Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

Патриаршие документы.

(1592-1735).

Б.

Грамоты патриархов Константинопольских.

3.

Неофит Божиею милостью архиепископ Константинополя, Нового Рима, и вселенский патриарх.

Блаженнейший и святейший патриарх великого града Божия Антиохии и всего Востока господин Сильвестр, во Святом Духе возлюбленный и вожделенный брат и сослужитель нашей мерности, святейшие митрополиты и собратия наши, подчиненные сему святейшему и апостольскому престолу, честнейшие клирики и благоговейнейшие иереи со всеми подчиненными им селениями, преподобнейшие кафигумены местных святых и досточтимых монастырей, почтеннейшие начальники, предстоятели и старцы, выборные и прочие все благословенные христиане сей богоспасаемой области, чада во Господе возлюбленные нашей мерности, да будет вам всем благодать, мир и милость от Бога Вседержителя и Господа нашего Иисуса Христа и от нас молитва, благословение и прощение.

Наша Христова Великая церковь, общая матерь, кормилица и благодетельница сущих повсюду православных христиан, всегда духовно призирающая и умственно питающая своих истинных и духовных чад пищею небесною, согревающая их под святыми своими крылами и выказывающая все преизобилие материнской любви, праведно достойна [303] получать и сама равное и подобное воздаяние любви посредством приличествующего и благомысленного расположения от своих духовных чад. Посему Христова церковь, по призыву времени и требованию нужды, прибегает к любовнейшей благожелательности своих духовных чад, выясняет свои нужды и обстояния и призывает их с отверстыми материнскими объятиями к возможной защите и помощи духовные же чада ее благомысленно склоняют покорную выю и с великим рвением приносят должное матери и подобающее врачевание и от избытка своего помогают ее нуждам и потребностям, принимают на себя тяготы и облегчают ее. Ибо к кому другому может прибегнуть Христова церковь, находясь в обстоянии, как не к истинным чадам своим, т. е. благочестивым и православным христианам, и особливо в настоящие времена нашего рабского состояния, в которые мы ни откуда не получаем ни продовольствия, ни каких-либо других воспособлений, как было в древние лета и времена счастливого положения дел, но вся надежда нашего управления возлагается на одну и единственную милостыню христиан? И поелику в числе истинных чад своих наша Христова церковь имеет христоименную общину Восточной церкви Христовой местного апостольского престола и состав православных, а в настоящее время впала в нужду крайнюю и тягчайшую, то мы, по избранию Божию получившие церковные бразды ее и кафолическое пастырство, признали по всей необходимости должным выяснить любви вашей ее насущную нужду и затем попросить возможного и подходящего способа врачевания. [304]

Нужда и обстояние таковы. Уже за несколько лет произошли нападения и всевозможные взыскания против Великой Христовой церкви и против сего святейшего патриаршего и вселенского престола, вследствие которых церковь Христова оказалась обремененною неизмеримыми долгами и дошла почти до крайнего несчастия и непоправимого состояния, так что с трудом управляется и с унынием смотрит на налегшие на нее многочисленные долги и всевозможные обязательства. Вследствие сего печалясь, огорчаясь и не зная, что делать, мы нашли одно и единственное прибежище для избавления от столь великих долгов и обстояний, именно прибегнуть поскорее к защите и помощи духовных чад наших и сей святой церкви Божией, общей матери всех православных. Посему, по общему соборному рассуждению определено было еще во дни патриаршествовавшего пред нами покойного патриарха кир Серафима, чтобы были посланы экзархи со стороны Великой церкви Христовой за милостынею и помощью в находящиеся повсюду города и епархии православных и в прочие святейшие патриаршие престолы. В некоторые епархии уже тогда были посланы экзархи, и получилась некоторая помощь Великой церкви Христовой от милостыни благочестивых христиан, а в сей святейший и апостольский престол Антиохийский и в подчиненные ему епархии не успели послать тогда патриаршего экзарха. Посему, так как благоволением и волею всеблагого Бога мерность наша унаследовала сей вселенский престол с теми же тяготами и долгами Великой церкви Христовой, и мы, и святое собрание собратий наших архиереев находимся в тех же обязательствах, нужде, [305] величайшем утеснении и в настоятельном и неотвратимом требовании столь многочисленных долгов, то и мы, не быв в состоянии придумать какой-либо иной путь для исправления сей общей нужды, признали нужным прибегнуть к городам и епархиям, в которые тогда не были посланы экзархи, и просить определенной милостыни для Великой церкви Христовой.

