Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  | Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

I РАБЖДУН /1027-1086 гг./

1027 г. - огня-зайца.

Гэбши Потопа-Ринчэн-Сал родился.

12-й кулика-император 1 Сурья воссел на трон Шамбхалы.

Лоцзава Чжи-джо перевел на тибетский язык “Калачакру” 2.

Согласно тому, если Будда скончался в год огня-зайца (834 г. до н.э.), то этот год - 361 год периода Адхидришти 3; согласно другим, которые утверждают, что /кончина Будды случилась/ в год железа-дракона (881 г. до н.э.), этот год - 408 год /Адхидришти/. [54]

1028 г. - земли-дракона.

Некоторые утверждают, что Чжи-джо перевел на тибетский язык “Большой комментарий на Калачакру” 4.

1029 г. - земли-змеи.

Ученик лоцзавы Брогми и духовный учитель Мачиг-Шама-Чамсрина Сэтон-Гунриг родился.

1030 г. - железа-лошади.

1031 г. - железа-овцы.

Пучунва-Шончжан родился.

В “Дэбтэр-онбо” 5 говорится, что Потопа родился в этом году, хотя действительно это случилось в год огня-зайца (1027 г.).

1032 г. - воды-обезьяны.

Ученик Джан-Нгабы Ринчэн-Ньинбо из Тодлуна родился.

1033 г. - воды-курицы.

Джан-Нгаба Цультим-Бар родился.

В “Дэбтэр-онбо” говорится, что он родился в год земли-тигра (1038 г.), хотя /это случилось/ именно в этом году.

1034 г. - дерева-собаки.

Сакьяский Кхон-Гончог-Чжалбо родился.

1035 г. - дерева-свиньи.

Великий учитель Гонба-Рабсал “проследовал в священную страну” (умер).

1036 г. - огня-мыши.

Ученик Марбы Ог-Чой-Дорчжэ родился.

1037 г. - огня-коровы.

1038 г. - земли-тигра.

1039 г. - земли-зайца.

Согласно “Тодпа” 6 и “Ламриму” 7, Джово /-Атиша/ прибыл в Нгарий.

1040 г. - железа-дракона.

Минла-Тойба-Га родился.

Бари-лоцзава Ринчэн-Дагба родился.

Монастырь Шалу был основан.

Согласно “Лам-йиг-барма” 8 Джово/-Атиша/ отбыл из Непала.

Наро-панчэн скончался.

1041 г. - железа-змеи.

В некоторых “Лам-йиг” говорится, что Джово/-Атиша/ отправился в Непал. [55]

1042 г. - воды-лошади.

Старший сын Гонбабы Нэусурва-Ешей-Бар родился.

Ученик Джан-Нгабы Мюг-Румпа Нгаргом-Цзондуй-Бар родился.

Джово /-Атиша/ прибыл в тибетский /округ/ Нгарий в возрасте 61 года.

1043 г. - воды-овцы.

Брогми-лоцзава основал /монастырь/ Мьюгу-лун.

1044 г. - дерева-обезьяны.

Мра-лоцзава Чой-Вар, воспевший Мачиг Шамай-Дзапо, родился.

Бром встретил Джово-Чжэ /-Атишу/ в возрасте 41 года.

1045 г. - дерева курицы.

1046 г. - огня-собаки.

Чжалчжи-Бринтон родился.

Сын Чедал-Ганбы Даба-Дагба родился.

Чагти-Чог встретился с Джово /-Атишей/.

1047 г. - огня-свиньи.

Индийский винаянист Ванчуг-Цультим-Бар родился.

Джово-Чжэ/-Атиша/ узрел в Ньетане, как Майтрея и Маньчжушри вели между собой беседу на религиозную тему.

1048 г. - земли-мыши.

1049 г. - земли-коровы.

Мудраба основал /монастырь/ Эгон.

1050 г. - железа-тигра.

Ньял-Чой-Бар родился.

