Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  | Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

Приложение 1

ЯРКИЙ ЛУЧ ЗОЛОТОГО СОЛНЦА

— безошибочное исследование начальных периодов, составленных как хронологические таблицы жизни великих просветителей религии в Тибете”

(фрагмент)

Намо гуру Маньджугхошая часварасвастье!

Учитель богов и иже с ними сын Шуддходаны /Шакьямуни/,

Отец всех будд один Маньджугхоша,

Владыка сокровенных кладезей учений Ваджрапани,

Держащий в руке белый лотос /Авалокитешвара/ — они в сердце моем живут.

Они прекрасным телом своим гордыню мирскую снимают,

Знание шестидесяти гласных непременно поднимают,

Душою тонкою и широкою чудотворные деяния творят,

А богиня Сварасвасти Маньджугхошу чтит.

Время рождения Шакьямуни, источника пользы и благоденствия,

Вращение им колеса учения подлинно (истинно) бодхисатовского,

Правила исправления многих ошибок по сроку существования религии

По “Маньджушри-мула-тантре”, “Калачакре” и прочим изложу.

Те, кто каждый имеет один глаз лживый, а другой правдивый,

Не делают так, чтобы открыть слепоту, и не говорить ложные слова.

“Махатикку”, Чаннга, Рин, Сод, Гом и Дэ

Хронологию религии пяти видов всеведающих безошибочно выслушай,

Эту погодную таблицу в хорошем описании посмотри,

Историю всех высших и религии Шакьямуни уяснишь. [206]

Во времена “крита-юги” — первой эпохи-живые существа (люди) могли жить бесчисленное количество лет, не знали старости и смерти, жили на небе, похожем по форме на прозрачное тело, где не было солнца, луны, созвездий (планет и звезд), исчисления времени (жизни), добродетелей, грехов, племени и рода, религиозного долга, заклинаний и прочих.

В “Маньджушри-мула-тантре”, переведенной /с санскрита на тибетский язык/ Чойшэй говорится:

В то время эпохи “крита-юга”

Человек собственной силой полон был,

На всем небе жил,

От старости и смерти полностью был свободен.

В то время созвездий не было.

Солнца не было, не было и звезд.

Богов не было, и мира ассуриев не было.

Первая эпоха — это вершина времени.

Племя же без людей существования не имело.

Продолжительности жизни (возраста) не имелось, и рождения не было.

Религиозного долга не было, сокровенных заклинаний не было.

От добродетелей и грехов были свободны.

Собственная радость полностью осуществлялась.

Их (людей) поведения и деяний тоже не было.

Они были чисты и своего Я не имели.

В переводе /“Маньджушри-мула-тантры?”/ Брогми-лоцзавы говорится:

Солнца, луны, звезд не было,

Мира богов и ассуриев не было.

Отсюда множество людей благодаря своим прежним деяниям перешло на землю, где произошли области богов наземных, боги и ассурии.

В “Маньджушри-мула-тантре” говорится:

Долголетних людей весьма много.

Люди внешнего мира — это “сок”,

Малые из них многочисленными стали,

Затем они благодаря прежним деяниям

На землю потянулись и туда пришли,

В хороших домах на земле без остатка жить стали,

Боги и ассурии в действительности чисто произошли.

Затем, в среднюю эпоху вступив, /люди/ пристрастились к еде через рот, вследствие чего лишились светлости, тело становилось твердым, стали опираться на [207] грубое среднее тело (bar-ma’i lus) (?) и так далее, день (сутки), месяц, год, планеты и звезды все появились, Астрономия (skar-rtsis) тоже с того времени появилась.

В переводе /“Маньджушри-мула-тантры”/ Брогми-лоцзавы говорится:

На среднее тело (желудок?) только опираясь,

К еде и питью /человек/ со страстью привязался.

Вследствие этого лучшего (свет) сильно ослабли,

А тело его твердость обрело,

А сам он (человек) добродетели и грехи полностью совершал.

В “Маньджушри-мула-тантре” говорится:

Затем, средней эпохи достигнув,

На тело матери истинно стали опираться,

Принятию пищи через рот пристрастились,

Их (людей) свет сильно ослаб,

Тела их затвердели и загрубели,

Добродетели и грехи полностью совершали.

Затем день и месяц,

Год, планеты и звезды все появились.

От того времени начиная, некто незначительный /человек/

Астрономию знал подлинно.

