Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 39.

1600 г. декабря 8. – Грамота царя Бориса Федоровича в Пелым воеводе Тихону Траханиотову о сборе ясака с сибирских ясачных людей на 7109-й год.

От царя и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии в Пелымской город воеводе нашему Тихану Ивановичю Троханиотову да голове Петру Григорьевичю Вердеревскому. В прошлом во 108-м году пожаловали есмя для своего царского венца и многолетново здравья и для сына своего царевича князя Федора Борисовича всеа Русии многолетново здравья, со всее Сибирские земли на 108-й год ясаку имати не велели, а на нынешней на 109-й год и вперед указали есмя со всее Сибирские земли имати ясак на нас попрежнему. А которые будет ясачные люди стары, или чем увечны и слепы, или больны и лесовати им не мочно, и с тех с ясачных людей, с старых и с увечных и з больных, нашего ясаку имати есмя не велели, на ком будет взять не мочно. И как к вам ся наша грамота придет, и вы б тотчас для нашего ясаку выбрали из служивых людей, из детей боярских, и из литвы, и ис казаков, и из стрельцов, сколько человек пригоже, лутчих людей, и привели их к нашему хрестному целованью на том, что им Пелымсково уезда с ясачных князьков, и с остяков, и с вагуличь на нынешней на 109-й год наш ясак, соболи, и лисицы, и куницы, и бобры, и белку, и горностаи, збирати по ясачным книгам сполна, а мелочи худые, лоскутишков собольих, и куньих, и бобровых, и бельих не имали, и корысти себе ни в чем не чинили, и с собою по городком и по волостем никаких товаров не возити, и с ясачными людьми не торговати ничем, и нашего ясаку не обменяти, лутчих соболей, и куниц, и лисиц, и бобров, и белки, и горностаев себе не имати, а своих худых соболей, и бобров и всякие мелкие /с. 2/ мягкие рухляди не класти, каков ясак учнут у ясачных людей имати, таков бы к вам на Пелым в нашу казну привозити. А приведши к нашему к крестному целованию, розослали бы есте ясатчиков в Пелымской уезд для нашего ясаку не издержав. А збирая наш ясак, велели привозить на Пелым. А за ясаком за счетом велели бы есте ясатчиком приводити с собою из волостей по человеку и по 2 лутчих людей и их поспрашивали, таков ли ясак с них имали, и нет ли им от ясатчиков какие продажи и убытков и безчестья; да на кого учнут сказывать и бить челом, и вы б на них в тот час им управу давали, и наказанье им чинили по нашему указу. А которые будет ясачные люди из городков и из волостей лутчие люди, князьки, и мурзы, и тотаровя, и остяки, и вогуличи, учнут к вам приходя бити челом, чтоб вы к ним наших ясатчиков для нашего ясаку не посылали, а привозити б им наш ясак на Пелым самим, и вы б им то давали на волю, и по наш ясак в те городки и в волости ясатчиков не посылали, а велели им наш ясак привозити на срок, на которой им [391] срок вы укажете, безпереводно, не замешкивая, кому мочно верить, и о том им приказывали, чтоб они наш ясак збирали неоплошно и сами не корыстовались и не таили. А будет которые ясачные люди учнут /с. 3/ к вам приходя бити челом, что им всего нашего ясаку нынешнево году заплатит вскоре не мочно, и вы б тем ясачным людем давали сроку, смотря по тамошному делу, как им мочно тот ясак заплатить, да и в книги б есте тое доимку писали подлинно. А как князьки, и остяки, и вагуличи с нашим ясаком учнут к вам на Пелым приходить, и вы б у них велели наш ясак имати целовальником при себе, и клали в нашу казну и держали за своими печатьми. А которые князьки, и мурзы, и лутчие люди учнут за ясаком приходить и учнут к вам для нашего царского величества и для сына нашего царевича князя Федора Борисовича всеа Русии поминки носити, и вы б у них те их поминки имали, и клали в нашу казну, и велели писати в ясачные книги подлинно порознь, по статьям, а с ясачною казною тех поминков не мешали, а сами б есте ясачных людей в своих поминках за посмех не продавали: которые принесут, у тех имали и клали в нашу казну, а которые не принесут, и вы б на них сами не просили, чтоб им в том продажи не было. А как ясатчиков учнете для нашего ясаку посылати, и вы б за ними и против их встречу посылали детей боярских, кому б мочно верити, и велели у них товаров всяких и мяхкие рухляди обыскивати. Да будет у ково что какова товару и мяхкие рухляди найдут, и вы б у них те товары и мяхкую рухлядь велели имати в нашу казну, а их ясатчиков велели за то бити кнутьем или батоги, смотря по вине, кто до чего по сыску дойдет, а бив их велели сажати в тюрьму на время, на колько пригоже, смотря по вине ж. А которые будет ясачные люди больны или /с. 4/ стары и увечный платить будет им нашего ясаку нечим, и вы б на тех людех, сыскивая про них допряма, нашего ясаку имати с них не велели, чтоб Сибирским людем нужи и отгони не было; а вперед которые выздоровеют и розживутца, и вы б с тех велели наш ясак имати попрежнему. А однолично б есте ясатчиком приказывали накрепко, чтоб оне наш ясак, соболи, и лисицы, и куницы, и бобры, и белки, и горностаи, имали добрые, а худые мелочи никоторые не имали. И посулов бы и поминков себе со князьков, и с остяков, и с вагуличь по тому ж не имали, и в ясаках по посулом сроков не давали, и с собою б по городком и по волостем товаров никаких не возили, и с ясачными людьми не торговали, и нашего ясаку не обменяли, лутчих соболей, и куниц, и лисиц, и бобров, и белки, и горностаев себе не имали, а своих худых соболей, и лисиц, и бобров, и всякие мелкие мяхкие рухляди не клали, каков ясак у ясачных людей учнут имати, таков бы на Пелым к вам в нашу казну и привозили. И Сибирских бы есте всяких ясачных людей велели беречи, и ласку и привет к ним держали, и их ничем не жесточили, и руские б люди их ни в чем не обидили, и не продавали, и насильства никотораго не чинили. А что нашие ясачные казны в год зберетца и что к вам для нашего царского величества и дли сына нашего царевича князя Федора Борисовича всеа Русии принесут поминков, и вы тое нашу ясачную и поминочную казну присылали к нам к Москве. А для береженья и за отчетом посылали б есте с тою нашею с ясачною [392] /с. 5/ казною детей боярских, и казаков, и стрельцов, сколько человек будет пригоже, немногих людей вдруг, а не порознь, чтоб нашей казне в прогонах убытка, а крестьяном тесноты не было, не так бы, как у вас было наперед сего посылки частые, из одново города одним местом десять посылаете, нашей казне в том убыток делаете, а земле продажу в том и тесноту делаете. Писан на Москве лета 7109-го декабря в 8 день.

На обороте: Дьяк Офонасей Власьев. – В Пелымской город воеводе нашему Тихону Ивановичу Траханиотову да голове Петру Григорьевичу Вердеревскому. – 109-го году генваря во 2 день привез государеву грамоту Пелымской стрелец Данко Кадоулов с Япанчина от Федора от Янова.

ГАФКЭ, портф. Миллера, № 478, 1, грам. № 21. Пять сставов. – Список в Архиве Акад. Наук., ф. 21, оп. 4, № 16, лл. 320 об.–323, № 29.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.