Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  | Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ГЕОРГИЙ МОНАХ

ВРЕМЕННИК

Книга 5

Цари Израиля

О царствовании Иеровоама Самарийского и о разделении 10 скипетров после смерти Соломоновой

Глава 69

После же разделения 10 скипетров царствовал Иеровоам, сын Наватов, из колена Ефремова, раб Соломонов и отступник (922-901). Он вынудил Израиля отступить в Самарию. И сделал злое перед <Господом> Богом, и поразил его Бог, и умер в грехах своих, процарствовав 42 года. Ведь он сделал двух телиц золотых, одну поставил в Вефиле, а вторую - в Дане и сказал народу:

- Довольно вам ходить в Иерусалим. Вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли египетской. И отвел Израиля от следования Господу, и вынудил его согрешить /Б252/ грехом великим (3 Цар12.28-30). И ходили сыны Израилевы во всех грехах Иеровоамовых, и служили и поклонялись пустому, пока не переселил /114г/ их Господь от лица Своего в Ассирию.

Глава 70

А после Иеровоама царствовал Нават, сын его (901-900), и сделал зло перед <Господом> Богом, и убит был Ваасой, процарствовав 21 год.

Глава 71

А после Навата царствовал Вааса (900-877), и сделал злое пред <лицом Господа> Бога, и убит был на войне, процарствовав 24 года.

Глава 72

А после Ваасы царствовал Ила, сын его (877-876), и сделал злое пред <лицом Господа> Бога, и был убит Замврием, процарствовав 2 года.

Глава 73

А после Илы царствовал Замврий 1, и сделал злое перед <Господом> Богом, и сожжен был в доме воинами, процарствовав 12 лет. /И178/ [154]

Глава 74/

После <же> Замврия царствовал Ахав, сын его (869-850), и сделал зло перед <Господом> Богом, и убит был, /Б253/ и умер в грехах своих, процарствовав 24 года 2. Ведь жена его [Иезавель] убила Навуфея и так<он> виноградник его захватил. И сказал ему Илия пророк: "Так говорит Господь: За то, что убил ты и завладел землею, где псы лизали кровь Навуфееву, - /115а/ там будут лизать псы твою кровь", <и> "Иезавель съедят псы перед стеной городской", "и погублю <у> Ахава 3 мочащегося на стену (3 Цар 21.19,23,21) и поступающего как собака и кот, который ловит муху 4.

Итак, Ахав построил в Самарии города большие и укрепленные и дом весьма удивительный из слоновьих зубов. А после этого начал войну против ассирийцев, убив из них <в один день> 12 тем [то есть 120 тысяч] и царя <их> захватив, сына Адерова, которого оставил в живых и отпустил против воли Божьей. Он явно обличается Михеем пророком, говорящим: "Так говорит Господь: Ты выпустил мужа губителя из рук твоих. Душа твоя вместо души его, и народ твой вместо народа его" (3 Цар 20.42). /115б/ И, услышав это, ушел, печальный и встревоженный (3 Цар 20.43). И на третий год снова выступил войной на 5 неразумного и изменившего (ему) царя ассирийского. Так как Михей воспрещал ему, он с яростью сказал своим приближенным: "Схватите его (и) бросьте в дом темничный, и пусть ест хлеб беды <и> пьет воду печали, пока я не возвращусь с миром". /Б254/ И сказал Михей: "Если возвратишься с миром, то не говорил Господь во мне" (3 Цар 22.27-28). И вышел на брань, и поражен был стрелой между латами и грудью, и возвратился на колесницу 6, и умер, и лизали псы кровь его на том месте, /115в/ по слову, которое сказал Господь (3 Цар 22.38) рукою Илии пророка.

