Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

МИКЛУХО-МАКЛАЙ, Н. Н.

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗАПАДНУЮ МИКРОНЕЗИЮ И СЕВЕРНУЮ МЕЛАНЕЗИЮ

В 1876 г.

<Путешествие по Западной Микронезии и на Берег Маклая>

7 и 8 марта. О. Гебы. Холмистый, весь покрытый богатою растительностью островок, находящийся почти под экватором. Три деревни и несколько отдельных хижин расположены у морского берега, который во время отлива представляет большую дорогу, так как внутри острова, по словам туземцев, селений и дорог нет. Жители — главным образом папуасы, между которыми выселенцы из Тидора и Халмагеры встречаются в небольшом числе и преимущественно между мужским населением. Как и на островах Серам-Лаут, я видел здесь детей от папуасской матери чистой крови и отца-малайца, с прямыми волосами и очень орахиоцефальным черепом.

Я был встречен несколькими тидорцами, посланными сюда султаном Тидорским в качестве начальников, как старый знакомый, под предлогом, что они видели меня в Тидоре во время моего десятидневного пребывания там в 1873 г.

Главная пиша здесь — саго и главное занятие — собирание трепанга (Трепанг разные разновидности голотурий (Holothuria); вареные, затем сушеные на солнце лакомство китайцев.) и ловля черепах.

13 марта. Группа Пеган (или острова Фревиль, или Св. Давида) 1. Шесть низменных островков, покрытые кокосовыми пальмами и окруженные рифом. Заметив дым и германский флаг у оконечности главного островка, я отправился на берег, где нашел тредора (Тредорами называются на островах Тихого океана агенты торговых домов, которые получают от торгового дома товары для меновой торговли с туземцами, за что имеют известный процент с вымененных копры, трепанга и т. п.) — англичанина с многочисленною семьею (человек 20 детей и внуков) и с несколькими туземцами обоего пола с о. Наводо (или о. Плэзант 2), откуда этот тредор выселился почти год тому назад, чтобы собирать «копру» (сушеный кокосовый орех) и друтие произведения острова для немецкой фирмы Годефруа и К° в Гамбурге.

Спрошенный о туземцах острова, этот человек (убежавший матрос или кто-нибудь тому подобный), по имени Генри Терей, сказал мне, что их на группе очень небольшое число и что они его очень редко навещают. О их внешности он не мог сказать мне ничего точного, так что я остался без сведений о том, к какой расе принадлежат туземцы этой группы.

Капитан одной шкуны, плавающий уже давно в этих морях, рассказывал мне, что видел на этих островах многих папуасов, но не мог мне положительно сказать, постоянные ли они жители этого архипелага или занесены ветром и течением из Новой Гвинеи. Терланд (Weitz Th. Anthropologie der Naturvoelker. Th. 5: Die Voelker der Sudsee. Erhnogiaphisch sind Culturhistorisch dargesteilt, Abt. 2: Die Mikronesier und nordwestlicheii Poiynesier. Leipzig. 1870. S. 38.) причисляет группу Пеган к Микронезии; [97] вероятно, однако же, что туземцы, которых видел Картере 3, давно уже вымерли и что теперешние обитатели островов этих недавно живут здесь, так как, по словам Генри Терей (которого словам, однако же, нельзя придавать много веса), в целой группе нет ни одной деревни, а только несколько временно и наскоро построенных хижин и шалашей.

Голландское правительство считает эту группу принадлежащею к нидерландским колониям, и даже, если я не ошибаюсь, г. фон Ренессе фон Дейвенбоде в Тернате имел несколько лет тому назад на одном из островов этой группы свою факторию для выделывания кокосового масла, и я надеюсь от него получить точные сведения о действительных туземцах, которые находились там во время существования его фактории.

Европейско-микронезийская помесь (потомство Генри Терей) имеет преимущественно микронезийский тип, и только немного более светлый цвет кожи и легкий русый оттенок волос свидетельствуют примесь европейской крови.

