Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ЖИТИЕ СВ. ГРИГЕНТИЯ, ЕПИСКОПА ОМИРИТСКОГО

Отрывки греческого текста жития св. Григентия по синайской рукописи и их русский перевод.

(параллельный греческий текст опущен по техническим причинам - прим. расп.)

I.

О рождении преподобного Григентия.

Итак, я начну рассказ o славных, пречестных и богоугодных подвигах слуги Христова. В пограничной с Аварами стране находится одна деревня, расположенная в двух днях пути от северного моря, но принадлежащая тому же народу Аваров, по имени Блиарес. В этой деревне родители божественного мужа выросли, были воспитаны и по Божьему закону сочетались друг с другом честным браком. Получив двух девочек, они не имели мальчика и не мало об этом тосковали. И что же они делают для этого? Они прибегают к Создателю творений и просят о получении желаемого; родившееся же дитя они дают обет посвятить Подавшему, подобно тому, как Анна посвятила Самуила.

И вот, когда ребенок родился в день шестого декабря, в который совершается божественное празднество священнопроповедника (ierokhrikoV) Николая, мать его увидела во сне [40] престарелого мужа, одетого в белое платье и державшего в левой руке евангелие, украшенное драгоценными камнями и жемчугом; в правой же руке он держал крепкий и большой крест; она увидела и другого какого-то юношу, в белом стихаре и ораре, лицо которого было подобно лицу ангела; кадильница, которую он держал, подобна огню, и угли в кадильнице подобны благовонным розам. Она смотрела, и вот, как бы из раскрывшейся небесной тверди нисходила на мальчика роса; иногда нисходили на него лучи, как бы из солнца, а другой раз сыпалось на него как бы множество прекрасной пшеницы, белой как снег. И еще она видала вокруг него множество горящих малых и больших свеч; все светильники горели около него, и вокруг него (находились) мафоры, омафоры, епитрахили и орари, которым не было числа.

И вот она увидела: старец, державший евангелие, после долгой молитвы, три раза перекрестив мальчика и водрузив крест около головы его, снова долго помолился и, положив евангелие на грудь его и поцеловав его, удалился. Юноша же в стихаре и ораре, также помолившись и покадив вокруг ребенка, повесил [41] кадильницу у головы его и также отлетел.

Увидев это, она рассказала об этом поутру собравшимся к ней женщинам, и оне, услышав, дивились. Когда, немного времени спустя, он просвещен был святым крещением, они назвали его Григентием, почтив его именем, принадлежавшим святому старцу, подвизавшемуся на близ лежавшей оттуда горе. Видь священники и левиты были восприемниками его во святом крещении, и возвеселились они в тот день все, угощаемые отцом его Агапием. Когда ему было семь лет, родители его отдали его в школу для изучения Священного Писания. Мальчик же был очень способный, и любовь его к церкви была настолько ненасытна, что родители силою его извлекали (оттуда), когда для них наступало время вкушать хлеба; и опять когда он уходил со своими наставниками в церковь, было ли то утром, или вечером, он подобно некоему древнему старцу, стоял с разумением, поднимая беспрестанно вверх руки, бия себя в грудь и вознося из глубины души стоны ко Господу, так что из присутствовавших там одни удивлялись и изумлялись, другие же высказывали о нем предположения и говорили: «действительно, что-то будет [42] со временем с этим мальчиком?» Некоторые же, более равнодушные к этому, видя каждый его поступки, с улыбкой спешили спрашивать: «Почему, дитя, ты из глубины испускаешь такие вздохи?»

Он же каждый раз молча всех отстранял от себя.

Григентий настолько любил кресты и честные и священные иконы, что, если когда был свободен от своего учения, то в течение целого дня неустанно смотрел на них, благоговейно лобызал их и не мог насытиться наслаждением их созерцания. Усердно всегда читал он и, воодушевляемый божественной любовью, направлял свой ум к точному уразумению того, o чем говорится; во время чтения он не переставая орошал слезами книгу, которую держал, так что часто и написанное на листах книги от слез его изменялось. A в сгибании колен для поклонения Господу кто же из живших там выказывал большее, чем он, усердие, несмотря на его молодость и несовершеннолетие?