Человек пользу старался принести,

Поэтому затем я предыдущее проповедовал.

Последовательно к концу /средней эпохи/ появились коровы и звезды, а вследствие того, что этого порядка не знали соответствующим образом, панчэн Соднам-Дагба провел много исследований, затем установил, что Учитель /Будда/ в образе святого Брахмы проповедовал шастру по искусству (bzo), разные шастры (?) предания (рассказы), веды, грамматику, поэтику, астрономию, искусство мужчин и прочие шастры. В “Маньджушри-мула-тантре” говорится:

В этом столь маленьком мире

Исследования для познания искусств,

Шастры о законах и историях,

Веды и толковый словарь также,

Поэтику и астрономию собственно,

Арифметику, искусство мужчин и мантры

/Учитель Будда проповедовал/.

В переводе /“Маньджушри-мула-тантры”/ Брогми-лоцзавы говорится: [208]

Живущий в столь маленьком мире

Вишну /проповедовал/ исследование искусств деяний,

Шастру о законах и предания старины,

Веды и толковый словарь также,

Поэтику и исследование звезд собственно,

Математику, искусства мужчин и их страсти...

Затем, в тот период, когда возраст людей той калпы достигал сорока тысяч лет, появился будда Кракучанда, тридцати тысяч лет — будда Канакамуни, двадцати тысяч — будда Кашьяпа, ста тысяч лет — несравненный Шакьямуни, восьмидесяти тысяч лет — будда Майтрея. Учитель всех /живых существ/ того мира будда Победоносно скончавшийся вошел в утробу матери в день рыбы месяца сага, предшествующего среднему месяцу года огня-самца-лошади (915 г. до н.э.), называемого Парабхава. В “Лалитавистаре” говорится, что в период с начала весеннего месяца до пятнадцатого числа полнолуния /Будда/ вошел в утробу матери с правого бока, когда она приняла обновление тела /после менструации?/. Затем, к концу десятого месяца, соответствующего среднему месяцу, в начале зимнего месяца того же года огня-самца-лошади (915 г. до н.э.), утром седьмого числа звезды “чжал-дзом” (skar-ma rgyal ‘dzom-ра), внутри месяца лошади /Будда/ родился. В “Лалитавистаре” говорится, что через полных десять месяцев /Будда/, как будто зная о рождении с правого бока /матери/, родился, не испачкавшись нечистотами (грязью) материнского чрева.

Относительно рождения /Будды/ в “восьмое созвездие” (skar-ma rgyal) в “Лалитавистаре” говорится, что /рождение/ полностью совпало с “восьмым созвездием”. В “Таркаджвале” говорится, что ты, ведущий, родился буддой.

До двадцати девяти лет /Будда/ жил во дворце, в двадцать девять лет, в год дерева-самца-собаки (887 г. до н.э.), решил удалиться из дворца, в тридцать лет, в год дерева-свиньи (886 г. до н.э.), при активной деятельности (?) (lhag spyod) слушал учение о самадхи (созерцании) , затем шесть лет провел в аскетизме (медитации) строжайшем, в тридцать шесть лет, восьмого числа месяца сага, последнего весеннего месяца года железа-самки-змеи (880 г. до н.э.), достиг просветления — стал буддой. Став буддой, жил до сорока шести лет, вращая колесо учения и проповедуя. В “Таркаджвале” [209] махаяниста Бхавьи (legs-ldan) говорится, что в результате накопления добродетелей в течение “трех бесчисленных причин” (?) с сорока пяти лет невозможность происхождения плода (результата) не представляется /действительной/. Поэтому утверждение о становлении буддой (о просветлении) в тридцать пять — тридцать семь лет в действительности не вяжется.

В “Абхисамаясутре” говорится, что бодхисаттва /Сиддхарта/, достигнув двадцати девяти лет, ушел из дворца и шесть лет провел в строгом аскетизме, затем увидел (познал), как достичь познания высшего учения.

В тот момент и месяц может оказаться охваченным огнем времени (?) В 150-й главе “Винаявасту” утверждается, что, когда Победоносно ушедший достиг анутта-раджняны — наивысшей мудрости, /у жены его/ Дагцзинмы был один сын еще /в утробе/ (?), а луна была захвачена Раху. На 49-й день того года, когда /Шакьямуни/ стал буддой, 4-го числа июля месяца, шестого монгольского месяца в Варанаси он вращал колесо учения о четырех истинах. В то время в Варанаси распространилось почитание /четырех истин/.

