Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

VII РАБДЖУН /1387-1446 гг./

1387 г. - огня-зайца.

(Монастырь) Сэчжил управлялся ранним Шака-Соднамом.

1388 г. - земли-дракона.

Ученик уроженца Дора Гунсана Муйчэн-Гончог-Чжалцан родился.

1389 г. - железа-змеи.

Ти-Лодой-Чойчжон родился.

1390 г. - железа-лошади.

Резиденцию настоятеля (храма) Чжал-лхакхан с этого года по год дерева-собаки (1454 г.) занимали: [98]

Чаннга-Соднам-Дагба - двадцать три года, Ешей-Дагба - три года, Гунга-Чжамцо - тринадцать лет, Гунга-Дорчжэ - тринадцать лет и Лодой-Чжамцо - три года.

Кханчэ Джамьян-Ешей умер.

В Бруг-Ралуне умер Лодой-Сэнгэ, (настоятелем) стал Шейраб-Сэнгэ.

Риба-Шонну-Чжалцан умер.

1391 г. - железа-овцы.

Первое перерождение ламы-ринпочэ 1 Гэдундуб родился.

Уроженец Сэчжилбу Соднам-Чжалцан родился.

Уроженец Шана Чжагчэн-Джамбал умер.

Ученик Сурпу, который, /в свою очередь, был/ учеником Ринчэн-Балдана, Шан-Абара умер.

1392 г. - воды-обезьяны.

Ученик Чжэ-ламы (Цзонкхапы) Джансэм Лодой-Чжалцан родился.

Последователь секты карма-ньинмапа Гой-лоцзава Йидсан-Цзэба-Шоннубал родился.

Чжэ-ламе (Цзонкхапе) должен был показаться лик Маньджушри, потому он отправился в Олкха для созерцания.

В Бруг-Ралуне умер Шейраб-Сэнгэ, а /настоятелем/ стал Ешей-Ринчэн.

1393 г. - воды-курицы.

Чжэ-лама Цзонкхапа великий 2 “отремонтировал” разрушенный внешний пруд, а в болотистых местах (на границе между) Китаем и Монголией 3 узрел лик Ямандаги.

В /монастыре/ Ло-Джа-юл умер Шонну-Ешей, после чего там один за другим /настоятелями/ становились Чой-Дорчжэ и другие.

1394 г. - дерева-собаки.

1395 г. - дерева-свиньи.

Уроженец Мада Джансэм-Шейраб-Санпо родился.

Чжэ-лама /Цзонкхапа/ и Лхо-Бругпа встретились.

1396 г. - огня-мыши.

Чжэ-лама основал Ньялский (дацан) 4 Лун-Рачэнмо.

Чжалцаб-Дарма стал почитать Чжэ-ламу (Цзонкхапу).

1397 г. - огня-коровы.

Уроженец Сэчжилбу Ринчэн-Сэнгэ умер. [99]

1398 г. - земли-тигра.

Уроженец Среднего Бруга Намкха-Бал родился.

Ог-Дондуб-Бал умер.

1399 г. - земли-зайца.

Ученик Кхайдуба и внук Кханчэн-Дуб-Шейраба нартанский Соднам-Чогдуб родился.

Согласно собственно китайским историческим сочинениям, на императорский престол /Китая/ вступил второй (минский) император Хунву-ца 5.

1400 г. - железа-дракона.

Некоторые утверждают, что ученик Кхайдуба винаянист Лодой-Пайпа-Дагба-Балдан родился в предыдущем году, но он родился в этому году.

1401 г. - железа-змеи.

Нартанский Содба-Балдуб родился.

Противник Чжэ-ламы /Цзонкхапы/, уроженец Джамлина Соднам-Намчжал родился, хотя некоторые говорят, что /он родился/ в предыдущем году.

В резиденции настоятеля /монастыря/ Нартан умер Гунга-Чжалцан, после чего /настоятелем/ стал Дуб-Шейраб.

Уроженец Лхобрага Намкха-Чжалцан умер.

1402 г. - воды-лошади.

Младший брат Кхайдуб-Чжэ Басо-Чойчжи-Чжалцан родился.

Ти-Лодой-Данба родился.

Чаннга-Лодой-Чжалцан родился.

“Черный винаянист” Балдан-Санпо родился.

Уроженец Гампо Санчжяй-Чойчжи-Сэнгэ умер.

1403 г. - воды-овцы.