Однажды, когда ему только что пошел десятый год, он на досуге вышел с пастухами отца своего в пустыню к стадам и, как ребенок, забавлялся там с ними. A в стаде [43] находился большой козел, который был столь велик, что, если пастухам надо было переправиться через трудно переходимую реку, то они, взяв его вместо лошади и сев на него, переправлялись таким образом через реку. И вот, когда (мальчик) держал в своей руке кусок хлеба и ел его близ берега одной реки, козел, — а у него была привычка есть хлеб, — увидев его, бросился на него. Мальчик, увидев, что зверь устремился на него, дал ему кусок хлеба; съев последний, козел стал требовать от него еще и второй. Не имея более, что дать козлу, он побежал, направляясь по прибрежной дороге. Козел же, погнавшись за ним и схватив его, по внушению, очевидно, издевающегося диавола, между двух бедер, бросил его посреди реки. Когда находившиеся вдали пастухи, прибежав спасти его, приблизились, то увидели: вот простерты из глубины реки человеческие руки и держат невредимым ребенка над поверхностью вод; переправив его на другую сторону, руки сохранили его сухим, после чего снова погрузились в реку. Когда пастухи, удивляясь необыкновенному зрелищу, переправились в свою очередь к нему и, целуя его, осведомлялись, не пострадал ли он, блаженный Григентий [44] говорил им: «Ничего неприятного со мною не случилось. Какой-то муж, протянув из глубины реки свои руки, подхватил меня и говорил мне: «так как ты воистину раб Иисуса Христа, Сына Бога Живого, то ради этого явился я тебе на помощь, и ничего дурного с тобой не случится».

Вернувшись домой, пастухи всем рассказывали o свершившемся с ним удивительном чуде, и слушатели изумлялись и славили Бога.

Блаженный при каждом случае стремился к уединению и, когда готовил уроки, всегда далеко уходил от своих сверстников в уединенное место и там один занимался своими науками; никогда не любил он общаться со своими сверстниками и играть; но постоянно, как было сказано выше, стремясь к уединению, в свободные дни удалялся и проводил время в горах, пустынях и в поросших густым, тенистым лесом местах, изучая закон Божий и сохраняя душу свою в праведности невозмутимой и незагрязненной.

Следующие две главы носят такие заглавия:

b'. Peri tou osiou tou ojqentoV kai tw osiw en th erhmw. fol. 3 v.

g'. Peri tou qanatou thV mhtroV autou. fol. 3 v. [45]

После смерти матери молодой Григентий был отдан отцом восприявшим его от святого крещения священникам (toiV anadexamenoiV auton apo tou qeiou baptismatoV iereusin) для служения в церкви, где он стал проводить все свое время; слава ? нем распространилась по всем окрестным местам; к нему собирались другие юноши (oi paideV), с которыми он вел душеполезные и наставительные беседы (См. Nouqesia proV touV summaqhtaV autou на fol, 4).

d'. Pri twn b' ierewn twn anadexamenwn ton osion (fol. 5). Григентий полюбился своим восприемникам; особенно привязалась к нему жена одного из них, оставшаяся после смерти мужа бездетною.

Немного времени спустя, когда толпа варваров, напав на те места, опустошила и захватила все окрестности той деревни, так что жители деревни едва по одиночке спаслись в ближайший город, блаженный ребенок Христов не узнал o случившемся вовремя. Далеко от деревни в виноградниках была часовня архангела Михаила; там пребывал он в молитве. Но его близкие не знали, когда удалились (в город), где собственно он находился, чтобы позвать его; они думали, что он, может быть, предвидел (это) и удалился. Когда блаженный совершил молитву в часовне архангела, вдруг тот муж, который уже раньше в пустыне являлся ему, наедине предстал пред ним и, войдя в часовню, сказал ему: «дитя Григентий! выходи скорее отсюда, чтобы как-нибудь не попасть в руки безбожных варваров, и он рассказал ему о случившемся с его родиной. [46] Когда они вышли из часовни, то, подняв свои глаза, видят то там, то сям рыскающих вокруг них варваров: одни из них уносили животных, птиц и поросят; другие влекли пленных, связанных по рукам; третьи обыскивали кустарники и дома, чтобы найти спрятанное; некоторые же из варваров, отняв малых детей от захваченных в плен матерей, прокалывали их острыми кольями, причем кричали, шумели и забирали все, что только можно для варварских воинов. Когда блаженный Григентий увидел эти великие ужасы, то весь наполнился слезами и сказал своему спутнику: «Господин, куда же мы пойдем, чтобы избегнуть рук варваров? Ведь, как ты видишь, вокруг нас с людьми поступают, как с овцами». Сказал ему тот: «Не беспокойся, дитя, об этом; ведь не дано Господом власти над нами: хранит ведь Господь души преподобных Своих и от руки грешников избавляет их». Сказав это, он пошел с ребенком по прямой дороге к городу... [47]

Далее следует их беседа во время пути; варвары их не тронули.

Таким образом беседуя, они подошли к крепости, и в то время, как они входили через ворота Романисия, богоданный тот муж исчез от него...

