющие прямых параллелей в других памятниках, в частности ценные сведения о войнах Алп-Арслана в Закавказье, а также сообщает иногда подробности событий, как, например, в описании сражения при Малазгирде в 1071 г. Поскольку Зубдат ат-таварих — сочинение, основанное на различных материалах, отношение его составителя (и вероятного автора второй части) к событиям и его взгляды проявляются своеобразно. Наблюдения над текстом позволяют выявить лишь преимущественные интересы автора и отдельные особенности изложения. Внимание ал-Хусайни на протяжении всего сочинения обращено главным образом на действия султанов. О везирах он пишет сравнительно немного, Здесь его привлекают лишь выдающиеся фигуры, такие, как Низам ал-Мулк, ад-Дарказини, везир халифа 'Аун ад-Дин. Что касается эмиров и местных владетелей, то освещение их деятельности порою занимает значительное место, но речь идет лишь о тех из них, кто оказывал влияние на судьбы государства и династии. Ал-Хусайни обходит события, связанные (16) с религиозными конфликтами 36: у него очень мало сведений об исмаилитах, о столкновениях между различными религиозными группировками и представителями различных мазхабов в городах. Иначе говоря, ал-Хусайни редко отклоняется от основной линии изложения — истории династии 37.

Следует отметить также отличие в структуре и в сюжетах повествования между первой и второй частями Зубдат. Первая часть, излагающая историю «Великих Сельджуков» до Санджара включительно, а также историю современников Санджара — сельджукидов Ирака, занимает около половины всей рукописи (53—54 листа из 112), но она разделена на 30 глав. Большая часть этих глав содержит рассказы об отдельных эпизодах деятельности султанов, некрологические заметки о них, но встречаются и отступления — сообщения о смене халифов (как правило, они не выделены в отдельные главы), глава о 'амиде Хорасана Мухаммаде ибн Мансуре ан-Насави —единственная, повествующая об одном из крупных чинов, и др.. О событиях царствований последних сельджукских султанов ал-Хусайни пишет в виде связного повествования, и каждая глава представляет собой рассказ о главных политических и военных конфликтах царствования, причем на 50 листов рукописи приходится всего 9 глав и изложение не производит впечатления отрывочности. Такое различие в структуре обеих частей Зубдат ат-таварих, разумеется, следствие разницы в характере информации, которой располагал составитель.

История изучения Зубдат ат-таварих связана с деятельностью ряда востоковедов. Первую заметку о сочинении опубликовал в 1886 г. М. Т. Хаутсма, получивший копию рукописи от В. Райта 38. По просьбе В. Р. Розена В. Райт прислал ему несколько извлечений из сочинения ал-Хусайни, в том числе рассказ о поражении Романа Диогена в битве при Малазгирде 39. В. Р. Розен и М. Т. Хаутсма высказывали пожелание, чтобы В. Райт, переписавший рукопись, издал (17) ее, но, насколько известно, он не предпринял подготовки издания. Сам М. Т. Хаутсма — издатель «Сборника текстов, относящихся к истории Сельджукидов», выросшего в серию публикаций, отказался от издания Зубдат и мотивировал свой отказ тем, что сочинение ал-Хусайни ничего нового по-истории Сельджукидов не дает, за исключением сведений о «последних годах существования Иракского сельджукского султаната, а весь остальной материал сочинения — сокращение труда 'Имад ад-Дина ал-Исфахани 40. В 1908 г. было издано сочинение Ибн ал-Каланиси по истории Дамаска, но важное и для истории Сельджукского государства в целом. Его издатель X. Ф. Амедроз в примечаниях использовал материал неизданных сочинений, в том числе и труда ал-Хусайни 41.

Текст сочинения детально исследовал немецкий ориенталист К. Зюссхейм, опубликовавший работу о нем 42 и объявивший о намерении издать текст ал-Хусайни и немецкий перевод его 43. Однако впоследствии это намерение К. Зюссхейма не было осуществлено.

Сочинение Садр ад-Дина ал-Хусайни впервые издал профессор Пенджабского университета в Лахоре Мухаммад Икбал в 1933 г. 44. При подготовке текста М. Икбал использовал кроме рукописи Британского музея труд 'Имад ад-Дина ал-Исфахани в сокращении ал-Бундари, но там, где изложение ал-Хусайни не связано с 'Имад ад-Дином, издателю пришлось довольствоваться при исправлении текста вероятными конъектурами. Следует отметить, что они вносились с большой осторожностью. Чтение имен собственных и географических наименований исправлялось на основе текста других изданных источников, и при этом приводился вариант рукописи, но иногда имена и названия оставлены без исправлений из-за отсутствия данных.