Таглунский красношапочник Джанчуб-Чжамцо родился.

Хотя и удивительно, что сей красношапочник есть одно из двух перерождений Кхачодбы, но годы не сходятся.

Последователь секты ньинмапа Ратна-Линба родился.

На императорский трон Китая вступил третий (минский император) дхарма-раджа Йонло 6.

1404 г. - дерева-обезьяны.

Уроженец Шан-Шуна Чойван-Дагба родился. [100]

1405 г. - дерева-курицы.

Таглунский (?) лоцзава Шейраб-Ринчэн родился.

Кхайдуб-Чжэ стал бикху. Гэдундуб стал монахом.

Красношапочник Кхачод-Ванбо умер.

1406 г. - огня-собаки.

Третий перерожденец красношапочника Кхачод-Ванбо Чойбал-Ешей родился.

1407 г. - огня-свиньи.

Кхайдуб-Тамчад-Ченба стал почитать Чжэ-Цзон-кхапу 7.

Пятый кармапаский иерарх 8 отправился в Китай.

Уроженец Пагду Чаннга-Балсан умер.

1408 г. - земли-мыши.

Уроженец Таглуна Даший-Бал-Од родился.

/Настоятель монастыря/ Сэра Джамчэн-Чойчжи был приглашен дайминским императором /Чэн-цзу/ 9.

В /монастыре/ Пагду умер Дагба-Соднам, после чего /настоятелем/ стал Соднам-Санпо.

Сиддхи Чойчжун-Ринчэн умер.

1409 г. - земли-коровы.

Уроженец Сэчжилбу Балдан-Санпо родился.

Чжэ-Цзонкхапа учредил /великое молебствие/ “лхасский монлам” 10.

(Он) основал монастырь Рибо-Галдан-Намбар-Чжалбой-лин.

Гунсран-Соднам-Чжалцан умер.

1410 г. - железа-тигра.

Панчэн /лама монастыря/ Даший-Лхунбо Санпо-Даший родился.

Цзанский Шакьяшри родился. Гэдундуб стал бикху.

Уроженец Сэчжилбу Шакья-Соднам предыдущий умер.

1411 г. - железа-зайца.

Джамчэн-Рабчжамба-Санчжяй-Пэл родился.

/Монастырь/ Сэчжилбу управлялся Соднам-Лхундубом.

1412 г. - воды-дракона.

Чжэбцзун-Рэндава умер в Шиншане 11. [101]

1413 г. - воды-змеи.

В /монастыре/ Бруг-Ралун умер Ешей-Ринчэн, после чего в резиденцию настоятеля вступил Намкха-Балба.

1414 г. - дерева-лошади.

Ти-Монбал-Лэг-Лодой родился.

Сакьяский Йагпруг-Санпал родился.

Лхо-Ринбочэ-Дагба-Йондан умер.

1415 г. - дерева-овцы.

Ти-Ешей-Санпо умер.

Карма-Дэбшиншэгба умер.

1416 г. - огня-обезьяны.

Шестой кармапаский иерарх Тонва-Дондан родился.

Чжамьян-Чойчжэ основал /монастырь/ Балдан-Брайбун.

Уроженец Пагду Соднам-Санпо умер, в “Дэбтэр-онбо” говорится, что (он умер) в год дерева-обезьяны (1404 г.), что неверно.

1417 г. - огня-курицы.

Ученик Басо Чунбо-Джабрал-Гэдун-Санпо родился.

На трон настоятеля (монастыря) Пагду вступил двадцать второй (настоятель) 12.

Уроженец Кам-Кама Дондуб-Бал составил /историю религии / “Чойчжун-Данба-Салжэд” 13.

Утверждают, что последователь секты ньинмапа Ринчэн-Линва вытащил из скалы Чунцан-браг спрятанные религиозные книги.

1418 г. - земли-собаки.

Настоятель /монастыря/ Таглун Агван-Дагба родился.

Трон настоятеля /монастыря/ Нартан занимал Соднам-Чогдуб до года воды-коровы (1433 г.), после чего его резиденция в течение четырех лет оставалась не занятой.

1419 г. - земли-свиньи.

Основатель /тантрийского факультета/ “чжуд-тод” Гунга-Дондуб родился.

Шакья-Ешей основал махаянский монастырь Сэра.

Чжалцаб-Дарма-Ринчэн вступил на золотой трон настоятеля /монастыря/ Галдан.

