Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

К истории «поповой плеши» или «гуменца».

В рукописном историко-статистическом описании Орловской епархии, составленном в 50-х годах XIX ст., главным образом, профессором Орловской семинарии иером. Владимиром Петровым (+ 1897 г. в сане казанского архиепископа), мы натолкнулись на интересный указ Севского и Орловского епископа Кирилла Флоринского от 16 дек. 1777 г., — указ, касающийся священнических волос.

Известно, что у нас на Руси духовенство, по примеру греческого, длинных волос не носило, а поступало с ними так. обр.: священники, во-первых — подстригали свои волосы в кружок, как и теперь подстригают их крестьяне, только значительно выше, при чем волосы спереди оставляли висеть на лбу без пробора, и во-вторых — гладко выстригали (или выбривали) большую часть головы, оставляя ниже этой выстрижки полосу подстриженных волос шириной в 2 — 2 1/2 пальца, так что эта полоса волос вокруг всей головы образовывала как бы венец, как у греков она и называлась (stejanoV). У нас эта выстрижка носила название «гуменцо» или в просторечии — «попова плешь». О величине же ее свидетельствует пословица: «не грози попу плешью, у него плешь с лопату». Когда вывелось на Руси пострижение волос у священников и выстрижка их, точно неизвестно. О первом проф. Голубинский, у которого мы и заимствуем данные о гуменце, думает, что оно произошло «не во времена еще киевские и домонгольские, а во времена уже московские; острижение же или выстрижение верха [140] головы (гуменцо) оставалось, сколько мы знаем в настоящее время, никак не менее, как до начала XVIII в.» (История рус. церкви, т. I, первая половина, изд. 2 (1901), стр. 578—580).

Печатаемый ниже указ отодвигает прекращение того и другого к концу XVIII в. Хотя и неизвестно, каковы были последствия указа, из содержания его видно, что обычай стричь (брить) известным образом головы в 1777 г. еще существовал в Орловско-севском викариатстве, которое входило в состав Московской епархии, только далеко не всеми соблюдался. В большей силе он, вероятно, оставался в Малороссии, так как Кирилл Флоринский, епископ Севский (1768—1778), был родом малоросс (из слоб. Ворожбы харьковской губ.) и первые годы службы провел на юге же (был учителем харьковского коллегиума).


«Между преданиями церковными не последнее, что бритие иереев на главе значит корону, или терновый венец, который вышний Архиерей Христос существенне при страдании своем понес и нам знаки того оставил. Но понеже cиe благочестивое дело, по точному сведению нашему, крайне в Епархии нашей не наблюдается, так что ни в главе ни в различии главобрития попа от простолюдинов никаким образом различить не можно. Того ради повелеваем во всю нашу епархию послать указы, да ни един никако священник, не имея короны на главе своей, в церкви нашей Севской не пресмыкается, виня Духовным Правлениям за всякий раз из преслушников по рублю штрафу до двух раз, за третий в монастырь под начальство».

(Кн. указов Орловской консист. 1777 г. дек. 16, № 102).

К. Харлампович.

Текст воспроизведен по изданию: К истории «поповой плеши» или «гуменца» // Киевская старина, № 12. 1904

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.