Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

Патриаршие документы.

(1592-1735).

А.

Письма Мелетия Пигаса, патриарха Александрийского.

6.

Афанасию иеромонаху.

Желая со всем возможным терпением и великодушием показать отеческую по Христу любовь и к вам, и ко святому монастырю, мы и однажды и дважды беседовали с вами по делу [274] епископа; ибо о других погрешностях самого епископа и старца Космы, хотя мы и огорчились ими по всей справедливости, мы все-таки даже не говорим. О вреде же по отношению к закону Божию и об исправлении должно рассмотреть, и особливо теперь, когда кафиле уходит в Дамаск, поелику вы должны писать и к всесвятейшему Антиохийскому, послание которого (т. е. список) посылаю вам, дабы вы в точности узнали все дело, и поелику он написал нам, т. е. вселенскому и мне, в Константинополь о симоническом деянии и сам определил, что епископ заслуживает низложения, и просил, чтобы и мы присоединились к его мнению, тотчас согласно божественным законам написали и вселенский, и мы определительные грамоты о низложении, как это изложено и в грамотах, список которых посылаю вам, а также и правила, которые преступили при сем рукоположении, дабы и вы, и сам епископ, и прочие братья рассудили со страхом Божиим, позаботились об исправлении ради вашего спасения и чести святого монастыря и не ослушались ныне снова, как прежде. Ибо если бы не ослушались власти вы и во-первых сам епископ, то он не впал бы в противозаконие, позоря и святой монастырь, и всю братию, и самого себя. Во-первых, поелику обвинил и осудил всесвятейший Антиохийский сие рукоположение, как это сообщается в его грамоте, то было определено и нами по 29-му правилу святых апостолов; оно гласит так: «Если какой-либо епископ, или пресвитер, или диакон получит сие достоинство деньгами, то да будет извержен и он, и поставивший, и да отсечется совсем от общения, как Симон волхв мною [275] Петром» 1. И второе (правило) шестисот тридцати отцов иже в Халкидоне; гласит оно так: «Если который епископ за деньги учинит рукоположение» и прочее, к чему прибавляет: «И рукополагаемый да не пользуется купленным рукоположением или производством, но да будет чужд достоинства или должности, которые получил за деньги. Если же кто явится и посредствующим в столь гнусном и беззаконном мероприятии, то и сей, если он клирик, да будет низвержен со своей степени, если же мирянин или монашествующий, да будет предан анафеме» 2.

И сие первое о деньгах, которые, как пишет (патриарх) Антиохийский, были даны сверх расходов, как пишет харз и сам он свидетельствует, обвиняет и осуждает; и другие многие законы низлагают и отлучают и рукополагаемого, и рукополагающих; и посредников он предает анафеме. Второе, о рукоположении, совершенном без избрания и только двумя (лицами), имеет распоряжение и Новый Богослов, имеют и правила божественного закона, что надлежит по всей необходимости, чтобы рукоположение было совершаемо первенствующим в присутствии двух других (лиц), так чтобы всех было по меньшей мере трое, или даже трех, как определяет первое правило святых апостолов и 4-е святого вселенского 1-го собора 318 богоносных отцов, которое гласит так: «Епископа подобает ставить всем сущим в епархии; если же сие неудобно или по надлежащей нужде, [276] или по дальности пути, то по крайней мере трое да соберутся в одно место, а все отсутствующие да изъявят согласие посредством грамот, и тогда совершать рукоположение; утверждать же таковые действия в каждой епархии подобает ее митрополиту» 3.

Согласно сему правилу и 19-е (правило) великого собора в Антиохии гласит так: «Епископ да не поставляется без собора и присутствия митрополита области; когда же сей присутствует, лучше быть купно с ним и всем» и прочее. К сему присовокупляет: «Если же поступлено будет иначе, вопреки определениям, поставление не должно иметь никакой силы» 4. И 13-е (правило собора) в Карфагене гласит так: «Избран из всех епископов. Нами должно быть соблюдаемо то, что определено нашими предками, чем пренебрегать как попало безрассудно не дерзают первенствующие в какой бы ни было епархии. Итак, многие епископы, собравшись, да поставляют епископа; если же случится нужда, три епископа, в каком бы месте ни были, по повелению первенствующего да поставят епископа» и прочее 5. И некоторые иные правила определяют то же самое.

Посему не небрегите об исправлении; ибо не маловажно нарушение стольких правил поместных и вселенских соборов и апостольских. Если же я и сам возмогу к исправлению, то первый принесу с Богом помощь, дабы и закон Божий был соблюден, и мы не содеялись поношением [277] мира; ибо не может град укрыться, вверху горы стоя (Ср. Матф. 5, 14). Господь же с вами. Аминь. 21-го января 1595.

(нумерация постраничных примечаний изменена на сквозную - прим. расп.)


Комментарии

1. Suntagma ktl., т. 2, стр. 37. — Книга правил, стр. QI.

2. Suntagma, т. 2, с. 217, — Книга правил, стр. мо.

3. Там же, с. 122. — Кн. правил, стр. л.

4. Там же, т. 3, с. 160. — Кн. прав., стр. рмз.

5. Там же, с. 325. — Кн. прав., стр. роз.

(пер. В. В. Латышева)
Текст воспроизведен по изданию: Материалы для истории архиепископии Синайской горы // Православный палестинский сборник. Вып. 58. Часть 2. СПб. 1909

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.