Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

X.

Октября 28.

МУЧЕНИЧЕСТВО

святого Кириака архиепископа Иерусалимского.

1. После кончины боголюбивейшего царя Константина и сына его Константа унаследовал царство его Юлиан. Он, направляясь на войну с Персами, услышал об епископе Кириаке. Поэтому он прибыл в Иерусалим и, призвав епископа Кириака, говорит ему: «Как твое имя?» Епископ говорит: «От родителей моих назывался я Иудою, когда же умилосердился Владыка мой Иисус Христос и даровал мне недостойному имя епископское, праведная Елена чрез преподобного епископа римского повелела мне именоваться Кириаком». Юлиан сказал: «Родители твои живы?» Епископ Кириак сказал: «Одна только мать моя». Юлиан сказал: «Да будет призвана».

2. Когда она пришла, Юлиан сказал: «Как твое имя?» Она говорит: «Анна». Юлиан сказал: «Какую чтишь веру?» Анна сказала: «Я служу небесному царю моему Христу, Который явился мне чрез честного сына моего». Юлиан сказал: «За предлежащие богатства и жизнь величайшую пожри великому богу Зевсу». Кириак сказал: «Я воссылаю жертву чистую и бескровную великому царю, который будет [185] царствовать во веки». Юлиан сказал: «И я изучил эти глупости, и мне не принесли они никакой пользы». Кириак сказал: «Хорошо сказал ты, пес нечестивый, что не принесли мне никакой пользы; ибо, оставив боговдохновенные Писания, ты не вспомнил о божественных тайнах Христовых; Он даровал тебе недостойному царство временное, а ты облекся в диавола и гонишь возлюбивших благочестие; посему вскоре будет отнято у тебя царство и дерзость обезумевшей души твоей». Юлиан сказал: «Многие уверовавшие во Христа в страшных казнях окончили жизнь сию. Посему, если вы не поверите и не пожрете, то увидите казнь в различных муках». Епископ Кириак сказал: «Ты не можешь устроить такие казни, какие уготовал Христос душам, отрекшимся от Него. Ибо тело мучится короткое время и, как вспахиваемая земля приносит двойной плод, так и по избавлении тела от мук душа прямо идет в небесные врата и с дерзновением приходит к Владыке, за Которого предала тело свое на смерть».

3. Юлиан сказал: «Что ты говоришь, Кириак? Итак, и ты избрал умереть за Распятого, а не принести жертву?» Епископ Кириак сказал: «Ты не знаешь, что говорит божественное Писание? Боги, которые не сотворили небо и землю, да погибнут с земли (Иерем. X, 11). И паки говорит: Идолы народов серебро и золото, дела рук человеческих. Подобны им да будут творящие их и все надеющиеся на них (Псал. CXIII, 12, 16; CXXXIV, 15, 18). Итак, посмотри, — и ты подобен им, поклоняясь суетным идолам, с которыми будешь осужден в геенну».

4. Юлиан, услышав это, повелел отрубить ему [186] правую руку, сказав, что «этою рукою твоею ты написал много посланий и многих отвратил от богов». Епископ Кириак сказал: «Хорошо сделал ты, пес нечестивый; ибо ты не знаешь, что уготовал мне жизнь вечную; ибо прежде чем я познал Господа моего Иисуса Христа, я писал синагогам Иудейским, чтобы не верили в Распятого. Итак, посмотри, ты отрубил соблазн тела моего; ибо мне полезно, чтобы погиб один из членов моих, а не все тело мое ввергнуто было в геенну». Юлиан сказал: «Итак, посмотри, я уничтожу все твое тело и посмотрю, кто избавит тебя от рук моих». Епископ Кириак сказал: «Владыка мой Христос, которого ты безумно оскорбляешь, увещевает в Евангелии: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Матф. X, 28). Посему и я презираю сии временные муки, дабы избегнуть предстоящего гнева огня». Юлиан сказал: «Итак, посмотри, гнев огня идет на тебя, и я посмотрю, спасет ли тебя тот обманщик». Епископ Кириак сказал: «Беспамятный и всех нечестивейший пес, как ты не вспомнил о чистом жертвеннике, на котором укрылся от временной смерти, когда предпринял супротивное насилие? Как ты дерзнул открыть твои гнусные уста и сказать хулу на Владыку нашего Иисуса Христа?» Юлиан сказал: «Если ты воистину презираешь огонь, то я приговорю тебя к неизлечимейшему наказанию, чтобы было казнено не только тело твое, но и душа твоя».