Джово-Атише Бром сделал большое приношение.

1051 г. - железа-зайца.

Кхайдуб утверждал, что Джово /-Атиша/ в этом году составил “Хронологию религии”, вследствие этого Джово /-Атиша/, возможно, составил /Хронологию религии/ и до года воды-лошади (1042 г.) 9.

1052 г. - воды-дракона.

Ученик Кхамлунбы Лабдон-Юмо и Багом-Ешей-Джанчуба, последователя секты ньинма периода позднего распространения буддизма, Дхарма-Бодхи родился.

1053 г. - воды-змеи.

Динбо-Нуб-Чойбар, по-видимому, родился. [56]

1054 г. - дерева-лошади.

Ученик Потопы Лан-Ританва Дорчжэ-Сэнгэ родился.

Ученик Ронсом-лоцзавы Чойсана Лама-Шэн родился.

Джово-Чжэ /-Атиша/ скончался в возрасте 73-х лет.

1055 г. - дерева-овцы.

Пацаба-лоцзава Ньима-Дагба родился.

Мрагом-Чой-Шэй секты шиджедпа родился.

Говорят, что Шантон-Чойбар родился в год воды-змеи (1053 г.), однако он родился в этом году.

Говорят, что Мачиг-Лабдонма конца года воды-лошади (1042 г.) рождения, однако она родилась 15-го числа месяца “та” этого года.

Великий лоцзава Ринчэн-Санпо скончался.

1056 г. - огня-обезьяны.

Ученик Ог-Лэга Требо-Чогги-лама родился.

1057 г. - огня-курицы.

Шанкама Шейраб-Од родился.

Бромтонба основал /монастырь/ Радэн.

В “Дэбтэр-онбо” говорится, что /Радэн был основан/ в год огня-обезьяны (1056 г.).

1058 г. - земли-собаки.

Ученик Джово /-Атиши/ Чагти-Чаг умер.

1059 г. - земли-свиньи.

Ог-Лодан-Шейраб родился.

Долбу-Шейраб-Чжамцо, или Рогмар-Шун, родился.

1060 г. - железа-мыши.

Чжалчжи-Рмаджа-Нараба родился.

Шан-Нанам-Дорчжэ-Ван 10 скончался, на престол настоятеля Чжал /-лхакхана/ вступил Ланцул-Джан.

1061 г. - железа-коровы.

Мачиг- /Лабдонма/ слушала у Атона религиозные наставления и стала милостынедательницей 11.

1062 г. - воды-тигра.

Последователь секты махамудра Горчун родился.

Ученик Сэтон-Гунрига Мачиг-Шама родился.

Последователь секты шиджедпа Сочун-Гэдун-Бар родился.

Последователь поздней секты шиджедпа Гунга родился. [57]

1063 г. - воды-зайца.

1064 г. - дерева-дракона.

Утверждают, что Ламбрапа Сэкхар-Чунва захватил маленький город (крепостицу?) Ог.

Соднам-Дагба утверждает, что Бром скончался в 60-летнем возрасте в год воды-зайца (1063 г.), но это /случилось/ в этом году.

1065 г. - дерева-змеи.

Резиденцию настоятеля монастыря Радэн занял йог Амэй.

1066 г. - огня-лошади.

Индийский Чагна прибыл в непальский Еран.

1067 г. - огня-овцы.

Ученик Пучунвы Шапо-Ганба Бадма-Джанчуб родился.

Чжалца-Джанчуб-Ешей родился.

Ученик сиддхи Юмо-Дагбы, сын Ньой-Чжикхунва-Хабжо Жамбал родился.

Цзэд-Дхарма встретился с Дамба /-Санчжяйем/.

Утверждают, что Чэгом-Нанпа открыл клад буддийских книг, спрятанный последователем секты ньинма Чжэбцзуном.

1068 г. - земли-обезьяны.

1069 г. - земли-курицы.

