Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

1634—1664.

Петр Развидовский был в половине XVII стол. генеральным проповедником в киевском доминиканском конвенте. С 1634 по 1664 г. им ведены были записки, предлагаемая выписка из которых, помещенная высокопр. Евгением в “Опис. Kиeво-Соф. Собора” заключает в себе весьма много топографических сведений относительно Kиевa, тем более интересных, что они объясняют многие урочища, ныне уже забытые.


Конвент Иакинфов (Иакинф, иначе Яцек Одровонж, доминиканец, католич. святой и мнимый апостол земли русской — по свидетельству его житий — был миссионером в Киеве в ХШ в. современно нашествию татар и совершил многие чудеса, напр. перешел Днепр, как по суху, и что всего удивительнее, — проложенная им тропинка оставалась видна на Днепре не одно столетие и т. д. О Яцке Одровонже есть обширная критич. статья проф. Малишевского в “Трудах к. д. ак.” 1867 г.) первоначально основан над Днепром, где бывала церковь Богородицкая и она-то отдана была Иакинфу. По опустошении сего конвента, доминикане подселились под замок (т. е. под гору) на Житный торг и основали костел под названием св. Николая, мирликийского епископа и исповедника. Из прежнего костела Иакинфова брали каменья на постройку нового Николаевского и собрали много стопленного свинцу кровельного. Там же застали мы костелок старый деревянный, в котором и службу мы исправляли и крестные ходы на праздник Иакинфов и другие; а потом покойный пан Стефан Аксак (около [103] 1640 г.) построил новый костел каменный и конвент, а вышеупомянутый старый костелок перенесен за Днепр к благодетелю нашему пану Феодору Креницкому, подстолему черниговскому. Около сего костела не мало грунтов, на коих построились мещане до семи дворов, или больше. Они платили нам годовую куницу или чинш.

 

Конвент св. Николая имел предхрамие (atrium) в ширину и длину на 400 локтей. Около его особые грунты, сколько памятую, по левой стороне со входу в конвент. Затем улица от церкви к Днепру, от Бискупьего замка; там же грунты, на которых, помню, жили куничники или чиншовники даже до кабака городового по улице к Воскресенью.

По правой стороне со входа в конвент большой двор покойной госпожи Виленской. Сей двор с грунтами подарила конвенту она, госпожа Виленская, бывшая пред тем за князем Романом Рожинским, который здесь у нас лежит у св. Николая.

Насупротив конвента на Житном торгу пред конвентом стоить большой крест (Figura); за крестом — покойного Стефана судьи земского, старосты Острожского, двор большой деревянный. Из того двора половина грунта принадлежит конвенту от церкви Флоровской. А это стало таким образом: два cии грунты были двух братьев родных, панов Аксаков, Стефана и Михаила. Михаил свою часть в правой стороне со входу в сей двор подарил конвенту и был тогда совет, каким бы образом сей грунт Стефану Аксаку уступити, меною или из куницы т. е. чиншу. Решено из куницы.

Грунт к Днепру за бернардинами подле грунту Лейзора арендатора жида. Там был деревянный типографский двор между сим жидом и садом Кучовского, где ведьмы слетались. С сего грунта мы сбирали чиншу тридцать злотых.

Грунт под горою Здыхальницею от замка с сей стороны подле бернардинов. На сей грунт имели мы привилегию короля Владислава четвертого в разсуждении воды Кошинки, или колодезя, обрубом обделанного. Оттуда вода проведена была трубами к конвенту св. Николая с немалым иждивением конвентским и [104] владели мы тою водою и грунтом до самой корсунской войны (1648 г.).

Грунт за замком высоким киевским (в старом Kиeве) где мы кирпичный завод поставили. Около того на нашем грунте сидело несколько кожемяков, которые с тех грунтов платили чинш.

Грунты конвентские по фундации привилегий начинаются от реки Сырца за Кирилловским монастырем к Приорке, вдруг за мостом пред большим крестом; в правой стороне была некогда деревушка Яцковка (Иакинфовка) и с той деревушки давали мы подымное (подать с изб) по квитанциям 1629 года. Я не застал уже оной: но на том же месте поставил дом постоялый, и был с того доход.

