Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  | Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

АДЕМАР ШАБАННСКИЙ

ХРОНИКА

ADEMARI CABANNENSIS CHRONICON

LXI. [Смерть Ротгерия и Альдеберта, монахов Св. Марциала]

В это время двое из наиболее выдающихся монахов монастыря Св. Марциала, весьма известные своим благочестием, яркие своей святостью, блистающие мудростью, вознесенные священством, которые превыше всех почитали друг друга, и поддерживали весь монастырь, словно два столпа, и светились, словно два светильника, и сидели они также рядом за трапезой: Ротгерий, песнопевец благородного происхождения, брат славного декана Адальберта, и библиотекарь Альдеберт 537,в день святой Пасхи увидели оба в видении, что Христос призывает их, и на той же неделе они весьма похвальным образом приняли конец своих жизней, сраженные короткой и сильной болезнью [27 апреля 1025]. Также и третий монах, полныйсвятости, Фульхерий, а вскоре – аббат Гугон, любовь которого к Господу была крепчайшей, последовали за ними на небеса, и стал аббатом Одольрик 538, человек выдающейся мудрости, которого рукоположил епископ Иордан [27 мая 1025].

LXII. [Небесные знамения. Император Конрад II]

В эти дни, в месяце январе, около шестого часа случилось солнечное затмение, которое длилось целый час; луна же часто словно бы страдала: была она то кровавой, то синеватой, то неполной; также были видны на юге, в знаке Льва, две звезды, которые сражались между собой всю осень – одна, больше и ярче, была на востоке, меньшая – на западе. Меньшая, словно охваченная гневом и страхом, пыталась приблизиться к большей, но та не подпускала ее к себе и, ударив ее длинным языком лучей, отбросила ее назад на восток. В последующее время умер папа Бенедикт, которого сменил Иоанн 539 [апрель/май 1023]. Окончил свои дни Василий, император греков, и правил вместо него его брат Конcтантин [15 декабря 1025]. Покинул этот мир и Герберт, епископ (sic) кёльнский, и после смерти своей начал славиться чудесами 540.

Император же Генрих умер, не оставил сыновей и, умирая, оставил святые инсигнии империи своего брату Брунону 541, епископу города Аугсбурга, архиепископу кёльнскому 542, а также архиепископу майнцскому 543, чтобы те выбрали после него императора [13 июля 1024]. Эти епископы, собрав государственный совет, предписали всем по такому случаю молиться Господу и поститься.

И тогда народы избрали Конона 544, племянника покойного императора Генриха, но епископы по более здравому совету избрали другого Конона 545, который был женат на племяннице Генриха, поскольку тот был весьма храбр душой и был весьма справедлив в суждениях. И возвели они его в королевское достоинство, помазав на царство в городе Майнце, и передали ему скипетр, корону и копье Св. Маврикия [8 сентября 1024]. С приближением Пасхи отправился он в Рим с неисчислимым войском, и так как римляне отказались отворить ему ворота, и так как нельзя было войти в город без пролития крови многих людей, то император Конон не пожелал окрасить пасхальный праздник убийством людей, и поэтому задержался в Равенне. Сюда явился владыка папа, принес корону империи и в день Святой Пасхи короновал его как императора римлян [26 марта 1027].

В следующем же году в самый день Святой Пасхи владыка император Конон приказал помазать своего сына королем в Аахене [14 апреля 1028]. Этот помазанный король был еще совсем мал, имя его же было Генрих 546. Сюда собрались семьдесят семь епископов из Италии и из Галлии. И тогда, по совету римского папы Иоанна, всех епископов и знати королевства, владыка Конон принял власть над империей, поскольку проявил рассудительность принятого относительно него суждения. Более же юный Конон, который был избран по решению колеблющегося народа, принялся вести против него междоусобную войну, но император преуспел настолько, что смог живым взять его в плен и держал его под стражей до тех пор, пока считал нужным.Разумеется, именно это означало знамение, видимое среди созвездий, которые было дано большой и малой звездой. Ломбардцы же, радуясь смерти императора, разрушили императорский дворец, который был в Павии, и многие знатнейшие ломбардцы, желая стряхнуть с себя иго императора, пришли в город Пуатье к Гийому, герцогу Аквитании, желая поставить его королем над собой 547 [июль 1024]. Тот же благоразумно решил размыслить над их предложением, отправился в пределы Ломбардии с Гийомом, графом Ангулема, и долго он обсуждал условия с сеньорами Италии, но, не найдя в них никакой веры, отверг их хвалу и их владения 548. По возвращении же объявили ему о том, что умер вице-граф Гвидон [27 октября 1025]. И при посредничестве Гийома, графа Ангулема, поставил он вице-графом Лиможа Адемара 549 на место его скончавшегося отца.