Старший брат Мачиг-Шамы, уроженец Кхонпу Чойчжи-Чжалбо родился.

1070 г. - железа-собаки.

Ученик Потопы Шараба-Йондан-Дагба родился.

1071 г. - железа-свиньи.

1072 г. - воды-мыши.

1073 г. - воды-коровы.

Кхон /Гончог-Чжалбо/ основал /монастырь/ Сакья-чэнмо, а Ог-Лэгбай-Шейраб - /монастырь/ Санпу.

Мра-Чойшэй встретился с Падамбой /-Санчжяйем/.

1074 г. - дерева-тигра.

Ученик Габши, бывший учеником у Сурчуна, Допугба родился.

Брогми-лоцзава скончался.

Последователь секты ньинма Сурчун-Чжабоба-Шейраб-Дагба умер. [58]

1075 г. - дерева-зайца.

Ученик Джан-Нгабы перерожденец Джа-юлба Шонну-Од родился.

Кху-Шейраб-Цзондуй родился.

Утверждают, что умер Кху-чэнпо Цзон-Юн.

1076 г. - огня-дракона.

Произошла великая религиозная проповедь (духовный собор) у князя Цзэдэ 12.

Ог-лоцзава прибыл в Кашмир.

1077 г. - огня-змеи.

Ученик Джа-юлбы уроженец Цзана Ринбочэ-Намкха-Дорчжэ родился.

Ученик Гунги, последователя секты шиджедпа, Пацаб-Гомба родился.

Мидла 13 пожаловал к Марпе.

1078 г. - земли-лошади.

Уроженец Чжала Бромтон родился.

Ученик последователя секты шиджедпа Кама До-Чойчжи-Цзондуй родился.

Амэй скончался, после чего в резиденцию /настоятеля монастыря/ Радэн вступил Цзэд.

1079 г. - земли-овцы.

Двагпо Лхачжэ-Гамбоба-Лодой-Дагба родился.

1080 г. - железа-обезьяны.

В “Дэбтэр-онбо” говорится, что индийский винаянист /Ванчуг-Цультим-Бар/ изучал Винаю в Гавадоне в год воды-лошади (1042 г.), в действительности это случилось в этом году.

1081 г. - железа-курицы.

Даба-Оншейжан заложил основание монастыря Датангона.

1082 г. - воды-собаки.

Утверждают, что Потопа-Ринчэн-Сал занимал резиденцию /настоятеля монастыря/ Радэн один год или впоследствии - три года.

Цзэд-Гонбаба умер в монастыре Радэн.

1083 г. - воды-свиньи.

Утверждают, что с этого времени в течение многих лет в монастыре Радэн воцарилась религиозная смута. [59]

1084 г. - дерева-мыши.

Ученик Нэу-Сурбы Чжанчуб-Гэцзэй родился.

Ученик Мидлы Райчун-Дорчжэ-Дагба родился в Гунтане.

Мидла погрузился в созерцание.

1085 г. - дерева-коровы.

Ученик Сочунбы Шами-Гомпа-Монлам-Бар родился.

1086 г. - огня-тигра.


Комментарии

1. rigs lban bcu gnyis pa Nyi ma.

2. Dus ‘khor — это “Калачакра-тантра” (dus ‘khor rgyud), которая входит в Ганчжур и имеет такое полное название: Sangs rgyas rhyung ba rgyud kyi rgyal po dus kyi khor lo [3, “Чжуд-бум”, л. 22б—128а].

3. lHag mthong.

4. Dus khor grel chen — это “Большой комментарий на "Калачакра-тантру"” (он еще известен как “Дуйкхор-тика-чэн”, автором которого является Кхайдуб-Гэлэг-Балсанбо (1385—1438)). Это сочинение имеет такое полное название: dpal dus kyi khor lo’i grel chen dri ma med pa’i od kyi rgya cher bshad pa de kho na nyid snang ba byed pa [29, с 230].

