Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  | Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

САДР АД-ДИН АЛ-ХУСАЙНИ

СООБЩЕНИЯ О СЕЛЬДЖУКСКОМ ГОСУДАРСТВЕ, СЛИВКИ ЛЕТОПИСЕЙ, СООБЩАЮЩИХ О СЕЛЬДЖУКСКИХ ЭМИРАХ И ГОСУДАРЯХ

[ГЛАВА 9.]

Рассказ о смерти малика Чагры-бека Да'уда ибн Мика'ила ибн Селджука и о правлении султана 'Адуд ад-Даула Абу Шуджа' Алп-Арслана

Затем болезнь малика Да'уда усилилась, и он становился [все] слабее. Он прожил 70 лет и скончался в сафаре 452 годa в Сарахсе. Гроб с его телом переправили в Мерв. Его место занял его сын Алп-Арслан. Султан Рукн ад-Дин Тогрул пережил своего брата на три года 1.

[ГЛАВА 10.]

Сообщение о султане 'Адуд ад-Даула Абу Шуджа' Алп-Арслане ибн Да'уде ибн Мика'иле ибн Селджуке

Когда султан Алп-Арслан стал самостоятелен в деле правления и занял престол царства 2, он простер над подданными крылья справедливости и укрыл их под сенью сострадания и щедрости. Он освободил подданных (ap-ра'аййа) от ежегодной двукратной уплаты «основного» хараджа (ал-харадж ал-асли). Каждый год в месяце рамадане он жертвовал четыре тысячи динаров на подаяния: тысячу динаров в Балхе, тысячу в Мерве, тысячу в Герате и тысячу в Нишапуре. Сверх этого десять тысяч динаров милостыни он раздавал при своем дворе.

Клеветники написали ему донос на везира Низам ал-Мулка, сообщив ему о доходах [везира]. Они положили донос в том месте, где султан молился. Султан призвал (л. 18а) везира [45] Низам ал-Мулка и оказал: «Возьми это письмо и, если они правдивы в том, о чем пишут, то смягчи свой нрав и исправь положение. Если же они лгут, то прости смелого и займи клеветника каким-либо важным делом дивана, с тем чтобы [эти люди] отказались от лжи и наветов» 3.

[ГЛАВА 11.]

Война великого султана 'Адуд ад-Даула Абу Шуджа' Алп-Арслана ибн Да'уда ибн Мика'ила ибн Селджука с маликом Куталмышем и его победа над ним .

Пришло сообщение о том, что малик Куталмыш ибн Исра'ил ибн Селджук — двоюродный брат (по отцу) султана Тогрула и предок владетелей (мулук) ар-Рума — восстал и потребовал для себя султанской власти. Он собрал войско [из] головорезов, подобных распространившейся саранче, и остановился близ Саве 4, по дороге ж округу Рея, Султан послал против него свой авангард во главе с командиром по имени эмир Сау-Тегин 5. Этот эмир происходил из селения Хакистар . Он построил рибат Хакистара и добровольно, без какой-либо нужды, оскопил себя. [Так вот], этот эмир направился к Рею, а султан выехал из Нишапура 10 мухаррама 456 года .

Малик Куталмыш разрушил все селения Рея, дав полную волю негодяям из своих войск. Он пустил воду на окрестности Абдаллахабада и Вади ал-Милх (Соляную долину) — это был солончак, дороги которого путники с трудом преодолевали 6.

Когда (л. 18б) оба войска приблизились друг к другу, везир Низам ал-Мулк надел оружие и расположил отряды {войск]. На правое крыло [сил] султана [стали] эмир Кутб ад-Дин Гюльсарыг 7 и эмир Пахлаван Шунуклу, а на левое крыло — отец эмира Хабаша эмир Алтун-Так и командующий [войском] эмир Сау-Тегин. С султаном в центре были эмир Балтаджи, эмир Сункурджа, эмир Агаджи и другие знатные эмиры.

Малик Куталмыш ибн Исра'ил показался с войсками, от которых стало тесно пространству. Справа у него находился его брат 8, слева — эмир Аби Буга.

Султан сел на коня и стал искать дорогу у подножия горы, но не нашел и направил коня по воде вдоль русла [46] (вади) и стал показывать бичом [путь] своим войскам. Войско следовало за ним, переправляясь через страшные потоки.

Малик Куталмыш и его войска ждали, что они застрянут в вязкой глине этого солончака. Однако Сункурджа бросился на малика Куталмыша, захватил его шатер и сорвал его знамена. Малик Куталмыш был разбив и получил несколько ран. Он направился в одну из своих крепостей — Гирдкух 9, а из войск Куталмыша не осталось ни всадника, ни пешего — все они бежали куда глаза глядят. Султан решил казнить пленных так, как львы расправляются с обнаглевшими волками, [но] тогда везир Низам ал-Мулк призвал султана к милосердию и прощению. И тот простил их и наградил великодушно и милостиво.