Глава 75

О нем Феодорит сказал: Ф- <В самом деле>, стоит задуматься, почему <этот> божественный пророк и пламенный ревнитель и столь великий чудотворец - Ахава с дерзновением и не стыдясь прямо в лицо обличил, а от жены его /И179/ Иезавели и малой угрозы (3 Цар 19.21) не стерпел и в путь бежал 40-дневный. Однако ясно, что хотя он и славен был повсюду выше человеческих сил, все же он был человеком, не лишенным естественной слабости; с другой стороны, и <страх был от> божественного попечения. Ведь чтобы из-за величия чудотворения дел он <не> возвеличился разумом, благодать дала естеству принять страх, чтобы познал человеческую слабость. Поэтому и известил его Владыка, что семь [тысяч] пребыли свободными от нечестивости (3 Цар 19.18). К [155] тому же Он научил его, что, управляя /115г/ человеческим родом с кротостью и долготерпением, Он испытывал его, хотя Ему легко <было> напустить на нечестивых <громы и молнии>, и сдвинуть землю, и мгновенно погрести их в могиле, и насильственными ветрами всех полностью /Б255/ истребить. Поэтому "сказал: И ветер великий <и> сильный, разрушающий горы и сокрушающий камни перед Господом. Но не в ветре Господь. После ветра - вихрь. (Но) не в вихре Господь. А после вихря - огонь. (Но) не в огне Господь. И после огня – глас 7 легкого дуновения. И там Господь" (3 Цар19.11-12). Ведь этим Он показал, что только долготерпение <и> человеколюбие любезны Богу, а все остальное - лукавство, (которое) влечет праведный гнев.

Глава 76

А почему он кормится от ворона (3 Цар 17.6), послушай. Ведь Бог, И- желая смягчить справедливое негодование праведного ревнителя против беззаконных иудеев, устроил кормиться ему с помощью чадоненавидящей птицы, которая, рождая, не вскармливает. Потому и Давид, /116а/ хотя всякое создание по естественному закону взирает Создателя: "ведь очи всех, <говорит он>, уповают на Тебя и Ты даешь им пищу в нужное время" (Пс 144.15), <особо> упомянул о воронах грающих, говоря: "Дающий скоту пищу его и птенцам воронов, взывающим к нему" (Пс 146.9). Ибо всех без исключения питает Божий промысел, говорит он, а особенно - птенцов воронов, родителями своими оставленных. Ведь пищей им служат малые животные, /И180/ летающие окрест гнезд.

Так Бог прямо посоветовал /Б256/ Илии не слишком гневаться на народ, терпящий справедливый недостаток, и не быть бесчеловечным и немилостивым (в сравнении с) человеколюбием и помощью чадоненавидящей птицы: ведь она питает тебя по Моему повелению, ты же, поддавшись гневу, презрел праведность человеколюбия.

Глава 77

А после Ахава царствовал Охозия, сын его (850-849), и сделал злое перед <Господом> Богом, — и, упав с высоты дома своего и заболев, умер, процарствовав два года (4 Цар 1.2,17). /116б/

Глава 78

А после Охозии царствовал Иорам, брат его (849-842), и сделал злое перед <Господом> Богом, и убит был <Ииуем>, и умер, процарствовав 12 лет. Он покорил Месу, царя моавского, и брал с него дани ежегодно
ягнят 100 тысяч и поросят 100 тысяч (4 Цар 3.4).

При нем вознесся великий Илия (4 Цар 2.11).

И пришел Адер 8, царь сирийский, и сел вокруг Самарии, и был голод [156] великий, так что продавалась голова ослиная за 30 сребреников. И проходил Иорам по <стене> города, и какая-то женщина возопила к нему:

- Спаси, господи(н) царь.

И сказал в ответ:

- Если не спасет тебя Господь, /Б257/ с чего я спасу тебя? От гумна ли, от виноградного ли точила?

И сказала женщина:

- Нет, царь, но вот эта женщина сказала мне: дай мне сына твоего, и съедим его сегодня, а моего сына - завтра. И, сварив, вчера съели его, а сегодня она сына своего спрятала.

Услышав такое, царь разодрал одежды свои, и увидел народ /116в/ вретище на теле его изнутри. И, отвечая, сказал:

- Так пусть сделает мне Бог и так пусть прибавит, если останется голова Елисеева сегодня на нем.

И послал тристата 9 своего доверенного (4 Цар 6.24-32), и сказал ему пророк:

- Так говорит Господь: завтра в этот час мера семидала (будет) на четыре медника и <две> меры ячменя на четыре медника 10 у ворот города Самарии.

И сказал тристат:

- Если хляби небесные <низвергнет > Господь, и не будет так.