Чжэ-Цзонкхапа умер. [102]

1420 г. - железа-мыши.

1421 г. - железа-коровы.

Нартанский Шейраб-Чжалцан родился.

Место для застройки замка Санга-Кхар благословил (освятил) Чжэ-лама (Цзонкхапа) в год земли-свиньи (1419 г.), в соответствии с его повелением строительство завершили в этом году.

1422 г. - воды-тигра.

1423 г. - воды-зайца.

Чжэ-Норсан-Чжамцо родился.

Чжалцан-Сэнгэ основал (монастыри) Найтан, Мэй-Тогдан и Сурман.

/Монастырь/ Сэчжил управлялся Соднам-Чжалцаном.

Ученик Абары цзанский Лодой умер.

Нартанский Дуб-Шейраб умер.

Гампо-Чой-Ванчуг умер.

1424 г. - дерева-дракона.

Нартанский Дагба-Шейраб последний родился.

Лоцзава Соднам-Чжамцо родился.

Утверждают, что он составил двенадцать томов сочинений.

В /монастыре/ Таглун умер Даший-Балцэг, после чего настоятелем стал Джанчуб-Чжамцо.

1425 г. - дерева-змеи.

Великий учитель и последователь Калачакры Ринчэн-Чжалцан родился.

Кармапасец Цурпуба в этом году провел /астрологическое вычисление/ по “джед-цзий”, а в год земли-курицы (1429 г.) - “дуб-цзий” и определил шесть “дней”? недели 14.

На императорский трон Китая вступил четвертый /минский император/ Хунши 15.

Бруг-Ралунский Намбал умер, а резиденция настоятеля /монастыря Бруг-Ралун/ три года оставалась не занятой.

1426 г. - огня-лошади.

Панчэн-Нагчжи 16. Ринчэн первый раз прибыл в Тибет.

На императорский трон Китая вступил пятый /минский император/ Зондэ 17. [103]

1427 г. - огня-овцы.

Уроженец из Сэры Ньялтон-Балчжор-Лхундуб родился.

На трон Шамбхалы вступил шестнадцатый кулика-император Бхумипала.

Уроженец из Сэры Балдан-Лодой родился.

Шар-Ринбочэ умер.

1428 г. - земли-обезьяны.

Противник Цзонкхапы 18 Шакья-Чогдан родился.

Уроженец Среднего Бруга Чжалван-Чойчжэ-Гунбал родился. По-видимому, он стал правителем (монастыря) Бруг-Ралун.

Тогдан-Чжамбал-Чжамцо умер.

1429 г. - земли-курицы.

Ти-Дартон-Лобсан-Дагба родился.

Чжамьян-Га-Лолэг-Чойджор родился.

Уроженец Джанцзе Шейраб-Санпо родился.

Уроженец Верхнего Рва Чог-Лха родился.

Противник Цзонкхапы, уроженец Горама, Соднам-Сэнгэ родился.

Перерожденец Тогданбы Чжасрай-Шейрабпэл, по-видимому, родился.

Сабсан-Дор-Гунсанва основал (монастырь) Эбам.

Уроженец Сэчжила Соднам-Лхундуб умер.

1430 г. - железа-собаки.

Настоятелем /монастыря/ Таглун стал Даший-Бал-Одпа.

Уроженец Сэчжилбу Соднам-Чжалцан умер.

1431 г. - железа-свиньи.

Кхайдуб-Чжэ вступил на золотой трон (монастыря Галдан).

/Монастырь/ Сэчжил управлялся Лха-Балдан-Санпо.

Последователь секты ньинмапа Санчжяй-Ринчэн-Чжалцан умер.

1432 г. - воды-мыши.

Ученик панчэна Джамлинба Тонми-Гунга-Намчжал родился.

Уроженцы Сакья Бумпраг-Сумба и Гунга-Чойсан родились.

Чжалцаб-Дарма-Ринчэн умер.

1433 г. - воды-коровы.

Уроженец Даший-Лхунбо панчэн Ешей-Цзэ родился. [104]

Уроженец Сэчжила Ньян-Дагба родился.

Чжэ-Шейраб-Сэнгэ основал /тантрийский факультет/ “чжуд-мад” 19.

Мьюннайпа-Соднам-Санпо умер.

1434 г. - дерева-тигра.