Григентий возвратился невредимым домой к великой радости своих.

Немного времени спустя нечестивый народ тот удалился, и они потом снова, как прежде, жили в безопасности...

После этого Григентий продолжал свои молитвы, и однажды перед ним явилось чудесное видение.

e'. Peri thV optasiaV twn duo stulwn tou purinou kai tou leukou. fol. 7 v.

V'.' O qaumastoV anhr o ojqeiV tw osiw en th erhmw hren auton. foL 10 v.

Однажды явился Григентию муж и пригласил его следовать за ним.

Святой же отрок Христов, следуя подобно агнцу за пастырем, встав отправился вслед за ним. Через день пути они пришли в город Морину, где и оставались совершенно неизвестными. Блаженный же постоянно уходил в находившиеся там святые церкви.

Слава Григентия росла в городе, в то время как дома оплакивали его исчезновение.

Когда же мальчик, как выше было сказано, находился в городе Морине, то слава о нем там возросла, так что, всякий [48] раз как он должен был идти в церковь для совершения своей молитвы, то люди, находившиеся на площади, поучаемые его примером, прославляли его при его проходе. Праведный же сильно избегал этого и поэтому совершал свои утренние молитвы в епископской церкви, а иногда в находившемся там храме Пресвятой Богородицы, иногда же уходил для вечернего славословия также в часовню св. Николая.

В этом городе, в соборе (en th megalh ekklhsia:), Григентий встретился с местным святым Петром, который предсказал ему великую славу (z'. Peri tou osiou Petrou, fol. 12).

h'. Palin o qeojoroV emjanizwn auton tw agiw (foL 12 ?). Перед прибытием в город епископа появившийся вновь o qeojoroV anhr советует Григентию оставить город.

Отправившись в тот же час, они спустились к берегу; найдя приготовленный велением Божиим корабль, они, взойдя на него, поплыли к городу Антиноре. Богоносный же муж тот давал все, что нужно было на расходы мальчику, из-за пазухи, а также и плату за переезд на судне. Как сказано, они достигли города Антиноры; спустившись с корабля и войдя в так называемый ta Protolou, они остановились в доме некоего христолюбца, по имени Феодорита.... [49]

Епископ города Морины, после больших поисков не найдя мальчика Григентия, сильно тосковал о нем и говорил: «за мои грехи я не удостоен лицезреть его».....

Григентий и в Антиноре прославился своим знанием и пониманием Священного Писания, так что был призван к епископу города; с разрешения сопровождавшего Григентия богоносного мужа, епископ посвятил Григентия в анагносты, а вскоре затем и в диаконы (q'. Ceirotoneitai o agioV anagnwsthV kai diakonoV, fol. 13 v.). Здесь Григентий встретился с препод. Феодорой (i'. Peri thV osiaV QeodwraV, fol. 14-14 v.). Через некоторое время богоносный муж вновь сказал Григентию, что ему настало время покинуть и этот город (ia'. Palin o qeojoroV anhr hren (cod. airhn) ton osion eiV eteran polin, fol. 14 v.).

Воспользовавшись благоприятным для них ветром, они, без всяких замедлений взойдя на корабль и довольно долго проплыв, достигли до города Акраганта. Сойдя с корабля и очутившись в городе, они в поисках за помещением пришли в притвор так называемого храма Протола в честь Пресвятой Богородицы. Наутро, когда ударили в било и совершалось утреннее молитвословие, блаженнейший Григентий и сам вошел (туда). . .

Его усердное моление в церкви обратило на него всеобщее внимание молящихся, и после службы местный священник Стефан пригласил его к себе в дом на время пребывания Григентия в Акраганте, что последний и принял. В окрестностях этого города он посетил женский монастырь. [50]

(ib'. Peri thV osiaV EirhnhV, fol. 15 v.).

Встав на утро, он отправился в расположенный на запад от города Тетрастоон помолится в находившемся там храме (Иоанна) Предтечи; по окончании там своей молитвы, он решил отправиться для молитвы в часовню Пресвятой Богородицы, известную под именем ta tou KirtonoV....

На дороге он увидел толпу народа, окружавшую женщину, которая обличала людские пороки (ig'. Peri thV gunaikoV thV elegcoushV ta twn ayqrwpwn erga, fol. 16 v). Увидев Григентия, женщина эта вдохновенно воскликнула:

Христов раб Григентий прибыл к нам из далекой страны Аваров. Встаньте все и припадите к возлюбленному чаду Иисуса Христа, Сына Божия; свят и всесвят он, братья; он наставляя будет ходить из города в город, пока не пройдет за пределы Эфиопии и не поселится в земле омиритов.