25 марта. Гр. Ауропик. Три маленьких низких островка. Я не съезжал на берег, но, завидя пирогу, мы легли в дрейф, чтобы взглянуть на туземцев. Люди, выехавшие к нам, были не очень темны (No 37 таблицы Брока), с вьющимися и курчавыми волосами, которые образовывали большие шапки. Носовая перегородка была пробуравлена. Большое число черепаховых колец и других украшений из различных белых и красных раковин сильно оттягивали снабженные громадными отверстиями мочки ушей. На руках выше и ниже локтя виднелась татуировка в виде браслет. Кроме большого гребня с развевающимся пером в волосяной шапке, цветка или листа в носовой перегородке, их костюм состоял из узкой циновки, обвязывающей талию и продернутой между ногами. Их вид напомнил мне очень жителей островов на юго-восток от о. Серама и островов Кей, и примесь папуасской крови здесь, как и там, мне казалась несомнительною. Как я узнал потом, о. Ауропик должен значительную часть своего населения о. Вуап, или Яп, откуда жители часто приезжают сюда для добывания и покупки т. наз. гау, украшений из раковин и камней <?>, которые очень ценятся там и служат даже родом денег между начальниками, так как даже обладание их — привилегия последних.

27 марта. Группа Улити, или Могемог, или Макензи. Она состоит из 20 низких коралловых островков. Короткое мое пребывание на одном из них (о. Исор) было достаточно, чтоб удостовериться, что население этого архипелага во всех отношениях тождественно с жителями о. Вуап.

28 марта10 апреля. О. Вуап, или Яп (Туземцы произносят имя острова чаще: Вуап. Жители архипелага Пелау называют о. Вуап — Пелу Лекоп (Пелу — значит «остров»).). Небольшой отдельный остров с двумя маленькими (Урумон и Моп) у северной оконечности. Остров этот имеет форму неправильного X, так как [99] две бухты, одна с С, другая с Ю, оставляют посредине только небольшой перешеек, соединяющий обе неравные половины. Невысокие холмы, отчасти почти голые, делают местность несколько разнообразною, не придавая ей, однако же, особенной красоты. Все время стоянки я провел или живя в бай-бай (клубе туземцев или доме собраний), или в разъездах по береговым деревням.

Вот несколько замечаний о жителях и более характеристичные особенности их жизни. Замечу, однако же, что объем этого письма позволяет мне останавливаться только на главнейших пунктах 4.

* * *

Не кончив выписки из дневника и не желая послать их в этом отрывочном виде, ограничусь сообщением в немногих словах моего маршрута.

С о. Вуап я отправился на архипелаг Пелау, где пробыл около двух недель. Кроме антропологических исследований, образчики идейного шрифта и слышанные там предания очень заинтересовали меня.

По делам сингапурского контрагента шкуна, на которой я был пассажиром, вернулась на о. Вуап, а затем, описав значительную дугу (по случаю юго-восточного муссона по ту сторону экватора), пришла к о. Адмиралтейства, где оставалась от 28 мая по 9 июня.

Во время путешествия мне много раз приходилось видеть бесчестную эксплуатацию, которой подвергаются туземцы со стороны белых, и я намерен представить (при первой возможности послать отсюда письма (Эта возможность представится, к сожалению, не ранее ноября месяца.)) краткое изложение тех доходящих до преступления несправедливостей, которых мне пришлось быть невольным свидетелем 5.

Посетив сперва южный, затем северный берег о. Адмиралтейства (Остров Адмиралтейства, как большинство больших островов, разделенных между множеством отдельных и враждебных племен, не имеет общего имени: каждое племя знает только свой участок или свои деревни и участки и деревни своих неприятелей. Туземцы о. Агомеса (Неточность в рукописи. Правильно: островов Агомес), говоря об о. Адмиралтейства, называют его Тауи, название, которое, будучи не туземное, имеет столько же права существовать, как и данное европейцами: остров Адмиралтейства, почему я не заменяю его агомесским названием 6. Архипелаги же — Хермит, Эшикие и Анахореты — имеют туземные названия. Группа Хермит называется Агомес, группа Эшикие (Echiquier) — Ниниго, группа Анахоретов — Каниес, почему в последующем я заменю этими туземными названиями европейские имена.), я нашел у туземцев (принадлежащих к меланезийской расе) этого малоизвестного острова замечательную анатомическую особенность, именно громадную величину очень прогнатностоящих зубов обеих челюстей (Об эхом открытии, заслуживающем внимания антропологов, я отправляю с этою же почтою письмо председателю Берлинского антрополого-этнологи-ческого общества проф. Р. Вирхову 7. Прилагаю здесь, для демонстрации гг. членам имп. Русского географического общества, наскоро набросанную копию одного из посылаемых г. Вирхову эскизов, который представляет образчик такого зубастого меланезийца в профиль.). Таких же зубастых [100] меланезийцев я нашел на островах Агомес (группа Хермит), которые посетил после о. Адмиралтейства.

