Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

БРОНЕВСКИЙ В. Б.

ОПИСАНИЕ ЧЕРНОГОРИИ

(Доныне ни на одном еще языке не описана сия любопытная земля, обитаемая единоплеменным с нами народом. Приносим искреннюю нашу благодарность почтенному г. Броневскому за украшение Сына Отечества сею статьею. Изд.)

Черногорцы, ведя беспрестанную войну со своими соседами, не впускают ни одного иностранца в свою землю. – Путешественник, который пожелал бы снять местоположение, подвергся бы опасности потерять жизнь: они почли бы его за шпиона какой либо державы, намеревающейся завоевать их. – По сей причине из множества путешественников, нет ни одного, который бы посетил Черногорию, и [18] нет ни одного творения о произведениях, о правлении, нравах и обычаях жителей.

По занятии провинции Катарской нашими войсками, Бокезцы с Черногорцами слились в один народ, и прежняя вражда их прекратилась. — Один Доктор из приморцев, человек весьма просвещенный, будучи призван во внутренность земли для вспомоществования больным, оказал некоторую услугу Губернатору Черногории  и самому Митрополиту, и не упустил воспользоваться доверенностию, которую внушали жителями его звание, отправление должности и знание языка. Знакомство его со мною было для меня полезно; он охотно сообщил мне свои замечания. Доверенность Черногорцев к Россиянам, мое обращение с ними во время пребывания флота в Адриатическом море, доставили и мне случай собрать другия сведения, касающияся до характера их и правления. — Сличив замечания Доктора с своими; поверил я мои записки на месте, и воспользовавшись показаниями Архимандрита [19] Вуковича, природного Черногорца и еще некаторых сведущих Бокезцев, которые имели частые сношения и родственные с ними связи, особенно считаю себя обязанным многими верными подробностями о Черногории, равно и Катарской провинции, Графу П. И. Ивеличу. При таковой помощи, будучи в состоянии составить точное и верное описание, я осмеливаюсь здесь оное предложить. Новость предмета вознаградит негладкость слога. Земля Черногорцев, не представляет ни надписей, ни развалин; известия о ея жителях, не вмещают столь любопытных предметов, какие Читатели находят в описаниях древней Греции; — но часто полевой цветок бывает столь же душист, как другой, воспитанный в цветнике и оранжерее.

Границы, пространство и число жителей.

Самое название - Черногория, означает гористую землю. Вся провинция покрыта горами и ограждена цепью весьма высоких скал, которые, будучи покрыты еловыми лесами, придают им черный вид, от чего [20] и произошло название Черной горы (Monte-Negro). Она лежит между Герцеговиною и Албаниею и примыкает западною стороною к провинции Катарской. — Нельзя точно положить пространства ея, ниже верно определить числа ея жителей; но приближенно можно сказать, что она имеет в окружности около 300 верст, 90 верст в длину, 50 в ширину, и вмещает 500 квадратных миль земли, наполненной каменистыми неприступными горами. — Она разделяется на следующие пять округов, называемых жителями Наия:

1) Катунская Наия имеет 16 селений, в которых находится около 2200 человек, могущих поднять оружие.

2) Лешанская Наия, с 44 деревнями может выставить 3500 воинов.

3) Плещинская с 8 селами, имеет 1200 вооруженных.

4) Риечкая заключает 40 деревень, дающих 4000 воинов.

5) Черницкая вмещает 18 селений, в которых находится около 2500 носящих оружие. [21]

Как Черногорцы ведут жизнь совершенно военную и носят оружие с самого раннего возраста до глубокой старости, то хотя в большей части Европы, для определения числа жителей, умножают в пятеро число могущих вытти в поле, но здесь, умножая 13,400 воинов в четверо, целое народонаселение во 116 селениях полагать надобно от 45 до 54 тысяч, — сказывают, что в собственной земле, они могут выставить противу неприятеля до 30,000 воинов.

Черногория единственная земля в Европе, в которой нет городов; самое большое селение не имеет более 1,000 душ. Оные строятся в долинах и близ рек, в коих вода превосходна; домы в один этаж разделены на две части: в одной половине помещается домашняя скотина, в другой, где посреди поставлен очаг без трубы, живет семейство. — Стены закладываются из камней просто один на один; только для малого числа двуэтажных монастырей употребляются известь и черепицы, прочие, будучи крыты соломою, [22] представляют бедные шалаши, коих лучшую мебель составляют черепы голов, и оружие неприятелей, напоминающих молодым людям славу их отцев.

Монастырь Цетине, главное место пребывания митрополита, окружен стеною с прорезами и имеет несколько малых пушек. Тут собирается народный Сейм.