(id'. Tetarth apodhmia tou osiou sun tw Qeojwrw, fol. 17). По настоянию появившегося богоносного мужа, Григентий покинул Сицилию.

Спустившись на берег, они, согласно словам мужа, нашли готовый корабль и, переговорив с корабельщиками, взошли на него; подняв тотчас парус, они отплыли от города Акраганта ...

При благоприятном для них [51] ветре проехав в течение многих дней и проплыв мимо многих городов Запада и самого Рима, они прибыли в Милан и, сойдя с корабля, пешком вошли в него....

Остановился Григентий у одного благочестивого мужа Никиты, а сопровождавший его муж удалился под предлогом, что имеет дело в лежавшем в тридцати милях от города Милана замке (укрепленном месте) Ларгентии: en tw pro triakonta miliwn kastrw Largentiw thV Mediolanwn polewV keimenw (fol. 18).

Как и раньше, Григентий предавался в Медиолане жарким молитвам; особенно усердно молился он на гробнице св. Амвросия.

Здесь он видел св. Константина и присутствовал в церкви при споре klhrikou kai monazontoV (ie'. Peri tou osiou Kwnstantinou, fol. 18 v. iV'. Peri tou klhrikou kai tou monazontoV twn antiballontwn, fol. 19). Далее рассказывается длинная история ? юноше Льве, с которым сблизился Григентий и на которого он имел благодетельное влияние (iz'. Peri tou rnaretou paidoV LeontoV, fol. 21 n. и ih'. Peri thV optasiaV, hV eiden o osioV, dia ton agaphton autou Leonta, fol. 25). Но Григентий и из Медиолана должен был удалиться по настоянию все того же anhr qeojoroV.

Уехавши из Милана, они прибыли в Карфаген.... Приехав, как рассказывают, в Карфаген и войдя в него, они были приняты у городских ворот богобоязненным мужем, по имени Константин...

Далее идут рассказы о встрече Григентия в Карфагене со св. Филофеей (k'. Peri thV osiaV QilojeaV. fbL 28), с монахинeй (ka'. Peri thV dioratikhV monachV, fol. 30) и со старцем Василием (kb'. Peri tou osiou gerontoV Basileiou, fol, 31 т). Но и здесь является o qeojoroV anhr и говорит Григентию (kg'. ' Ekth apodhmia tou osiou sun tw qeojorw. fol. 33): [52]

Уйдем и отсюда, так как нам нужно посетить также великих и верховных из святых апостолов в великом городе Риме. Праведный (Григентий), простившись с теми, у кого он жил, с радостью отправился из Карфагена вместе со своим светочем и спешил к Риму. Во время пути они встречают очень глубокое ущелье, называемое Пафиролимна; это было совершенно пустынное и дикое место. Здесь они, устав от пути, задумали остановиться. Был вечер...

Ночью Григентия смутило явление диавола. Проснувшийся спутник успокоил его, и они в душеполезной беседе дошли до Рима.

... Они подошли к Риму и, перейдя протекающую у него реку, вступили в город. Смотря на его постройки, Блаженный удивлялся, так как в других городах таких сооружений он не видел. Некий муж, именем Венедикт, с радостью принял их в свой дом....

Когда св. Григентий находился в Риме и благодаря промыслу Божию пользовался гостеприимством в доме христолюбивого Венедикта, вблизи Большого Портика, то бывший с ним муж, как бы за каким-то ответом, (ушел, обещая) пойти, потом возвратиться. Блаженнейший же, оставшись потом один, выйдя утром, отправился помолиться в храм [53] Св. Петра. Богоносные апостолы не почивают в одном месте: блаженный Павел покоится в шести милях от города, имея собственный храм; глава же апостолов Петр в городе Риме. Когда он шел возносить свою молитву Богу и апостолу, то, при его проходе по площади, какой-то монах, по имени Аврамий, стоявший на одной из улиц города, увидев, что он проходил, сказал ему с улыбкой на лице: «Вот и кир Григентий благополучно прибыл в Рим; проплыв накануне мимо нас и сойдя с корабля в Медиолане........(??), затем снова направившись в Карфаген, он таким образом прибыл сюда. Итак, мы оба и пойдем к св. Петру . . . 1

Григентий посетил храм св. Петра и принес в нем горячую молитву. Приютивший Григентия Венедикт

имел в своем доме также очень красивую часовню Иоанна Крестителя, и в ней Блаженный пребывал, отдыхая и читая священные книги... .