По левой стороне за крестом, едучи от Kиeвa, мельничка, оставшаяся от армянской церкви, где армяне во время запустения выпросили себе ниву по житомирской дороге у короля, кажется, Казимира. Сию ниву мы всегда оспаривали и наконец, если не ошибаюсь памятью, в 1645 г. согласились армяне львовские, провизоры сей церкви киевской, чтобы мы уступили вместо той нивы один дворик подле самой мельнички и принадлежавший конвенту сад до самого фольварка конвентского, где мы тот сад насадили и Герасимову прудку, а за судебные протори они обязаны были нам уплатить двести польских злотых.

Оттуда вверх рекою Сырцем четыре наших мельницы, а пятая мельничка под Рокошанкою, где мы позволили госпоже Янковской поставить фольварок Цехановичевский и допустили построить мельничку. Там же на Сырце конвентских подданных десять.

Далее следуют грунты, названные Попковцы, где издавна некогда бывала деревушка до самой нивы, названная Плоцкая. На той ниве стоит сосна великая и борт наш со пчелами.

Далее едучи от сей нивы в левой стороне грунты архимандричьи (печерские), а в правой наши, деревня Берковец; половина деревни Клашторной по самую часовню, которую мы построили, а другая половина — архимандричья. Их грунты идут на [105] две мили к Белогородку, даже до Бесовой бабы, а наши грунта идут даже до Хлопача к Гостомлю над Ирпенем, сходятся с грунтами Котырскими даже до самой Горынки, границы Bышегородской. От той Горынки идут грунты наши даже до реки Водицы от Вышгорода.

В сем округе речек, в средине, находятся грунты, начиная от Берковца, обширные нивы конвентские, названные Уваров великий, Уваров малый, даже до самой Пpиopкu местечка, которое я основал; было хат двести; одного бору на две мили даже до Ирпеня в ширину и в длину, и за Ирпенем есть грунты конвентские даже до самого Гостомля, остров Некрасовский. На том же Котыре у мосту населил я местечко над Ирпенем; над Выхрицею даже до самого Хлопача было хат пол-четверта ста. Там же с совета отцов конвента позволено построить церковь (русскую), как и в Приорке, вновь. Мельниц на том Котыре: во первых Николаевка на низу, вторая выше Жаркова, третья Яцкова (Иакинфова), в коей камней два и одна пила, четвертая Федорова, пятая Луциковка, а на стороне новый пруд запрудили мы. Была и там мельница.

Между Приоркою и Котырем не было и нет чужих грунтов, кроме конвентских, начавши от Вышегородской границы и паки даже до Сырца, где крест и Яцковка вышеупомянутые.

Сенокосы в сих грунтах: первый от Приорки ниже борков конвентских, один названый Поповка, потому что оный присвоил было поп киевской церкви, ближней к конвенту. Другой покос в левую сторону за Поповкою, Торжовский, которым таким же способом завладел было один мещанин. Третий еще выше даже до Водицы, границы Вышгородской, названный Maцохинский, который присвоил было также мещанин Мацоха. Другие покосы, о которых мы судились, от Вышгорода простираются даже до наших озер над Днепром, названных Клебанские. В правую сторону в отдалении от Киева над Сырцем к озеру Иорданскому сенокос один названный Ковальский, потому что его приобщили было к своим покосам киевские ковали или кузнецы. [106] Сей покос ковальский в 1615 г. отцы конвента при бискупе Кристофоре Каземерском позволили косить капитуле киевской: но едва с трудностию возвратили мы оный от капитулы, и то по одной записке, оставленной сим же бискупом, что сей грунт есть конвентский. Потом следует озеро Клашторное и смыкается с озером Кириловским и Иорданским, наше в левую сторону к покосам, а Чернецкое далее. А поелику Сырец наш впадает в те озера и идет своим током чрез озера даже до Днепра, то, сколько ни есть сенокосов за озерами как нашими, так и за чернецкими, все то мы себе присвоили.

Текст воспроизведен по изданию: Сборник материалов для исторической топографии Киева и его окрестностей. Киев. 1874.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.