Когда война завершилась (л. 19а) и пыль победы и триумфа улеглась, нашли [самого] малика Куталмыша. Он закончил свои дни в овечьем загоне. Гроб с его телом был перенесен в гробницу султана Рукн ад-Дина Тогрула в Рее 10, В этом году 'амилем 11 Басры был 'амид Хорасана Мухаммад ибн Мансур ан-Насави. Он возвратился ко двору султана с деньгами, которые могли бы [стать] предметом вечной, мечты. На службе у 'амида Хорасана находился шейх 'Али ибн ал-Хасан ал-Бахарзи, с которым в Басре произошли занятные случаи.

[ГЛАВА 12.]

Сообщение об 'амиде Хорасана Мухаммаде ибн Мансуре ан-Насави

'Амид Хорасана в лучшие годы своей жизни был мясником на рынке войска (Сук ал-'аскар). Он был одним из приятелей ахур-салара 12, [служившего] султану Рукн ад-Дину Тогрулу. Когда умер ахур-салар, [его] обязанности стал нести 'амид Мухаммад. Он должен был подметать конюшню, чистить ее, обрызгивать [пол] водой, убирать навоз и засыпать корм в торбы.

Султан ежедневно видел его за этим занятием и изумлялся его необычайной старательности. Он приметил его и передал ему [должность] начальника факелоносцев (имарат асхаб ал-маша'ил).

Однажды султан Алп-Арслан в темную ночь потерял по пути какую-то свою вещь, а в [светильнике] у него иссякло масло. [Мухаммад] купил у смотрителя кухни (матбахчи) один ман 13 миндального масла за 50 динаров и заполнил [47] этим маслом факельницы. Когда (л. 19б) султан почувствовал запах дыма факелов, он спросил об этом деле, и 'амид сказал ему правду о своей выдумке. [Так] султан узнал о eгo смышлености и приблизил его к престолу, оказал ему честь и поручил ему сбор хараджа в Нишапуре и его округах.

Он взимал харадж Нишапура и его округов в то время, когда Нишапур постигла засуха, и все люди почувствовали его доброту, ибо он снабжал их провизией. Ему была поручена [также] область Хорезма. Везир Низам ал-Мулк послал к нему с эмиром расписки дивана (вусулат диваниййа). У этого эмира были слуги и свита, и везир наказал ему стеснить 'амида Хорасана в [тисках] унижения. А 'амид Хорасана велел казнить этих гулямов [эмира] и бросить их трупы в Джейхун. После этого он купил сто гулямов и, привязав к поясу каждого из них сто динаров, послал их в подарок султану. И сказал [при этом]; «Пренебрежением и унижением не собирают султанских налогов: султан может добиться благоустроения, только [проявляя] уважение. Эти гулямы пренебрегли правами, [установленными] для твоего дивана, и я заставил их вкусить напиток власти при помощи меча, которым ты опоясал меня. Я построил [здание] на [основе], которую ты заложил, несу эту службу за небольшую мзду, и уверен в том, что мое малое старание не покажется ничтожным». И султан принял его извинения и назначил ему «богатое вознаграждение из [средств] своего дивана.

'Амид Хорасана служил малику Да'уду (л. 20а) ибн Мика'илу ибн Селджуку, великому султану Рукн ад-Дину Тогрулу ибн Мика'илу ибн Селджуку, великому султану 'Адуд ад-Даула Абу Шуджа' Алп-Арслану, его сыну султану Джалал ад-Даула Малик-шаху, малику Бёри-Барсу, малику Аргуну 14, султану Рукн ад-Дину Бёркийаруку и великому султану Му'изз ад-Дину Абу-л-Харису Санджару ибн Малик-шаху ибн Алп-Арслану. Умер 'амид Хорасана в субботу 21 шаввала 494 года .

Малик Аргун задумал арестовать ['амида] и привез его в Мерв. Но малик Аргун умер, и 'амид Хорасана завернул его в саван и похоронил. Из числа удивительных историй [рассказывают], что [как-то] 'амид Хорасана стоял перед маликом Аргуном — сыном султана Алп-Арслана, и Аргун обнажил меч и спрашивал у 'амида: «Ударить тебя или нет?». Он перечислял проступки 'амида Хорасана и бросал ему жестокие упреки, поднимал меч, угрожая ему, и [снова] спрашивал: «Бить или не бить?», а 'амид, не видя спасения, молчал. [В это время] шут ударил ['амида] по лицу и воскликнул: [48] «Глупец! Скажи: „Не бей!"». Малик Аргун рассмеялся, и 'амид Хорасана спасся от смерти. Он послал шуту тысячу динаров, (л. 20б) Люди удивлялись этому и говорили: «Удар по лицу принес спасение тому, кто его получил, и тысячу динаров тому, кто его нанес».

[ГЛАВА 13.]

Рассказ о походе великого султана 'Адуд ад-Даула Абу Шуджа' Алп-Арслана в ар-Рум

Затем в начале месяца раби' I 456 года султан Алп-Арслан направился из Рея в сторону ар-Рума. До султана дошло, что группа курдских разбойников перекрыла дороги близ Хулванского прохода 15 и «сеет на земле нечестие».

Султан отрядил против них войско, которое заставило этих разбойников испить из чаши смерти и не оставило в живых ни одного из них в этих краях.