LXIII. [Смерть Гервея Турского]

В это время Гервей 550, отмеченный святостью, казначей церкви Св. Мартина Турского, опочил во Христе, и был похоронен в переднем зале средней базилики у подножия Распятия [до 1023]. Этот уроженец Тура полностью воздвиг молельню в честь Богородицы, где поставил служить Богу братию благочестивых монахов, руководствующихся уставом.

LXIV. [Фулькон Нерра и Герберт, граф Мана]

В это время граф анжуйский Фулькон, который не мог открыто победить Герберта, графа Мана, сына Гугона, хитростью заманил его к себе в капитолий города Сента, словно бы он хотел уступить ему этот город в бенефиций. И Герберт, бывший беспечен и не ожидавший никакого зла, был заключен в капитолии, и Фулькон взял его в плен бесчестным предательством, на второй день первой недели Великого поста. Жена же Фулькона в тот же день попыталась хитростью взять в плен жену Герберта, до тех пор, пока ей не сообщили о том, что Герберт был предан, но ей передал предостережение кто-то, кто узнал об этом быстрее остальных. Тогда Фулькон, боясь вассалов Герберта и его жены, не осмелился его убить, а в течение двух лет удерживал его весьма тщательно в темнице, и Господь прибрал его, невинного, к своим рукам 551.

В это время скончался славнейший Ричард, граф Руана, и был он похоронен в монастыре Фекан, в базилике Св. Троицы. И наследовал ему сын его Ричард, но сам вскоре после того был отравлен ядом, и наследовал ему его брат Роберт 552.

LXV. [Паломничество Гийома Ангулемского в Иерусалим]

В это время Гийом, граф Ангулемский, отправился через Баварию к Гробу Господню. Сопровождали его Одон Беррийский, сеньор Деоля 553, Ричард, аббат Верденский 554, Ричард, аббат Св. Епархия в Ангулеме, и сеньор и советник последнего Геральд Фанезен, и Амальфред, впоследствии ставший аббатом, и великое множество знати. Стефан, король Венгрии, принял его с великим почетом и одарил подарками. Начал же он путь в первый день месяца октября [1026], и дошел он до святого града в первую неделю месяца марта, а на третью неделю месяца июня [1027] вернулся он к себе. Возвращаясь, он решил пройти через Лимож, где все множество монахов Св. Марциала во цвете празднества, выйдя ему навстречу, приветствовали его. Но когда слух о его возвращении дошел до Ангулема, все сеньоры не только Ангулема, но также Перигора и Сентонжа, люди всякого возраста и пола, прибежали к нему, наполненные радостью, желая его лицезреть. Монашеский же клир Св. Епархия, в белых одеждах и различных украшениях, с великим множеством народа, клириков и каноников, радостно прошел навстречу ему на милю за пределы города, и пели они хвалу и антифоны. И все восклицали к небесам: «Тебя Бога хвалим», и следовали за ним, как положено по обычаю 555. Тогда же он выбрал Амальфреда, монаха базилики Блаженного Епархия, который был вместе с ним в Иерусалиме, аббатом. Ведь аббат Ричард умер по дороге в Селембрию 556, греческий город, находящийся по пути в Константинополь, и был похоронен в ночь на праздник Поклонения Волхвов [5 января 1028].Рукоположил этого аббата епископ Роон, и присутствовали при этом сам граф, Одольрик, аббат Св. Марциала, в сопровождении монахов, как это и подобало его званию, а также аббаты близлежащих церквей и самые знатные сеньоры 557.

LXVI. [Процесс против ведьм, околдовавших графа Ангулемского. «Божий суд». Смерть Гийома.]

В том же самом году был этот граф поражен телесной болезнью, от которой и умер [1028]. И в этом году, о чем больно говорить, город Сент был сожжен нечестивыми христианами, а в нем – кафедральная базилика Св. Петра [около 1027]. И долгое время оставалось это место лишенным почитания Господа.