В 1943 г. профессор Анкарского университета Неджати Лугал предпринял перевод сочинения Садр ад-Дина ал-Хусайни на турецкий язык 45. В этом переводе, выполненном по изданию М. Икбала, стихотворные включения оставлены (18) без перевода, допущен ряд неточностей в передаче имен собственных и географических названий.

Материалы сочинения ал-Хусайни широко использованы в работах В. Ф. Минорского 46, Р. К. Кикнадзе 47, Н. Н. Шенгелия 48, К. Э. Босворта 49 и других исследователей. Автором этих строк опубликован перевод сообщений ал-Хусайни, относящихся к истории взаимоотношений Грузии и Ширвана и государства атабеков Азербайджана 50.

Предлагаемый вниманию читателей перевод сочинения Садр ад-Дина ал-Хусайни на русский язык выполнен по рукописи Британского музея 51 с учетом издания Мухаммада Икбала. Памятник является ценным источником по истории государств Средней и Центральной Азии (Сельджукидов, Газневидов, Караханидов, хорезмшахов), Закавказья (государства атабеков Азербайджана, ширваншахов, Грузии), Ирана (государства атабеков Фарса, владения сельджукских эмиров и др.) и Ирака (Багдадского халифата, государства атабеков Мосула) и освещает события сравнительно мало изученного периода.

Арабские и персидские имена, термины и названия приведены в транслитерации согласно «Правилам издания серии „Памятники письменности Востока"», но без диакритических знаков и с отступлениями для некоторых терминов и названий, вошедших в обиход в старом написании. Тюркские имена переданы в соответствии с «Древнетюркским словарем».

* * *

Публикуемая книга является первым опытом перевода на русский язык полного текста источника по истории Сельджукского государства. Вероятно, к переводу Ахбар ад-даулат ас-селджукиййа будут обращаться не только востоковеды, которым доступны тексты сочинений по истории Сельджукидов на арабском и персидском языках, но и читатели, которых привлечет к книге интерес к прошлому народов Закавказья, (19) Средней Азии, стран Ближнего и Среднего Востока. В связи с этим представляется необходимым остановиться на вопросе о достоверности информации, содержащейся в труде Садр. ад-Дина ал-Хусайни.

Хотя автор книги пользовался источниками информации,. общими с Ибн ал-Асиром, использовал непосредственно книгу 'Имад ад-Дина ал-Исфахани и, по всей видимости, сочинения других авторов, в его труде в большей мере, чем в сочинениях указанных авторов, встречаются сведения, восходящие в конечном итоге к устной традиции. Речь идет не только о рассказах первых глав книги, повествующих о Токаке и Селджуке: в данном случае и другие арабские и персидские историки воспроизводили сказания, дошедшие в устной передаче. Легендарные сообщения нашли отражение в рассказах о завоевательных походах сельджукских султанов. Алп-Арслана и Малик-шаха в Закавказье и византийские Нападения (ар-Рум). Нельзя, в частности, принимать на веру сообщение о массовом принятии ислама христианским населением двух округов страны ар-Рум (л. 23а), рассказ о. встрече со стариком, обращенным в ислам во времена халифа ал-Му'тасима, т. е. за 240 лет до описанных событий (л. 27а). Если в этих сообщениях можно предполагать лишь преувеличение и видеть в их основе какие-то реальные факты, то известия о двух крепостях в округе Шаки, построенных из «железных плит, скрепленных медными гвоздями» (л. 25б), о завоевании города, в котором жил Нимруд (л. 27а), следует признать явно легендарными. Следует заметить, что подобные рассказы стоят рядом с сообщениями, достоверность которых не вызывает сомнений. Определенное влияние устной традиции ощущается и в сообщении о победе Алп-Арслана при Малазгирте (глава 13). Здесь и в сообщении о действиях Малик-шаха (л. 41а) проявилось стремление автора прославить успехи сельджуков в борьбе с Византией — важнейшим оплотом христианства.

В книге ал-Хусайни встречается также беглое, упрощенное изложение событий. Так, описание междоусобной борьбы после смерти султана Малик-шаха неполно и содержит отдельные неточности. Рассказ о правлении султана Санджара (глава 30) также отрывочен и не свободен от ошибок в изложении, обнаруживающихся при сопоставлении с другими источниками. Создается впечатление, что для автора события до 30—40-х годов XI в. были «делами давно минувших дней», о которых он считал возможным сообщать сравнительно кратко. Лишь для периода правления султанов Тогрула (1132—1134), Мас'уда (1134—1152) и последующих султанов и атабеков Илдегизидов изложение ал-Хусайни достаточно подробно, хотя и здесь жанр Зубдат не доставлял автору (20) возможностей столь подробного описания событий, .какое мы встречаем у Ибн ал-Асира, излагавшего их погодно.