Елисей же сказал:

- Вот увидишь глазами своими и не поешь от того (4 Цар 7.1-2).

И четыре мужа /И181/ прокаженных, у ворот городских сидевшие, не стерпев голода, решили пойти к противникам. И, встав ночью, вошли в стан сирийский. И вот не осталось там ни (одного) мужа, потому что Господь сделал (так, что) в стане сирийском услышали звук колесниц, и конский топот, /116г/ и (шум) большого войска. И бежали в ночи, бросив все. И когда прокаженные рассказали об этом в городе, послал царь узнать, правду ли они сказали. И шли по следу царя сирийского до самого Иордана. И вот, весь /Б258/ путь полон одеждой и утварью, которые бросили сирийцы в ужасе своем. И когда возвратились посланные, вышел весь народ города того и разграбил стан сирийский. И была мера семидала по четыре медника и <две> меры ячменя по четыре медника, по слову Господню. А тристата, которого царь поставил у ворот, затоптал его народ, и умер, не поев от пшеницы, по слову пророка (4 Цар 7.3-20). /117а/

И- Кроме того, иерихонскую воду исцелил молитвами. Ведь горька была от природы и непригодна для питья, и вредна для деторождения, и смертоносна; не годилась и для питья 11. Ее он обратил на благо людям и скоту, (и) стала помогать весьма великому плодородию и спасению той страны. И до сего дня, разливаясь, она напаяет обширную пажить и [157] питает сады и различные сорта медоносных фиников, большинство из которых, если подавить и выжать, выделяют много меда. Ведь страна та медоносна и виноносна, богата весьма благовонным кипром и миробаланом, то есть желудевым маслом, и бальзамовым (деревом), так что из-за редких плодов, весьма желанных людям, богатством <поистине в какой-то мере> уподобляется раю.

О нем рассказывает и великий Анастасий Божьего града 12: /Б259/ А- Истовые описатели красот всей вселенной говорят, что рай находится в самой восточной части всей вселенной, /117б/ как ее жертвенник, к которому примыкают страны центральной Индии. Почти все /И182/ плоды благоуханны и ароматны. Дуновением ветров переносится и передается <им> благоухание от райских растений, они зачинают, как финики, растущие рядом, передавая друг другу с помощью ветров семена из цветов мужского пола. Всякое же благоухание, особенно от индийских ароматов, то есть благовоний, будь то не имеющее воды масло или иное подобное снадобье, приносит здоровье и укрепляет человеческое тело, а зловоние, <напротив> тлетворно и гибельно. Поэтому какой-то весьма искусный мудрец- /117в/ врачеватель говорил, что если он застанет умирающего до того, как тот потеряет сознание, то может с помощью некоего ароматного состава на час вернуть ему трезвый рассудок, чтобы он мог сказать то, что ему нужно, и сделать. Что и мы на опыте переняли и видели своими глазами; свидетельствуют и многие другие, видевшие, как и доселе это делают сведущие, хорошо понимающие и изучившие (это) искусство. /Б260/

Глава 79

После же Иорама царствовал Ииуй, сын Намесиев (842-815). И когда входил он в город Самарийский, Иезавель, разукрасившись, выглянула из окна. Царь же повелел скопцам ее выбросить ее. И растоптана была конями, и съедена псами (4 Цар 9.30-33). Он поразил и 70 сыновей /117г/ Ахавовых, и всех захваченных им в Самарии, по слову Илии.

<И>, собрав все множество народа, сказал им с коварством:

- Ахав служил Ваалу мало, а Ииуй послужит ему много. А теперь созовите ко мне всех пророков <и> иереев Вааловых, так как великая жертва у меня Ваалу. Всякий же, кто не придет, не будет жив.

<И вот>, когда все собрались и капище наполнилось уста к устам, сказал царь служителям Бааловым:

- Проверьте тщательно, нет ли среди вас служителей Господних. Когда оказалось, что ни одного нет, он повелел слугам /118а/ своим посечь всех мечом. Ваала же и все к нему (относящееся) сжег (4 Цар 10.18-27). Однако он не смог до конца шествовать в законе Господнем, и убит был на войне. Царствовал 28 лет. /Б261/ /И183/ [158]

Глава 80/

А после Ииуя царствовал Иоахаз, сын его (815-801), и сделал злое перед <Господом> Богом, и умер, процарствовав 28 лет.