Затем в ставку [султана] прибыла группа курдов, уцелевших от мечей. Они поручились за охрану дорог от разбойников. А управление этими округами султан поручил эмиру Бек-Арслану.

После [этого] войска направились к городу Маранду 16 и остановились там. На пути к ар-Руму был некий эмир-проводник , его звали эмир Туг-Тегин 17. При нем собралась группа [воинов] из числа туркмен, они наносили ущерб румам, и от их набегов и походов ар-Рум постигло унижение. Этот эмир вступил на службу к султану, и тот поручил ему сопровождать войска через труднопроходимые места этой страны. Он сообщил султану, что страна грузин (ал-Курдж) стала для страны византийцев (ар-Рум) поприщем для обольщения и пастбищем для безбожия (л. 21а) и тиранства.

И султан отправился в страну грузин 18, оставив вместо себя в лагере [своих] войск сына — султана Джалал ад-Даула Малик-шаха. Последний подошел к крепости 19, в которой находились еретики-отступники из ар-Рума: они перебили большое число воинов-мусульман.

Низам ал-Мулк и 'амид Хорасана сошли с коней, а султан Малик-шах пустил стрелу, которая попала в шею владетеля крепости. [Осажденные] стали бросать камни, удалились на высокий холм и стали укрываться на вершинах гор. [49]

[Но] вскоре войско ислама одолело их, над ними стали властвовать мечи, и не осталось от них ни слуху, ни духу.

Затем султан Малик-шах направился к крепости под названием Сурмари 20, внутри которой имеются проточная вода и сады. Он захватил ее; близ нее была [еще] другая крепость 21, и она была взята султаном Малик-шахом. Когда султан задумал ее разрушить, везир Низам ал-Мулк удержал его от этого и сказал: «Это — сильная крепость и [надежное] пограничье для мусульман!».

Везир Низам ал-Мулк укрепил это пограничье, [поселив здесь] храбрецов и героев.

Султан Малик-шах направился к городку под названием Марйам-Нешиман 22, населенному монахами и священниками. Христианские владыки и их подданные совершают паломничество к этому городку, а его укрепления не поддаются описанию. Его стены из камней, уложенных симметрично, были укреплены гвоздями (л. 21б) и железными плитами 23, а вокруг него куда ни глянь простиралась широкая гладь текущей воды.

Для сражения везир Низам ал-Мулк подготовил корабли и лодки. Они вступали в бой рано утром и возвращались вечером [либо] наоборот: ведь сражение не прекращалось ни днем ни ночью. Наконец султан Малик-шах глубокой ночью забросил веревку на верхушку стены и стал подниматься на нее, но упал в воду. И все же Аллах спас его от несчастья: он поднялся, прославляя Аллаха. [На стену] взбирались гулямы, но и они не смогли добиться успеха. Попытка пробить брешь в стене [также] не удалась, так как стена была построена из камней, скрепленных гвоздями и железными плитами. [Но] в одну из ночей они не сходили с коней, и этой же ночью произошло землетрясение, разрушившее восточную часть крепости, и оборона христиан стала слабее.

Утром, едва появился диск солнца, султан Малик-шах и везир Низам ал-Мулк вступили в город. Церкви были сожжены, и над жизнями христиан стал властвовать меч, а те, кто остался в живых, приняли ислам.

Затем прибыл [гонец] великого султана Алп-Арслана, призвавшего к себе [в лагерь] своего сына Малик-шаха и своего везира Низам ал-Мулка. Султан не был осведомлен о победах, дарованных им [обоим] Аллахом. Султан Малик-шах отправился навстречу своему отцу — великому султану Алп-Арслану. По дороге к нему он при помощи Аллаха великого завоевывал находившиеся на его пути крепости (л. 22а), пока не прибыл на службу к своему отцу.

Затем великий султан Алп-Арслан снарядил войска для похода на Сафид-шахр 24. Между жителями крепости и [войсками] султана произошло жестокое сражение, но Аллах [50] всевышний помог завоевать этот город. Отсюда султан направился к другому городу, под названием Ахал-Кала 25. Стены этого города были в сто локтей 26 в высоту, а в ширину [еще] более того. С восточной, западной и северной сторон город окружали горы, на вершинах которых были неприступные крепости, а стены, о которых мы упоминали, находились на южной стороне. Перед этими стенами была [полоса] воды, такая, как Джейхун по глубине. Там был мост, но осажденные подняли его, и войска ислама потеряли надежду покорить этот город.

Султан Алп-Арслан раскинул свой шатер у ворот города, усердно молился и просил [Аллаха]. Султанские войска навели большой мост, и сражение разгорелось. Тогда из города вышли два человека, которые стали взывать к милосердию и просить пощады. Они просили у султана [дать им] справедливого эмира, который не позволял бы совершать преступления и не разрешал бы посягать на женщин. И султан направил к ним эмира Ибн Муджахида и Абу Сумру 27. [Но], когда они миновали первую стену, их окружили грузины и бросились на них. Они оказались между двух огней: впереди них были мечи, а сзади — вода.