Затем он проповедовал две степени колеса учения и три колесницы. Затем в следующем году по истечении двенадцати месяцев, в черный месяц воды-лошади — /в марте — апреле/ у ступы Дханьякатака проповедовал “Калачакра-мула-тантру” царю /Шамбхалы/ Чандрабхадре, йогам и йогиням, небожителям и прочим. В “Махатикке” говорится, что /Шакьямуни/, став буддой и вращая колесо учения, осуществил проповедь трех колесниц — /хинаяны, махаяны и ваджраяны/, в двенадцатом месяце черной рыбы в день полнолуния /марта — апреля/ у Шридханакатаки проповедовал сущность полного различия шестнадцати частей мандалы могущественного наставления “воздуха учения” и другие. В “Маньджушри-мула-тантре” (rtsa-rgyud) сказано:

Учитель на горе грифов

Законы праджня-парамиты проповедовал,

А в Шридханакатаке учение проповедовал,

Таким же образом — законы гухьямантр.

В следующем году после просветления /Шакьямуни/ проповедовал “Калачакру” — так говорят всеведающий Будон и всеведающий Кхайдуб, в “Дэбтэр-онбо”, Кхайба-Чаннга-Дондуббал и Кхайван-Тиринпочэ Одзер (mkhas dbang khri rin-po-che ‘od-zer), панчэн Соднам-Дагба и Гунчен-Гомдэ и прочие. Поэтому здесь то же [210] самое также говорится. Со времени проповеди “Калачакра-мула-тантры” в течение сорока четырех лет /Шакьямуни/ вращал колесо учения, прожил 80 лет и три месяца, в полночь дня рыбы месяца сага продемонстрировал “уход от страданий” — скончался. В “Маха-нирвана-сутре” говорится, что в день рыбы последнего месяца весны приблизительно наступило время полного ухода /Шакьямуни/ от страданий. В “Гимне восьми ступ” указывается, что монах, совершив верование, прожил три месяца (?). Поэтому некоторые говорят, что /Шакьямуни/ скончался в 84 года, другие — в 82 года и т.д., что не вяжется с действительностью. В сутре “Золотой луч” говорится, что /Шакьямуни/ достиг возраста 81 год. В “Дже-шад” (bye bshad) говорится:

В стране колеса учения и Вайшали,

В стране белых цветов и богов,

Там, где убивают младенцев, и в Кошамбхи,

В пустынной местности и на горе со ступой,

В камышовом городе и городе шумном,

В городе, где духовные и светские живут,—

Во всех этих Шакьямуни — /его/

Высшее тело по одному году жило.

В двадцать три года в Шравасти жил,

В саду лекарственных растений — четыре года,

В местности разветвленных пещер — два года.

В городе Раджагир — пять лет,

А в строгом аскетизме шесть лет провел,

В двадцать девять лет во дворце жил.

Будда в эти восемьдесят лет

Наивысшее свершение осуществил — освободился от страданий.

Все это сказанное противоречит (опровергает) тому, /что было сказано выше/.

На втором году после проповеди Победоносно ушедшим “Калачакра-мула-тантры”, в год воды-лошади (879 г. до н.э.) /царь Шабхалы/ Чанрабхадра составил “Комментарий на Калачакра-тантру” из шестидесяти тысяч стихов. В “Махатикке” говорится, что на втором году после времени проповеди той тантры /Калачакры Шакьямуни/ продемонстрировал чудотворное превращение телесного существования колеса мандалы, а достигнув небесного существования, погрузился в него, что стало причиной (основой) совершенствования живых существ. [211]

Затем Чандрабхадра в год воды-лошади (879 г. до н.э.) скончался, в год воды-овцы (878 г. до н.э.) кулика-император Индра воссел на трон.

На втором году после кончины Учителя, в год огня-зайца Прабхавы, состоялся (был созван) первый собор (834 г. до н.э.). В тот момент Шарипутра имел 80 000 учеников, Маудгальяна — 70 000 учеников, а Учитель с 18 000 учениками погрузился в нирвану, вследствие чего боги не слушали Трипитаку — три корзины учения.

В целях исправить эту хулу Ананда, Упали и Кашьяпа, подстелив под собою духовные одеяния пятиста архатов, поочередно (последовательно) сели на них, собрали три корзины наставлений Будды, в результате чего боги и пятьсот архатов освоили Трипитаку. Вследствие этого боги процветали, а ассуры захирели. Так с одобрением сказывают.