Глава 81

А после Иоахаса царствовал Иоас, сын его (801-786), и сделал злое перед <Господом> Богом, и умер, процарствовав 14 лет.

При нем и Елисей преставился 13, который <с помощью знамений 14> предсказал Иоасу первую победу над сирийцами: он повелел ему пятикратно выстрелить по земле. Тот три раза выстрелил удачно, а в четвертый промахнулся. И предрек ему, что до третьего сражения будет побеждать сирийцев, а в следующих быть ему побежденным. Так как если бы он удачно выстрелил по земле пять раз, то, вступив в бой пять раз, разрушил [бы] Сирийскую власть.

Этот достославный пророк преставился и погребен был в гробнице. В той же самой гробнице единопоясцы /118б/ моавитяне мертвеца погребли. И когда он коснулся костей блаженного пророка, тут же встал 15.

Глава 82

А после Иоаса царствовал Иеровоам (II), сын его (786-745), и сделал злое перед <Господом> Богом, и умер, процарствовав 34 года.

Глава 83

А после Иеровоама царствовал Азария, сын его (746-745), и /Б262/ сделал злое перед <Господом> Богом, и убит был Шаллумом, процарствовав один 16 месяц.

Глава 84

А после Азарии царствовал Шаллум (745 г.), и сделал злое пред <Господом> Богом, и убит был Менаимом, процарствовав один месяц.

Глава 85

А после Шаллума царствовал Менаим (745-738), и сделал злое перед <Господом> Богом /118в/ и убит был Факесией, процарствовав десять лет.

Глава 86

А после Менаима царствовал Факесия, сын его (738-737), и сделал зло перед <Господом> Богом, и убит был Факеем, (про)царствовав два года.

Глава 87

А после Факесии царствовал Факей (737-732), и сделал злое перед <Господом> Богом, и убит был Осией, (про)царствовав 20 лет. [159]

Ф- Этим мы научаемся, что живущим во зле Бог повелел наказывать друг друга, злого злейшему предавая, как бы передавая их некиим их убийцам.

Глава 88

А после Факея царствовал Осия, 9 лет (732-724), и сделал злое перед <Господом> Богом. Пришел Салманассар, царь /Б263/ ассирийский (726- 722), в Самарию и выселил ее за грехи их великие. Ведь они сделали двух золотых телиц и поклонялись и служили им и Ваалу, и проводили сыновей и дочерей своих через огонь, и волхвовали, и за птицами наблюдали (ради) знамений на какое-либо дело, /118г/ и приготовляли отравы. И отринул /И184/ их Господь от лица Своего, и не осталось ни одного, кроме колена Иудина. И [Иуда] не сохранил заповедей Господних и шествовал в грехах Израилевых. И предал их Господь в руки захватчиков его, и переселены были в Ассирию. И послал царь ассирийский четыре племени: кудиеев, и куфиеев, и сефаруеев, и анагавеев, и поселились в городах Самарийских (4 Цар 17.24). И послал на них Господь львов, и ели их. И поведали царю ассирийскому:

- Племена, которые поселил ты в городах Самарийских, не знали заповеди /119а/ Божией в той земле, и послал на них львов, и погибают.

И сказал царь:

- Приведите туда кого-нибудь, пусть просветят их в заповеди Божией. И послал одного <из> иереев, переселенных из Самарии; и просвещал их <иерей>, чтобы боялись <Господа> Бога. И боялись <Господа> Бога, и своим богам служили, и живут там до сего дня (4 Цар 17.25-34). Ф- Когда иудеи возвратились (538 г.), они стали ревновать их как иноплеменников, и не соприкасались с ними, /Б264/ называя их по горе Сомора самаритянами. Они же принимали только Моисеевы Книги, а прочего Писания не признавали; из-за этого к иудеям относились дружественно, отцом почитали Авраама, так как он пришел из Халдеи, из которой 17 и они были. Вот почему самаритянка говорила Господу: "Отцы наши поклонялись на этой горе" (Ин 4.20), имея в виду тех, кто был с Авраамом, когда он сына вознес на олкарпос.