Кхайдуб-Чжэ составил “Толкование на Калачакру”, в котором он утверждал, что со времени преподавания “Большого комментария (на Калачакру)” истекло 2312 лет и что спустя 6056 лет эпохи “двапара-юга” и через оставшиеся 1079 лет прошло 8 лет (правления) Бхумипалы. Это представляется “грубым (приблизительным) вычислением хронологии” 20.

В /монастыре/ Пагду умер двадцать второй /настоятель/, после чего трон двадцать девять лет оставался свободным.

Винаянист Дагба-Чжалцан умер.

1435 г. - дерева-зайца.

Утверждают, что Ронтон основал /монастырь/ На-ланда 21 в год воды-мыши (1432 г.) или в год огня-дракона (1436 г.), хотя он был основан в этом году.

Пагдуба потерял (власть) над провинцией Цзан в пользу Ринпуна.

1436 г. - огня-дракона.

Муйчэн-Гончог-Чжалцан основал /монастырь/ Тагмо-лин.

Панчэн Нагчжи-Ринчэн второй раз посетил тибетский Нэудон.

На императорский трон Китая вступил шестой /минский император/ Тингун 22.

Уроженец Сакья-цзона Гунга-Чжалцан умер.

1437 г. - огня-змеи.

Утверждают, что ученик Цзонкхапы Мал-Шейраб-Санпо основал в Чамдо в провинции Кхам монастырь Джамба-лин в год дерева-мыши (1444 г.), однако же хорошо известно, что только в этом году началось строительство его.

1438 г. - земли-лошади.

На золотой трон /настоятеля монастыря Галдан/ вступил уроженец Шалу Лэгба-Чжалцан.

В /монастыре/ Нартан Дагба-Дондуб вступил /на трон настоятеля/.

Джансэм-Гунга основал монастырь До-Аглин 23.

Кхайдуб-Чойчжэ умер. [105]

1439 г. - земли-овцы.

Племянник Цзонкхапы Лобсан-Ньима родился.

Уроженец Кхама первый Чжалва-Пагбалха родился.

Уроженец Пагду Чжэ-Агван родился.

В Двагпо-Суркзаре родился Тогба-Цоджэд-Ньямнид-Дорчжэ.

Была воздвигнута большая ступа Балкхор-Чойдэ.

1440 г. - железа-обезьяны.

1441 г. - железа-курицы.

Шалу-лоцзава Чойчжон-Санпо родился.

1442 г. - воды-собаки.

/Настоятель монастыря/ Радэн Джансэм-Шакья-Соднам умер.

1443 г. - воды-свиньи.

Уроженец Тона Йондан-Чжамцо родился.

1444 г. - дерева-мыши.

Утверждают, что великий правитель /монастыря/ Сакья 24 Лодой-Чжалцан родился.

Джансэм-Гунга-Санпо умер.

1445 г. - дерева-коровы.

Уроженец Сэры Донъйод-Балдан родился.

Основатель тантрийских дацанов-факультетов в Цзане и Уйе нартанский Шейраб-Сэнгэ умер.

Джин-Балба управлял /монастырем/ Мад-Чжуд 25.

Гучжо-Тогдан умер.

1446 г. - огня-тигра.

Ученик Басо, уроженец Найньина Гунга-Дэлэг-Чжалцан-Санпо родился.

/Настоятель тантрийского факультета/ “чжуд-тод” 26 Лхариба родился.

Лхаван-Бальджор родился.

Ог-Джанчуб-Бал умер.


Комментарии

1. bla ma rin po che’i sku tshe dang po dge dun grub. Далай-лама I Гэдундуб (1391-1472).

2. rje bla ma tson kha pa chen po. Это полное почетное имя Цзонкхапы (1357—1419), каждый слог которого подчеркнут кружочками, оно появляется только один раз в тексте “Пагсам-джонсана”.

3. rgya sog phur. В данном сочетании слово “phur” непонятно, перевод сделан по контексту.

4. gnyal gyi lung ra chen mo. Лун-рачэнмо — это, по-видимому, дацан в Брайбуне (gnyal pa grwa tshang), куда допускались туземцы (выходцы) из монастыря Ньял [69, с. 491].

5. gnyis pa Hung wu tsha. Второй Хунву-ца — это второй минский император Хуйди (1399—1403).

6. gsum pa Yun lo chos rgyal. Это третий император минской династии Юнлэ (1402—1425), он стал известен благодаря своей политике покровительства тибетскому буддизму. Поэтому Сумба-кханбо называет его почетным титулом “дхарма-раджа”. Посмертный титул Юнлэ — Чэнцзу.