Итак, сего ради и в сей святейший патриарший и апостольский престол Антиохийский, в подчиненные ему епархии и к живущей в них благочестивой и христоименной общине православных посылаем ныне в качестве экзарха святейшего митрополита Писидийского, пречестного и экзарха Сиды, Мирян и Атталии, во Святом Духе возлюбленного нашего брата и сослужителя кир Косму, ради милости, споспешествования и помощи для нашей Христовой Великой церкви. И пиша настоящим соборно с сущими при нас святейшими архиереями и пречестными, во Святом Духе возлюбленными нашими братьями и сослужителями, молимся и благословляем во Святом Духе всех во святейшем престоле находящихся православных христиан, духовных и мирян, начальников и управляемых, мужей и жен, молодых и старых, малых и больших, отечески поощряем и молитвенно просим: когда вы примете с подобающею благосклонностью и ласкою сказанного нашего патриаршего экзарха и собрата нашего кир Косму, то поревнуйте все сообща, как любящие чада для общей матери всех православных и истинные члены единого тела церкви для духовной главы вашей, и, отверзши милосердные утробы вашего веселодательного рвения, помогите [306] богатоподательно и подайте изобильно и щедро помощь нашей Христовой Великой церкви, как честные начальники и имеющие рвение благочестия. И, всякий от себя помогая и других подвигая и побуждая с полным единодушием и общею готовностью, сложите достославнейшую и великолепнейшую помощь, имея в виду, что страждущее, находящееся в опасности и нуждающееся в помощи не есть первое попавшееся дело и лицо, но первейшая и величайшая из всех церквей, святейший и вселенский престол, мы и все святое собрание собратий наших архиереев, одним словом — самый источник, начало, глава и матерь всей православной общины. Взирая на достоинство страждущего и на величину несчастия, потрудитесь и совершите общий подвиг с ревностною готовностью и соответственным поданием помощи, либо по общей складчине тамошнего святейшего престола, подчиненных ему епархий и митрополий и находящихся в них селений и святых монастырей, либо каждый в отдельности, один доставляя поминание на проскомидии, другой — сорокоуст, иной — поминовение на великом входе, иной — что-либо другое многое или малое, т. е. каждый как может и желает, из тех благ, которыми вы обогащены от Бога, записывая имена ваши, дабы иметь вечное поминовение. С патриаршим поощрением, духовным внушением и увещанием вашего святейшего блаженства и с настоянием сказанного нашего патриаршего экзарха да будет подана нам и Великой Христовой церкви просимая богатодательная помощь и да будет прислана возможно скорее и сохраннее, дабы мы успели встретить надлежащую на нас опасность. [307] И за сию помощь и споспешествование, которые вы со рвением подадите Великой Христовой церкви, мы будем усердными и горячими молитвенниками к Богу за вас, милующих и помогающих; мздовоздатель же Бог, услышав наши общие и соборные молитвы и моления, да возниспошлет вам и богатствам и достаткам вашим богатые милости Свои из неистощимых сокровищниц Своих; и да подаст вам и чадам вашим благословение Авраама, Исаака и Иакова, да обогатит и увеличит достатки ваши и, наконец, да удостоит всех вас и небесного Своего царствия. Сказанному же нашему патриаршему экзарху и собрату нашему кир Косме мы дали полное разрешение и власть благословлять и святить вас по-архиерейски и исполнять все архиерейские (действия), совершать водосвятия, литургии, сорокоусты и всякие другие церковные службы, куда бы он ни был призван благочестивыми христианами, по побуждению, с разрешения и согласия вашего блаженства и с ведома архиереев, предстоящих на местах и подчиненных сему святейшему престолу Антиохийскому. Итак, сделайте так, все благословенные христиане, и не иначе, повинуясь благопослушно сему нашему соборному внушению и духовным увещаниям блаженнейшего и святейшего патриарха Антиохийского, вожделенного брата и сослужителя нашего и духовного предстоятеля и пастыря вашего, господина кир Сильвестра, дабы и благодать и беспредельная милость Святого Бога и молитва и благословение нашей мерности были со всеми вами. В лето спасения 1735.

Парфений Кесарийский.

Герасим Ираклийский. [308]

Парфений Никомидийский.

Каллиник Никейский.

Каллиник Халкидонский.

Иоаким Веррийский.

Иеремия Родский.

Константин Митилинский.

(Следуют арабские подписи некоторых архиереев и клириков Антиохийской патриархии).

(пер. В. В. Латышева)
Текст воспроизведен по изданию: Материалы для истории архиепископии Синайской горы // Православный палестинский сборник. Вып. 58. Часть 2. СПб. 1909

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.