Монастырь Станевичи , подаренный Венециянами, находится в округе Побори на

границе Черногорской; он также укреплен каменною стеною с бруствером, защищаемым пушками. Положение его от натуры неприступно. Церковь, построенная Венециянами, украшена многими дарами Российских Монархов. Здесь же хранятся грамоты, данные Черногорскому народу, при восшествии на престол каждого Императора.

Климат.

Суровость погоды, стужа и зной мало тревожат народ сей. Воздух свеж и здоров; он очень сух зимою, и сие, вспомоществуя гибкости тела, укрепляет и соделывает [23] Черногорцев способными к перенесению неимоверных трудов. Летние жары умеряются восточным ветром, который, начинаясь в полдень, прохлаждает и освежает жителей. — Черногорцы достигают глубокой старости: я видел довольно столетних при осаде Рагузы; меня уверяли, что многие из них живут и за сто.

Болезни.

Болезни очень редки между Черногорцами; они обязаны сим своей воздержности, чистоте воздуха, а более порядочной жизни. Они не танцуют на балах до утомления; страсти их не возбуждаются театральными представлениями; они не знают никаких наших прихотей модной жизни. От сего ревматизм, простуда, паралич и пр. и пр. и по имени даже им неизвестны. Лечение от ударения солнечных лучей на голову, и от ветра, которой, вдруг останавливая испарину, во время походов их, наиболее подвергает головной боли, простудной горячке и колотью, [24] и других болезней оставляют они природе или употреблют полезные травы и коренья. Опыт научает некоторых простыми средствами вылечивать тяжкие болезни, и сие знание переходит от отца к сыну. Между ими есть искусные костоправы. Лечение ран заслуживаете особенное внимание. К легким прикладывают паутину, мох и трут; к порезам листья плюща или шкурку чеснока. К тяжелым ранам делают картаплазм из травы, известной у нас под именем Ивана да Марьи (или иначе стенная трава), сжимая ее между двух каменьев; некоторые посыпают картаплазм солью, и от сего, столь простого средства, раны закрываются чрез 15 дней. Они не знают употребления ланцета, а отворяют кровь, как у нас лошадям за ушьми и в икре ног — бритвою. Когда от солнечных лучей болит голова, они пускают сами себе кровь из носа, — перетянув шею туго снурком, толкают в нос свернутою бумажкой или травою. Невзирая на грубую пищу, беспрестанные войны их, [25] неудобности и недостатки, которым подвергаются в частых походах, они до смерти не чувствуют никаких припадков. Вот прекрасная награда их невежества! Просвещенный человек бывает жертвою страстей ему вредных и противных природе. Искание славы, обычаи, излишнее прилежание к Наукам истощают телесные его силы; зависть, подобно смертоносному яду, пожирает его сердце; самые добродетельные и безкорыстные люди подвержены бывают печальным следствиям чувствительности; но Черногорец, ограниченный в своих желаниях, которые удобно может удовлетворять, живет счастливо и довольно.— Когда отечество в опасности, драгоценная независимость его угрожается рабством, он без размышления поспешно берет ружье, сражается, освобождает его, и тем оканчивается заботливость. Душа его непричастна тому высокому и продолжительному чувству, которое, отделяя нас самих от себя, заставляет участвовать в бедствиях нам подобных, нашего государя и отечества. — Несчастие [26] ближнего и опасность отечества не имеют сильного влияния на его душу; он помогает первому чем может и всегда готов жертвовать жизнию последнему. — Смерть друга, потеря жены и единственного сына, подвергают его горести, даже отчаянию, но крепкое его сложение переносит печаль сию без вреда здоровью, и он никогда не бывает жертвою сего живого и нежного чувства, —— Словом, воспитание приближая его к природе, которой он есть простое чадо, избавляет от множества болезней, проистекающих от образа нашей жизни и нашей чувствительности.

Произведения.

Не взирая на частые набеги на своих соседей, отвлекающих от земледелия, и при всей бесплодности гор, которые составляют большую часть земли, несколько долин, между ими заключенных, удовлетворяют достаточно нуждам жителей, производя хлеб, вино, винные ягоды, груши, яблоки, сливы, которые превосходны, [27] коровье масло, сыр, кожи, шерсть, лен, воск, мед и пр. и пр. Нынешний Митрополит, научив обрабатывать картофель, ввел его во всеобщее употребление.

Земледелие.

