Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  | Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ФРУТОЛЬФ ИЗ МИХЕЛЬСБЕРГА

ХРОНИКА

CHRONICA

Хроника Фрутольфа из Михельсберга и продолжение Эккехарда из Ауры

В историографии долгое время существовало мнение Г. Вайца, согласно которому автором большой хроники, составленной в Михельсбергском монастыре под Бамбергом был Эккехард. Исследователи полагали, основываясь на материалах самой хроники и некоторых других источников, что он был монахом этого монастыря и в первой редакции хроники, завершенной в 1099 г. использовал находившиеся там рукописи. В 1101 г. он отправился паломником в Иерусалим, недавно завоеванный крестоносцами, и в следующем году вернулся в Европу. В апреле 1102 г. он присутствовал на Латеранском соборе. К этому времени исследователи относили изменение взглядов Эккехарда, [181] поскольку в хронике, написанной в 1099 г. он был на стороне Генриха IV, а с 1102 г., судя по последующим редакциям текста и его деятельности он оказался союзником Генриха V, папы и епископа Оттона Бамбергского. Последний назначил Эккехарда аббатом в монастырь Св. Лаврентия в Ауре, недалеко от Киссингена, основанный в 1108 г. и освященный в 1113 г. Эккехард умер, вероятно, до 20 февраля 1126 г. 1

Х. Бреслау обратил внимание на сообщение Хеймона, каноника церкви св. Якова в Бамберге, что его учитель Фрутольф (Frotolfus) в своей хронике прибавил к хронологическому расчету Беды Почтенного от сотворения мира до Рождества Христова 10 лет и таким образом при хронологических указаниях исходил из 3962 лет. Именно такой подсчет применен в редакции хроники, завершенной в 1099 г. Бреслау изучил также письмо рукописи-автографе, находившегося до XV в. в Михельсбергском монастыре (теперь находится в Иене). Это позволило ему доказать, что автором редакции был Фрутольф, а Эккехард лишь частично переработал и продолжил ее. Стало ясно изменение политического направления хроники в начале XII в.: Фрутольф был сторонником Генриха IV, а Эккехард - Генриха V 2. [182]

О Фрутольфе Бресслау удалось собрать очень мало сведений. Он был монахом и приором в Михельсберге, умер 17 января 1103 г. В некрологии Фрутольф назвав пресвитером, следовательно, до поступлении в монастырь он принадлежал к белому духовенству. Судя по упомянутому ранее свидетельству каноника Хеймона, он был в монастыре учителем. Кроме того был большим книжником; в старом каталоге Михельсбергского монастыря имеется перечень книг, которые были им туда отданы. Фрутольф был также знатоком музыки. Его перу принадлежат несколько трактатов в этой области 3.

Фрутольф создал огромное историческое произведение от сотворения мира до современных ему дней. В нем он изложил всемирную историю, стремясь к погодному изложению событий, в связи с чем переработал значительный собранный материал, пускаясь в некоторых случаях в самостоятельные хронологические разыскания или давая использованным источникам критические оценки. В основу анналистической схемы им положены годы правления императоров, однако для раннего периода он посвящает отдельные экскурсы истории народов: франков, готов, гуннов и других. Фрутольф использовал в своем труде библию, сочинения Беды, Орозия, Аврелия Виктора, Павла Дьякона, Тертуллиана, Иордана, Эйнхарада, Рихера, Лиутпранда, Видукинда, а также в различной степени другие источники, в зависимости от того, насколько важный материал они сообщают для того или иного времени. Однако главным его источником была Вюрцбургская хроника, которая кончалась после 1057 г. Она была положена в основу его произведения 4. Фрутольф подробно рассказал о правлении Генриха I и [183] Оттона I, затем хроника становятся краткой вплоть до 1057 г. (за немногими исключениями), когда королем стал Генрих IV. Для периода правления Генриха IV хроника содержит много оригинальных известий; автор использует письма и официальные документы, причем его симпатии находятся на стороне императора. С 1086 г. записи снова становятся краткими как в анналах, хотя и самостоятельными по происхождению. С 1096 г., с начала Первого крестового похода Фрутольф излагает событие более подробно. Фрутольф завершил свой труд в 1099 г., но затем, по мнению Х. Бресслау приписал данные о событиях 1100 и 1101 гг. 5 Для своего времени это было выдающееся произведение, в котором был собран и творчески систематизирован огромный материал, источники переработаны с элементами критики.