Неполнота и фрагментарность сообщений ал-Хусайни и наряду с этим отсутствие шереводов основных источников по истории Сельджукского государства побудили нас включить в комментарий не только ссылки на известия о тех же событиях в разных источниках, но и переводы отдельных извлечений из трудов Ибн ал-Асира, Сибта Ибн ал-Джаузи и других средневековых авторов, в том числе и неарабских. Это привело к некоторому расширению объема комментария, который помимо других задач имел целью обратить внимание читателя на свидетельства, дополняющие рассказы Садр ад-Дина и, при необходимости, оценить их полноту и достоверность.

Комментарии

1 Перечень основной литературы о Сельджукском государстве см.: С. Г. Агаджанов. Сельджукиды и Туркмения в XI—XII вв. Аш., 1973, 143—151.

2 Об исторических сочинениях периода господства Сельджуков см.: Сl. Саhеn. The. Historiography of the Seljuqid Period.— In «Historians of the Middle East». Ed. by B. Lewis, P. M. Holt. L., 1962, 59—78.

3 См.: X. А. Р. Гибб. Мусульманская историография.— В кн.: X. А. Р. Гибб: Арабская литература. Классический период. M., 1960, 133—140.

4 Об ученых семьи ас-Саби см.: F. Кrеnkоw. As-Sabi.— ЕI, s. v.

5 Ibn al-Qifti's Ta'rih al-Hukama'. Auf Grund der Vorarbeiten Aug. Mueller's hrsg. von J. Lippert. Lpz., 1903, 110.

7 Издание текста см.: History of Damascus 363—555 A. H. by Ibn al-Qalanisi. Ed. by H. F. Amedroz. Beyrout, 1908.

9 О Ибн ал-Джаузи см.: H. Lаоust. Ibn al-Djawzi.—El 2, III, 751—752;

10 Ibn-el-Athiri Chronicon quod perfectissimum inscribitur. Ed. C. J. Tornberg. I—XIV. Upsaliae et Lugduni Batavorum, 1851—1876;.

13 Michel le Syrien. Chronique. Ed. pour la 1 ere fois et trad. par J. В. Chabot. I —III. P., 1903.

14 Barhebraei Chronicon syriacum. Ed. P. Bedjan. P., 1890; Gregory Abu'l Farac (Bar Hebraeus). Abu'l Farac Tarihi. Tuerkceye ceviren Omer Riza Dogrul. I—II. Ankara, 1946—1950.

16 О нем см.: Cl. Cahen. Sibt ibn al-Djawzi.—EI2, III, 752—753.

17 Ibn Khallikan's Biographical Dictionary. Tr. from Arabic by M. G. de Slane. IV. P., 1871, 122—123.

18 Mir'at az-zaman fi ta'rih al-a'yan. Ed. by J. R. Jewett. Chicago, 1907; Mir'at az-zaman or The Mirror of the age. Vol. VIII. Pt I—II. Ed. F. Krenkow. Hyderabad, 1951—1952.

20 Об Имад ад-Дине ал-Исфахани и его сочинениях см : Ibn Кhallikan, III, 300—306; С. Brockelmann. GAL, I, c. 384 и cл SB I 446, 548.

21 Histoire des Seljoucides de l'Iraq par al-Bondari d'apres 'Imad ad-din al-Katib al-Isfahani. Texte arabe publie d'apres les Mss d'Oxford et de Paris par M. Th. Houtsma. Leide, 1889 (RTHS, vol. II).

23 В. Р. Розен. Арабские сказания о поражении Романа Диогена Алп-Арсланом. II. Имад-эд-дин Исфаханский. — ЗВОРАО, I вып II СПб., 1886, 120.

24 См.: Ч. А. Стори. Персидская литература. Био-библиографический Обзор. Ч. II. M., 1972, 743—745, № 639. См. также: Cl. Саhen. The Historiography, 73—76.

25 The Rahat-us-Sudur wa Ayat-us-Surur, being a History of the Saljuqs by Muhammad ibn Ali ibn Sulayman ar-Rawandi. Ed. with notes, glossary and indices by Muhammad Iqbal. Leyden — London, 1921. Перечень изданных извлечений и переводов см.: Ч. А. Стори. Персидская литература. Ч. II, 748—749 |[Я пользовался турецким переводом А. Атеша (Анкара, 1957—1960)].

26 Ch. Rieu. Supplement to the catalogue of the Arabic manuscripts in the British Museum. L., 1894, № 550 (Stowe, Or. 7); С. Brockelmann. GAL, I, 321—322; SB, I, 554—655.