5. Тогда повелел он растопить свинец, открыть клещами уста его и влить ему свинец в уста. Когда они исполнили приказанное им и вылили свинец в уста его, Кириак претерпел и сие мучение и, храня [187] молчание, взирал на небо. По прошествии двух часов думали, что Иуда умер. Но он, возвысив голос, начал говорить: «Светоч негасимый, Христе, свет вечный, жизнь умерщвленных, отпущение грехов, искупитель погибающих, благословляю Тебя, Владыко, что Ты удостоил меня достигнуть части святых Твоих, о разбивший золотой образ и изгнавший зломысленного царя от людей и положивший жилище его с дикими зверями, пока не переменились на нем семь времен, пока он не познал Бога истины; чрез пророка Даниила уничтоживший кумиры Вавилонян, сохранивший образ троицы мучеников в пламени пещном, иссушивший волнующееся Красное море и переведший чрез него народ Твой, покрывший в бездне его противников народа Твоего, прекративший шипение змеев в пустыне чрез образ креста и уврачевавший укушенных змеями, столпом огненным осветивший Израиля, бывшего во тьме, и сожигаемых лучом солнечным прикрывший их прохладою, умертвивший врагов друзей Твоих, тихое пристанище обуреваемых, Христе, открывающий источники в ущельях на пользу зверей пустыни,—ибо обо всех печешься Ты, Владыко Господи, и все мы творение Твое. Молюсь Тебе, Господи Иисусе Христе, ниспошли ангела Твоего Михаила, сущего при свете, и спаси меня от зломысленного сего, дабы не победила меня гордыня его, но терпением подкрепи меня; ибо Ты прославлен во веки. Аминь».

6. И когда он окончил молитву, говорит Юлиан: «Посмотри, посмотри, Кириак, сколько я позволил тебе болтать. Я часто слышал это, и никто не мог живым выйти из рук моих, если не принес жертвы. И я некогда поклонялся Распятому, и Он нисколько не [188] помог мне; затем, раскаявшись, я познал богов которые доставляют спасение». Епископ Кириак сказал: «Знаю я, что ты узнал отца твоего сатану и слуг его, которые ведут в геенну верующих в них». Юлиан сказал: «Пожри, Кириак, прежде чем будешь казнен». Епископ Кириак сказал: «Я демонам жертвы не приношу, ниже камням суетным». Юлиан сказал: «Ради безумия вашего они даже не поставили истукана; но пожри невидимым и скажи: Велик бог Зевс». Епископ Кириак сказал: «Я верую в великого и невидимого Бога, Который уничтожит тебя из этой гордыни твоей».

7. Тогда всегнуснейший повелел устроить одр медный и на нем распростереть его, подложить угли огненные и возливать соленую воду и тук, а сверху повелел бить его жезлами: утроба и передние части блаженного были обжигаемы огнем и избиваемы жезлами: но мученик претерпевает ради Христа. Он возвысил голос свой, молясь на еврейском наречии и говоря: «Кароха халали мамуфа; иарихо сгиар, ламегдона, элоеф, нау, иавиль корам, вевиладона, элоимуфа». Это значит в переводе: «Боже неизмеримый и нас ради узренный, дающий жизнь всякому верующему в Тебя, показавший нам чрез пророка Иону образ воскресения Твоего, избранного Твоего Илию вознесший на небеса на колеснице огненной, взором Твоим все просевающий, призри, Господи, на суд сей и облегчи меня от этих страданий. Ибо се во имя Твое претерпеваю я сие». И когда он это сказал, тиран поразился его терпением и повелел развязать его и держать под стражею в темнице, пока он рассудит, какою смертью погубить его.

8. По прошествии двух дней блаженная Анна, мать [189] праведного, приходит к нему и говорит: «Добре подвизался ты, сын мой, за Владыку нашего Христа. Помяни отца твоего и мать твою и искупи, сын, грехи отцов твоих, будучи со Стефаном первомучеником. Помяни меня истинно, ибо я в болезнях родила тебя и молоком вскормила тебя; ибо завтра ты скончаешься, сын мой». Слуги диавола донесли о ней тирану, и он повелел тотчас представить ее. Когда же она пришла, тиран сказал ей: «Что ты говоришь, Анна? Убедилась ли хотя ты пожрать и жить? Ибо безумный сын твой избрал скорее умереть, чем жить». Анна сказала: «Он не приносит жертвы, более стремясь к жизни; ибо сия жизнь временна». Юлиан сказал: «Итак, что ты говоришь? и ты не приносишь жертвы?» Анна сказала: «Безбожный, жестокий и начальник всякого беззакония, не страшат меня слова твои. Владыка наш Иисус Христос излил за нас кровь, дабы искупить нас от всякого беззакония; на сколько больше мы, грешники, потщимся умереть за Него?»