К султану вошел Саваб ал-хадим 28 в то время, когда султан молился (л. 22б), и сообщил, каково положение, и [сказал], что грузины набросились на мусульман и те отступили. Однако султан не прервал молитвы и завершил ее с покорностью и смирением. Затем он вышел, сел на коня и хладнокровно бросился в бой и проливал кровь [врагов], пока не вступил в город и не очистил землю от их скверны.

В одной из башен этого города оставались смельчаки, сражавшиеся против султана с большим упорством. Султан приказал обложить башню дровами, поджечь ее, и они сгорели там, превратившись в золу.

Султан возвратился в свой шатер в самом лучшем состоянии и в радостном настроении. Воины ислама захватили столько добычи, что ее [количество] нельзя было ни определить, ни учесть.

Когда наступила ночь, подул сильный ветер. У башни остались горящие поленья, о которых мы упоминали; ветер раздул пламя, разнес по городу, и он сгорел дотла.

Рядом с этой крепостью находилась другая могучая крепость 29, и султан захватил ее 30. Тогда царь грузин 31 направил [к султану] послов и подарки и стал стучаться в двери умиротворения и прокладывать путь к оправданию. Из ставки султана с грузинскими послами отправились эмир Темир ал-хаджиб и Айбек ал-хасс. Султан написал царю грузин, что тот должен либо принять ислам, либо выплачивать джизью, и [царь] согласился на [выплату] джизьи 32. [51]

[ГЛАВА 14]

Поход великого султана 'Адуд ад-Даула Абу Шуджа' Алп-Арслана ибн Да'уда ибн Мика'ила ибн Селджука из [страны] грузин в ар-Рум

(л. 23а) Затем султан устремился в страну ар-Рум. Он направился в область Карс 33 и область Ани 34, а также в [расположенные] рядом с ними два округа: Джавахети и Лори 35. Население этих округов вышло навстречу султану и приняло учение [истинной] веры. Султан был охвачен большой радостью и ликовал. Он приказал подвергнуть всех их очищению, церкви были разрушены и построены мечети.

Султан не останавливался нигде, пока не достиг округа Ани. [Здесь] он увидел, что стены Ани подобны высоким горам и на вершине каждой стоит могучая крепость. Этот город был твердыней страны румийцев, и в этих крепостях находились их сокровищницы.

Жители города подумали, что султан и его армия — это купцы: ведь до сего времени они никогда не видели войско своих врагов.

Султан разбил шатры на полях [близ] этого города. А из-города выехали всадники, которым было поручено охранять поля и [оросительные] каналы. Они хотели сказать воинам, [чтобы те] ушли с полей, но их опередила группа султанских гулямов, напав на них [первыми], и удивленные румийцы отступили. Султан стал их преследовать, пока они не вошли в город 36.

Когда султан стал рыскать по их стране и достиг ал-Анджана 37, румийцы пали духом и не выказывали [больше] усердия. Среди них возникли разногласия, и их мнения разошлись. Они почувствовали, каково могущество султана, и стали взбираться на вершины гор, которые опоясывали их город, словно стены, забрасывали бревнами и другими [предметами] все пути [в горы], преграждая этими ловушками горные дороги, (л. 23б) Султан приказал нефтеметателям (ан-наффатун) поджечь эти завалы и препятствия. Тогда румийцы спустились с гор и обязались платить джизью.

Султан предоставил управление ими 'амиду Хорасана 38 и Шамсу ал-хадиму 39, и румийцы стали «давать откуп своей рукой, будучи униженными» . Однако после этого румийцы стали сожалеть об этом перемирии и вступили в борьбу, Сражение усилилось, и султан приказал набить мешки соломой и песком и класть их друг на друга, пока не образуются высокие холмы. [На них] взобрались стрелки из пращи [52] (арбаб ал-макали'), нефтеметатели, стрелки из стрелометов (румат ал-хусбанат) и камнеметов (ал-марасил) и метатели хаттийских [копий] 40 (ал-хаттийат). А румийцы выбрали в своем городе самых красивых женщин и безбородых юнцов, вывели их за город и поставили перед султанским лагерем, чтобы они соблазняли воинов, отвлекая их от сражения. Султан приказал собрать их и взять под стражу.

Султан и его войска стойко переносили жестокие битвы, совершенно забыв о пище, питье и сне. Затем султан построил крепость из дерева, ее покрыли навесом из войлока, пропитанного уксусом, и, [используя ее], султанские воины вступили в сражение, препятствуя румийцам взбираться на стены и башни. Воины разрушили углы стен и ворвались в город. Многие его жители погибли под копытами коней.

Султан построил здесь мечеть и, оставив в этом городе эмира с войском, поехал в Исфахан. Оттуда (л. 24а) он отправился в Керман, где его встретил его брат малик Ка-вурд сын малика Да'уда ибн Мика'ила ибн Селджука 41. Затем из Кермана он выехал в Хорасан, далее направился в Манкашлаг 42, где осадил эмира Кавшута и силой заставил его выйти из [его] крепости, а затем, удовлетворившись [поведением] эмира, вернул его в крепость 43.