Однажды во время пребывания Григентия в часовне Иоанна Предтечи к нему явился апостол Петр и вел с ним долгую беседу (ke'. Peri thV optasiaV tou agiou apostolou Petrou, fol. 36). Далее рассказывается об исцелении болящего глазами юноши Захария (kV'. Peri tou penhtoV Zacariou, fol. 38), о встрече Григентия с одною святою женщиною (kz'. Peri thV kanonikhV, fol. 38 v.), о чудесном [54] видении апостола Павла Григентию (kh'. Peri thV optasiaV tou agiou apostolou Paulou, fol. 39), o встрече его с монахом Григорием (kq'. Peri tou osiou Grhgoriou, fd. 40), об исцелении Григентием женщины, одержимой бесом (l'. Peri thV gunaikoV thV upo akaqartou pneumatoV ocloumenhV, fol. 40 v.) (la'. Peri 'Iwannou tou schmatizomenou daimwn).

Выйдя однажды из места своего пребывания, Праведный отправился помолиться в часовню св. Вонифатия; находится же она далеко от города Рима. . . .

По дороге Григентий встретил и исцелил одержимого бесом Иоанна. (lb'. Peri tou osiou Micahl tou egklhistou, fol. 43.).

Блаженный же Григентий, благополучно достигнув часовни св. Вонифатия, совершил ему молитву и поклонившись драгоценным мощам мученика, остановился в келье тамошнего настоятеля . . .

Далее идет рассказ о посещении Григентием затворника Михаила, который предвидел его приход, так как заранее уже говорил своему ученику:

Раб Христов диакон Григентий, придя из далекой страны в наш город ромеев, зашел вчера в часовню свв. Аглаи и Вонифатия; сегодня же он будет приведен и к нам пресвитером. . . .

Михаил сообщил Григентию о пустыннике, которого и захотел последний посетить (lg'. Peri tou osiou gerontoV 'Artadou tou anacwrhtou, fol. 44).

Когда (Григентий) сказал это, то (Михаил), позвав своего ученика, говорит ему: «взяв Григентия, доведи его до Ксиролимн [55] на гору в, показав ему издали пещеру старца, удались. От кельи св. Михаила до северного подъема горы было шесть миль, от горного же подъема до пещеры тринадцать миль. Пещера находилась в очень глубоком ущелье, а громадная вершина горы поднималась в высоту; поэтому оттуда видно было, где находилась пещера.....

Далее следует рассказ о посещении Григентием пустынника Артада.

(ld'. Peri tou qaumasiou Stejanou, fol 46 v.).

Когда однажды он отправился в часовню свв. Цицилии, Тивуртия и Валериана, там был один юноша, просивший милостыню, именем Стефан...

Заметив просящего милостыню Стефана, он узнает историю его жизни и беседует с ним.

В одно из воскресений, когда праведный в храме св. Петра совершал свои утренние молитвы, в присутствии святейшего Феликса, который в то время был патриархом св. Римской церкви, то, созерцая служение его с его честным клиром, удивлялся и пораженный воздавал хвалу и славу Господу Иисусу.

le'. ' EbdomoV apodhmia tou osiou, fol. 48 v.). Богоносный муж уводит Григентия из Рима. [56]

Выйдя из Рима, они в несколько дней дошли до Августополя... Он удалялся в епископский собор, который в том городе почитается и славится беспорочным именем Приснодевы и Богородицы Марии.

Далее идет lV'. DhighsiV tou osiou peri teleuthV ponhrou anqrwpou (fol. 49 v.).

(lz'. Peri tou armeniou 'Andreou, fol. 50 v.).

Очутившись на так называемой площади Милинто, он нашел там толпу народа и, прервав свой путь, по велению Св. Духа, остановился; взглянув, он видит среди той толпы обнаженного человека, который на армянском языке беседовал о таинствах. Он был из этого рода (т. е. из армян) и говорил на своем языке с собравшейся вокруг него толпою, наставляя и направляя ее на путь страха Божия...

Григентий заинтересованный спросил его, откуда он.

Он же отвечая сказал ему: «Я с востока; будучи сыном священника, я вырос, воспитался, вскормился и выучился священному писанию в храме св. Григория в Арташате, т. е. в Великой Армении». Сказал ему праведник (Григентий): «Как же ты пришел сюда из такой дали?». [57] Сказал (армянин): «Постигнув из Священного Писания, что настоящая жизнь есть тень и сон, я оставил все и, переходя таким образом из города в город, я поклоняюсь благодаря этому святым церквам…

После короткой беседы они разошлись.

(lh'. Peri tou makariou Gewrgiou, fol. 51 ?.).

В таких обстоятельствах он спустя несколько дней отправился снова в часовню св. Мокия; лежит она на запад от того города.

Идет рассказ о встрече и беседе Григентия с блаженным Георгием.

