Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 299

1632 г. марта 2. — Грамота на Тюмень воеводе Семену Жеребцову о посылке служилых людей к калмыкам, о принятии мер против занятия ими земель и угодий ясачных людей, о приеме калмыцких послов на Тюмени и непропуске их в Москву, о подарках калмыков и о повольной торговле их на Тюмени.

От даря и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии в Сибирь воеводе нашему Семену Ивановичю Жеребцову. Писал еси к нам, что в прошлом во 139-м году сказывали тебе в роспросе тюменские ясашные татаровя Батрыгилдейко Бекбаев с товарыщи: как де они были на зверовье на реке Ишиме, и на их де наехали колмацкие люди и, взяв, держали их у себя 5 дней и, ограбя их до нага, колмацкие люди тюменских отпустили; а говорили им колмацкие люди: тюменских де зверовщиков грабили они за то: наперед де сего наши посланники с Тюмени к ним приходили и их колмацких послов с торгом на Тюмень пущали, а ныне де наши посланники к ним приходить не стали, тому ныне шестой год. Да тюменские же ясашные татаровя мурза Гилдейко Алибаев с товарыщи были на зверовье и, приехав з зверовья, в роспросе тебе сказали, что их колмацкие люди на зверовье пограбили. Да с зверовья ж приехали тюменские ясашные татаровя Кучюк Бакаев да Волотька Ахкозин, а с собою привезли тюменсково же ясашного татарина Терсяцкие волости Кутлушка Колованова, а в роспросе тебе Кутлушка сказал: был де он на зверовье с тобольскими тотары Тарханские волости с Агилдейском Кангулиным на с Кутумком Баучановым меж Медвежьим озером ж Пудруганом, от Тюмени в 8 днищах, а наехав де колмацкие люди человек с 30 их переграбили; а говорили де колмацкие люди, что им, перешод Ишим на Тоболе, на Кама-Карагае, от Тюмени зимним путем в 10 днях, а летним во шти днищах, кочевать многим людем, а вож де у них наш изменник тарской татарин Алабердейко Енмаметев. Да бил нам челом Тюменской ясашной татарин Терсяцкие волости Янгозка Абакаев, а сказал: был де он Янгозка с товарыщи на зверовье на Тоболе, от Тюмени в 8 днищах, и по обе де стороны реки Тоболы кочуют колмацкие люди, и в вотчинах по речкам и по озерам и на степи зверовать им не дадут, и они де от тех колмацких людей в конец погибли. Да Терсяцкие ж волости ясачной татарин Термаметко Колватов с товарыщи били нам челом: обида де им и теснота от колмацких людей великая, оброчные и вотчинные речки и озера от Тюмени во шти днищах, на которых они речках и озерах бобры добывали, и боры, на которых куницы и белку и лисиц били, все отняли и зверовать не дадут. Да они ж тебе сказывали: тому де месяца с три поехали тюменские ясашные татаровя Пышминские волости Акочкар Атманаев с товарыщи за Тобол, на Середней Утек, зверовать, и те де татарове з зверовья генваря по 3 число не бывали; и ты посылал с Тюмени в проезжую станицу конных казаков Гришку Вязмина с товарыщи, 4-х человек, да юртовских служилых татар вожа Янураза Будалина с товарыщи, 3-х человек, и те станичники, приехав, в распросе тебе сказали, что они ездили до Сасыкуля и переехали меж Медвежьим озером и Сасыкулем колмацкую свежу сакму, от Тюмени в 7 днищах, а дале де они тое калмацкие сакмы ехать не смели. А в прежние де годы ясачные татаровя с нашим ясаком на Тюмень прихаживали на Богоявленьев день, а в нынешнем во 140-м году ясачные татаровя с нашим ясаком генваря по 9 число ни один человек не бывал. А ясашных татар Кынырсково городка есаул мурза Гилдей Янабеков с товарыщи бьют нам челом, чтоб нам их пожаловать, велети на колмацких людей послати в посылки наших ратных людей, чтоб из их угодей и из вотчин тех колмаков отогнать; а только де будет на колмаков ратных людей посылки не будет и колмацких людей из их угодей и из вотчин не отогнати, и им де ясашным людем нашего ясаку добыть негде. И ты наших посланников х колмаком и в посылки на них ратных людей послати без нашего указу не смеешь, и нам бы тебе о том велети указ наш учинити. И мы