После этого у [султана] возникло сильное желание посетить гробницу своего [пра]деда эмира Селджука, и он двинулся в Дженд и Сабран 44. Здесь его встретил Джанд-хан с множеством подарков. Затем он возвратился в хорезмский Гургандж и назначил эмиром Хорезма своего сына Арслана Аргу[на]. Отсюда он перебрался в Мерв, а затем в Райикан (Райаган) 45 Здесь он назначил своим наследником своего сына Джалал ад-Даула Малик-шаха и наградил почетными одеждами эмиров, присутствовавших при этом.

[ГЛАВА 15.]

Второй поход великого султана Алп-Арслана в Фарс и Керман

Затем, в 459 году султан Алп-Арслан выехал по направлению к Исфахану. У владетеля Кермана Кара-Арслана [Кавурта] был везир-невежда 46, который стал подстрекать владетеля Кермана к бунту против султана, и тот поддался его уговорам. Тогда султан направился в сторону Кермана, авангарды [обоих войск] встретились и сразились. Войско Кермана бежало. Султан победил их [при помощи] устрашения, и боязнь произвела в их душах то, чего не сделали [53] мечи среди их тел. Все они унеслись на крыльях страха, и (л. 24б) первые бежали, не обращая внимания на последних. [Сам] малик Кара-Арслан бежал с двумя всадниками в Джируфт 47, а затем стал молить о ниспослании милости, рассчитывая на благородство султана и [надеясь] на помощь [Аллаха]. Он добился желаемого, после того как раскаялся и стал просить прощения за грехи. Он вошел к султану, и тот встал, обнял его и заплакал, и окружающие [также] заплакали.

Султан оставил за ним его владения в Кермане, и малик Кара-Арслан сказал ему: «У меня есть дочери, подобные покрытым пухом [птенцам], куропатки. Одари их приданым!». Султан согласился и назначил каждой из них по сто тысяч динаров из своей казны помимо одежд, имений, наделов икта' и свадебных [подарков].

Затем султан двинулся по дороге на Фарс. Когда он подошел к Истахру, он взял его крепость, построенную Сулайма-ном ибн Да'удом, да благословит его Аллах, и заставил выйти из крепости ее вали так, как [подобает] выводить благородных 48 из твердынь. Владетель крепости подарил султану кубок из бирюзы, на котором буквами древнего письма (би-рукум ал-хутут ал-мадийа) было написано имя Джамшида 49. Султан изъял из сокровищниц этой крепости [богатства], подобных которым не видели глаза и [о равных им] не слышали уши, и перевел владетеля этой крепости в другую крепость 50.

 

[ГЛАВА 16.]

История Фадлуна 51 и взятие его крепости

Фадлун был вали Танджи и ее округов 52. Везир Низам ал-Мулк направился в его страну, Фадлун встретил его, поцеловал стремя его коня и вместе с везиром (л. 25а) прибыл ко двору султана. Султан назначил Фадлуна правителем Фарса. Там была каменная крепость, сотворенная [самим] Аллахом — никто ее не строил и ни одно создание [Аллаха] не было властно над ней. Фадлун укрепился в ней, а сатана вдул в его ноздри [соблазн], и он уклонился [от повиновения] с самого начала своего дела и до конца его.

Везир Низам ал-Мулк подошел к подножию этой крепости 53 и разжег пламя войны. Воины крепости стали забрасывать войско Низам ал-Мулка стрелами, которые пробивали даже железные [кольчуги], и воины Низам ал-Мулка метали в них камни и стрелы. Когда наступил полдень, жители города [неожиданно] ухватились за петлю спасения, [54] [запросив пощады]. Люди удивлялись этому и стали выяснять, в чем дело. [А] причина этого была в том, что из колодцев, имевшихся в этой крепости, в одну ночь ушла вода и жажда вынудила [жителей] просить пощады.

Фадлун укрылся в середине крепости, в укрепленном замке. Везир Низам ал-Мулк призвал эмира Хазараспа 54 и сказал ему: «Ты со своими конными и пешими [воинами] должен направиться к месту рождения Фадлуна, разыскать его близких и жен и гнать их, как гонят скот, и сечь, как секут людей». Фадлун узнал об этом решении и вышел из крепости со своими воинами, чтобы преградить Хазараспу путь к своим близким. Его встретили дозорные войск везира Низам ал-Мулка. Фадлун сошел с коня и спрятался в [стоге] сена, но его заметил (л. 25б) один из воинов везира Низам ал-Мулка и, схватив за волосы, притащил пленного к ставке Низам ал-Мулка. Тот приказал взять его под страж.

Великий султан Алп-Арслан находился в Кермане. Той ночью он увидел во сне, что везир Низам ал-Мулк взял крепость и что жители вышли из нее, а Фадлун схвачен. Когда он проснулся, то рассказал о сновидении толкователям снов, и те сказали, что его сон был вещим и все это случилось на самом деле. Через несколько дней прибыл гонец Низам ал-Мулка, а вслед за ним к султанскому двору явился сам Низам ал-Мулк с пленным Фадлуном. Султан простил Фадлуна, а шейх 'Али ибн ал-Хасан ал-Бахарзи написал победную грамоту (китаб ал-фатх).