И в то время, когда вышеназванный граф хотел отомстить за это оскорбление, нанесенное Господу, постепенно телесные силы стали покидать его, и приказал он ради служения Богу приготовить себе жилище в городе Ангулем, недалеко от церкви Св. Андрея, в котором и слег от болезни.Сюда безостановочно приходили посещать его многие сеньоры и знатные люди из разных областей. Так как некоторые говорили, что заболел он из-за колдовства, поскольку он был свеж крепким и здоровым телом, а тело его изнемогло не так, как болеют старики, но и не так, как болеют юноши – из-за этого и решили, что некая ведьма наслала на него эту болезнь колдовством (а именно – что фигурки с его именем, сделанные из грязи и воска, она погребла в источниках, а также на земле рядом с корнями деревьев, а некоторые – опустила в глотки тел мертвецов). Когда же она не призналась в этом, то прибегли к суду Божьему 558, и поставили двух витязей [campiones], победа одного из которых должна была определить истину. И причастившись, в понедельник первой недели Страстей [1 апреля 1028], сошлись между собой в долгом и тяжелом бою, который состоялся вне города на острове посередине Шаренты, Стефан, посланный графом, и Гийом, защитник ведьмы, и вооружены они были щитами и палицами. Защитник ведьмы был в этот день околдован некими чародеями и был опоен какими-то травяными настоями, но Стефан, полагающийся единственно на суждение Господа, одержал победу, при том, что противник даже не коснулся его тела, и второй витязь, с разбитой головой, покрытый кровью, стоял на ногах с третьего часа вплоть до девятого до тех пор, пока, уже не в состоянии держать щит и палицу, не признал открыто себя побежденным, и сразу же, рухнув на землю, изрыгнул те колдовские напитки, что отведал, и, побежденный, уже полуживой, был отнесен на руках и в течение долгого времени лежал, не вставая. Чародеи же, которые, стоя вдали, читали заклинания за него, устрашенные, немедленно пустились в бегство. Но Стефан остался на месте и не получил ни единой раны на теле, и в тот же час побежал он воздавать благодарность Господу к могиле Блаженного Епархия, где он провел во бдении предыдущую ночь, и оттуда на лошади вернулся он в город, чтобы отдохнуть. Ведьма же сразу была подвергнута многочисленным пыткам, о чем граф не знал 559, но, несмотря на мучения, не созналась, и так диавол ожесточил ей сердце, что не изрекла она из уст ни единого слова и ни единого звука. Поэтому была она осуждена по свидетельству трех женщин, которые участвовали в этих колдовских злодействах: эти женщины извлекли при всех из-под земли фантастические фигурки, уже разложившиеся от времени. Граф же смилостивился над ведьмой, не позволил ее далее пытать и сохранил ей жизнь.

В своем «Комментарии на книгу Даниила»Иероним говорит, что Антиох Эпифан погиб, будучи лишенным рассудка чародейством колдунов и угнетенным собственными заблуждениями. Неудивительно, что Бог позволяет, чтобы христианин мог получить телесную болезнь из-за уловок колдунов, так как мы знаем, что блаженный Иов был поражен диаволом язвой великой 560, а Павел был ударен ангелом сатаны 561, и не нужно страшиться погибнуть от болезни плоти, поскольку то, что поражает душу, тяжелее того, что поражает тела 562.

Тогда граф исповедался епископам и аббатам и, приведя в порядок свои дела, разделил свои владения между своей супругой и детьми поименно, так, как считал нужным, примирился с церковью и получил отпущение грехов, и в течение всего Великого поста посещал мессы и богослужения. Наконец, в первую Великую неделю перед Пасхой, было совершено над ним последнее причастие и помазание, и, поклонившись и поцеловав древо креста, он на руках епископа Роона и священников отдал Богу душу [6 апреля 1028]. Конец его был достоин хвалы, как и память о нем. В течение двух дней над телом его бдели клирики и монахи в кафедральной базилике апостола Петра. Город же весь наполнился плачем. Тогда в святое Вербное Воскресенье тело его с цветами и вербами было перенесено в базилику Блаженного Епархия, и там было погребено перед алтарем Св. Дионисия [7 апреля 1028]. Погребали же его два епископа: Роон Ангулемский и Арнольд, епископ Перигора. У изголовья его приказал сын его Альдуин поместить свинцовую табличку, на которой написано так: «Здесь лежит возлюбленный владыка Гийом, граф Ангулема, который в тот же год, что был в Иерусалиме, почил в мире в восьмые иды апреля, в ночь на Вербное воскресенье, в 1028 год от Воплощения», и все его родственники остались на ночь в монастыре Св. Епархия. Впоследствии, по приказу Альдуина, женщины-ведьмы были преданы огню за пределами города.