Учений (положений) относительно срока существования религии имеется много, а из них три /являются главными/: то, что полностью соответствует пяти тысячам лет; то, что соответствует Калачакре; то, что включено (составлено) в хронологические таблицы первого рабджуна (шестидесятилетия), и так далее.

Первое. Существование религии в течение 5000 лет есть полное соответствие, подобно этому имеется много сутр Учителя, также имеется много рожденных, имеющих срок жизни /для слушания/ проповеди. Из-за множества всего этого так проповедано. В некоторых томах “Бхадракалпика-сутры” указывается, что /религия Будды/ будет существовать 5000 лёт. В главном комментарии трех парамит “Побеждающий вред” говорится, что существование религии Будды продлится 5000 лет. В “Проповеди Шакьямуни” говорится, что и другие утверждают о 5000 лет как о времени существования высшего учения Будды. В “Ста тысячах комментарий” (‘bum tii-ka) отмечается, что так называемые конечные (последние) 500 лет есть те конечные 500 лет, полученные умножением 100 на 5. Таким образом, время существования учения Будды есть 5000 лет.

Ввиду такого утверждения значит, что в эти 5000 лет будет существовать много проповеданных сутр и великих индийских пандитов. То, что известно хорошо об их существовании, больше утверждается в /сутрах/ “Ста тысячах комментарий” и “Побеждающий вред”, а также в “Украшении наставлений Шакьямуни” [212] (thub dgongs rgyan) и у Маньджушрикирти. Многие тибетские ученые также утверждают подобным образом, поэтому это явилось первым признаком /правильности рассматриваемого положения/. В “Махатикке” утверждается, что если так, то также великий ачарья (учитель) Маньджушрикирти проповедовал о существовании религии в течение 5000 лет, вследствие чего подобным же образом знали о существовании сутр Учителя и также о рожденных, имевших срок жизни /для слушания/ проповеди учения. В большой и малой /сутрах/ “Побеждающий вред”, а также Шантаракшита и Шантипа утверждают, что /религия Будды/ будет существовать 5000 лет. В “Сэрпрэне” говорится, что это есть утверждение Шантаракшиты, а в большой /сутре/ “Побеждающий вред” подобным же образом говорится о времени существования религии Будды. В отношении порядка прекращения учения некоторые утверждают, что оно прекратит свое существование в соответствии с тем, что говорили другие, что в общем согласуется с 5000 лет. Еще в “Сэрпрэне” отмечается, что его (Будды) собственный закон и советы друг с другом согласуются. Также Шантипа учил о существовании религии в течение 5000 лет.

В малой /сутре/ “Побеждающий вред” говорится, что в первые три /тысячи лет/ во множестве обретут один и два плода — результата, затем три /плода/, затем наступит период времени, полный совершенствований, затем — в третью /тысячу?/ распространится корзина /учения/. Затем вследствие увеличения количества деяний в основе учения наступят период времени Основы и конечный /период/, а сила (власть) корзины учения не станет крепкой. Затем — благополучный исход с приблизительным признаком, потому образуются два разряда прежнего названия, а религия будет существовать 1000, 1500, 2000 и 2500 лет. Эти утверждения имеют относительное значение и наставительный /характер/. Нечто подобное изречению о 5000 /лет существования религии/ проповедовали и тибетские ученые. В “Калачакра-маха-тикке” утверждается, что религия будет существовать по “Каруна-пундарика-сутре” — 2500 лет, “Чандра-гарбха-сутре” — 2000 лет, “Комментариям на сутру, проповедованную Лодой-Мизадпа” — 1000, “Комментариям на Ваджрашедику” — 3500. Большинство тибетских ученых согласуется с этим и утверждает нечто подобное о 5000 лет /существования религии/. В сутре утверждается, что изречение о [213] другом положении является наставительным. Поэтому так и утверждали.

Второе. Положение, которое согласуется с Калачакрой, состоит в следующем: после Чандрабхадры шесть царей /Шамбхалы/ по 100 лет проповедовали учение. Эти шесть царей, которые проповедовали учение, суть: царь Индра, Теджасви, Чандрадатта, Девишвари, Вишварупа и Индрата. В цитате из “Калачакра-маха-тикки” (rtsa rgyud ‘grel chen) говорится /о семи дхарма-раджах/ так: Чандра, Индра, Теджасви, Чандрадатта, Девишвари, Вишварупа и Индрата.