(lq'. ' Ogdoh apodhmia tou osiou sun tw qeojorw, fol. 52 ?.). Появившийся богоносный муж объявил Григентию, что настало время для него покинуть Августополь.

Уедем отсюда и быстро направимся к лежащей на противоположном берегу стране, ибо настало время пойти нам и к тамошнему населению... Они вышли из Августополя и направились к морю; найдя там левкадийский (??) корабль и взойдя на него, они направились к Египту...

Путешествие прошло совершенно благополучно. (m'. Peri thV en 'Alexandreia paidoV kai projhtidoV, fol. 53).

Через немного дней плавания они прибыли в Александрию. Сойдя с корабля в полдень, они вошли в город и проходили по так называемой улице Феона [58] в поисках за помещением, чтобы в нем остановиться . …

При проходе их по улице одна женщина, увидев Григентия, предрекла ему:

«Вот, говорит она, Григентий, великий светоч омиритов, которого Бог призвал, относительно которого напишет омиритский царь и которого патриарх наш Протерий не мало будет искать и найдя благоговейно помажет честным миром и отправит к эфиопскому царю... В то время, как она пророчествовала, они продолжали путь; дойдя до местности Вукола, они нашли гостеприимство у мужа, по имени Леонтия.

(ma'. Peri tou osiou kaqhgoumenon 'Epijaniou, fol. 53 v.).

Там находился монастырь свв. мучеников Александра и Антонины. Григентий постоянно уходил к тамошней братии и, прочитывая священные книги, очень многому поучался. Игуменом того святого монастыря был один евнух, по имени Епифаний, святой муж, живший уже восьмидесятый год в монастыре.... Ходил он также и в усыпальницу апостола Марка в молился, прося милосердия Божия и Его заступничества....

Григентий ведет душеполезные беседы с монастырской братией и рассказывает ей историю (mb'. Peri tou joberou qaumatoV thV uperagiaV Qeotokou , (fol. 54 ?.), которую начинает так: [59]

После моего отплытия с острова Акраганта, говорит он, когда корабль пристал близ Павеи у одного очень большого места на морском берегу, то, так как все находившиеся на корабле вышли для отдыха (на берег), вышел и я…

Далее рассказывается о встрече Григентия с блаженной Архонтией (mg'. Peri thV makariaV 'ArcontiaV , foL 56 v.); начало рассказа:

Однажды блаженный направился в храм великомученика Мины...

За этим следует рассказ (md') Peri twn marturhsantwn meta tou agiou 'Areqa en th Negra  (fol. 57v.).

В бытность блаженного Григентия в Александрии, во дни императора ромеев Юстина, царя Эфиопии Элесвоама, омиритсксго царя Дунаа и александрийского патриарха Протерия, омиритский царь Дунаа, исповедовавший иудейскую веру, хитростью овладел расположенным внизу городом Негран (Неджран), и, безумец, убеждал всех жителей того города отречься от Господа нашего Иисуса Христа и принять поклонение (иудейскому) закону. Когда все на его приказание возразили, разгневанный нечестивец, приказав развести на большом расстоянии громадный костер, сжег на нем и погубил бесчисленное количество народа; некоторых же из [60] них задушил веревкой; главных же лиц из них убил мечом, среди них и честнейшего их этнарха, старика годами, именем Арефу; после многих разговоров, которые царь с ним вел, и его почтенную голову отрубил мечом. Одним словом, все там как вихрь, вздымающий пыль, разметав, проклятый возвратился в свою столицу, письменно приглашая и власти окрестных стран а также и персидского царя истребить совершенно христианский род в их государствах, «каким образом, говорит он, и я это сделал». Узнав об этом, Юстин, император ромеев, с пламенной поспешностью пишет Элесвоаму, святейшему царю Эфиопии, чтобы тот собрал войска своего царства и пошел войною на беззаконного еврея для отмщения за драгоценную и невинную кровь праведников, пострадавших за непорочную веру Господа нашего Иисуса Христа. Это и сделал славный царь. Собрав все свое войско и двинувшись на него войною с суши и с моря, он в конец уничтожил войска его, разумею — беззаконника, захватил самого беззаконного еврея с его родственниками и убил их мечом. Он взял и царство его и все находившиеся там укрепления; [61] овладел он и Тефаром, столицею омиритов, и, вступив в страну, разграбил все его царство и для устрашения очень многих там убил; остальные же, иудеи и иноземные народы, убоявшись, обещали ему принять святое крещение. Но среди них не было ни епископа, ни священника, ни диакона, ни кого другого из клира святейшей церкви, так как враг святой и единосущной Троицы почти все уничтожил, так что о них в его государстве и памяти не осталось; ведь он, вынув святые останки всех ранее умерших и с почетом положенных в гроба, даже и те предал огню. Поэтому из омиритской страны святейший царь Элесвоа пишет Протерию, патриарху александрийскому, подробно обо всем и том, какой успех даровал ему, царю, Господь Бог; пишет он далее и о том, чтобы патриарх выбрал какого-нибудь человека из всей своей патриархии, умного, образованного, разумного, знающего, прекрасно изучившего ветхий и новый завет, рукоположил его в епископы и отправил к нему со всем для него необходимым и церковным причтом. [62]

