Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ОПИСАНИЕ В СТИХАХ

Иерусалимских Господских чудес и достопримечательностей, составленное Ефесским протонотарием Пердикою.

Я знаю как приятно читать описание Сиона всем не видавшим его; поэтому я и опишу как сам видел собственными глазами.

Помещаясь посреди двух долин, чистых и глубоких, лежащих с востока и с запада, город имеет видное местоположение; северная сторона, очень плодородная, представляет прекрасное и приятное зрелище множества виноградников, садов и местечек : а сторона, расположенная ниже и прямо на юг, пользуется отличным воздухом приносит всякие хорошие плоды. Город красуется четыреугольным замком, отовсюду разрушенным, издавна не охраненным . Посетив северную часть замка, найдешь высокие дома, царское местопребывание и прекраснейшее божественное жилище Иоакима и Анны, где находится гробница обоих богородителей, а в предхрамии стоить красивое тенистое древо, выросшее в рождество всенепорочной Девы и подающее плод неплодным, приобщающимся плодов сего древа.

Сверх того, в пяти притворах есть купальня, прежде именовавшаяся Овчею, исцеление [12] расслабленного? подземная, для омовения всех по лестнице спускающихся в нее со страхом: — так она безмерно глубока! Над купальнею стоить храм, прекраснейший, имени того, кто подает исцеление всем приходящим

Потом жилище Пилата, Анны и Каиафы, омерзительный преторий и место осуждения, где произошло отречение Петра, и темница Господа, оттуда (выходя) возложили крест на плеча Творца и Владыки, понесенный скоро за сим Симоном Киринеянином.

По переходе к Голгофе и Краниеву месту, где род еврейский пригвоздил ко кресту неосудимого судию в месте со злодеями, и доселе на блаженнейшем камне, куда водружен был крест, находится просверленное отверстие и красноватые жилы, явно представляющие пролитие пречистой владычней крови. К тому же и богоносный гроб Господень, украшенный блестящими мраморными столпами, и перед дверью приваленный ангелом камень, от которого обильно исходят чудеса для всех верных, а что важнее — происходить во очию у верных и неверных, во всемирное воскресение Господа — явное излияние всесвятого света, сообщающее верным освящение и просвищете. Есть здесь и глубокое место с лестницей, в котором был сокрыт жизненосный крест Господа, равно и место издающее шум: по сказанию, это середина земли и самая ее середина посреди престола (другие же говорят, что это есть место наказания). Оба места вмещаются в одном великолепном храме (В изданиях не “храм”, а “народ”). Место же, заключающее в себе живоносный гроб, — одинакое в длину и в ширину, видом круглое, имеющее не крышу [13] сомкнутую подобно портику, а венец наверху здания наравне (с ним ). От венца же стоят леса со свинцом, и таким образом края наверху сходятся шарообразно, и (являют ?) покрытого небом Творца неба, и если все кругом в храме запрется, то никогда никоим образом не входить в него дождь.

В предхрамии находится часовня Врата Божия, а перед ней находятся жилища Марефы и Марии, сделавшиеся тайным местом совещания нечестивых, и бывшее в древности местожительство божественных патриархов обратилось в дом, в мечеть неверных . С другой же стороны стоить храм Всенепорочной, на том месте, где она стояла и пораженная в сердце произносила плач, видя своего Творца и сына распинаемым .

На западной же стороне, близ стены, находятся домы Давида, останки прежних, которые, сверх прочих, населены нечестивыми.

На восточной же стороне города — дивная древняя дверь, с оных пор запертая, служить непроходимым прообразом Всенепорочной. Сказывают, что когда-то дерзнули некоторые люди отпереть ее; но весь город потрясся и восколебался, а люди в городе внезапно перемерли: таким образом от Бога прекращено было дерзновение безумцев.

Отойдя немного от двери, поближе к стене увидишь домы нечестивцев потопленных, и прочих идолопоклонствующих, по молитве к Богу Иоседеха, рожденного от чресл Мелхиседека.