9. Тиран, разъярившись, повелел повесить ее за волосы и строгать. Когда она была строгаема три часа и совсем не испустила стона, тиран говорит: «Что, Анна, хорошо взяли тебя муки?» Анна сказала: «Неистовый пес и начальник всякого беззакония, я вовсе их не почувствовала. Итак, если ты имеешь другие муки, принеси мне; ибо я готова презреть и бороться с спасителем твоим диаволом, имея защитником моим Христа». Тогда повелел Юлиан приблизить к ней светильники. Она же говорит: «Чистый и непорочный Боже, предавший огню неугасимому пятиградие нечестивых, а праведного Лота спасший, гласом ангелов разрушивший стены Иерихонские, крепкою рукою повоевавший Амалика, чрез блаженную Юдифь [190] сломивший Олоферна, а народ Израильский спасший, услыши, Господи, и меня смиренную и сотвори пробежать полный бег, дабы и я вошла к жениху моему Христу, веселясь вместе с сыном моим». И сказавши это, блаженная Анна испустила дух, и обрядили ее и погребли.

10. Тогда всегнуснейший Юлиан повелел привести праведника. Когда он был приведен, тиран удивился, что, претерпев столь великие муки, он предстал с светлым лицом. И говорит Юлиан: «Кириак, скажи мне, какими волшебствами ты всех омрачил?» Кириак сказал: «Поелику ты отпал от истины Христовой, ты хочешь, чтобы и светила, блистающие им, сделались твоими последователями; но не будет тебе места; ибо я убежден, что не по многих днях ты будешь поражен мечем небесным. Ты уйдешь в путь твой и не возвратишься, так как прогневал Бога живого». Снова повелевает тиран сделать большой ров и бросить в ров ехидн, рогоносцев, жалоносцев, василисков, буйволов (роды змей) и множество разных других ядовитых животных, и туда приказать ввергнуть праведника. Преподобный же епископ Кириак, преклонив колена, говорил так: «Господи Иисусе Христе, прииди и посмотри подвиг стадия и сей нужды, спасший праведного Иосифа из рва, силою Твоею заставляющий великих змеев покоиться в логовищах их, стерший головы их, повелевший дракону сразиться с гигантом, и, кусая друг друга, они погибли друг от друга. И ныне, Господи, защити меня от сих ядовитых животных, дабы не сказал тиран: Укрепихся на него» (Псал. XII, 5). Животные ангельскою силою была объяты сном, так что праведник, веселясь, говорил: «Ныне познал я, Господи, что Ты не далек от верующих в Тебя. [191] Благодарю Тебя, Господи, что Ты не только о Себе сотворил пророчество блаженного Давида, но и обо мне грешном: На аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия» (Псал. ХС, 13).

11. Когда сказал это блаженный Кириак, Юлиан повелел бросить огонь в яму и сжечь животных, а праведника, извлекши, снова пытался допрашивать. Начальник же песнопений, по имени Едалом, сказал: «О царь, ты исполнился великого безумия, желая убить сего мужа. Тебе должно было, как человеку, подумать, что даже из богов никто не мог сотворить таких чудес. Посмотри, скольким подвергся он мучениям, и ты не смог изменить мужества терпения его. Воистину велик Бог христианский». Тогда тиран, узнав, что и он уверовал от души, повелел обезглавить его; и Едалом радостно ушел на место, говоря: «Боже Кириаков, приими в мире душу мою». И сказав сие, протянул шею и так скончался от меча.

12. И снова говорит Юлиан Кириаку епископу: «Отрекись от Христа твоего, и отпущу тебя». Кириак сказал: «О сердце кривое и ум угасший, как могу я отречься от даровавшего мне такие милости?» После сих слов его тиран повелел разжечь котел елея. Когда же котел был разжен так, что окружающие не могли выносить кипения, он повелевает ввергнуть его. Праведник, войдя в котел, говорит предстоящим: «Отступите отсюда, дети мои, чтобы кто-нибудь из вас не был облит». Тогда праведник, простерши руки к небу, говорил: «Господи Иисусе Христе, очистивший Иордан и умудривший духом силы предтечу Твоего Иоанна, даровавший мне баню нетления в воде живой; ныне же, Господи мой Иисусе Христе, [192] я окрещен в елее. Мне остается третье, — мученическая кончина кровью от меча, чего и ожидаю долгое время». Тогда разгневанный тиран повелел поразить его в грудь длинным копьем; он же, пронзенный, испустил глас, призвав благодетеля своего Христа и прося скорее освободиться из сей неправедной жизни и от злобы тирана. И так, подвизавшись подвигом добрым, был вознесен во славе в день субботний, в час восьмой, месяца Октября 22-го, в царствование Господа нашего Иисуса Христа. Честные тела их по достоинству мученичества погребли братья, уверовавшие в Господа. Совершая память их, да будем мы удостоены той же части во Христе Иисусе Господе нашем, Ему же слава во веки. Аминь.

(пер. В. В. Латышева)
Текст воспроизведен по изданию: Сборник палестинской и сирийской агиологии // Православный палестинский сборник. Вып. 57. СПб. 1907

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2019  All Rights Reserved.