Получив письмо эфиопского царя, Протерий долгое время не мог остановить ни на ком выбора, так что назначил даже пост и «всенощное славословие» (pannucion doxologian) me'. Peri thV ceirotoniaV tou osiou Grhgentiou, fol. 58). Ночью во сне явился Протерию апостол Марк и указал ему на диакона Григентия. Посланные Протерия нашли Григентия и привели его к патриарху, который, после нескольких вопросов, открыл ему всю правду. В главном храме во время торжественного богослужения Григентий был посвящен патриархом в пресвитеры, а затем сейчас же и в епископы; ряд чудесных явлений произошел во время церемонии. После этого Протерий отправил Григентия в путь к Омиритам.

При их радости и ликовании в тот день, патриарх Протерий занялся приготовлением к отправке вместе с блаженным и царских посланцев к нему; когда же все было готово, то он, дав решительно все нужное святому, а также и желавшим с ним отправиться, поцеловав его, отпустил их с миром. При попутном ветре они в немного дней доехали до Эфиопии и, отдохнув немного в Амлеме, главном городе эфиопов, и захватив с собою некоторые нужные вещи, которые приказали им взять цари, они сели потом на один корабль и, проплыв в течение многих дней по быстрому Савейскому морю и переехав оттуда к пещере Деккеон, прибыли в Тефар, главный город омиритов. Но царя они не нашли в городе Тефаре; он находился в том городе, где беззаконный [63] Дунаа убил святых мучеников. Царь разрушал языческие храмы соседних городов и остававшихся еще (языческих) племен и основывал церкви во имя Господа нашего Иисуса Христа. Он построил в Неджране прекраснейшую церковь во имя животворящего Воскресения Господа Нашего Иисуса Христа; он построил также еще другую церковь в участке Стадия (?) во имя св. Богородицы; построил он и третью церковь во имя свв. мучеников и славного Арефы близ его дома, в том месте, где раньше был дивный сад.

В Тефаре также он построил большую церковь (собор) во имя Св. Троицы близ дворца, где жил кровожадный царь евреев, — другую на главной так называемой улице Дана во имя св. Богородицы, — третью у западных городских ворот во имя свв. Апостолов. В городе Акана он построил три церкви: во имя Вознесения Спасителя, Иоанна Предтечи и апостола Фомы.

Расставив войска в городе Атарфе и в близ лежащих городах и принудив местное население к работе, он везде восстановлял церкви, назначив своих вельмож начальниками работ. Когда он, как сказано, находился в Неджране, окончив пиршество (?), во время [64] которого он рукоположил сына святого Арефы в этнархи, пришло к нему радостное известие. «Прибыли, сообщало оно, господин, посланные твоего Величества в Александрию за епископом, которого они имеют с собою». Услышав это, царь очень обрадовался и встав спустился на встречу епископа, так как он был царь в высшей степени благочестивый, христолюбивый, очень смиренномудрый, подобно другим царям, до него царствовавшим в Эфиопии. Когда царь был на царском дворе, люди, прибывшие с блаженным, уже издали показали ему царя. Когда они были близко друг от друга, блаженнейший епископ, подбежав и облобызав его, сотворил за благочестивого царя молитву. Царь же, таким же образом облобызав в свою очередь святого и взяв его за правую руку, вошел (во дворец), где сам жил. Когда царь сел на своем троне и блаженный рядом с ним, прибывшие вручили царю послание патриарха Протерия, а также и посланные последним ему подарки. Узнав из послания его то, что касалось до блаженного, он еще более обрадовался и, исполненный беспредельной радости, со страхом беседовал с праведником, так как он узнал, что (патриарх) [65] взял его по (ниспосланному) ему откровению Божию и рукоположив послал его, — что во время его рукоположения происходили от него какие чудеса! Итак, воздав хвалу за это Всевышнему, царь, взяв епископа, направился освящать церкви, которые он построил Господу. После того, как прежде всего был освящены святые церкви в городе Неджране святым епископом Григентием, царь, взяв его, прибывает в город Акану и освящает также и там церкви, в то время, как божественный Григентий для каждой церкви во время прохождения и освящения ее рукополагал по одному священнику. Затем они идут в Атефар и Легмию, освящая божеские храмы и сильно ликуя; засим обойдя все лежащие кругом города и освятив священные храмы, они прибыли в Тефар, главный город омиритов, где и отдохнули несколько дней. После этого построив и там священные дома (храмы), они жили в радости и веселии, ликуя и празднуя. Между тем святейший царь Эдесвоам спешил возвратиться в свое государство, так как он уже много времени провел в стране омиритской, как говорят некоторые, около тридцати шести месяцев. [66]

47. (mz')Святой царь Элесвоам с великим архиереем Григентием провозглашают царем блаженного Аврамия.

