Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

СЛОВАРЬ ЭФИОПСКИХ ТЕРМИНОВ

аба гада – оромский титул, означающий старейшину, который руководит ритуалом инициации, когда членов одной возрастной группы племени торжественно посвящают в следующую ступень.

абагаз – временное звание военачальника, посылаемого для выполнения отдельной самостоятельной боевой задачи. По выполнении ее и присоединении к остальному войску этот военачальник переставал называться абагазом.

абето – сокращение от абетохун.

абетохун – титул эфиопских принцев крови и наследников престола. Между царскими родственниками, абетохунами и вейзазерами (см.) существовало то немаловажное различие, что вейзазеры в отличие от абетохунов не могли претендовать на престол.

абуна (букв. «отец наш») – обычный эпитет митрополита в Эфиопии. Такой же эпитет мог быть приставлен к имени особо чтимого святого.

абутарафи – разновидность ткани, доставляемой в Эфиопию мусульманскими купцами через Аравию.

авва (греч. отец) – обычный эпитет или обращение к священнику.

агафари – титул царского дворецкого, подчиненного мажордому, а также (с середины XVII в.) – традиционный титул наместника Самена.

Аддараш – тронный зал царя или особое помещение для парадных приемов в усадьбе крупного феодального властителя.

азаж – титул, который носили сановники царской курии. Азажи носили одежду эфиопского духовенства (белый подрясник и белый тюрбан), хотя далеко не всегда принадлежали к духовному сословию. По их роли в придворной жизни азажей можно сравнить с думными дьяками Московской Руси.

азмач – титул крупных эфиопских военачальников. Это общее обозначение, так как они делились на три разряда. Младшие назывались гра-азмач («азмач слева»), средние – кень-азмач («азмач справа»), старшие – дедж-азмач («азмач передового полка»). Эти названия соответствовали обычному построению эфиопского войска в битве, когда по флангам царского полка располагались левый и правый полки во главе с гра-азмачем и кень-азмачем, а впереди находился передовой полк во главе с дедж-азмачем. Ближайшим русским соответствием титулу азмач является воевода.

акабэ-саат (букв. «блюститель часов») – титул настоятеля Хайкского монастыря. Эти настоятели начиная с XV в. стали играть заметную роль в придворной жизни, иногда возвышаясь до положения главы царской курии. С XVII в. значение акабэ-саата стало падать, а в XIX в. этот титул вышел из употребления.

амба – столовая гора тектонического происхождения, столь типичная для эфиопского ландшафта, что это ее эфиопское название вошло и в географическую литературу. Благодаря своим обрывистым и труднодоступным склонам эти горы играли в Эфиопии роль естественных крепостей и убежищ.

амбар – эфиопский разомкнутый браслет, обычно витой, толщиной в мизинец, изготовляемый из золота или серебра. Такие обручья жаловались воинам и военачальникам одновременно как награда, боевое украшение и знак должности. Случалось, что они жаловались и придворному духовенству как знак отличия.

амоле – брусок каменной соли, с незапамятных времен служивший в Эфиопии одним из основных обменных эквивалентов. По внешнему виду он похож на оселок длиной около 20 см и толщиной 2,5 см, ширина его в центре – около 5 см., а по концам – 2,5 см.

арак – распространенное на Востоке (откуда оно проникло впоследствии и в Европу) название крепкой самодельной водки.

асалафи – титул царского кравчего.

баала гада – титул начальника вооруженного каравана, ежегодно отправляемого за солью к побережью в область Архо во впадине Тальталь. В обязанности этого начальника входили охрана каравана и регулярное обеспечение страны солью. Обычно обязанности баала гада возлагались на правителя области Эндерта.

баала хамбаль рас – заведующий царской конюшней и царскими конюхами.

баджеронд – титул царского мажордома и заведующего дворцовым хозяйством, появившийся во второй половине XVII в. С ростом Гондара и гондарского двора таких заведующих стало несколько.

бала амбаль – царский конюх; иногда так называли и баала хамбаль раса.

баламбарас – титул коменданта крепости, расположенной на вершине труднодоступной столовой горы (амбы).

бальгада – амхаризированная форма титула баала гала.

бальдерос – титул обер-шталмейстера царского двора.

баляге (или, как писали в XVI в., бэальге) – название мелкого феодального властителя, воина, получившего за службу небольшое поместье с крестьянами. В XX в. это слово стало пренебрежительным названием сельского жителя («деревенщина»).

батре-ярек («патриарх») – почетный эпитет настоятеля собора Тадбаба Марьям.