В /119б/ Самарии же царствовавших было числом 18, от Иеровоама до упомянутого Осии; при нем прекратилось царство и погибла Самария и ассирийцы поселились там, как было сказано. От них еретики самаритяне, и саддукеи названы были 18. Итак, всех лет вместе было 253. Цари же были из разных родов, и все сделали злое перед <Господом> Богом, по греху Иеровоамову.

Комментарии

И177

1. Замврий. Под именем Замврия ХГА объединяет двух царей: Замврия (Зимри), правившего семь дней и погибшего во дворце (3 Цар 16.18), и Амврия, или Омри (876— 869), царствовавшего 12 лет (3 Цар 16.23).

И178

2. 24 года: ·кд· (S ·кк·), в греч. kb = 22; согласно совр. хронологии, Ахав царствовал в Израиле в 874—853 гг.

3. У Ахава; в Тр нафаава (S нафама) - порча: *сына ахаава —> нахаава —> нафаава; в S дальнейшая порча.

4. Муху - так в пер. на месте ton munышь". См. комм. к И7010.

5. На царя ассирийского: в Тр за - возможно, порча.

6. На колесницу... на том же месте пер. на колесницю (как если бы Ахав для боя сходил с колесницы). У Амартола: "повернул колесницу назад". В пересказе Амартола опущена та часть 3 Цар 22.37-38, где описывается, каким образом кровь Ахава оказалась на месте, предсказанном пророком Илией.

И179

6. Глас: глас (хлада тонка) И17913 в соот. с jwnh auraV lepthV Б2555. Глас - знак Бога Святого Духа. Острож: гласъ света тонка 3 Цар 19.12; "Дух где хочет дышит, и глас его слышиши" Ин 3.8. В синод. пер. 3 Цар: "веяние тихого ветра", Ин 3.8 "голос". См. также комм. к И319 на запахи.

И180

8. Адер - библ. царь Венадад, сын Адера: и събра сынъ адеровъ царь асириискии 4 Цар 6.24; в синод. пер. "и собрал Венадад".

9. Тристата - так по сп2; в Тр ·т· - результат последовательной правки-порчи: *тристата —> триста —> ·т· из ton tristathnановника". В следующем предложении тристатъ.

10. На 4 медника: на ·д· медници; в греч. siklou род. Б25712 "на сикль". В Острож за сикль еден 4 Цар 7.1. Чуть ниже, при цитировании 4 Цар 7.16, когда исполняется пророчество, эта фраза повторяется уже как факт: "была мера семидала по сиклю" — в Тр ·д· -хъ цатахь И18110,11. Сикль - мелкая персидская монета весом 8,1 г золота или 10,8 г серебра.

И181

11. Для питья: и на питие непосивна - таков повтор в пер.; в греч. здесь proV ardeianля орошения". Бесприставочное новообразование по метафорическому напоити, напаяти "орошать" (СтСл, 350).

12. Анастасий Божьего града - Анастасий Синаит. Цитируется вопрос 127 его "Вопросов и ответов 154". См. комм. к И135.

И183

13. Елисей преставился. Следующие далее сюжеты о стреле Иоаса и о воскрешении от костей Елисея - пересказ 4 Цар 13.15-19 и 4 Цар 20-21. См. также [Феод. На 4 Цар. Вопр. 42].

14. С помощью знамений: dia sumbolwn Б2619, в пер. състоупы И1835 "сходками, собраниями", так как производящий гл. sumballw — "соединять", неперех. "сталкиваться", "вступать в бой". Слово известно в рус. летописях (по Дъяч.).

15. Встал - пересказ [Иосф Древ 9.8.6].

16. Один месяц - так в греч. и сп2; в Тр "шесть": ·V·

И184

17. Из которой: aj hV Б2645 "из которой", то есть из Халдеи; в пер. от июдеи же, возникшее или из *от нея же, или из *халдеи.

18. Названы были: наречни быша на месте pejhnasin перф. акт. Б26414 "появились" (jainw "появляться"), принятый, по-видимому, за перф. от jhmiоворить, называть".

Текст воспроизведен по изданию: Временник Георгия Монаха (Хроника Георгия Амартола). М. Богородский печатник. 2000

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017  All Rights Reserved.