Вскоре же после погребения графа, епископы с клиром и народом продолжили святой воскресный ход, и торжественно довели его до конца.

Наследовал Гийому в графстве Ангулем сын его Альдуин, и в начале правления его явился весьма ясным знак радости, когда народ, переходя от горя погребения к радости, вышел навстречу владыке, восклицая: «Осанна в высших, благословенно царство отца нашего Давида!» 563, и несли они в руках пальмовые ветви победы, вербы спокойствия и цветы сладости. Вышеназванный Гийом отдал в дар за свое погребение монастырю Св. Епархия разные и ценные дары, как земли, так и леса, золото, серебро, и многое другое. В числе прочих даров отдал он золотой крест с драгоценными камнями, весивший семь ливров, а также серебряный подсвечник, сделанный сарацинами, весом пятнадцать ливров 564.

LXVII. [Борьба графа Альдуина со своим братом за замок Блэ]

Но на следующий день после похорон графа, замок Блэ был отнят у графа Альдуина хитростью его братом Жоффруа [8 апреля 1028]. Вскоре граф Альдуин с войском отправился туда, быстро захватил замок, сдавшийся ему, и поставил там воинский гарнизон, вернулся в Ангулем, чтобы отпраздновать Пасху. Когда же он ушел, то брат его Жоффруа в течение святейших дней – Страстной Пятницы, Положения во Гроб и Пасхи – построил напротив Блэ другой замок 565. Узнав об этом, Альдуин не презрел дело Божье, и с великим почетом и радостью отметил Святую Пасху. И на третий день празднества [14 апреля 1028], собрав отборное войско, отбыл на битву; услышал он, что брат его хочет сойтись с ним в битве и для этого собрал войско. Тогда он осадил вновь сооруженный замок, и стал с отважным сердцем готовиться к битве. Но его брат, видя, что тот имеет с собой мощное войско, не решился вызвать его на битву. И через десять дней, после того, как замок был покорен и взят, Жоффруа отправился к Альдуину просителем, и тот его немедленно простил и заключил с ним мирный договор, и стали они друзьями. И тогда три четверти Блэ Альдуин уступил своему брату, четверть же оставил себе, и так как условия устраивали обоих, то были они смирены крепкой любовью.Тогда Жоффруа отдал в руки своего брата собственного сына за два замка, которые находятся в Сентонже, а именно – Аршиак 566 и Бутвиль 567, которые всегда подчинялись графу Ангулемскому.

LXVIII. [Паломничество в Иерусалим]

В это время Одольрик, аббат Св. Марциала, муж бдительнейшей добродетели, отправился в Ангулем к графу Альдуину [1028, после апреля].Тот же подарил монастырю Св. Марциала церковь Св. Марии, в области Бордо, с большим островом на Дордони, где она расположена, и этот остров и церковь находятся более чем в миле от замка Фронсак 568, который был в личных владениях вышеозначенного графа вместе со всеми окрестностями землями и замками. Это владение он держал по наследственному праву своей благороднейшей супруги, графини Алозии 569.

После же того, как отец Альдуина Гийом вернулся из Иерусалима, это стало побуждением для многих знатных людей, для людей среднего достатка и для бедных. Вскоре после того Иземберт, епископ Пуатье, и Иордан, епископ Лиможа, и граф Фулькон, а также многие знатные люди и бесконечное множество людей среднего достатка, бедных, а также богатых, отправились в Иерусалим 570.

LXIX. [Мирный совет в Шарру]

В это время герцог Гийом собрал собор епископов и аббатов в Сен-Шарру для того, чтобы истребить ереси, которые повсеместно распространяли манихеи [1 июня (?) 1028]. Здесь присутствовали все сеньоры Аквитании, которым герцог приказал заключить мир и почтить кафолическую Божью церковь. После же того, как скончался архиепископ Бордо Сигуин, и Акий 571, поставленный после него, через недолгое время расстался с жизнью, герцог Аквитании Гийом и герцог Гаскони Санчо на совете, собравшемся в Блэ, поставили архиепископом Гонфруа, по рождению франка и честного нравами [8 сентября 1028]. Он был в том же городе, в церкви Св. Романа, посвящен епископами-суффраганами в архиепископа. Ислон же, епископ Сента, который принял архиепископство еще при жизни и по просьбе Акия, искалеченный параличом, внезапно отказался быть архиепископом, ссылаясь на канонические правила.