бахр-нагаш – титул наместника северной приморской провинции Эфиопии, должность которого имела особое значение, потому что именно через его наместничество Эфиопия имела единственный выход к морю, внешним сношениям и доступ к огнестрельному оружию.

бехт-вадад – титул министра двора и в то же время первого министра государства. Подобно арабскому визирю, бехт-вадад был главным лицом при дворе и первым советником царя в важнейших делах.

битвадад – амхаризированная форма титула бехт-вадад.

болед – амхарское слово, означающее изгоя феодального общества, свободного разбойника, живущего грабежом. Такие люди жили разбоем, однако нередко ставили перед собой целью не личное обогащение, а борьбу против властей или борьбу за место в феодальном обществе.

бэальге – см. баляге.

бэгэна – десятиструнная эфиопская арфа. Игра на этом инструменте, который эфиопы отождествляли с псалтирью Давида, всегда являлась прерогативой знати.

бэлятен – паж, оруженосец или просто слуга знатного человека.

бэлятен-гета – титул начальника царской челяди. Таких начальников было двое: начальник над старшими пажами (см. талалак бэлятен-гета) и начальник над младшими пажами (см. тэкакэн бэлятен-гета). Однако это звание жаловалось иногда и просто как почетный придворный титул, не связанный с дворцовым хозяйством.

бэлятеноч-гета – амхаризированная форма титула бэлятен-гета.

бэсат – толстый ковер вроде кошмы.

вадала – первоначально это слово было этнонимом, означавшим одну из этнических групп народа агау. К середине XVI в. оно стало словом нарицательным для обозначения людей глупых и грубых, а в XVII в. стало означать людей низкого происхождения и социального статуса, «подлых» в старорусском значении этого слова.

васан-азмач – титул военачальника пограничной области, который со своими войсками должен был отражать вражеские набеги на границы.

вейзазеры – титул принцев крови и знатных людей, возводящих свой род к царскому роду, но по отдаленности родства не могущих претендовать на престол.

вейзаро – титул принцессы крови или некоронованной супруги царя. Уже в XIX в. это слово стало означать не больше русского «сударыня» и служить вежливым обращением к замужней женщине.

вифлеем – так эфиопы называют особое строение, находящееся в церковной ограде, где священники приготовляют просфоры и вино для причастия.

вуст-азаж (букв. «внутренний азаж») – титул особо приближенных царских советников и деятелей царской администрации, нечто вроде «ближних бояр» Московской Руси.

габар – общее название для обозначения феодально-зависимого населения.

гемб – букв. «замок» или «башня».

гесилла – леопардовая накидка знатного воина.

гра-азмач – см. азмач.

гураде – эфиопская изогнутая сабля, обычное оружие ближнего боя пехотинца. Изготовляемая из мягкого железа, а не из стали, она, подобно ятагану, не способна рубить выпуклым краем, а только резать острием, отчего воин и держит ее выпуклым краем к себе, а вогнутым – к противнику.

дабаль бет – специальное помещение, построенное как шалаш или куща, где феодалы и военачальники устраивали большие пиры для своих воинов. Эти временные строения после пира разбирались. Однако в дворцовом комплексе в Гондаре был построен и постоянный дабаль бет огромных размеров.

дабтара – любопытная разновидность эфиопского белого духовенства, по своему положению напоминающая древнееврейских левитов. От них не требовалось ни ухода от мира, как от монахов, ни ненарушимого церковного брака, как от священников. Они не были рукоположены в сан и потому не могли служить обедни, хотя и подвизались при церкви, где исполняли священные пляски и гимны.

дагуса (Eleusine coracana) – разновидность проса.

даджач – сокращение от дедж-азмач.

даджен (дажен) – командующий арьергардом эфиопской армии на марше. В его обязанности входило охранять армию от внезапных нападений с тыла, а также оказать помощь больным и отставшим. В первой половине XVII в. эта должность называлась несколько иначе – джедан.

даль – мера сыпучих тел в Эфиопии – около 140 литров, составлявшая половину чана (см.).

даль чэфра – название такого полка, воины которого получали каждый в качестве месячного содержания 1 даль зерна.

дега – высокогорная область альпийских лугов в Эфиопии.

дедж-азмач – см. азмач.

джедан – см. даджен.

жан-церар – титул, который носили наместники области Вадала.

жандараба азаж – начальник царских евнухов.

ите агрод (букв. «служанки государыни») – служанки, обслуживавшие обширное дворцовое хозяйство. В торжественных случаях (вроде парадных царских выходов) они должны были петь, плясать и приветствовать царя кликами радости.

