Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

Приложения.

12.

(К стр. 87).

Того же патриарха грамота архиепископу Синайскому и отцам о каноническом положении их относительно патриарха Иерусалимского.

([P. NeokleouV], To kanonikon dikaion ktl., стр. 73-77. Delikanh, Ta en toiV kwdixi ktl., стр. 406-410)

Иаков Божиею милостью архиепископ Константинополя, Нового Рима, и вселенский патриарх.

Боголюбезнейший архиепископ богошественной горы Синая, во Святом Духе возлюбленный брат и сослужитель, и преподобнейшие отцы святой и царской обители, благодать вам и мир от Бога. Ведомо вам всячески, как возник соблазн раньше, во время бывшего у вас архиепископа кир Анании, из-за измышленных им некоторых неразумных новшеств. Ибо он был рукоположен, как и бывшие до него архиепископы, блаженнейшим патриархом Иерусалимским, как подчиненный тому патриаршему престолу, но не соблюл, как надлежало, пределов церковного древнего устройства и, понемногу уклонившись вне долга, замыслил отпасть от своего патриарха, дерзнул прекратить поминание его и провозглашать «помяни всякое епископство православных», сам себя сделал автономным и автокефальным архиепископом, говорил, что он числится третьим после Ахридского и Кипрского, якобы приобретя сие от царского преимущества, и, возложив на голову митру, показал себя самовольным венценосцем и кроме того приказал именовать себя блаженнейшим. Обо всем [366] этом было возбуждено расследование при нашем вселенском престоле по представлению занимавшего тогда патриарший престол Иерусалимский кир Нектария, во дни Константинопольского патриарха кир Мефодия, были рассмотрены соборно его слова и действия и признаны неосновательными, суетными и пустыми. Ибо, что касается до именования и постановки третьим, то царский указ говорит, что он третий не после Ахридского и Кипрского, как признал (Анания) по ложному толкованию, а третий из так называемых пречестных, ибо и в числе архиереев, подчиненных патриаршему престолу Иерусалимскому, имеются некоторые такие, которые получили право именоваться пречестными, и к ним предоставлено сопричисляться третьим епископу горы Синайской, но не после Ахридского и Кипрского, ибо последние даже не именуются пречестными. Особенно же ясное доказательство сего новшества его вынес тогдашний собор из древних записей, имеющихся в святых кодексах нашей великой церкви Христовой, как представляют изданные тогда кир Мефодием патриаршие и соборные грамоты. Ибо из тех записей святого кодекса явствует, что, когда в давние времена (патриарх) Александрийский попытался по какому-то временному обстоятельству присвоить себе Синайскую епископию и дело было представлено святому собору в патриаршество старинного патриарха Константинопольского кир Дионисия, в присутствии патриарха Иерусалимского кир Германа, то была составлена патриаршая соборная грамота о том, что епископ горы Синайской подчинен патриаршему престолу Иерусалимскому по древле переданному уставу. И когда (патриарх) [367] Александрийский докучал снова, то такое же решение состоялось в дни (патриарха) Константинопольского кир Иеремии. Затем, лет тридцать спустя, (епископ) горы Синая Лаврентий, введя новшество, возложил на себя митру и патриаршие облачения, за что он сам и синайские отцы были в наказание подвергнуты отлучению патриархами Антиохийским и Иерусалимским. Сверх того, как явствует из записей кодекса, Софроний Иерусалимский дал разрешение (патриарху) Александрийскому властно наказывать Синаитов, если они не покаются, и после сего, раскаявшись в содеянных ими бесчиниях и неосновательных новшествах, они вручили ему общую согласительную грамоту и обещали отказаться от золотого лора и патриарших облачений, в каковой (грамоте), со многими другими словами раскаяния, дословно высказано и следующее: «И я, епископ, буду соблюдать, с помощью Божиею, догматы и святые законы, действуя как епископ по чину православной церкви, не преступая и не вводя никаких новшеств ни внутри, ни вне монастыря, надписываясь и подписываясь епископом и облачаясь в присвоенные епископу архиерейские облачения, кроме нововведенного мною золотого лора и присвоенных патриаршему сану». Всеми сими (мерами) в то время соборно отвергли введенные кир Ананиею новшества и патриаршими соборными грамотами предписали ему воздерживаться от новшеств и пребывать в древних определениях, по которым быть подчиненным патриаршему престолу Иерусалимскому, как искони, поминать патриаршее имя, как и раньше, и не новшествовать неканонически. Ибо показали из многих перечней и списков, [368] а вместе и из чина Иерусалимского, что Синайская гора подчинена патриаршему престолу Иерусалимскому, числясь 24-м престолом из подчиненных ему епископий, а коротко