В “Наставлениях Маньджушри-мула-тантры” (rtsa rgyud gsungs) говорится, что на 602-й год явился кулика-император /Пратитакаика/ и составил “Собрание тантр”, а вследствие того, что он составил все алмазы в один разряд (букв. род), достиг этого /мира?/, где прославился как благородный (“кулика”) и сто лет проповедовал учение. В “Собрании тантр” говорится, что с этого года по истечении 6000 лет в так называемой Шамбхале появится “известный владыка людей”. В “Калачакра-маха-тикке”, переведенной Ра-/лоцзавой/, говорится, что он же посредством колесницы солнца брахманского риши 15 000 000 /людей/, которые стали высшими, ясно превратит в одно счастливое племя (род) третьей колесницы — ваджраяны.

Если так, то теперь по истечении 600 лет после нирваны Будды в стране Шамбхала, возможно, таким образом проповедовали значение (пользу) Маньджушрикирти и других. Поверив в это, некоторые говорят, что в предыдущий год до завершения телесного существования (т.е. за год до нирваны) /Будда Калачакру/ проповедовал, а /это утверждение/ было лишено истинного цвета и смысла, /так как/ в нем речь шла о многих буддах. Другие говорили, что такого начала (основы) не было в древних индийских сказаниях (сочинениях) и т.д. Таким образом, все не согласны (не имеют единого мнения) в том, что является последним деянием Будды на закате проявления телесного существования. Следует признать в действительности, что первое его освобождение от страданий есть становление буддой. В этом /сочинении/ Йэлэ говорится, что вайшешики, саутрантики и йогачары отстаивают положение о “нирване с остатком и без остатка” (lhag bcas lhag med kyi myang ‘das), тогда как мадхьямики отвергают “нирвану с остатком скандхи”, но отстаивают нирвану неосвященную? (rab tu mi gnas pa’i myang das), причем освобождение от [214] страданий двух грехов без остатка скандхи может быть достигнуто полностью только просветленным буддой. В “Большом комментарии Йэлэ” говорится, что вайбхашики, саутрантики и йогачары признают нирвану с остатком скандхи, а мадхьямики отвергают нирвану с остатком скандхи, но признают нирвану неосвященную. Отсюда нирвана без остатка скандхи /грехов/, отвергнутой окончательно, называется становлением просветленным буддой. В “Махатикке” говорится, что в конце полнолуния месяца сага Победоносно свершившийся Шакьямуни достиг просветления и стал буддой, вращал колесо учения, проповедовал три колесницы его, в полнолуние двенадцатого месяца чайтхир (?) прибыл в Шридханакатаку, отсюда прославились первые будды своими деяниями. Таким образом, Шакьямуни, став буддой, в двенадцатый месяц — месяц чайтхир — проповедовал “Мула-тантру”; /однако/ став буддой, он прожил много лет, но в один год, когда надо было проповедовать, он не проповедовал. И поэтому /Будда/ говорил, что после того, как я освобожусь от страданий, время нирваны, называемое как 600 лет, будет временем первого становления буддой, но это не будет временем ухода в конечную нирвану. В “Махатикке” говорится, что после того, как я освобожусь от страданий, по истечении 600 лет в стране Шамбхала Маньджушри превратится (переродится) в Девишвари из рода шакья и в известное скопление (?) в утробе Девивиджан, что и правде подобно. Если узнать об этом, то в цитате из “Мула-тантры” говорится:

Первый год — это шестьсот лет,

Царь ясно прославленный

В Шамбхале появиться может.

После того, как Маньджушрикирти занимал трон /Шамбхалы/, на 41-м году, по-видимому, в Тибете появился Ньяти-цзанпо. После того, как Маньджушрикирти 100 лет проповедовал учение, последовали восемь кулика-императоров: Пундарика, Бхадра, Виджетри, Сумитра, Ратнамудра, Вишнугупта, Сурьякирти и Парибхадра. После них в стране Мекка стали жить мусульмане, и это, возможно, было время, когда на троне восседал кулика-император Самудравиджая. В “Махатикке” говорится, что при трактовке этого достоверным является то, что 600 лет после Татхагаты есть время Маньджушри. Это означает, что данное время есть первый период проповеди учения кулика-императором [215] /Маньджушрикирти/. То, что 800 лет называют как время (эпоха) мусульман, означает: после Маньджушрикирти восемь кулика-императоров, такие как Пундарика и другие, 800 лет проповедовали учение, после них — тот, кто держал начало мусульман.

