Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

МАВРИКИЙ

ТАКТИКА И СТРАТЕГИЯ
 

Книга шестая

ГЛАВА I.

О различного рода строях и упражнениях.

 

Ничто не приносит войску более пользы, как постоянные упражнения (97). Однако неприятель легко узнает их или через шпионов или через быстрое нападение (усиленная рекогносцировка), а раз он переймет их, то они становятся для нас бесполезными. Поэтому достаточно вышеописанного упражнения (в построении боевого порядка), так как оно просто, согласуется с каким угодно строем и не обнаруживает цели всего боевого порядка. Но если очень выгодно делать больше упражнений, и чтобы они не были переняты, то будет более сообразным, чтобы каждая мера делала сама по себе различные построения и упражнения и притом сперва те, которые считаются наиболее пригодными, затем другие менее или не особенно необходимые и чтобы для каждого из этих построений были свои особенные команды, по которым воины, привыкшие, посредством частым упражнениям, к ним, различали бы их друг от друга и не смущались бы неизвестными командами. Существуют построения в боевой порядок троякого рода, различающиеся по способу построения, но одинаково пригодные, а именно: Скифское, Аланское, Африканское и наконец, кроме этого еще Итальянское.

ГЛАВА II.

Об упражнении под видом скифского.

 

Скифское упражнение то, в котором тагмы в боевом порядке не разделены, как раньше было сказано, на курсоров и дефензоров. Его надо производить, строя боевой порядок только в одну линию и разделять не на три, а на две части, причем обе фланговые меры заходят плечами, стараясь охватить неприятеля и, выиграв достаточно пространства, направляются взаимно одна к другой, причем правое крыло двигается справа, левое слева и оба в виде круга охватывают противника. Таким образом упражнялись в былое время всадники на Марсовом поле или на своих зимних квартирах.

ГЛАВА III.

Аланское упражнение.

 

Аланское упражнение состоит в том, что боевой порядок строится в одну линию, меры же подразделяются на курсоров и дефензоров и имеют между собой интервал в 300 или 400 шагов; при наступлении курсоры стремительно бросаются вперед для нападения, а затем поворачивают назад либо для того, чтобы, пройдя через интервалы, соединиться с дефензорами и опять вместе с ними вступить в бой, либо, отступивши назад, пройти через интервалы и оставаться для наблюдения, построившись на флангах меры, если она остается на месте.

ГЛАВА IV.

Об африканском упражнении.

 

Африканское упражнение состоит в том, что боевой порядок строится в одну линию, подобно вышесказанному, причем средняя мера состоит из дефензоров, остальные же из курсоров. При наступлении, как бы для атаки, средняя двигается стройно, в порядке, как дефензоры, остальные же по бокам ее, как курсоры. Потом, при повороте назад, одна мера останавливается, другая же быстро скачет, как бы к дефензорам; затем та, которая останавливалась, двигается тоже к дефензорам, а первая поворачивает ей навстречу и проходит мимо нее, причем обе они будут обращены одна против другой, но не касаясь друг друга. Есть и другой вид построения, подобный вышесказанному с той разницей, что в нем средняя мера строится, как курсоры, а фланговые как дефензоры: в случае если бы пришлось его производить, его можно называть Иллирийским (98).

ГЛАВА V.

Об итальянском упражнении, как наиболее пригодном.

 

Итальянский боевой порядок, т.е. тот, который по раньше объясненному способу и, как видно из приложенного рисунка, разделяется на две линии – боевую и вспомогательную (резерв), а также на курсоров, дефензоров, плагиофилаков, гиперкерастов и кроме того имеет отдельные части, назначенные для производства засад, нам кажется наиболее пригоден для боя с каким угодно народом. При обучении ему не надо быть особенно доверчивым, чтобы не сделалась известной сама суть; таким образом, когда обучается 1 линия боевого порядка, то 2 надо держать отдельно от нее. Также нам кажется необходимым, чтобы при обучении 1-я линия и сама была одна, т.е. без плагиофилаков, гиперкерастов и частей для засад; для обозначения же 2-й линии ставить сзади несколько всадников, чтобы 1 линия видела, куда отступать. Руководствуясь этим же, надо учить и 2 линию, обозначая несколькими всадниками 1 линию, чтобы 2 линия приучилась принимать их на себя, как бы бегущих из первой линии.

ГЛАВА VI.

Как вести обучение гиперкерастов и плагиофилаков.

 

Плагиофилаков и гиперкерастов также можно обучать тому, чтобы до боя они умели скрытно передвигаться. Т.е. если гиперкерасты поставлены скрытно за правым флангом или наравне с ним и им представится удобный случай для охвата неприятеля, то они должны двигаться вправо (99) и, пройдя, сколько надо, повертываться во фронт и обходить неприятельский строй. Плагиофилакам, построенным таким же образом у левофланговой меры двигаться подобным же образом влево (в сторону щита) (100) и, выиграв сколько надо расстояния, наступать прямо и уравнивать свое крыло.

 

Конец VI книги

 

Примечания

97. Macchiavel. L'art de la guerre. Livre II chap. VII.  

98. Иллирия – часть Паннонии, включавшая в себя Либурнию и Далмацию.  

99. In hastam, т.е. в сторону копья (которое в правой руке).  

100. In scutum, т.е. в сторону щита (носимого левой рукой).  

ПЕРВОИСТОЧНИК СОЧИНЕНИЙ О ВОЕННОМ ИСКУССТВЕ ИМПЕРАТОРА ЛЬВА ФИЛОСОФА И Н. МАККИАВЕЛЛИ С латинского перевел капитан Цыбышев. С предисловием Заслуженного Ординарного Профессора Николаевской Академии Генерального Штаба Генерал-Майора П.А. ГЕЙСМАНА. С.-Петербург. 1903

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

<<-Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.