говоря, — что он есть игумен отцов тамошнего монастыря, почтенный архиерейскою степенью благодаря царскому любочестию; ибо «Чин», говорит, что одно и то же лицо есть игумен и епископ. За сие подвергли его и запрещению архиерейства, если он окажется ослушником соборных постановлений. Совершив то же самое, он был впоследствии соборно низложен по представлению наследовавшего вскоре затем патриарший престол Иерусалимский и доселе с Богом канонически правящего им кир Досифея, но потом по просьбе отцов обители получил прощение. Наконец, по упорству или какой-либо иной причине он подал просьбу об увольнении от настоятельства и остался ко всему непричастным, будучи только просто епископом и ничем иным. Но все-таки он не решил жить в мире или хотя бы на будущее время пребывать в бездеятельном покое; ибо, все еще держась своих неуместных новшеств, он, где бы ни случилось ему путешествовать, носит с собою приманки отступничества, величая себя блаженнейшим, что собор запретил ему, категорически повелев называться боголюбезнейшим, провозглашает «помяни всякое епископство» и присваивает себе другие присвоенные патриархам (почести), доставляя поводы к соблазнам вне всякой речи, что было сообщено нам многими, а яснее донесено уже блаженнейшим и ученейшим патриархом святого града Иерусалима и всея Палестины господином Досифеем, во Святом Духе [369] возлюбленным братом и сослужителем нашей мерности, возвестившим сие собору и потребовавшим следствия о сем согласно законам. Сего ради это несравнимое дерзновение, признанное достойным осуждения, осуждено соборным приговором и, согласно предшествующим грамотам кир Мефодия, издана и ныне нами патриаршая соборная грамота, совершенно отвергающая и решительно уничтожающая все те новшества кир Анании и предлагающая воздерживаться от них как нынешнему, так и всякому по времени архиепископу Синайскому, как от несвойственных ему, чуждых, неподлежаще введенных, а также суетных, говоря по правде, и чудовищных выдумок. Он должен признавать себя архиепископом горы Синая, подчиненным патриаршему престолу Иерусалимскому, именоваться боголюбезнейшим, поминать каноническое имя патриарха Иерусалимского, как им рукоположенный и к нему имеющий отношение, оказывать тому патриарху и старейшине своему подобающее повиновение и благопослушание и соблюдать нерушимо преимущества того патриаршего престола, как принято. С отцами монастыря он должен жить согласно их древним уставам и преданиям, не преступая ничего из установленного у них изначала и искони. Помимо же сего святой монастырь горы Синая существует и остается выше всякого подчинения и влияния, не будучи под властью ни патриарха Иерусалимского, ни игуменствующего в нем архиепископа Синайского, но пребывает самовластным и автономным, как во всем свободный и непоработимый во весь век согласно древним его преимуществам. Сверх сего, если кир Анания когда-либо по [370] похищению или какому-либо другому обстоянию получил какую-либо грамоту для подкрепления тех неукрепимых новшеств его, то и таковую мы вместе объявили совершенно недействительною, бессильною и ни во что считаемою. Посему и пиша властью и благодатью всесвятого Духа, заповедуем соборно, чтобы вы все далеко отстояли от тех дурно и противозаконно измышленных кир Ананиею новшеств и соблюдали всею силою все то, что соборно заповедано вам, раньше чрез патриаршую и соборную грамоту кир Мефодия, а ныне чрез сию, прибавленную нами, и хранили незыблемым, как непоколебимыми сохраняются древние отношения между патриаршим престолом Иерусалимским и подчиненным ему архиепископом горы Синая, согласно древним отеческим определениям и уставам церковного состояния. Кто же впоследствии окажется ослушником сих соборных решений и преступником оказанных заповедей, какого бы чина и степени ни был таковой, да будет отлучен от Бога Господа Вседержителя, проклят, не прощаем и не разрешаем после смерти и повинен отеческим и соборным проклятиям, и часть его с предателем Иудою, и предан огню геенны. Так да будет по решению.

1687, в месяце феврале, индикта 11-го.

Иаков Божиею милостью архиепископ Константинополя, Нового Рима, и вселенский патриарх.

Варфоломей Ираклийский.

Мелетий Никомидийский.

Софроний Никейский.

Климент Халкидонский.

Неофит Фессалоникский [371]

Неофит Адрианопольский.

Парфений Ларисский.

Каллиник Прусский.

Иоаким Веррийский.

Парфений Дристрский.

Даниил Анхиальский.

Неофит Дидимотихский.

Григорий Хиосский.

Макарий Деркский.

Иоасаф Паронаксийский.

(пер. В. В. Латышева)
Текст воспроизведен по изданию: Материалы для истории архиепископии Синайской горы // Православный палестинский сборник. Вып. 58. Часть 2. СПб. 1909

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.