Затем Сронцзан-Гампо родился в год огня-коровы (617 г.), на его 80-м году, в год дерева-обезьяны (684 г.), в Мекке /население/ было обращено в мусульманское учение. Самудравиджая 182 года проповедовал учение, а Дурджая проповедовал его 221 год, вследствие чего продолжительность проповеди учения этими двумя кулика-императорами составляет 403 года, что входит в число лет “огонь-небо-океан”. Спустя 182 года, когда люди впервые были обращены насильно в мусульманство, воссел на трон Дурджая. Необходимо знать, что начало года после того, как истекло время, когда Дурджая составил “малое летосчисление” (?) “джед-цзий”, исчисляется с года огня-зайца Прабхавы (1027 г.). В “Махатикке” говорится, что здесь 82 года меньше на целых 100 лет, а это значит, что данный Дурджая “исчислял мало” (?) и что это есть время, полностью соответствующее времени кулика-императора Дурджая.

В отношении количества этих предыдущих лет большие и малые мудрые хронографы Китая и Тибета, Ра-лоцзава и Ронба вдвоем, Сакья-пандита, Будон и Долбупа вдвоем и другие согласны в своем мнении (единогласны) .

Затем от Чандрабхадры до грозного Махачакрина действительно насчитывается 32 дхарма-раджей. В “Собрании тантр” говорится, что в конце тридцать второго престола “царей Шамбхалы” /в течение ста лет жизни Ассура-врач (lha-min dgra) в руке будет извращать колесо /учения/ (?)

Кулика-император Пратитакаика и другие действительно насчитывают двадцать пять. В сочинении “Джигдэн-кхам лэй-го-ла” говорится, что /императоров Шамбхалы/ на престоле насчитывается двадцать пять, а когда это число /императоров Шамбхалы/ завершится, кулика-императором станет Махачакрин — “Грозный благородный”, почитаемый Индрой и высшими богами. Это же ясно показывает, что имеются утверждения о тридцати трех и тридцати двух кулика-императорах.

Двадцать пять кулика-императоров: ниже Пундарики имена восьми кулика-императоров трактуются согласно порядку (правилу). В “Мула-тантре” говорится: [216]

Пратитакаика кулика-император есть.

Затем — кулика Пундарика,

Бхадра — всего три кулика-императора.

Далее четвертый — это Виджетри.

Су митра и Ратнамудра,

Седьмой — это Вишнугупта,

Сурьякирти и Парибхадра.

Год 403 — “огонь-небо-океан” — это время двух кулика-императоров. В “Мула-тантре” говорится, что они есть Самудравиджая и Дурджая. Остальных кулика-императоров насчитывается четырнадцать. В “Мула-тантре” говорится:

Кулика-император Сурья — это двенадцатый.

Вишварупа и Чандрапрабха,

Ананта и Бхумипала,

Шрипала и Симхавикрама,

Махабала и Анируддха,

Нарасимха и Махешвара,

Анандавиджая кулика-император,

Прасиддха, затем снова

Сын его Махачакрин,

Кулика-император Грозный появиться может,

Мудрой речью, высшей лошадью и самадхи

Учение мусульманства к концу приведет.

В соответствии с этим высказыванием кулика-император Сурья, Вишварупа, Чандрапрабха, Ананта, Бхумипала, Шрипала, Симхавикрама, Махабала, Анируддха, Нарасимха, Махешвара, Анандавиджая Грозный кулика — четырнадцать всего будет, что надобно знать.

Затем Сронцзан-Гампо в год огня-собаки (626 г.), когда он достиг десяти лет возраста, занял царский трон, привел во дворец непальскую принцессу Брихути (?), доставил статую Будды Мичжод-Дорчжэ и молитвенное колесо Майтреи, а также заказал доставить самовозникшую сандаловую статую богини Тары. В год дерева-лошади-самца (634 г.), когда он достиг восемнадцати лет возраста, взобрался (пожаловал) на красную гору Марпо-ри, а в следующем году — в год дерева-овцы (635 г.) — на Марпо-ри заложил основание (фундамент) дворца, на котором воздвиг красный дворец с 999 /комнатами/, окруженный 30 рядами крепостей. В год земли-свиньи-самки (639 г.) непальская принцесса стала милостынедательницей, закрыв стоки (?) (bsrubs-nas) озера Отан, Сронцзан-Гампо основал храм [217] Раса-прулнан. Когда царь Сронцзан-Гампо достиг двадцати лет, китайская принцесса Гонжо (rgya bza’ gongjo) доставила сутры — “Каруна-пундарика-сутру”, “Ратна-млекха-сутру”, “Четыре высших дхарани из драгоценного собрания Тантр” (‘dus-po rin-po-che’i tog gzungs bzhi) и чудотворную статую Будды Джово, восьмого числа в новолуние среднего весеннего месяца пожаловала на Марпо-ри. В то время, когда воздвигли храм Рамочэ, Тонми-Самбхота в Тибете изобрел письменность.

