Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ СВЯТОГО САВВЫ

VII

О том, как пребывал святой Савва монах в затворе и о преставлении преподобного отца нашего Симеона

Пока подвязались в этом святые и непрестанно совершенствовались, боголепный и Богом избранный монах кир Савва, по действию святого Духа, смотря богомысленными умными очами на пресветлую светлость, думал о большем; наученный жить в единении с Христом, никогда не оставляя его, непрестанно шел за ним, т.е. за святыми заповедями закона Божьего. Ибо “Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем” (Пс 119 (118), 1). [96]

Им уподобился и этот богоносец, желая пребывать в единении, поступал по божьему образцу, показывая нам пример. Нашел он место пресветлое и исключительное, украшенное по подобию райскому красотами, в середине Кареи, где жили святые чернецы в скитах, в тишине, вместе по двое или трое, и то взял у Святогорцев и создал себе сихастирию 1, и в ней церковь святого Саввы Иерусалимского для пребывания там двоих или троих, по речи Божьей: “Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них” (Мф 18, 20).

Там святой жил по подобию первых древних святых отцов в великом воздержании, посте, бдении, всенощном стоянии, лишившись всякого телесного утешения, в посте и слезах воплотил всю силу свою, живя по ангельскому подобию, уподобился бестелесным силам, всякий день веселился духовно слезными потоками, ревнуя жизни святых, размышлял: “Продался Богу в рабство, чуждаюсь всего по заповеди Божьей, живу на чужой стороне и достойно мне быть порабощенными Божьей волей”.

Умертвляя тело свое молитвами, а душу обливая богоразумьем слушания методичных речей, поучался этим день и ночь, по речи богоотца Давида:

“И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет” (Пс 1, 2,3).

Оставался здесь в великом молчании, бдя всенощными молитвами, никогда не поднимая ума, ожидая помощи от высшего, ради того умертвлялся каждый день, ел хлеб по мере, по мере пил воду, давал телу своему покой один или два часа. Воистину непорицаемый старатель царства небесного, можно вслед за Давидом сказать: “Сердце мое поражено, и иссохло, как трава, так что я забываю есть хлеб мой; от голоса стенания моего кости мои прилипнули к плоти моей. Колени мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука” (Пс 102 (101), 4-5, 109 (108), 24).

Взял за правило себе великий канон 2 и всегда придерживался его, и так оставил тот канон тому, кто [97] будет здесь жить; по тем правилам, заповедям, тем же образом соблюдать пения дневные и ночные.

В дни великого и благоверного короля Стефана Уроша, сына первовенчанного короля Стефана, внука святого Симеона, в этой келье придерживались того канона, и открыл Бог одному чернецу, ученику его, иеромонаху Доментиану, Духом святым, да изложит он жизнь этого святого, и было исполнено.

Но вернемся к единомысленным и богоносным другам и единодушным сподвижникам 3.

Неся в земном теле силу небесных сил, немыслимые по красоте своей, неизъяснимые в боголепии, достойные жители евангелия Христова, низлагали врагов силой креста, всегда готовые к зову небесному, уподобились бестелесной природе херувимов в несмолкаемых духовных песнях, в каплях слезных, в истинном исповедании Христу, в чистоте, телесном целомудрии, в мире и в святостие, в превеликом смирении, в воздержании, приковали тело свое в страхе Божьем, и все, принадлежащее этому миру, считали мусором, избрав лучшее.

Воистину, сойдя с широкого светского пути, ведущего к погибели души, истинно возлюбили узкий и скорбный пут, и пошли по нему, не сворачивая, наполняя все часы дня и ночи святыми молитвами, и по тому тесному пути вошли в жизнь вечную и получили царствие небесное, принося тому подобающее служение.

Пока они так совершенствовались, свершилось ожидаемое, и пришло время для одного из них отдать должное Господу своему, и то взошедшему на верх добрых дел, преподобному отцу и богоносному Симеону, который готовился отдать должное, перейти в бесконечную и блаженную жизнь и принять обещанное ему Господом небесным, дарителем наград.

Было время божественного славословия и утреннего пения. Богохвальный кир Савва бдел недремно всю ночь из-за преставления Преподобного [98] в печали скорбел по нему, и никто ему не помогал, ему, кто по заповеди господней отрекся от всего, от рода, имения, слуг и даже от души своей, желая ту единственную, пресветлую явить в небесной обители. Оставил он одного брата служить Преподобному и ушел в святую церковь на собор братии, на пение утреннего богословия.