каллеча – языческий жрец оромо, предсказывавший будущее. Его авторитет у оромо был весьма высок.

каль – черное траурное одеяние.

кантиба – титул, который в XVI в. носили наместники Дамбии, а также Верхнего и Нижнего Хамасена. С основанием и развитием Гондара в XVII в. этот титул стал по преимуществу означать гондарского городничего.

кафави – верхняя суконная одежда арабского происхождения.

кень-азмач – см. азмач.

колла – эфиопское название долин и низменностей с жарким тропическим климатом.

курання – страж заключенного или арестованного, с которым он неразлучен, потому что левая рука стража скована цепью или привязана веревкой к правой руке арестованного.

куфар – белая шелковая ткань.

куцр – оромское слово, означающее посредника или посла.

кэбэро – барабан, имеющий цилиндрический корпус и два днища, используемый исключительно духовенством для исполнения гимнов и духовных стихов. Священные пляски дабтара также исполняются под аккомпанемент кэбэро.

ладан – мера сыпучих тел вместимостью около 10 л.

лемд – воинская накидка, жалуемая как воинское отличие.

лигаба – титул царского дворецкого, отвечающего за допуск посетителей к царю.

лика дабтара – глава придворных дабтара (см. дабтара).

лика вамбар – один из четырех сопредседателей верховного суда.

лика мазамран – глава придворных певчих.

лика маквас – царский конюший и в то же время «двойник царя». Обычно в сражениях лика маквас, облаченный в царские парадные одеяния, сидел под царским зонтиком, тогда как царь в простой одежде руководил сражением, находясь в другом месте.

лика маэмэран (букв. «глава ученых») – титул главы придворных богословов, настоятель столичного собора.

лике – разговорное сокращение от «лика мацани» – титула члена верховного суда.

луба – оромское слово, означающее правящую возрастную группу в оромском обществе.

магаби – титул эконома, управляющего движимым и недвижимым имуществом того или иного церковного учреждения. Очень часто светские властители старались захватить эту доходную должность для себя, своего вассала или приближенного, для которого она превращалась просто в выгодную синекуру.

мадга – мера объема, составляющая одну десятую чана, т.е. около 2,8 л.

маконен – традиционный титул наместника Тигрэ.

малака берханат (букв. «ангел светов») – традиционный эпитет настоятеля собора Дабра Берхан.

малака ганнат – букв. «ангел рая» – традиционный эпитет настоятеля придворной церкви св. Михаила.

масанкут – общее название для струнных инструментов.

мелькит – см. яковит.

моте (или моти) – слово, общее для всех кушитских языков, означающее светского владыку, правителя.

мэсэнко – однострунная эфиопская скрипка.

мэсоб – эфиопский стол – особое, плетенное из соломы и травы изделие, похожее на перевернутую большую корзину, на которое выкладывается угощение.

нагадрас (букв. «глава купцов») – этот титул имел два значения: в более широком – заведующий торговлей, базаром и купцами, взимавший торговые пошлины; в более узком – заведующий троном, однако не церемониальной частью, а его украшением и парадными одеяниями царя.

нагаш – традиционный титул наместника Годжама.

наиб – титул турецкого наместника небольшой области.

нэбура-эд (букв. «рукоположенный») – титул протоиереев крупных соборов.

нэгарит – барабан, имеющий полусферический корпус и одно днище. Такие барабаны, соединенные попарно, являлись атрибутом светской власти. Царские наместники в зависимости от своего ранга имели право возить за собою одну, две или более пар таких барабанов, причем их ранг, а также величина наместничества стояли в прямой связи от количества барабанов.

паша – титул турецкого происхождения, который в XVII в. в Эфиопии стал означать начальника отряда, целиком вооруженного огнестрельным оружием.

рак-масар – должность, введенная в середине XV в. царем Зара Якобом для своих специальных чиновников, уполномоченных следить за деятельностью царских наместников на местах. Впоследствии, когда реформы Зара Якоба не привились в стране, рак-масар стал просто почетным придворным титулом.

рас – в XVI в. это слово означало просто начальника, но к XVII в. стало означать высший титул в эфиопской феодальной иерархии и применяться по преимуществу к бехт-вададу (см.).

санти загуф – разновидность эфиопской свирели.

табот – деревянная или каменная доска с изображением креста посередине и символов евангелистов по углам, соответствующая антиминсу православной обрядности. Табот помещается в алтаре и выносится из церкви только во время крестного хода. Именно табот, освященный митрополитом, превращает храм в церковь, без табота это уже не церковь, а пустое строение.