Комментарии

1. О Чагры-беке Да'уде см.: Ибн ал-Асир, VIII, 88; Сибт ибн ал-Джаузи, изд. Севима, 44—45. О Тогрул-беке см. прим. 97 к гл. 6.

Глава 10

2. Султан Алп-Арслан (род. в 1032-33 г.) Занял престол в ау-л-хиджж» 455 г. х. (25.XI— 24.XII.1063).

3. Рассказ повторяется у Ибн ал-Асира (VIII, 113).

Глава 11

4. Саве — город между Реем и Хамаданом (Йакут, V,21).

5. 'Имад ад-Даула ва-д-Дин Абу Мансур Сау-Тегин, хадим ал-хасс, хаджиб и сарханг (командующий) войсками Алп-Арслана. Умер в джумада I 477 г. х. (5.IX.— 4.Х.1084), оставив после себя громадное наследство: миллион динаров, 15 тысяч комплектов одежды, из которых 9 тысяч — византийских парчовых, 5 тысяч лошадей, тысяча верблюдов и 300 тысяч голов овец, кроме имений, оружия и вещей. См.: Сибт ибн ал-Джаузи,. изд. Севима, 228—229. О его походе в Закавказье см.: Минорский. 18, 28 (араб. текст), 63, 77 (русск. пер.).

6. Куталмыш осадил Рей, имея 50 тыс. всадников из туркмен, которые стали грабить, и чинить насилия. См.: Сибт ибн ал-Джаузи, изд. Севима, 110.

7. Сражение произошло у селения ал-Милх в начале мухаррама 456 г. х. (начало января 1064). См.: Ибн ал-Асир, VIII, 98; Сибт ибн ал-Джаузи, изд. Севима, 110.

8. Брата Куталмыша звали Расул-Тегин (Сибт ибн ал-Джаузи, изд.-Севима, 111).

9. Гирдкух — крепость в Кермане.

10. Почти дословно рассказ Ибн ал-Асира (VIII, 98). См. также: Сибг ибн ал-Джаузи, изд. Севима, 111—112.

11. 'Амил — сборщик налогов, самый низший чиновник финансового ведомства. См.: Horst, 44—47, 56—58.

Глава 12

12. Ахур-салар — начальник султанской конюшни.

13. Ман = 2 ратля по 130 дирхемов = 812,50 г.

14. Бёри-Барс (?—1095) и Арслан-Аргун (в рук.: Аргу.?—1096) — сыновья султана Алп-Арслана.

Глава 13

15. Хулван — город на с.-з. Ирака, близ которого находится Асадабадский (Хулванский) перевал.

16. Маранд — город в Южном Азербайджане.

17. Об эмире Туг-Тегине, показавшем пути (не в ар-Рум, а в Закавказье), см.: Ибн ал-Асир, VIII, 98—99.

18. Начав поход против Византии, султан Алп-Арслан во главе 180-тысячного конного войска прошел через территорию Азербайджана. Жители Хоя и Салмаса выступили против Сельджукидов, однако под угрозой истребления покорились превосходящим силам султана. Затем его армия подошла к Нахичевану — «последнему пограничному форпосту ислама» на западе, где стала переправляться на судах через Араке. См.: Ибн ал-Асир,. VIII, 98—99. В Нахичеване войска Алп-Арслана разделились на две группы. Сам Алп-Арслан со 100-тысячным войском (Вардан, 126) через Кавказскую Албанию вторгся в Грузию. Разгромив в 1063 г. Албанию, Алп-Арслан женился на дочери местного владетеля Кюрике и заключил с ним мир. Затем он вторгся в грузинские области Джавахети и Ташир. См.: Вардан, 126—127; Маттеос Урфаеци, 118—119.

19. Этой крепостью был Двин, где воины Малик-шаха истребили 30 тыс защитников крепости и захватили в плен 50 тыс. человек. См.: Сибт ибн-ал-Джаузи, изд. Севима, 117.

20. Сурмари — совр. Сурмалу в Турции, находится на месте развалин крепости Кара-кала.

21. Это крепость Карабаг, севернее Сурмари. Была подчинена эмиру Нахичевана. См.: Ибн ал-Асир, VIII, 99.

22. Марйам-Нешиман (в рук.: Нешин) — «местопребывание (жилище) Марии», возможно, монастырь Мармарашен, находящийся у впадения р. Арпа-чай в Араке.

23. Ибн ал-Асир (VIII, 99) сообщает, что стены этой крепости-монастыря были сложены «из громадных камней, скрепленных с помощью свинца и железа»..

24. Крепость Сефид-шахр (перс., тур.—Ак-шахр) соответствует крепости Тетрицихе (Агджа-кала). Она находилась на нижнем течении р. Дебеда (приток Куры), восточнее оз. Чалдыр, по дороге из Карса в Ахалкала.

25. Ахал-кала (в рук.: ***, у Ибн ал-Асира: ***) — совр. город Ахалкалаки в Грузинской ССР. Вардан (136) говорит также о взятии Самшвилде.

26. Локоть (зар') = 49,875 см.

27. У Ибн ал-Асира (VIII, 99): «Они попросили послать с ними отряд воинов, и он направил порядочный отряд».