указали: в колмацкие улусы с Тюмени [392] посылати наших посланников Тюменских служилых людей, кому бы такие посылки были за обычай и которые в таких посылках наперед сево бывали, и колмацких послов на Тюмень приимати по прежнему нашему указу; а которые колмацкие тайши учнут к тебе присылати с послы своими поминки и в подарках лошади, а то у них указали есьмя приимати; а против того посылати к ним наше жалованье подарки: сукна или однорядки по цене на столько же, сколько от них прислано будет, и каковы сукна или однорядки наперед сего х колмацким таишам наше жалованье посылываны. А колмацким людем, которые с лошадьми для торгу приедут, давати вольный торг, как и наперед сево им торги даваны. А которые колмаки блиско наших ясачных татарских вотчин кочуют и нашим ясачным людем тесноты и обиды чинят, и на тех колмаков указали есмя с Тюмени для поиску наших ратных людей. И как к тебе ся наша грамота придет, и ты б по прежнему нашему указу и по сей нашей грамоте посылал с Тюмени х колмацким таишам наших тюменских служилых людей лутчих людей, кому б такие ссылочные дела были за обычай и которые в таких посылках наперед сево бывали. А велел им колмацким тайшам говорити, чтоб они тайши и их улусные люди блиско наших тюменских ясачных татарских вотчин, в которых вотчинах тюменские ясачные люди ныне ясак добывают, не кочевали и улусным своим людем кочевати и никакова насильства и обиды ясачным людем чинить не велели. А будет из которых колмацких улусов учнут на Тюмень тайши послов своих для торгу присылати, и ты б их велел, принимая, ставити на Тюмени за городом, в остроге, где пригоже, по прежнему нашему указу, как они бывали и ставились на Тюмени наперед сего. А будут они колмацкие послы учнут проситца к нам к Москве, и тех колмацких послов к нам к Москве не отпускать, для того чтоб они дороги к Москве не узнали. А которые будет колмацкие тайши или иные какие колмацкие люди учнут присылать с послы своими и тебе поминки и в подарках лошади, и ты б у них повелел понимать, а против того к тем тайшам посылал наше жалованье подарки: сукна или однорядки по цене на столько же, сколько от них прислано будет, и каковы сукна или однорядки наперед сего х колмацким тайшам нашего жалованья посыланы. А колмацким людем, которые с лошадьми для торгу приедут, велел давати невольной торг, как и наперед сево им торги даваны, и держать к тем колмацким людем во всем береженье, чтоб их вперед тем приучити; а как они исторгуютца, и их отпущати назад в Колмацкую землю не издержав. А которые будет колмацкие люди станут ослушатца и учнут блиско ясачных тюменских татарских вотчин кочевать и нашим ясачным людем в их вотчинах насильство и обиды чинить, и ты б на тех колмаков, смотря по вестям, для поиску посылал с Тюмени наших ратных людей, смотря по тамошнему делу, по скольку человек пригоже, и велел им на тех воинских людей приходить и над ними промышлять всякими мерами, сколько милосердный бог помочи подаст, чтоб однолично тех колмаков от Тюменских ясачных татарских вотчин и от всяких угодей отогнать и поиск над ними учинить, а ратных людей уберечь и ясачных людей в уезде повоевать не дать. Да что у тебя вперед про колмацких людей будет вестей или от наших ратных людей, которых учнешь на колмаков посылать, какова поиску училища, и ты б о чом писал к нам к Москве почасту, а отписки велел отдавати в приказе Казанского дворца боярину нашему князю Дмитрею Мамстрюковичю Черкаскому да дьякам нашим Федору Панову да Ивану Переносову. Писан на Москва во 140-м роду марта в 2 день.

На обороте: Дьяк Федор Панов. Справил подьячий Третьяк Васильев. — А привез государеву грамоту на Тюмень во 140-м году апреля 25 тарской сын боярской Павел Костелецкой. А подлинную государеву грамоту взял воевода Семен Жеребцов.

ААН, ф. 21, оп. 4, № 8, лл. 98 об.-102, № 35. Напеч. в РИБ, II, стб. 465-470, № 138, XI. [393]

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.