Сей царь охранял царскую власть шестьдесят лет, установил хороший закон высшего учения, в восемьдесят два года, в год земли-собаки-самца (698 г.), одновременно с двумя царицами погрузился в сердце самовозникшего Авалокитешвары — скончался. Он брал пять жен — китайскую принцессу, непальскую принцессу, шан-шунскую принцессу, руйонскую принцессу и миньягскую принцессу, но ни одна из них не родила ему сына, потому он взял монскую принцессу как сестру престола, /которая родила/ двух сыновей. Из них младший, Мансрон-Манцзан, занял царский престол.

С года огня-коровы (617 г.), когда родился Сронцзан-Гампо, согласно вычислению Ти-ринпочэ Одзера, выше до года огня-мыши IX рабджуна (1516 г.) прошел 901 год, отсюда (1516 г.) до года огня-обезьяны XII рабджуна (1716 г.) прошло полных 200 лет, в общей сложности /901 +200/ прошел 1101 год. С основания Лхасы до года огня-мыши (1516 г.) прошло 879 лет, а до этого года огня-обезьяны (1716 г.) — 1079 лет. До года земли-собаки (698 г.), когда скончался Сронцзан-Гампо, выше религия существовала 1533 года. Спустя с того года земли-собаки (698 г.) 80 лет, в год земли-лошади (778 г.), родился Тисрон-Дэвцзан. С тринадцатилетнего возраста царь этот, назначив посланником Ешей-Ванбо из Ба (sba ye-shes dbang-po), пригласил великого учителя Шантаракшиту. По его предсказанию пригласили ачарью Падмасамбхаву, который, подавив высших духов-чертей Тибета, пожаловал (вошел) на гору Хайпо (has po ri). В двадцать один год возраста царь Тисрон-Девцзан воздвиг монастырь Самьяй, который был построен за четыре года. Некоторые говорят, что /царь основал этот монастырь/ в двадцать два года возраста — в год железа-зайца (811 г.). Затем он пригласил двенадцать монахов школы сарвастивадинов, семь талантливых молодых людей стали монахами, пандита [218] Вималамитра, Буддагухья и прочие, лоцзавы — семь молодых монахов, Брандэ-Балцэг и другие — перевели много сочинений. Наконец в возрасте шестидесяти девяти лет, в год огня-тигра (846 г.), /царь Тисрон-Дэвцзан/ скончался. Некоторые говорят, что десять лет скрывали /его смерть/, тогда как он умер раньше этого года тигра (846 г.).

Затем выше года огня-собаки прошел 731 год, затем до этого года огня-обезьяны (1716 г.) прошел 931 год, с основания монастыря до года огня-собаки прошло 779 лет, до этого года огня-обезьяны (1716 г.) прошло 979 лет. В “Истории буддизма” Будона /говорится, что Самьяй/ был основан и построен в год огня-обезьяны (787 г.), вследствие чего эта незначительная /разница/ кажется хорошей.

После этого его /Тисрон-Дэвцзан/ сын Мунэ-цзанпо занял царский трон, три раза уравнял бедных и богатых людей и в двадцать девять лет умер.

После этого его младший брат Тисрон-Дэвцзан Садналэг занял царский трон, много сделал для поднятия силы религии, в пятьдесят четыре года — в год земли-курицы (889 г.) — пришла кончина его славы — умер.