В Архипелаге Ниниго (группа Echiquier) меня ожидал другого рода интересный сюрприз: среди меланезийского населения окружающих архипелагов (Архипелаг Каниес имеет также меланезийское население.) эти острова, счетом с лишком пятьдесят, имеют микронезийское население. Откуда и каким путем оно забрело сюда, остались для меня вопросами, которые, не зная языка этого робкого и напуганного населения, я не мог решить.

С архипелага Ниниго я направился 17 июня к моему Берегу, куда прибыл 28 того же месяца после отсутствия трех лет и шести месяцев.

Мое плавание из Явы продолжилось с лишком четыре месяца и было, по независящим от меня причинам, очень некомфортабельно, но я имел случай видеть собственными глазами многие поучительные факты и отношения, посетить несколько интересных местностей и достигнуть моей цели.

Туземцы приняли меня более чем дружелюбно и сказали мне, что ждали меня, так как Маклай обещал им вернуться и они не сомневались никогда, что это исполнится.

Построив довольно удобный дом, зная язык и пользуясь полным доверием и немалою дружбою папуасов, я имею много шансов подвинуть значительно мои научные задачи, которые назначил себе во время первого пребывания на этом берегу.

Не замедлю приняться за дело и в ноябре буду иметь случай сообщить Вам результаты, которые найдется возможность добыть к тому времени.

Миклухо-Маклай

3 июля 1876 г.
Бугарлом
На Берегу Маклая в Новой Гвинее.


Комментарии

Печатается по рукописи: АГО. Ф. 6. Оп. 1. No 57. Л. 1—6.

Впервые: Изв. РГО. 1876. Т. 12. Вып. 6. Отд. 3. С. 502—505, с небольшой стилистической правкой и добавлением текста из другого письма в качестве самостоятельного раздела.

Вторично: СС. Т. 2. С. 246—251, в том же составе, с небольшой стилистической правкой.

Рукопись No 57 написана черными выцветшими чернилами на тонкой полупрозрачной бумаге большого формата и составляет «письмо второе» в беловом варианте описания путешествия 1876 г. Листы исписаны с одной стороны. Края их, особенно в начале и конце рукописи, сильно истрепаны, ломаются. Сноски цифровые (эта особенность в данном издании не сохраняется), нумерация их сплошная во всем «письме втором» (т. е. в рукописях No 57 и 58). Текст носит следы незначительной авторской правки, сделанной, по-видимому, в процессе переписки с черновика. Почерк разборчивый, свободный, местами размашистый. Многие слова не дописаны.

В конце черновой рукописи (ПО ААН. Ф. 143. Оп. 1. No 13. Л. 86 об.— 87) приведен краткий план («индекс содержания») текстов, составляющих «письмо второе».

При публикации текста в Изв. РГО к нему был добавлен, в качестве заключительного раздела, отрывок (?) из другого письма Миклухо-Маклая, беловик которого не сохранился. Черновой, незавершенный набросок этого письма, написанный карандашом, находится в черной клеенчатой тетради, содержащей черновую рукопись описания путешествия 1876 г. (ПО ААН. Ф. 143. Оп. 1. No 13. Л. 84).