Прошло немного времени и позвал его Преподобный. Придя, увидел он, что готовится Преподобный ответить на зов Отца небесного. Сняв Преподобного с одра, по превеликому его смирению положил его на рогожу в последней телесной нищете, как сказано:

“Дорога в очах Господних смерть святых Его! О, Господи! я раб Твой, я раб Твой и сын рабы Твоей; Ты разрешил узы мои” (Пс 116 (115), 6,7). И перенес его на церковный пронаос.

Стихло все, но будто воспряв ото сна, благословил богоносного друга своего, кир Савву, и весь собор святых чернецов, боголюбивых детей своих. После благословения с небес раздался шум, непонятный нам, пребывающим в телесном обличии, и средь грусти родилась неизъяснимая радость у всего собора святых отцов. По заповеди пресвятого Отца небесного приспел Дух святой с небесными силами, восхваляя и поя богохвальную песнь: “Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его” (Пс 149 (148), 1,2).

Святой преподобный отец, уподобляясь бестелесной природе херувимской, поощрял братию свою, святой собор, славить с ним Отца и Сына и святого Духа. Начали они несмолкаемую песнь с начала псалма до конца, воскликнув: “Все дышащее да хвалит Господа!” (Пс 151 (150), 6).

Протянул он преподобные и святые руки свои к высшему благодетелю своему, поя с ангелами небесную песнь на земле, и так преставился, передал дух святой Господу своему, которого полюбил, и с миром покинул нас, радуясь в Боге, спасителе своем, которому послужил 4.

Христос принял пресветлую душу его, уведя его в небесный покой и светлые места, в райские обители, в жилища праведных, [99] в Царство, уготованное от создания мира (Мф 25, 34) самим Господом для тех, кто его любит, и даровал ему все обещанное и жизнь вечную, нескончаемою в веках.

Печаль охватила святых черноризцев, ибо разлучились они со Святым, любимые чада его проливали многослезные ручьи, лишившись своего доброго пастыря и добромысленного учителя.

Чудоносный и богосветлый кир Савва непрестанно источал радостные и скорбные потоки слез: радостные – ибо смотрел на родителя своего совершенного добродетелями и видел моленника и великого чудотворца, идущего в приготовлено царство, где богатый Отец небесный восполнит все недостатки, но скорбные – ибо лишился доброго сподвижника и богоумного учителя.

Так, веселясь Духом святым, воздавал благодарные песни о покое Святого и с богохвальным пением положили его святые мощи в церкви Святой Богородицы Хиландарской, славя Отца и Сына и святого Духа, ныне, присно и во веки веков.

Святой заповедал любимому чаду своему, богозарному кир Савве, перенести его мощи в землю его отечества, ибо и после смерти желал хранить паству свою, истинный пастырь и поручитель за стадо Христово, и детям своим показать Христом дарованную ему благодать, и возвеселить чад своих чудотворством, и оросить их благоуханным миром, что и было.

Этот боголюбец, христоименитый кир Савва, остался один и предался еще более жестокому пребыванию, лишившись всякого телесного покоя, соблюдал пост без меры, проводя все ночи в непрестанных молитвах, еще больше изобилуя в духовной утехе умноженной благодати.

Святой и преподобный отец его, святой Симеон, пришел к истинной благодати и принял награду за труды свои, по своему превеликому смирению удостоился войти в радость Господа своего и вселиться в бесконечные века с неизъяснимой радостью, блажен и [100] и трижды блажен стал он, удостоившись славы неизъяснимой, где нет печали и вздохов, куда желают заглянуть ангелы; получив блага от Бога, вошел в нерукотворные залы и сел к ужину небесному со всеми избранниками Божьими; ибо уповал на того, кто распахивает руки, насыщает всякое живое существо благоволением, и не погрешил в том уповании.


Комментарии

1. Затвор, испостница, где монах подвергается наивысшему виду аскезы, “безмолвию”, молчанию (греч. исихия).

2. Карейский типик, составленный Саввой в 1199 г., тогда же была построена и Карейская келья. Оригинал хранится в Хиландаре, в самой келье текст вырезан в камень над входом.

3. Симеону и Савве.

4. Неманя умер 13 февраля 1199 г.

Источник: Доментијан. Живот Светога Саве и Живот Светога Симеона. Просвета. Српска књижевна задруга. Београд. 1988

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2019  All Rights Reserved.