28. Хадим — слуга, чаще всего евнух (см.: Men, 278 и сл.).

29. Возможно, это была крепость Лори (близ совр. села Джалал-оглы Борчалинского р-на Грузинской ССР).

30. Ибн ал-Асир (VIII, 100) отмечает, что эти события имели место в раджабе 456 г. х. (19. VI—18.VII.1064).

31. Царем Грузии в это время был Баграт IV (1028—1072).

32. Ал-Бундари (31) сообщает следующее: «Алп-Арслан вынудил царя Абхаза (Здесь «Абхаз» этнического значения не имеет. В 975 г. князь Баграт (его мать была абхазкой) унаследовал престол Абхазии. В 1008 г. он занял престол Грузии и объединил оба царства. С тех пор его династия именовалась Абхазской. См.: Анчабадзе, 163 и сл.) Баграта сына Георгия просить мира и выдать свою дочь за него (у Сибта ибн ал-Джаузи, изд. Севима, 136: “султан женился на дочери сестры Баграта, царя Абхаза") и, приняв его подношения, даровал ему аман. Затем он выдал грузинскую принцессу за Низам ал-Мулка». См. также: Histoire (328, 342), где говорится о выплате Грузией дани (хараджа) Алп-Арслану.

Глава 14

33. Карс — одноименный город в совр. Турции. По Йакуту (VII, 25): «город в окрестностях Тифлиса. Между ними два дня пути».

34. Ани — «первая область ар-Рума» (Сибт ибн ал-Джаузи, изд. Севима, 117), средневековый город на р. Арпа-чай. Развалины находятся на территории Турции.

35. В рук. названия этих округов даны в виде *** (у Ибн ал-Асира, VIII, 100: ***). По сообщению Маттеоса Урфаеци (119), Алп-Арслан перед взятием Ани овладел двумя пунктами — Лори и Джавалхом (Джавахети). Оба эти пункта были расположены на пути Алп-Арслана к Ани, и реконструкция арабских транскрипций в «Джавахети» и «Лори» вполне обоснована.

36. У Сибта ибн ал-Джаузи (изд. Севима, 117, 118) есть сообщение относительно неприступности Анийской крепости, которое отчасти повторено Ибн ал-Асиром (VIII, 100). При султане Алп-Арслане во время штурма Ани сельджуками находился представитель халифа ал-Ка'има би-амри-ллаха накиб ал-нукаба' (глава шарифов) Абу-л-Фаварис ал-Камил, который отправил в Багдад следующее донесение: «В упомянутом этом городе я был очевидцем страшной картины, такой, что и не вспомнить, когда еще была подобная. Не припомнить, чтобы какой-либо владыка достигал такой победы. Три четверти города Ани расположены на большой реке Аракс, а одна четверть — над рвом (отводом от реки.—3. Б.), который отходил от Аракса. Вода текла в него с отдаленной вершины с сильным шумом, и поток ее был таким сильным, что если бы в него бросили огромные камни, то он перемолол бы их и унес. Дорога к городским воротам шла по мосту, который был прямо перед ними, а стены города были из твердых плотных камней. Говорят, что в городе было 700 тысяч домов и 1000 церквей и монастырей (у Ибн ал-Асира, VIII, 100: более 500 церквей). И не было к нему доступа, как не было места для битвы. Войска отчаялись взять город из-за его неприступности и были беспомощны до того часа, когда без всякой причины от стены отвалился кусок, и это привело к ослаблению [защиты] города. Войска [Алп-Арслана] вторглись в город и перебили его население, разграбили его, сожгли, разорили и пленили тех, кто уцелел от меча, и овладели городом. Улицы стали непроходимы от множества убитых. Число пленных было не менее 500 тысяч. Я захотел войти в город и сам увидел все это и старался найти себе такой путь, чтобы на кем не было убитых, но не нашел такого. Передавали, что в одной из церквей нашли девять хрустальных сосудов для воды. Их разбили и поделили между собой воины. Каждый кусок весил 18 ратлей (ратл = 406,5 г)». Ср.: Ибн ал-Джаузи, VIII, 236.

Маттеос Урфаеци (119—120) пишет, что в Ани имелась 1001 церковь, что «город со всех сторон был опоясан каменной стеной, а река Арпа-чай текла вокруг него. Только одна сторона города была расположена ниже. И хотя мусульмане и разрушили эту сторону баллистами, но на протяжении многих дней не могли проникнуть в город. Однако греческие князья, назначенные их императором [Константином Дукой] для обороны, а именно презренные Баграт, отец Смбата, и Григор, сын Бакурана, отошли в цитадель и верхнюю крепость и заперлись там. В этот день султан стал готовиться [к тому], чтобы уйти со всей армией в Иран. Горожане видели, как эти безбожные защитники запирались в цитадели. Моральный дух горожан был сломлен, и без всякой причины все стали разбегаться в разные стороны. Весь город окутался пылью. Мусульманские воины увидели, что защитники покинули городские стены, и султан со всей армией вошел в город».