7. Кхайдуб (1385—1438), полное его имя — Кхайдуб-Тамчад-ченба Гэлэг-Балсанбо (mkhas grub, thams cad mkhyen pa dge legs dpal bzang po), является одним из главных учеников Цзонкхапы и автором знаменитого “Комментария на Калачакра-Тантру” (dus ‘khor ti ka chen), составляющего I том его сумбума. См.: [29, с. 79-80, 229].

8. Karma nga pa. Имеется в виду кармапаский иерарх Дэбшин-шэгба (de bzhin gshegs pa), который умер в 1415 г. См.: “Хронологические таблицы”, 1415 г.

9. Ta’i ming rgyal po — это минский император Чэнцзу. См. о нем в примеч. 6.

10. lha sa’i sraon lam — собрание духовенства трех главных монастырей секты гэлугпа Сэра, Брайбун и Галдан, которое называется “лхасскими благопожеланиями” и продолжается почти 20 дней с начала первой весенней луны. “Лхасский монлам” описан Г.Ц. Цыбиковым в книге “Буддист-паломник v святынь Тибета”. См.: [7, 1, с. 112-115].

11. zhing gzhan — букв “другая страна”, что может означать в сочетании со словом “умер” вообще смерть, а не название местности.

12. phag gru’i khrir nyer gnyis pa phebs. Имя 22-го настоятеля Пагду не идентифицировано.

13. chos byung bstan pa gsal byed (chos byung bstan pa rin po che’i gsal byed). “История религии”, написанная Камкам-Дондуб-Балом (род. в 1365 г.), приводится в “Дэбтэр-чжамцо”, т. I, л. 46. См.: [29, с. 92, 262].

14. karma mtshur phu ba ‘dir byed rtsis dang sa byar grub rtsis gza’ gnas drug pa brtsam. Кармапаский монастырь Цурпу, как известно, был основан в 1189 г. Дуйсум-ченба (1110—1193), и настоятели этого монастыря носили имя Цурпуба, об одном из них здесь идет речь.

15. Hung zhi — минский император Жэньцзун (1425—1426).

16. pan chen nags kyi rin chen — букв. “лесной пандита Ринчэн”. Имя это не идентифицировано.

17. Zon tе — минский император Сюаньцзун (1426—1436).

18. rje ‘gog mkhan. Имя это не идентифицировано.

19. rje sher seng gis rgyud smad btsugs. Выше под годом 1419 (земли-свиньи) говорилось о рождении основателя ('debs pa pa) школы “чжуд-тод” Гунга-Дондуба. Таким образом, речь идет о двух тантрийских школах — “чжуд-тод” (“верхняя тантра”) и “чжуд-мад” (“нижняя тантра”). Как показывает исследование Дж. Туччи, в секте гэлугпа Цзонкхапы возникли две тенденции в толковании Тантры, которые привели к образованию двух тантрийских школ (rgyud grwa gnyis) — “верхней” (stod) и “нижней” (smad). Это произошло следующим образом: Цзонкхапа поручил Шейраб-Сэнгэ идти в Верхний Цзан (gtsang stod) для распространения там своего реформированного учения (rgyud stod rnying ma), в результате чего он создал в Лхунбоцзе (lhun bo rtse) школу “верхней тантры” (rgyud stod). Затем он достиг Нижнего Уйя (dbus smad), где образовал в соседстве с Лхасой новую школу “нижней тантры” (rgyud smad grwa tshang). Впоследствии его ученик Гунга-Дондуб (см. примеч. 19) основал в Верхнем Уйе в монастыре Джамбалин новую школу “верхняя тантра” [104, с. 112—113].

20. mkhas grub rjes dus khor ti kka chen mdzad de der ti ka chen bstan nas lo 2312 song gnyis ldom gyi 6056 ‘das 1079 lus sa skyon gi lo brgyad song la rags brtsis gnang. См.: [29, с. 239].

21. Na landta. Наланда — маленький монастырь в Пан-юле (phan yul), получивший свое имя по названию древнеиндийского монастыря-университета Наланда.

22. Ting thung — это минский император Инцзун (1436—1450).

23. mdo sngags gling — букв. “монастырь Сутры и Тантры”.

24. sa skya bdag chen bio rgyan ‘khungs zer.

25. sbyin dpal das smad rgyud bskyang. См. примеч. 19.

26. rgyud stod zha ri ba. См. примеч. 19.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.