Потом увидишь и ровное место, храм Соломонов (при чем и камень на камени, по повелению, не остался); на семь-то месте были во истину Святая Святых, великолепный храм, будто сияние небес, внутри [14] разукрашенный, снаружи в надлежащих сооружениях осеянный мозаиком и мрамором . — ныне же это мечеть Саракинов . Где некогда ступали пречистые стопы, ныне ступают стопы мерзостные и оскверненные. Однакож — и от них получает сей храм беспрерывное благолепие; они прилагают всякое старание довести его до дивной красоты: так они устилают мрамором весь двор, употребляя на то множество искусных каменщиков и работников, получающих ежемесячно плату в четыреста серебряных монет: и это также является одним из чудес Пречистой.

За сим храмом находится то святилище, в которое Владыка, пришел в образе смертного, сидя, поучал приходящие сонмы народа. Там же находится и кладезь воды Обличения.

Под ними стоить великолепный храм Богоприимца, отовсюду сияющий, со свинцового крышей; и его тоже занимают, подобно всему прочему, нечестивцы.

Таковы-то чудеса внутри города. Но как необходимо описать и внешнее, то надлежит начать с востока. Там стоить малая гора Елеонская, расположенная не прямо на восток, а наискось, размера не великого, землистая и каменистая, длиной мили в две, не больше, с вершиною не острою, а прямоугольною. На север от нее находится Галилея, где прибежавшие ученики увидали Творца. Храм же, низвергнутый иноплеменными, как дивно приносить плод деревьям и винограду!

В самой же средней части этой горы стоить та масличная роща, которая в самом деле сверхъестественно плодородна, и лежит тот камень, на котором Он сидя поучал учеников.

А подле него и тот камень, с которого Он [15] вознесся: на нем сооружен храм, обладаемый язычниками, изукрашенный великолепными строениями и колоннами, а подле них — мечеть! о горе!! С тех пор он остается под открытым небом и подвержен дождю.

Очень близко от него гробница преподобной Пелагии, совершающая великое чудо для каждого подходящего. Стоя у бока стены, возносясь высоко над землею своими мраморами, она малым промежутком отделена от стены. Обычай таков, чтобы стремящиеся пройти через это пространство, предварительно совершили чистую исповедь во всем; если же кто скроет свои согрешения, то мраморы приближаясь к стене сойдутся, пока он не произнесет искренней исповеди. По сему и наименовано это Святою Исповедию.

Немного подальше отсюда место Виефагии; стоящий на нем, как с высокого места, видит Вифанию, родину Лазаря, и море, затопившее землю Содомскую (воду горькую и бесплодную и пенящуюся смолою), а сверху течет божественный Иордан .

Насупротив сей горы, на юг, то малое село, откуда приведены были осля и жребя. А немного дальше оного — лавра божественнаго Саввы.

А на подгории селение Гефсимания, на котором есть и храм, и пещера, и гроб во истину преставльшейся Девы Богородицы, обладаемый как и другие местности — нечестивцами — о приговор ! Сии места ими всегда украшаются лампадами и другим освещением и всяким иным благолепием; по султанскому повелению выдается двести литр масла ежегодно на зажигание лампад: и сим угодно было сотворить чудо Царице Небесной.

Близко от этого и та пещера, в которой [16] упрекнув учеников, спавших во время предания, Всевидец прикоснувшись к камню оставил отпечаток своих перстов, чтоб они были всеми видимы, когда был предаваем ищущим его беззаконникам .

Место его пресвятой молитвы находится дальше этих мест, насупротив Галилеи; также и то место, где первый из мучеников Стефан был закинуть камнями недалеко за городом, и то место, которое прияло брата Господня.

После сего предстоит юдоль Плача, отделяющая Сион от Елеона (в которой, по сказанию, течет огненная река), и десять обителей стольких же дев. Внизу же и купель Силоамская, в которой умывшийся слепец мгновенно стал зрячим; вода, исходя из подземной скалы, пробитой на протяжении одной мили, орошает ближнюю местность и красить ее разнообразными плодоносными деревами и овощами.

