Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

252 (глава 139).

Письмо епископа Феодорита к христолюбивому православному народу Константинопольскому, в котором он убеждает его к терпению и возвещает о раскаянии еретиков относительно догматов.

Те, кто избрал искусство корабельщика и [424] обыкновенно проживает на море, будучи осаждаемы злейшею бурей, противными течениями и свирепыми волнами и будучи обдержимы великим мраком, утешаются, если внезапно засветит им огонь, и, оставивши страх, проникаются уверенностью, которая не позволяет им отчаиваться, поскольку подает надежду на лучшее. Это же испытали ныне и мы, прочитавши письмо вашего боголюбия. Ибо, видя великое потрясение церквей, усматривая, что отовсюду налетают бури и грозы, что кипит и возрастает волнение, и замечая, что угрожает кораблекрушение и распространяется густой мрак, который не позволяет разглядеть даже и то, что находится вблизи, – мы увидели ваши письма, как некий внезапный огонек, показывающий вход в гавань, исполнились утешения, получили уверенность и мужественно переносим нападение бури, в ожидании чистой ясности: ибо «верен Бог, Иже не оставит вас искуситися свыше силы, но сотворит со искушением и избытие, яко возмощи понести (1 Кор. X, 13).

Мы уже имеем возможность изобличать ложь и яснее засвидетельствовать (comprobare) истину; ведь ныне уже изоблечено порождение лжи (compositio falsitatis) и показана сила истины. Вот и те, которые

нечестивыми речами смешивали естества Христа нашего, выставляли законом, что страдания должно усвоять божеству, и посему нападали на святейшего и боголюбезнейшего предстоятеля священников Божиих Нестория, – они, когда челюсти их сокрушены как бы уздою и удилами (Псал. XXXI, 9), а сами переведены от левого к правому, познали истину и учат противное, будучи привлечены к истине тем полководцем, на которого они нападали ради этой истины: ибо вместо одного естества они исповедуют ныне два, анафематствуют тех, которые говорят о срастворении или смешении, почитают [425] божество Христа бесстрастным, проповедуют, что страдания принадлежат плоти, и разделяют евангельские изречения, возвышенные и богоприличные приписывают божеству, а уничижительные относят к человечеству. Таковы (по своему содержанию) письма, принесенные ныне из Египта» 1.

Но те, которые едва только познали истину догмата и научены правилу и законоположению евангельскому, доселе остаются худо мыслящими (malevoli) касательно того, кто стал для них учителем сего, освободил их от заблуждения и привел к истине, так что и словами и делами стараются нападать на него, как на нечестивого и врага и без умолку лают на него. Но они не возмогут победить истины, поелику: истина крепка, ибо Сам Христос есть истина (Иоан. XIV, 6). И, как я сказал, уже изобличил злостные козни (adversitates) лжи и по казал луч истины Тот, Кто венчает любителей истины; но Он еще яснее обнаружит ее и совершенно уничтожит ложь. И кто пользовался ею, те познают, что есть Бог на небе, Который видит, что происходит, слышит, что говорится, и полагает состязания своим поборникам; Он научает кротости разъяренных голодом до бешенства львов (Дан. VI, 16 сл.), чрезмерно поддерживаемый и весьма разжонный огонь переменяет в веяние росы (Дан. III, 50) и сохраняет невредимым самого бренного fugacem от великого пламени; Он нисходит в тинистый ров с пророком (Псал. XXXIX, 3), – тех, которые прежде послали его туда, изгоняет военнопленными и поставляет как медную стену и прочную башню (ср. Иса. II, 15. Иер. VI, 27), против варваров того, кто Ему оказывал послушание; на войнах Он дарует [426] блистательную победу и чрез двух верующих многократно обращает в бегство десятки тысяч неверных. .

Свидетель сего Ионафан и его оруженосец, которые, уповая только на божественное произволение, обратили в бегство все тысячи иноплеменников, так что они истребили друг друга (1 Цар. XIV, 6-20). Но мне недостанет времени повествовать о всех чудодеяниях Бога моего и Его промышлении о нас каждый день. Посему, возлюбленнейшие и боголюбезнейшие братья,. уповайте на Того, Кто сказал: дерзайте: Аз победих мир (Иоан. XVI, 33). Хотя мы и недостойны его милосердия, но ради Давида, раба своего, и Иерусалима, который Он избрал (3 Цар. XI, 13), Он уничтожит волнения, прекратит бурю и направит корабль Церкви на прямой путь, под попутными ветрами.


Комментарии

1. По другому списку и под иным заглавием заключенный в кавычках отрывок см. выше в письме 173-м на стр. 305-306.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.