Значительный интерес представляет не только содержание, но и литературная форма произведения. Эккехард обратился к переработке хроники, вероятно, вскоре после смерти Фрутольфа. Он дополнял текст подробным изложением событий I крестового похода, отредактировал записи за 1099-1101 гг. и продолжил сочинение до 1106 г., причем, начиная с 1102 г. излагал события в характерном для него тоне, направленном против Генриха IV и в пользу папы Пасхалия II и Генриха V (редакция В). В дальнейшем Эккехард предпринял еще несколько переработок хроники (редакции С, Д, Е), в которых сочувственно излагаются события правления Генриха V, которому была посвящена редакция Д. В последнем варианте, редакции Е, весь труд был разделен на 5 книг и посвящен аббату корвейского монастыря Эркенберту 6. [184]

Рукописи: перечень в [Pertz G. H.] Bemerkungen, [491], s. 469-509; MGH, SS, VI, 1844, 14-16.

Издания: перечень в Potthast. Wegweiser, I, 400.

Переводы: перечень там же.

Текст известий о Руси приводится по изданию: Ekkehardi chronica, [61]. [185]


Перевод.

937. Игорь 7, король русов, зная, что войска греков уведены против саррацин и рассеяны для охраны островов 8, прибыл с тысячью, и даже более, кораблей для того, чтобы захватить Константинополь. Он до такой степени был уверен в победе, что приказал, чтобы греков не убивали, а брали в плен. Император Роман 9, мужественно устремившись с немногими навстречу им, сжег почти всех [руссов] вместе с кораблями брошенным со всех сторон греческим огнем; спаслась немногие, и он приказал, чтобы все взятые в плен были обезглавлены 10.

1089. Император 11 отпраздновал в Кельне свадьбу, взяв в супруги некую вдову маркграфа Утона 12, дочь короля руссов 13.

[1096]. Затем, перейдя через государство Константина 14, страну во всем чрезвычайно богатую, они 15 достигают море Руссии 16.

1099. Умер папа Урбан 17. Он собирал многочисленные поборы во время смут в церкви, увы, до сих пор длящихся; он обнародовал также многочисленные постановления; в одном из них, созвав к городу Пьяченце почти 200 отцов [церкви] 18, он провозгласил, что император Генрих отлучен как им, так и его предшественниками 19. При этом королева Адельгейда 20, супруга этого императора, присутствуя не соборе, многое свидетельствовала во всеуслышание об его нечестии 21.


Комментарии

1. Ekkehardi Uraugensis chronica, [61], p. 4; Reininger W. Die Benedictiner Abtei, [503], s. 12-29; Wattenbach W. Deutschlands Geschichtsquellen, [571], Bd. II, s. 189-197. Подробно об Эккехарде с учетом нового взгляда на авторство хроники см.: Wattenbach-Holtzmann. Deutschlands Geschichtsquellen, [572], Bd. I, 3. H., s. 499-505.

2. Bresslau Н. Bamberger Studien, [338], s. 197-219. Указанное хорошо аргументированное открытие Х. Бресслау было принято в немецкой историографии (Manitius M. Gеschichte, [475], 3.Т., s. 350-361; Wattenbach-Holtzmann. Deutschlands Geschichtsdeutsche Literatur, [454], s. 109-110; Geschichte, [376], s. 486. В трудах русских и советских историков наблюдения Бресслау не нашли отражения.

3. Bresslau Н. Bamberger Studien, [338], s. 220-226; Manitius M. Gеschichte, [475], 3.Т., s. 350-361.

4. Buchholz G. Die Wuerzburger Chronik, [342]; Wattenbach W. Deutschlands Geschichtsquellen, [571], Bd. II, s. 190-192.

5. Как показал Ф. И. Шмале, Фрутольф работал над хроникой только до 1099 г. (Schmale F. J. Zur Abfasnungszeit, [522], s. 81-87).

6. Waltz G. Commentationes, [562]; [Pertz G. H.] Bemerkungen, [491], s. 469-509; Wattenbach W. Deutschlands Geschichtsquellen, [571], Bd. II, s. 190-194; Gold K. Einheitliche Anschaung, [387]; Manitius M. Gеschichte, [475], III, Т., s. 354-357; Bresslau Н. Bamberger Studien, [338], s. 198. Новейшее исследование редакций и списков хроники Эккехарда см.: Schmale F. J. Ueberlieferungskritik, [520], s. 110-134.

7. Игорь (ум. 945), великий киевский князь с 912 г., из династии Рюриковичей. Имя указано в форме аналогичной древнескандинавской - Ingvar, от которой обычно производят древнерусские Игорь и Ингвар (Рыдзевская Б. А. К варяжскому вопросу, [262], с. 510).