Его средний сын Абдаг-Ти-Ралпачан родился в год огня-собаки (866 г.), когда в Шамбхале кулика-император Дурджая заложил начало летосчисления “джед-цзий”, в двенадцатилетнем возрасте, в год огня-курицы (877 г.), занял царский трон. Он был известен как перерожденец Ваджрапани, в период его правления было переведено много сочинений из Трипитаки тремя /лоцзавами/ — Каба-Балцэг, Чогро-Луй-Чжалцан и Шан, построил дворец, смешав молоко (?), дерево и большие камни с девятью карнизами — этажами. Этот /царь/ впоследствии стал известен как один из царей учения (дхарма-раджей) Тибета, воздвигших тысячу восемь монастырей и храмов. Каждому человеку, ставшему монахом, он подарил по семь человек домовладельцев — семей, ступни монаха признал (принял) выше, /чем голова светского человека/. Был составлен каталог (оглавление) переводов сочинений, переводов Ро и Чог (го cog) (?) с указанием количества листов (“объема”) и разделов основного трактата и ксилографических досок, также была составлена опись надписей на каменных обелисках, [219] воздвигнутых во множестве китайцами и тибетцами. В тридцать шесть лет /царь Ралпачан/ скончался.

С года земли-коровы (629 г.), когда Сронцзан-Гампо пожаловал на царский трон, до года железа-курицы (841 г.), когда умер Ралпачан, прошло 211 лет. Этот период получил название раннего распространения религии в Тибете. С того года железа-курицы (841 г.) до года огня-собаки (1526 г.) прошло 676 лет, а до этого года огня-обезьяны (1716 г.) — 876 лет.

Ландарма не смог уничтожить религию, так как его убил Лхалун-Бал-Дорчжэ. Затем, спустя 50 лет, в год воды-мыши (892 г.), родился Лачэн-Гонба-Рабсал. Затем, спустя 60 лет, в год земли-лошади (958 г.), родился великий лоцзава Ринчен-Санпо. Затем, спустя пятьдесят лет, в год воды-курицы (1033 г.), было заложено начало позднего периода распространения религии, что и утверждал всеведающий Будон.

Затем, спустя три года, в год огня-мыши (1036 г.), родился Шин-Нанам-Дорчжэ-Ванчуг. Затем, спустя два года, в год земли-тигра (1038 г.), было заложено начало позднего распространения религии, что и утверждал Бромтонба. Затем, до года воды-лошади (1042 г.), когда в Тибет прибыл Джово /-Атиша/, в середине 64-го года /1042—64—978 г./ десять ученых — пять уйских, три цзанских и два нгарийских брата — “восьмые лучи” (?) начали распространять религию из Нижнего Амдо, в результате религия стала развиваться в Уйе и Цзане. Спустя четыре года после года земли-тигра (1038 г.), в год воды-лошади (1042 г.), Джово-Атиша пожаловал /из Индии/. Затем, спустя одиннадцать лет, в год воды-змеи (1053 г.), родился Брогми-лоцзава. Затем, спустя одиннадцать лет, в год дерева-дракона (1064 г.), Бромтонба родился в Цагжэмо.

Затем, спустя семь лет, в год железа-свиньи (1071 г.), родились двое — Нагцо (nag tsho) и Кхудон (khu ston). Затем, спустя год, в год воды-мыши (1072 г.), родились двое — дацанский гэбшэй Оншейчан и Марпа из Лхобрага. Нанампа /Самаркандский/ основал Чжал-лхакхан. Затем, спустя два года, в год дерева-тигра (1074 г.), родился Сурчун. Затем, спустя один год, в год дерева-зайца (1075 г.), родился кадампаский йогин Амэй-чэнпо. Затем, спустя один год, в год огня-дракона (1076 г.), родился Дзэнгонба-Ванчуг. Затем, спустя один год, в год огня-змеи (1077 г.), родились двое — Чагтичог (chag khri mchog) и индийский Чагна, Думэр основал “великую степь”. Затем, спустя три года, в год [220] железа-обезьяны (1080 г.), Бром-ринпочэ пожаловал в Кхам, ему поклонялся лама Сэбцзун. Затем, спустя семь лет, когда истекли 403 года — “огонь-небо-океан”, началась таблица летосчисления с года огня-зайца первого рабджуна (1027 г.). Это есть время, когда в Шамбхале на трон воссел кулика-император Сурья. Если так, то теперь время какого же кулика-императора будет? Это год огня-обезьяны (1716 г.), когда истекло 90 лет с того времени, как 18-й кулика-император Симха воссел на львиный престол Шамбхалы.

С этого времени пройдет 10 лет, и 19-й кулика-император Викрама займет престол и 100 лет будет проповедовать учение.

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017  All Rights Reserved.