талалак бэлятен-гета – начальник старших пажей, которые уже не прислуживали царю, как младшие пажи, а составляли отряд его телохранителей. Соответственно начальник старших пажей занимал в придворной иерархии положение на 15 ступеней выше, нежели начальник младших пажей.

танква – особая эфиопская лодка, изготовляемая из охапок стеблей папируса, растущего по берегам оз. Тана. Эта лодка имеет очень невысокие борта и держится на воде исключительно благодаря плавучести самого папируса. Передвижение на подобных лодках, медленное и нелегкое, требует большого навыка и для эфиопов, зачастую не умеющих плавать, бывает опасным.

таресамба азаж – титул чиновника, ведавшего дворцовым хозяйством, в частности конюшнями.

тедж (или цедж) – эфиопский национальный хмельной напиток из меда.

тефф – эфиопское просо (Eragristis abyssinica, eragristis teff, или poa abyssinica), которое эфиопы предпочитают всем другим злакам.

тэкакэн бэлятен-гета – начальник младших пажей, которые прислуживали царю.

фитаурари – титул военачальника, командующего авангардом или передовым разведывательным отрядом.

фотат – драгоценная ткань.

хамбаль рас – см. баала хамбаль.

рас хедуг-рас (или хедуг) – титул царского мажордома.

цабати-гета – викарный епископ, выполнявший роль заместителя эччеге.

цараг – название арьергарда эфиопской армии, который возглавляет даджен (см.).

царадж-масаре – титул главы придворного клира духовенства. Он служил литургию в походной церкви царя, а также выполнял в походе обязанности царского церемониймейстера.

цасаргуэ – придворный титул члена верховного суда, входившего в состав царской курии, обычно это были люди духовного звания.

цахафалам (букв. «записыватель скота») – первоначально это был титул наместников областей царского домена. К XVII в., однако, он потерял прежнюю связь с домениальными землями и превратился просто в почетный титул наместников определенных областей.

цев – рядовой, воин царского полка, получавший за свою службу от царя землю в составе полка в коллективную и наследственную собственность. Свой участок земли он обрабатывал собственным трудом и трудом своих домочадцев.

цедж-азаж (букв. «распорядитель цеджем») – чиновник дворцового хозяйства, который наблюдал за изготовлением и распределением этой эфиопской медовухи на пирах.

цераг-масаре – см. царадж-масаре.

цехафе-тээзаз (букв. «записыватель приказов») – титул царского канцлера, который был хранителем печати, царским секретарем.

чава – амхарское название полков, укомплектованных цевами (см. цев).

чан – мера сыпучих тел объемом около 280 л.

шалека (букв. «тысяченачальник») – командовал царским полком, который насчитывал не обязательно тысячу воинов, а в нем могло быть всего несколько сотен воинов.

шамма – широкий хлопчатобумажный эфиопский плащ белого цвета. Шамму обычно справедливо сравнивают с римской тогой: помимо того, что это была одежда свободного человека, лишь знать имела право на красную полосу на подоле.

шум – слово, означающее начальника или наместника небольшой области. Наместники некоторых областей имели традиционный титул шума, например «шум Вага».

эбрет табаки (букв. «страж череды») – титул начальника царской стражи.

эгр заквань (букв. «на ногах стоящий») – название придворного невысокого ранга, который в отличие от высокопоставленных сановников не имел права сидеть на совете или в суде, а должен был присутствовать стоя.

эдуг – заместитель, викарий, исполнявший роль заместителя митрополита.

эрак-масара – см. рак-масара.

этана могер (букв. «вознесение каждения») – духовный гимн, исполняемый сразу же после литургии перед причастием при каждении креста. Определенного установленного текста этот гимн не имеет, и каждый иерей волен исполнять собственную импровизацию на ту или иную тему. Обязательными в «этана могер» являются упоминание, как и в литургии, имени царствующего монарха и определенный размер строфы, состоящей из семи или одиннадцати строк с общей рифмой.

эччеге – титул главного архимандрита всех монастырей Дабра-Либаносского устава и настоятеля Дабра-Либаносского монастыря. По своему положению в эфиопской церковной иерархии эччеге был вторым после митрополита лицом.

яковит – в устах эфиопа это означает ортодоксального верующего, эфиопа, сирийца, копта или армянина, т.е. монофизита с точки зрения православия. Это название произошло оттого, что после Халкидонского собора (451 г.) его участники разделились по вопросу веры на сторонников точки зрения императора Маркиана и на сторонников исповедания Иакова Барадея. Первых противники называли мелькитами (т.е. «царскими»), вторые же получили название яковитов.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.