27 См.: Cl. Сahen. The Historiography, 67, прим. 56.

28 The History of the World-Conqueror by 'Ala'-ad-Din Ata-Malik Juwaini. Transl. ...by J. A. Boyle. Vol. I. Manchester, 1958, 312. Джувайни пишет: «Саййид Садр ад-Дин в Зубдат ат-таварих, желая возвеличить подвиги султана Арслана...» и т. д.

29 Сl Сahen. The Historiography, 72.

30 См.: М. Т. Houtsma-RHTS, I, IX—X.

31 Cl. Сahen. The Historiography, с. 69. Кл. Каэн считает Нусрат ал-фатра для указанного времени «единственным источником».

32 С1. Сahen. The Historiography, 70. .

33 Так, Малик-шах назван султаном в описании похода Алп-Арслана в ар-Рум (ок. 1064 г.) — см. лл. 206, 21а; Санджар титулуется султаном, когда он был назначен своим братом султаном Бёркийаруком правителем Хорасана (л. 49аб); малик Мухаммад ибн Махмуд именуется султаном еще до своего утверждения на престоле (см. л. 70а).

34 См.: И. Ю. Крачковский. Переписчик рукописи «Тахафут ал-фаласифа» ал-Газали Азиатского музея.— Избранные сочинения, т. VI, с. 470-471.

35 В. В. Бартольд не сомневался в идентичности автора Зубдат ат-таварих и автора Ta'pux-u хорезмшахи. См.: В. В. Бартольд. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. — Сочинения, т. I, с. 79, примеч. 4 (со ссылкой на Хаджжи Халифу).

36 Приведем характерный пример. Подробно излагая в специальной главе деятельность везира Тогрул-бека 'Амид ал-Мулка ал-Кундури, ал-Хусайни ничего не сообщает о его крайней пристрастности в религиозных вопросах и попытках влияния на султана (см. об этом у Ибн ал-Асира под 456 г.

37 И второе, известное лишь по названию, сочинение саййида Садр ад-Дина — Ta'pux-u хорезмшахи (см. выше, прим. 34) посвящено, как видно из его заглавия, истории династии.

38 М. Тh. Houtsma — RTHS, I, с. IX—X.

39 В. Розен. Арабские сказания... Вып. III. Садр-эд-Дин ал-Хусейни, 243—244.

40 См.: М. Тh. Houtsma — RTHS, I, с. IX—X; II, с. XXXV—XXXVII.

41 History of Damascus. Ed. H. F. Amedroz, 8, 129, 151, 294, 295, 302, 362—364.

42 К. Suessheim. Prolegomena zu einer Ausgabe der im Britischen Museum zu London verwahrten Chronik des Seldschuqischen Reiches. Lpz., 1941

43 Там же, 8.

44 Sadr'uddin Abu'l Hasan Ali ibn Nasir ibn Ali al-Husaini, Akhbar 'ud-dawlat as-saljuqiyya. Ed. by Muhammad Iqbal. Lahorе, 1933.

45 Sadruddin Ebu'l-Hasan 'Ali ibn Nasir ibn 'Ali e1-Huseyni. Ahbar ud-devlet us-Selcukiyye. Prof. Muhammad Ikbal'in 1933-de Lahor'da nesrettigi metinden tercume eden Necati Lugal. Ankara, 1943.

46 V. Minorsky. Studies in Caucasian History. L., 1953.

47 P. К. Кикнадз е. Из истории Тбилиси, XI—XIII вв. — «Труды Института истории АН Грузинской ССР». Т. V, вып. 1. 1960 (на груз. яз.).

48 Н. Н. Шенгелия. Сельджуки и Грузия в XI в. Тбилиси, 1968 (на груз. яз., Резюме на русском и английском языках).

49 С. Е. Воsworth. The political and dynastic History of the Jranian World. — The Cambridge History of Iran. Vol. V. The Seljuq and Mongol periods. Ed. by J. A. Boyle. Cambridge, 1968.

50 З. М. Буниятов. Некоторые сведения Садр ад-Дина ал-Хусайни о Грузии. — «Мацне» (Вестник Отделения общественных наук АН ГрузССР). Т. 5. 1971, № 1.

51 Описание рукописи см.: Ch. Rieu. Supplement to the Catalogue of the Arabic, manuscripts in the British Museum, № 650 (Stowe, Or. 7).

 

Текст воспроизведен по изданию: Садр ад-Дин Али ал-Хусайни. Ахбар ад-даулат ас-сельджукийа. М. Восточная Литература. 1980

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017  All Rights Reserved.