8. В 941 г. для византийского императора Романа Лекапина сложилась благоприятная обстановка. Сейф ад-Даула из династии Хамданидов в этом году не тревожил пределы Византийской империи, и Роман начал вести переговоры с Гуго Прованским по организации совместного похода против арабов, обосновавшихся на юге Франции. Корабли, снабженные греческим огнем, должны были быть основной ударной силой в борьбе с арабским флотом (Васильев А. А. Византия и арабы, [148], с. 246). Сухопутная армия находилась, в основном, на границе с арабами, так что столица империи оставалась почти беззащитной.

9. Роман I Лекапин (ум. 948), византийский император (920-944), из Македонской династии.

10. Сообщение о походе Игоря на Константинополь заимствовано из хроники Сигеберта из Жамблу, где оно записано под 936 г., а тот переписал это известие из сочинения "Antapodosis" кремонского епископа Лиутпранда и поместил его в той части своего труда (381-1023 гг.), которая представляет собой компиляцию из большого количества источников (Siegeberti Gemblacensis chronographia, [117], p. 274-275). Лиутпранд побывал в 949 г в Константинополе в качестве посла короля Беренгария II и передал рассказ о нападении русов на столицу Византийской империи в 941 г. (Liudprandi antapodosis, V, 15).

11. Генрих IV (1050-1106), германский король с 1056 г., император с 1084 г. из Франконской (Салической) династии, сын Генриха III.

12. Утон (Удон) II Штаденский (ум. 1082), маркграф Северной марки.

13. Сообщение о женитьбе Генриха IV на Евпраксии — Адельгейде, дочери великого киевского князя Всеволода Ярославича (наст. изд., вып. 2 ), записано в хронике Фрутольфа (редакция А). Источник данного сообщения не прослеживается. Фрутольф в этой части своего труда широко использовал Вюрцбургскую хронику. Но поскольку Албанские, Розенфельдские и Эльвангенские анналы, по которым восстанавливается Вюрцбургская хроника, не сохранившаяся после 1057 г., сообщают только о женитьбе императора без дополнительных сведений о невесте (Buchholz G. Die Wuerzburger Chronik, [342], s. 32-34, 49), то известие о свадьбе Генриха IV, появившееся вне всякой связи с предыдущим и последующим текстом принадлежит самому Фрутольфу.

Возможно, хронист, сторонник императора, стал обстоятельно рассказывать об этом неудачном браке (скандальные истории, которые стали известны в Западной Европе в 1093 и 1094 гг., о супружеской жизни императорской четы, были, вероятно, ему известны). Однако представляется более вероятным, что Фрутольф сделал запись о женитьбе императора вскоре после произошедших событий. Ему были точно известны год и место свадьбы, но остальные сведения, дошедшие до него, были неточны. Поэтому он написал о Евпраксии — "некая вдова" (возможно, в отсутствии имени сказалось недоумение Фрутольфа перед сообщением о перемене во время коронования имени Евпраксия (западноевропейский эквивалент — Пракседа) на Адельгейда (На возможность изменения имени при коронации указывал С. П. Розанов (Розанов С. П. Евпраксия — Адельгейда, [255], с. 624). Неверны также сведения о том, что Евпраксия была ранее женой маркграфа Утона (Удона) Штаденского - она вышла замуж за его сына Генриха по прозвищу Длинный (ум. 1087 г.). В редакциях C. D. E. Эккехард уточнил эту запись и заменил неверно указанного Утона Генрихом.

14. То есть, через Византию. Имеется в виду император Константин Великий (ок. 285-337), при котором столица римской империи была перенесена в Византий (Константинополь). В 1097 г. византийским императором был Алексей Комнин (1048-1118).

15. Крестоносцы. Речь идет о войне Готфрида Бульонского.

16. Рассказ о Первом крестовом похода, где упоминается "море Руссии", находится в записи хроники под 1099 г. и принадлежит Эккехарду (редакция В), который в 1101 г. совершил паломничество в Иерусалим по тому же пути, что и крестоносцы: через Венгрию, Болгарию и Константинополь. Позднее этот текст был включен в отдельно изданное сочинение "Hierosolimits" (MGH, SS, VI, p. 265). Эккехард использовал сведения из различных источников, письменных и устных (Sybel Н. v. Geschichte, [550], s. 66-67; 2. Aufl., s. 57-58; Hegenmeyer Н. Das Verhaltniss, [395], s. 21-42). Известие с упоминанием "моря Руссии" было им заимствовано из неизвестного источника и Эккехард, вероятно, механически, включил его без обоснованной связи с предшествующим и последующим текстом. Хронист уже писал ранее о войске Готфрида Бульонского, которое пройдя Венгрию и Болгарию, достигло Константинополя (Войско Готфрида Бульонского подошло к Константинополю 23 декабря 1096 г. (Hagемeyer Н. Chronologie, [394], р. 51)), места сбора сил крестоносцев. Он не сообщил о многих событиях, произошедших с крестоносцами в Константинополе (Roehricht R. Geschichte, [506], s. 63-81; Geschichte, [550], 2. Aufl., s. 258-277), но сразу перешел к рассказу о переправе крестоносного войска в Малую Азию, снабдив повествование выпадами против императора Алексея. Затем Эккехард написал о выступлении в поход и взятии Никеи, ошибочно указав, что крестоносцы передали захваченный город византийцам по договору, согласно которому города, некогда подчиненные Византии, будут передаваться императору Алексею. В действительности, Никея сдалась византийскому войску, а не крестоносцам (Roehricht R. Geschichte, [506], s. 82-88). Лишь после сообщения о взятии Никеи Эккехард написал снова, что крестоносное войско прошло Византию и подошло к "морю Руссии". Затем следует рассказ о похоже от Никеи на Антиохию (MGH, SS, VI, p. 215-216).