Перешед выше на южную сторону, увидишь село Скудельниче, купленное честною кровью для погребения странных и пещеру дивного во святых Онуфрия. С вершины же сей горы видна чудная и великолепная лавра Феодосия.

Близ города — молельня Петра, имеющая основу и пещеру со ступенями, куда он вошед, горько плакал в покаянии, когда он, подвергнувшись человеческой немощи, в третий раз отрекся.

А превыше этой молельни — матерь церквей, древний и дивный храм Святого Сиона, носящий те явные следы красоты и величия, которые имел издревле до разрушения. В сем-то дивном храме совершилось умовение ног божественных апостолов и их обновление божественным посещением пресвятого духа, в виде огненных языков. В нем же и та келейка [17] всенепорочной Девы, из которой звал Ее на небо ангел, а сбежавшийся сонм святых дев обрыдал и оплакал сие отшествие. И место посреди храма, куда прибыл, заставший Ее лежащею на одре, сонм апостолов, внезапно восхищенный облаками от пределов (земли). Отсюда, при песнопении, восприяв тело Всесвятой, понесли они и похоронили на месте Гефсимании. Пещера же, что под храмом Сионским, — та самая, в которой затворились ученики по опасению от евреев и Иисус "ста посреди, и даровал мир Фоме по его удостоверении". Сверх того и гробница Царя-пророка и псалмопевца и мудрого Соломона, пророка, царя.

Дальше же западной площади находятся древние жилища болящих прокаженных; а после них храм мученика Прокопия, приобревшего там отчее жилище. А после него приносящий плоды виноградник Навуфея.

Затем гладкое место, пространная равнина, на которой, говорят, начальник страны поразил Голиафа.

Посреди же дороги, ведущей к Вифлеему, стоит водоем, освященное Micro, где Авраам остановился, и оставив своих рабов, побежал вверх, чтоб принесть в жертву возлюбленного своего сына. Близко и божественный дом пророка Илии.

Затем пришед в город Вифлеем и вступив в божественный храм Девы, мы думали что восходим на небо. Ибо узрели ту пещеру, то второе небо, куда прибегла всенепорочная Дева и где непостижимо произвела на свет Господа славы. Мы увидали другой престол — святые ясли и обильно истекающие на всех верных чудеса. Если кто либо возьмет отсюда камень или первую попавшуюся пылинку, тот обретет исцеление от всех бедствий. С сим вместе [18] мы увидали тот неископанный кладязь, который сам собою проявился, когда таинственно выступила живая вода из неоткрытого источника, из которого пожелал пить псалмопевец. Где и путеводная сверхъестественная звезда волхвов особенно блещет во время Рождества.

Увидали мы святое место и окровавленный камень где Иродовы мучители, обезглавливая младенцев, разбрасывали их по разным частям пещеры, словно какую скверну.

В другой же темной пещере Дева, держа Господа, одна укрывалась, и когда закапало честное млеко, то сие место, по сказашю, побелело подобно сыру: взятою отсюда землицею жены, совершенно лишенные молока,. приобщаются и сверхъестественно получают обильное молоко.

Я утверждаю, что весь этот храм и все то место, если бы там не жили языки по нашим грехам, изливали бы реки дивных чудес. Кажется что с тех пор и сама бездушная природа подчинилась, так что и вершины рабски преклоняются (масличные дерева Вифлеемские) и молодые леторасли изъявляют почтение Творцу.

Пришед же к Дубу гостеприимства и студеной пресной воды кладязя, испив этой воды праведного праотца Авраама, и увидав гробницы и жилища его и близких его и второе сретение Святые Троицы, мы обретем утешение в сказанном.

(пер. Г. С. Дестуниса)
Текст воспроизведен по изданию: Описание в стихах иерусалимских господских чудес и достопримечательностей составленное эфесским протонотарием Пердикой XIV века // Православный палестинский сборник. Вып. 29. СПб. 1890

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2019  All Rights Reserved.