LXX. [Король Наварры Санчо. Смерть Альфонсо V, короля Леона]

Тогда король Наварры Санчо, взяв вместе со своими войсками гасконцев, повел войско на сарацин и, опустошив Испанию, вернулся с большой добычей и великим триумфом [1027 (?)]. В том же году король Галисии Альфонс 572 разорил сарацин великим нашествием; и когда уже некий испанский город, который он осаждал, вот-вот должен был ему сдаться, а сам он, сняв доспехи, сдерживал христиан вне города, чтобы те не бросились резать язычников, то за пределами стен он был ранен и убит стрелой врагов, которых хотел пощадить. И тогда его войско с великой скорбью вернулось своим путем, оплакивая этого храбрейшего князя [7 августа 1028].

Комментарии

537. Ротгерий и Адальберт были дядями Адемара.

538. Одольрик, аббат Св. Марциала (1025-1040).

539. Иоанн XIX (1024-1032).

540. Герберт, архиепископ кёльнский (999-1021). То, что Адемар уже знает о чудесах, происходивших после смерти Герберта, дает понять, с какой скоростью распространялись новости в началеXI в.

541. Брунон, епископ Аугсбурга (1006-1029).

542. Пилигрим, архиепископ кёльнский (1021-1036).

543. Арибон, архиепископ майнцский (990-1031).

544. Конрад II Молодой, герцог Каринтии (1035-1039).

545. Конрад II, император (1024-1039), основатель Салической династии.

546. Будущий император Генрих III (1039-1056).

547. После смерти Генриха II ломбардские бароны во главе с Ольдериком Манфредом, графом Турина, сперва приглашали на королевский престол в Германии сына Роберта Благочестивого, а затем обратились к Гийому Аквитанскому.

548. Гийом отказался от короны в конце 1025 г., не желая вступать в конфронтацию с Конрадом.

549. Адемар II, вице-граф Лиможа (1025-1036).

550. См. гл. LI.

551. Герберт умер в 1014-1015.

552. Роберт I Великолепный, герцог Нормандии (1027-1035).

553. См. гл. LI.

554. Ричард, аббат Сен-Вана (1004-1046).

555. Ср. гл. LVI.

556. Селембрия – совр. Сливри (Турция).

557. Адемар сам рассчитывал стать аббатом Св. Епархия, и выбор Амальфреда был для него неприятной неожиданностью. Этот выбор он приписывал тому, что Амальфред был в паломничестве вместе с графом.

558. Следует обратить внимание на то, что «судом Божьим» Адемар называет поединок, а не ордалию.

559. Вероятно, по приказу Альдуина, старшего сына графа.

560. Иов 2:7.

561. 2Кор 12:7.

562. Поздний источник обвиняет в отравлении графа Алозию, супругу Альдуина, которая была недовольна возвращением графа из паломничества и хотела властвовать сама. Исследователи Адемара занимают разную позицию по отношению к его освещению этого процесса. М. Блёкер полагает, что раз Адемар, расточавший обвинения в отравлении женами своих мужей, ничего не знает об этом обвинении, то Алозия невиновна. Р. Ландес, напротив, считает, что эти обвинения – скрытый намек на события 1028 г.

563. Мф 21:9, Мк 11:10.

564. Несомненно, привезенные из Иерусалим.

565. За такое время можно было построить только деревянный замок.

566. Аршиак – в 40 км к юго-востоку от Сента.

567. Бутвиль – в 45 км к востоку от Сента.

568. Фронсак – в 30 км к северо-востоку от Бордо.

569. Дочь герцога Гаскони Санчо-Гийома.

570. Это паломничество произошло, по Р. Ландесу, между ноябрем 1028 и августом 1029.

571. Акий – епископ Бордо с 1022.

572. Альфонсо V, король Леона (999-1028), умер во время осады Визеу (в совр. Португалии).

 

Источник: Ademari Cabannensis Chronicon. Ed. P. Bourgain // Corpus Christianorum. Continuatio Medievalis, Vol. 129. Brepols. 1999

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017  All Rights Reserved.