Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

Донесение восточного (Иоаннова) собора победоносному императору, снова объявляющее об отлучении Кирилла и Мемнона.

Ваше благочестие, прославившееся благодеяниями миру и церквам Божиим, повелело нам собраться в Ефесе для того, чтобы восстановить мир в церкви, а не для того, чтобы все наполнить смятением и беспорядком: самые указы вашего величества ясно и точно свидетельствуют о благочестивых и миролюбивых ваших намерениях относительно церквей Божиих. Но Кирилл александрийский, по-видимому, рожденный и воспитанный на погибель церквей, принявши в пособие дерзость Мемнона ефесского, преступил ваше кроткое и благочестивое повеление, во всем показывая себя невежественным. Ибо когда вашим величеством приказано было произвести тщательное исследование о вере, при всеобщем мире и единодушии, Кирилл, обвиняемый в учении Аполлинария, и еще более сам себя обличивший в нем теми сочинениями, которые он, вместе с анафематствами за собственною подписью, недавно послал в царствующий град, не обращая на все это никакого внимания, как бы во времена безначалия, впадает во всякое беззаконие. И когда надлежало ему представить отчет в своем нечестивом мнении о славе Господа нашего Иисуса Христа, он, присвоив себе власть, которая не дана ему ни канонами, ни вашими эдиктами, производит всякое бесчиние и нечестие. По этим побуждениям святый собор, не принявший его губительных нововведений в вере, за все вышесказанное отлучает его самого и Мемнона, как его соучастника и [350] сотрудника во всем, который против святейших епископов, не принявших их нечестивого еретического учения, произвел многие смятения, запер церкви и все молитвенные дома, как будто в языческие и богопротивные времена, и привел множество народа из окрестностей ефесских, так что нам, думающим не о защите, а о правых догматах веры, каждый день во всем угрожает опасность. Извергнуть их, значит утвердить православие. Его нечестивые мнения вы могли узнать из самых его глав. Ибо он Аполлинария, уже умершего, старается ересью вызвать из ада для борьбы с церковным и православным учением, предавая анафеме, в своем изложении, евангелистов и апостолов, и после них, тех отцев церкви, которые, побуждаемы быв Святым Духом, а не собственным размышлением, проповедали благочестивую веру и возвестили евангелие, не так, как он думает и учит, и свое нечестие хочет распространить по всей вселенной. Не в состоянии переносить этого, мы употребили должное отлучение, надеясь на помощь Божию и ваше благочестие. Ибо мы знаем, что вы ничто ни предпочтете правой вере, в которой воспитаны вы и блаженнейшие предки ваши, всегда низлагая тех, кто противится апостольским догматом. К ним относится упомянутый Кирилл, который, при помощи сообщника своего Мемнона, завладел Ефесом, как бы некоторою крепостью, и потому справедливо вместе с ним подвергается отлучению. Ибо сверх сказанного они покушались на всякую обиду, на всякое возмущение против нас, которые собрались сюда, не заботясь ни о городах, оставленных, ни об отчизне, ни о самих себе, как определено было вашим эдиктом: и вот мы теперь делаемся добычей злобы, если не сохранит нас ваше благочестие, повелев нам собраться в другом, ближайшем месте, где бы мы из писаний и книг отеческих могли ясно обличить Кирилла и увлеченных им, которых снисходительно подвергаем запрещению, оставляя им надежду на спасение, если они вразумятся. Они, как в неприятельском войске, доставляли ему поводы к возмущению, даже до настоящего времени. Одни из них еще гораздо прежде были отлучены, но приняты им; другие лишены общения своими митрополитами, а им приняты в общение, иные были замешаны в разных преступлениях, а от него удостоены почестей. И все это он сделал с тем намерением, чтобы большинством утвердить свое еретическое умствование, не представляя, что для веры потребно не число людей, но правота догматов и истина апостольского учения, и мужи, которые благочестиво могли бы утвердить его доказательствами и свидетельствами апостольских писаний, а не дерзостью и тираническою властью. Посему просим и умоляем ваше благочестие оказать пособие обуреваемой вере и, как можно скорее, исправить их безумие и тиранство, которые, как [351] вихрь, увлекают более смелых в еретическое зломыслие. Ибо и справедливость требует, чтобы ваше благочестие, заботившееся о церквах в Персиде и между иными народами, не оставляло без помощи церквей, находящихся под римским правительством.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.