Обозначение Черного моря как "моря Руссии" связано, вероятно, со знакомством крестоносцев или самого Эккехарда с местным византийским географическим названием. Традиционное греческое название Черного моря o pontoV euxenoV. В XV в. его называли также "Черное море" и "Великое море" (Барбаро, [I], с. 164). Аль-Масуди (середина X в.) назвал Черное море "морем русов", а автор вступительной части "Повести временных лет" (конец XI - начало XII вв.) — "Русским морем" (наст. изд., вып. 2). Следовательно, название "Русское море" или "море руссов" существовало в X-XI вв. наряду с другими названиями. У Эккехарда впервые в западноевропейской литературе появляется это географическое обозначение, и с крестовыми походами оно стало, вероятно, широко известно. В "Славянской хронике" Гельмгольда, написанной во второй половине XII в. на севере Европы упоминается "Русское море" (наст. изд., вып. 2). Столетием позднее Эккехарда шампанский маршал Жоффруа Виллардуэн (род. между 1150 и 1164 гг., ум. ок. 1212 г.) в своей хронике, посвященной истории Четвертого крестового похода, говорит о "Русском море" ([Geoffroi de] Villehardouin. La conquete, [67], p. 141).

17. Урбан II, римский папа (1088-1099), умер 29 июля.

18. Собор в Пьяченце состоялся с 1 по 7 марта (Hagenmeyer H. Chronologie, [394], p. 6) 1095 г. На нем присутствовало, согласно сведениям других источников, 4000 духовных лиц и 30000 светских, поэтому первое и третье заседания собора происходили вне города (Hefele C. J. Histoire, [400], p. 388).

19. Среда вопросов, обсуждавшихся на соборе в Пьяченце, была осуждена "недостойная" супружеская жизнь французского короля Филиппа I, который разошелся с первой женой Бертой и женился на Анжуйской герцогине Бертраде де Монфор. Во всевозможных грехах был обвинен и император Генрих IV. Была выслушана также просьба послов византийского императора Алексея Комнина, которые просили у папы и всего христианского мира помощи против турок-сельджуков, в связи с чем папа Урбан II впервые выступил с призывом к организации похода на помощь восточным христианам. Были рассмотрены также другие важные вопросы (Knonau G. M. Jahrbuecher, [400], Bd. IV, s. 442-447; Hefele C. J. Histoire, [400], p. 388-395; Becker A. Papst Urban II, [325], s. 156-159). Из этих интересных для средневекового хрониста вопросов Эккехард упомянул (то-ли в силу пристрастности к Генриху IV, или только этот сюжет был ему известен) лишь об очередном отлучении императора. Отметим, что Фрутольф не только не написал о соборе в Пьяченце, но и о последующем соборе в Клермоне, на котором 26 ноября 1095 г. Урбан II выступил с речью, явившейся официальным призывом к крестовому походу.

20. Адельгейда - Евпраксия Всеволодовна.

21. Евпраксия рассказала собору о разврате, навязанным ей супругом. Эти рассказы вызвали сочувствие к ней, а папа отпустил ей грехи, потому что она перенесла их насильно, она была освобождена от епитимьи, так как она публично и добровольно покаялась (Розанов С. П. Евпраксия — Адельгейда, [255], с. 636).

Эккехард не упустил случая еще раз напомнить о греховности Генриха IV, от которой пострадала его супруга.

(пер. М. Б. Свердлова)
Текст воспроизведен по изданию: Латиноязычные источники по истории Древней Руси. Германия. Вып. I. Середина IX - первая половина XII в. М. Институт истории АН СССР. 1989

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017  All Rights Reserved.