5. Deb sngon. “Дэбтэр-онбо”— знаменитое историческое сочинение Гой-лоцзавы Шоннубала (1392—1481), написанное им между 1476 и 1478 гг. и переведенное на английский язык Ю.Н. Рерихом [4; 85].

6. bsTod pa.

7. Lam rim. Это, по-видимому, “Ламрим-чэнпо” Цзонкхапы (1357—1419), сочинение, которое имеет такое полное название: Byang chub lam gyi rim pa’i brgyud pa rnams la gsol ba debs paэi rim pa lam mchog sgo byed [29, c. 295].

8. Lam yig dbar ma. Буквально это означает “Путевые заметки между двумя /пунктами/”. Данное произведение из жанра путеводителей нам неизвестно. О них см.: [29, с. 140—141], а также “Дэбтэр-чжамцо”, I, л. 106.

9. Известный индийский проповедник буддизма Атиша (982—1054) произвел в 1051 г. хронологическое вычисление, согласно которому рождение будды Шакьямуни относится к году земли-коровы (2216 г. до н.э.), а нирвана — к году земли-дракона (2137 г. до н.э.). Это вычисление не было принято в тибетской хронологии, в которой общепринятой считается датировка жизни будды Шакьямуни 915—834 гг. до н.э. у Гунчен-Джамьян-Шадба-Дорчжэ (1716 г.) и Сумба-кханбо Ешей-Балджора (1748 г.). О хронологическом вычислении даты жизни и нирваны будды Шакьямуни см.: [29, с. 140—141, 239—240].

10. Zhan sna nam rdo rje dbang. См.: примеч. 20 к Вступлению. Однако нет оснований отождествлять Шан-Нанам-Дорчжэ-Вана с Нанам-Дорчжэ-Ваном, “подавителем злых духов” времен царя Тисрон-Дэвцзана, о котором говорится в “Дэбтэр-онбо”. См.: [85, 1, с. 104].

11. Ma cig — букв. “одна мать”. Это знаменитая монахиня Мачиг-Лабдонма (Ma cig Labs sgron ma, 1055—1145), проповедница из тибетской секты чод (gcod). Последняя делилась на два направления: “мужской чод” (pho gcod) и “женский чод” (mo gcod). Направление “мужской чод” было основано Мачиг-Лабдонма [104, с. 39]. В Национальном архиве Непала в Катманду мною просмотрена рукопись на 65 листах под названием Ma gcig grub pa’i rgyal mo’i lugs kyi tshe dbang bskur ba’i cho ga ji liar bya tsnul ‘kyer bde bar bskod pa (шифр 77/1), которая представляет собой правила медитации по системе Мачиг-Лабдонма. О ней более или менее подробно говорится в “Дэбтэр-онбо” [85, 1,с. 97, 225 и др.].

12. По определению Дж. Туччи, речь идет о “великом совете в монастыре Табо, созванном царем Западного Тибета Цзэдэ” [104, с. 250]. В “Дэбтэр-онбо” говорится, что во времена царского сына (принца) Цзэдэ (rTse lde) в год огня-дракона (1076 г.) большинство держателей Трипитаки Уйя, Цзана и Кхама собралось на религиозный (духовный) совет, который стал известен как “совет года огня-дракона” [103, 1, с. 70]. Этот духовный собор буддийских проповедников Тибета сыграл важную роль в реставрации буддизма после гонений царя Ландармы.

13. Mid la. Имеется в виду Мидла-Тойба-Га (Mid la thos pa dga), который родился, как отмечено выше, в 1040 г. Мидла, Ог (rNgog), Цур (‘Tshur dbang nge) и Мэй (Mes tshon po) были известны как “четыре великих опоры (столпа) Марпы” (rje Mar pa’i ka chen bzhi). См.: [85, 1, с. 73]. Мидла (1040—1123) — крупный буддийский проповедник Тибета XI в.

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017  All Rights Reserved.