Как видно из материала источников, городом Ани в указанное время владели византийцы, которые почти без боя сдали его войскам Алп-Арслана. В результате безразличия со стороны византийского гарнизона к судьбе Ани пострадало его многотысячное население.

О событиях, связанных с захватом Ани султаном Алп-Арсланом, см.: Вардан, 126—127; Аристакэс Ластивертци, 128—129; Киракос Гандзакеци“ 53; ал-Бундари, 31; Бар Эбрей, I, 316—317 и другие источники.

Ани был взят Алп-Арсланом 16.VIII.1064 г. Дополнительно о взятии Ани сельджуками см.: Марр; Орбели; Canard и др.

После взятия Ани султан Алп-Арслан направился к Карсу, которые владел Гагик сын Ашота. В 1064 г. Гагик сдал город султану, а сам перебрался в Византию, где взамен Карса был наделен другими владениями (Маттеос Урфаеци, 121—122).

37. Анджан—совр. Анджалу в Турции (западнее Малазгирта).

38. 'Амидом Хорасана в это время был Мухаммад ибн Мансур ан-Насави. О нем см. гл. 12.

39. См. прим. 28 к гл. 13.

40. Известные в средние века хаттийские копья выделывались в местечке ал-Хатт, в Омане. См.: Йакут, III, 449.

41. Брат Алп-Арслана Кавурд 'Имад ад-Даула Ахмад Кара-Арслан ибн Да'уд Чагры-бек (?—1073) был основателем государства керманских сельджукидов (1041—1183).

42. Манкашлаг — «мощная крепость в крайних пределах Хорезма. Расположена между Хорезмом, Саксином и областями русов, близ моря, в которое впадает Джейхун, а это — Табаристанское (Каспийское) Море» (Йакут, VIII, 183—184). См.: Бартольд. Мангышлак, 479—481).

43. В январе 1066 г. султан Алп-Арслан подавил восстания некоторых эмиров в Мавераннахре и Хорезме. В письме везиру Низам ал-Мулку султан сообщал: «Туркмены перемешались с неверными (куффар) и стали грабить купцов. Это происходило близ моря и кипчаков. Когда они услышали о нас, то переправились на остров в море, бросив свое имущество, женщин и скот, количество которого не поддается подсчету. Всем этим мы завладели и возвратились в Хорасан» (Сибт ибн ал-Джаузи, изд. Севима, 131).

44. Дженд — средневековый город, развалины которого находятся на правом берегу р. Сырдарьи, близ Кзыл-Орды.

Сабран (в рук.: Сайран) — «городок с высокой цитаделью в Мавераннахре, за рекой Сейхун (Сырдарья), на краю пустыни» (Йакут, V, 336).

45. Райикан (Райаган) — городок в округе Туса.

Глава 15

46. Везиром Кавурда был кади Абу Мухаммад Фазари (Мухаммад ибн Ибрахим, 4).

47. Джируфт — столица Кермана при Кавурде. Расположен на юге Кермана.

48. Истахр — главный город и крепость фарса. Существовал до XVI в.

Сулайман ибн Да'уд — библейский Соломон.

Вали Истахра был эмир Абу-л-'Аббас Фадлавайх ибн 'Алавайх из курдской династии Шабанкара'и.

49. Джамшид — мифический царь Ирана.

50. О событиях, описанных в главе, см. также: Ибн ал-Асир, VIII, 105; Сибт ибн ал-Джаузи, изд. Севима, 91, 100, 119—121, 137—138, 140; ал-Бундари, 30—31.

Глава 16

51. Фадлун, или Фадл ибн Хасан известен также по имени Фадлавайх. См. о нем прим. 48 к гл. 15.

52. Танджа — один из округов .Мерверуда в Хорасане.

53. Это была крепость Бардашир (Гувашир, Джувашир) — одна из самых мощных в Кермане (в 14 фарсахах от Кермана).

54. Тадж ал-Мулк Абу Калиджар Хазарасп ибн "Аййад — наместник султанов Тогрул-бека и Алп-Арслана в Басре, Ахвазе, их округах, Хузистане и Дейлеме с правом упоминания своего имени в местной хутбе. Занимал высокое положение при дворе Алп-Арслана. Умер в рамадане 462 г. х. (13.VI—12.VII.1070). См.: Ибн ал-Асир, VIII, 108; ал-Бундари, 37—38.

7 марта — 4 апреля 1060 г.

-а Добавлено на поле рук. другим почерком.

В рук. одно слово не поддается прочтению — ***

3 января 1064 г.

-г Добавлено на поле рук. другим почерком.

Понедельник 19 августа 1101 г.

Третья декада февраля 1064 г.

Перифраз Корана (5,37 и 69)

В рук.: *** что М. Икбал читал ***. По нашему мнению,  предпочтительнее *** , что подтверждается дальнейшим текстом:  Туг-Тегин показал дорогу войскам Сельджукидов.

Коран, 9,29.

22 ноября 1066—10 ноября 1067 г.

 

Текст воспроизведен по изданию: Садр ад-Дин Али ал-Хусайни. Ахбар ад-даулат ас-сельджукийа. М. Восточная Литература. 1980

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017  All Rights Reserved.