Редакция Изв. РГО сопроводила эту публикацию следующим примечанием: «В последней книжке «Известий» мы сообщили читателям о подготовительной экскурсии, предпринятой д. чл. Н. Н. Миклухо-Маклаем с целью собрать возможно большее количество фактов для сравнительного антропологического изучения племени папуасов. Экскурсия эта завершилась посещением берега Маклая на Новой Гвинее, где наш смелый путешественник остается до настоящего времени. Следующие ниже письма Н. Н. Маклая, отправленные им с Новой Гвинеи в начале июля, сообщают, во-первых, подробности той части его пути до острова Вуап, которая уже известна нам кратко по его прежним письмам, и, во-вторых, продолжение экскурсии до высадки в Новой Гвинее» (Изв. РГО. 1876. Т. 12. Вып. 6. Отд. 3. С. 502).

Следуя традиции, мы публикуем оба текста под одним заголовком, обозначив границу между ними звездочкой.

Примечание 2 сделано М. В. Станюкович. Остальные примечания подготовлены Д. Д. Тумаркиным.

1 Группа Пеган на современных картах именуется атоллом Мапия. В XIX в. эта островная группа находилась в зависимости от султаната Тидоре, сохранявшего формальную независимость, но фактически включенного в голландскую колониальную империю.

2 В ч. р. далее: «находящегося также почти под экватором, под 168° восточной долготы».

3 Английский капитан Ф. Картерет в 1766—1769 гг. совершил кругосветное плавание, в ходе которого сделал несколько географических открытий в Полинезии и Меланезии. В сентябре 1767 г., следуя с востока на запад севернее Новой Гвинеи, он подходил к группе Пеган (Мапия) и оставил краткое описание ее обитателей. См.: Hawkesworth J. (сотр.). An Account of the Voyages Undertaken... for Making Discoveries in the Southern Hemisphere, Vol. 1. London, 1773. P. 387—389.

4 В «письме втором», посланном Миклухо-Маклаем в РГО, здесь далее следует большая статья об о. Вуап (Яп). В соответствии со структурой настоящего издания эта статья публикуется в т. 3.

5 Миклухо-Маклай совершал путешествие на шхуне «Си бэрд». Ее шкипер Дэвид Дин О'Киф — одна из колоритнейших фигур в истории колониализма в Океании. Выходец из Ирландии, он в качестве капитана торгового судна участвовал в американской гражданской войне 1861—1865 гг. на стороне рабовладельцев. Убив матроса, О'Киф в 1871 г. бежал из США на острова Океании. После ряда приключений он стал владельцем шхуны, а потом и еще одного судна. О'Киф продавал жителям Япа и других островов, расположенных в западной части Каролинского архипелага, огнестрельное оружие, табак, спиртные напитки и другие товары. Кроме того, он доставлял на Яп на своих судах каменные «деньги», изготовляемые на островах Палау (ранее островитяне с большим риском для жизни привозили эти тяжелые каменные диски, весом до тонны, на парусных лодках и плотах). Взамен вожди Япа продавали ему большое количество копры, а также снабжали его почти даровой подневольной рабочей силой для заготовки трепанга. К концу 1870-х годов О'Киф овладел большей частью торговли Япа и прилегающих островов с внешним миром и стал дерзко называть себя «королем Япа, суверенным правителем Сонсорола и монархом Мапии». Он грубо и высокомерно обращался с находившимися у него на службе европейцами, жестоко эксплуатировал островитян, не останавливаясь перед явными преступлениями, но ловко уходил от ответственности за совершенные злодеяния. Не называя О'Кифа по имени, Миклухо-Маклай рассказывает о его преступных действиях в нескольких очерках и статьях, включенных в т. 2 и 3 наст. изд., и прямо выдвигает против него обвинения в «Записке о похищении людей и работорговле в западной части Тихого океана», публикуемой в т. 5.

6 О. Адмиралтейства, главный остров архипелага того же названия, на современных картах именуется о. Манус. Тауи — название деревни на южном берегу о. Манус и расположенного возле нее островка. См.: Mead M. Kinship in the Admiralty Islands. N.Y., 1934. P. 193—194. He располагая сколько-нибудь достоверной информацией по этому вопросу, Миклухо-Маклай в одной из статей справедливо предположил, что топоним Тауи «принадлежит деревне или части острова, откуда выселенцы вышли». См. «Несколько сведений об островах Агомес...» в т. 3 наст. изд.

7 См. сообщение «О большезубых меланезийцах» в т. 3 наст. изд.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.