Царь, пригласив к себе блаженного Григентия и всех своих мегистанов и сатрапов, которые составили собрание под председательством благочестивейшего царя и святейшего архиерея, обратился к собранию: «кого по вашему мнению, сказал он, помазать нам здесь в цари? Они же сказали: «Более великого, чем твое величество, о господин, никто из нас не знает». Благочестивейший же царь, предвидев (это), говорит святому Григентию: «Честной владыка и наш пастырь! Это твое дело. Вот перед тобою все начальники, мегистаны и сатрапы, малые и большие. Итак, призвав Господа нашего Иисуса Христа, избери себе в цари того из этих всех, кого вложит в сердце твое Господь Бог. Мы все уйдем отсюда, а тот же будет здесь с тобою. Поэтому, кого бы ты не избрал себе, будет ли он плох или хорош, выбирай из всех этих тебе желанного... [67]


Начиная отсюда текст напечатан в Греческой Патрологии Migne, t. 861, стр. 569 sq. Текст у Migne немного отличается от синайского текста. Sancti Gregentii disputatio cum Herbano Judaeo — fol. 63 v. —123 v. Migne, t. 861, p. 621-781. Homeritarum leges — fol. 125-133. Migne, t. 861, p. 581-620.

На этом я и остановлюсь. Цель моя была обратить внимание на житие Григентия, выбрать из него отрывки, заключающие в себе исторические и топографические указания. Как видно из отрывков, особенно много указаний последнего рода, и вопрос об оценке их, я думаю, должен заинтересовать ученых.

Когда я, вскоре после возвращения с Синая, читал доклад о житии св. Григентия в Археологическом Обществе, то во время беседы, возникшей после чтения доклада; кажется, Я. И. Смирнов обратил мое внимание на житие св. Григория Акрагантского (Агригентского) и высказал предположение, нет ли между этими житиями какого-либо смешения.

Я думаю, что этот вопрос заслуживает внимания. Не имея досуга в настоящее время подробнее войти в этот вопрос, я ограничусь лишь несколькими замечаниями.

Ученые не сходились о времени жизни Григория Акрагантского, относя ее то к III, то к VI веку 2. Смешение Григентия (Григория) Омиритского с Григорием Акрагантским (Агригентским) существовало. В Acta Sanctorum в главе De S. Potamio, episcopo Agrigentino in Sicilia мы читаем следующее: Alium utroque antiquiorem Gregorium celebrant Menaea XIX. Dec., quem et tradunt a Proterio, Patriarcha Alexandrino ad S. Elesbaan Regem Aethiopum missum, multas in Arabia ecclesias consecrasse, multos judaeorum adjunxisse Christo 3. Родители Григентия назывались Агапий и Феодота; имена родителей Григория Акрагантского были Харитон и Феотота 4, т. е. имя отца последнего по смыслу равняется Агапию (Caritwn — 'AgapioV). Затем самое имя Григентий очень близко звучит с Агригентом.

А. Васильев,


Комментарии

1. Последние строки для меня не ясны.

2. См. Migne. Patr. Gr., t. 96, p. 549, n. 69. W. Smith and H. Wace. A Dictionary of Christian Biography. II (1880), p. 730 (на этой же странице заметки о Григентии) и 776-777. Арх. Сергий, Полный Месяцеслов Востока. III, ч. 2 (2 изд.), стр. 480-481.

3. Acta Sanctorum Jan. II, p. 970, n. 8. См. Migne, 196; ibidem. W. Smith, op, cit, p. 730.

4. patroV men CaritwnoV tinoV legomenou, metroV de QeodothV (Migne, T. 96, p. 553. Vita Gregorii a Leontio). Симеон Метафраст говорит: Oi junteV de Caritwn kai Qeodoth (Migne, t. 116, p. 192).

(пер. А. А. Васильева)
Текст воспроизведен по изданию: Житие св. Григентия, епископа Омиритского // Византийский временник, Том 14. 1908

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2019  All Rights Reserved.