Земледелие ограничивается простыми приемами, утвержденными опытом, и без улучшения, по одной привычке, земля довольно хорошо обработана. — Где нет дорог и земля очень гориста, работа должна быть многотрудна. — Хлебные поля возделывают они киркою, а тяжести перевозят на лошадях и ослах. — Лошади и быки очень редки. — Овцы, в особенности козы, которых содержат в большем числе, составляют главнейшее их богатство.— По неимению лугов и недостатку корма зимою принуждены они бывают продавать часть домашней скотины в Катаро, а весною, отнимая стада у своих соседей, они всегда заменяют свой убыток. По множеству и дешевизне домашних птиц, приносимых в Катаро на рынок, должно заключить, что они имеют их очень много. [28] Черногорские собаки, весьма уважаются в Италии и во всем Леванте; головы их похожи на телячьи; они проворные, злые и так смышлены, что в самую темную ночь по обонянию далеко слышат чужого человека, и горе постороннему, которой бы ночью хотел тихонько пробраться в селение! — Днем стерегут они стада, и столь свирепы и сильны, что нападают сами собою на хищных зверей, ночью же охраняют деревню от внезапностей.

Торговля.

Степень просвещения народа измеряется успехами земледелия и торговли. — Сии два искуства подают одно другому взаимную помощь и одно другому соединение, составляют силу и благосостояние Царств; — но какую деятельность могут доставить торговле Черногорцы, которые не терпят сообщения с изобильными областями, их окружающими, и у коих хлебопашество находится в младенчестве? — Они имеют сношения только с [29] Катаро изключительным средоточием их торговли; да и сие заключается в небольшой продаже и еще меньшей покупки. — Сверх плодов, хлеба и масла они привозят Бокезцам шерсть, шелк в куклах, лес, уголья, и много соленой и копченой баранины и сыру, которые отправляются в Венецию. Умеренность Черногорцев, сохраняет от собственного их продовольствия большую часть сих произведений. В обмен получают они ружья, пистолеты, свинец, порох, ножи и ятаганы, черепицу, коею зажиточные покрывают крыши своих домов, железные инструменты, писчую бумагу, соль, глиняные горшки, ординарную стеклянную посуду; — еще покупают они пестрые лоскутья ситцу или шелковые платки, красные шапочки и Венециянской бисер для женщин, и другия мелочные вещи. Вот чем ограничивается вся их торговля, которой выгоды всегда в их пользу и постоянно одинаковы с давнего времени. Из сего заключить можно, что золото скопляется со дня на день в их земле и что тот, коего платье бедно, имеет [30] небольшое сокровище, которое не обращаясь, лежит зарыто в углу его дома. Торг производится меною или наличными деньгами — способ самый простый и верный, ибо опасаясь обмана, они никогда не заключают контрактов с людьми мало им известными. Жители Комунитата Доброты заслужили их доверенность; они берут от них наперед деньги или товары и обязуются доставлять в приличное время хлеб, рыбу или другие припасы, и верно держат данное слово, ибо обыкновенно имеют таковые сношения с кумовьями и крестными братьями (В залог дружбы они меняются крестами и сие называют они побратемо, то есть крестный брат, почитаемый не менее родного); сие дальнее родство учиняет условия их священными и ненарушимыми. — Кроме мелкой Турецкой, Венециянских червонцев и Австрийских серебряных талеров они не берут никакой монеты.

Науки, ремесла и язык.

Черногорцы совершенные невежды. Умеющие читать и писать, почитаются [31] между ними людьми учеными. Высшее духовенство или дворяне, кои служили Российской армии довольно сведущи. Кроме священных книг печатаемых в Киеве они не читают никаких других. Свободные ремесла, кроме необходимых в жизни, также вовсе им неизвестны, ибо предметы роскоши, становятся ненужными в грубом образе жизни, какую ведут они, подобно самым необразованным народам. В каждом доме из собственной шерсти и льну делается толстое сермяжное сукно и холстина. Одежда их не подвержена непостоянству моды: она всегда проста и одинакова, почему и не трудятся они для обработывания других изделий им излишних. Имея необходимое, зная отчасти кузнечное и слесарное мастерство, служащее для починки ружей, они живут в совершенном неведении других Искусств и Художеств. Женщины суть лучшие их ремесленники. Черногорцы, удержав вольность свою и имея мало сообщения с иноземцами, сохранили в полной читоте коренный Славянский язык. [32] Выговор их мягче и приятнее нежели Сербов, Кроатов и Далматов, ибо первые мешают славянские слова с Турецкими, вторые с Немецкими, а последние с Итальянскими. Пишут они церковными буквами.

(Продолжение следует)

Текст воспроизведен по изданию: Описание Черногории // Сын отечества, Часть 46. № 27. 1818

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2019  All Rights Reserved.