Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

К ИСТОРИИ ДНЕПРОВСКИХ ЛОЦМАНОВ.

Организация Днепровских лоцманов имеет давнюю историю. Во время Запорожья в 50-х годах XVIII ст. по приказу Коша в Камянку была переведена часть лоцманов из Ненасытицкой береговой охраны для обеспечения прохождения суден через Днепровские пороги. Лоцманы были упорядочены. У них был свой атаман.

После уничтожения Сечи лоцманы разошлись по окружающим селам. Большая часть их сосредоточилась в Кодаке и Половице. Однако уже очень скоро правительство почувствовало острую потребность в лоцманах. Сложная внешнеполитическая ситуация, проблематичный «нейтралитет» Крымского ханства, нестабильность внутреннего положения в крае, неизбежность очередной русско-турецкой войны принуждали правительство серьезно сосредоточиться на проблеме укрепления границ империи. В то же время присутствие в крае огромной армии, начало строительства крепостей Новой Днепровской линии, строительство новых укреплений требовало большого количества провианта, вооружения и строительного материала. Препятствиями были лишь Днепровские пороги и отсутствие лоцманов. Правительство пытается возобновить прежнюю лоцманскую организацию. Тем более что со временем потребность в лоцманах начинает быстро расти.

В Азовскую губернскую канцелярию приходят рапорты и записки от командующих войсковыми подразделениями в Южной Украине об обеспечении срочной доставки грузов. Азовский губернатор В.Чертков летом 1777 года направляет в канцелярию секретные предложения с приказами разыскать лоцманов. В Кодаке стоят груженые корабли. В Александровской крепости находится вооружение для Збруевского укрепления. Тут же стоят отремонтированные байдаки с артиллериею для новых укреплений. Однако лоцманов «к тем байдакам» нет. Обер – комендант Александровской крепости генерал-майор Ланов требует разыскать хоть пять лоцманов. Рассылаются секретные приказы по всем провинциальным канцеляриям. Наконец-то появляется секретное уведомление Самарского окружного правления, которое не приносит ничего утешительно Азовской губернской канцелярии.

Позволим себе привести выписку из этого уведомления: «…на посланной из ея канцелярии указе о сыске и об отправлении к господину обер-коменданту Ланову 5 человек лоцманов рапортует, по справке де в оном правлении явилось, что не только в уезде Самарском, но и по всем берегу сиею стороною Днепра таковых лоцманов не имеется, кроме только живущего в даче его сиятельства господина генерал-поручика и разных орденов кавалера князя А.А. Прозоровского лоцман он же и спущик прозванием Молитвенко, который совсем оному правлению чрез неподчиненность и защищение той дачи смотрителя в повиновении не состоят, а которые лоцмана онеже спущая прошлого 776 году декабря 29 во время командования Самарским уездом майора Суханова, что в оном Самарском уезде таковых лоцманов не имеется, а все на той стороне Днепра Новороссийской губернии Славянской провинции в селах Старом Койдаке и Половице сей канцелярией рапортовано; да по объявлению тамошних жителей значится, что на той стороне Днепра в прописанных селах еще во время бывшего Запорожья таковых лоцманов они же спущики до сорока человек числом, с числа коих и для спуску делавшихся в Самарском уезде двух больших казенных лодок чрез пороги прошедшей полой воды по сношению сей Азовской с Новороссийской губернскими канцеляриями четыре человека лоцманы, а Саксоганской воеводской канцелярии присылаемы были» [1; Арк. 150, 150зв.].

В 1778 году начинается строительство Херсона. Неотложная потребность в строительном материале еще больше обостряет вопрос лоцманов и Днепровских порогов. Новороссийская и Азовская губернская канцелярии на основании ордера главного командира Екатеринославской губернии Г.Потемкина принимают решение о публикации вызовов желающих людей для проведения грузов через пороги (см. док. № 1). Одновременно с 1780 года начинается попытка расчистки Днепровских порогов. Эта попытка связывается с именем М.Л. Фалеева. [35]

Имя Михаила Леонтьевича Фалеева очень часто встречается в исследованиях по истории Южной Украине. Но с обрывчатых и почти всегда противоречивых сведений пред нами встают действия скорее не человека, а многоликого Януса, который на протяжении последней четверти XVIII ст. предстоит, то в лице майора, купца, полковника, статского советника, бригадира, обер-штер-крикс комиссара.

Первые воспоминания о М.Фалеева в южном крае относятся к 1775 годе. Сразу же после уничтожения Запорожской Сечи в Кременчуге появляется гжатский купец М.Фалеев, который заключает подряды на поставку провианта для войск, которые находились в бывшей Сечи и на новой Днепровской линии. Такие подряды были регулярными и приостанавливаются лишь в 1777 году в связи с новыми интересами М.Фалеева. Именно в это время уже кременчуцкий купец становится землевладельцем. Уже в 1776 году он получает землю под слободу в бывшем запорожском урочище Вольном. В 1780 году количество населения в учрежденном селе Вольном уже равнялась 600 зарегистрированных душ, и потому, согласно плану раздачи земель в Новороссийской губернии 1764 года, Фалеев получает должность премьер-майора. Уже в новой должности бывший купец берется за расчистку в 1780 году Днепровских порогов на собственные деньги для прохода кораблей и плотов к Херсону. Одновременно он назначается руководителем строительства нового моста. Начатые на собственные деньги роботы очень угодили амбициозным планам Г.Потемкина. Вскоре он становится его верным другом и безотказным кредитором. Когда же в 1780 году через сделанный канал в Днепровских порогах прошла грузовая барка, то Фалеев получает личную благодарность императрицы и орден Св. Владимира.

С этого времени купец становится самым богатым землевладельцем Южной Украины. На 1787 год земельные угодья Фалеева составляли свыше 40 тысяч десятин, на которых проживало более чем 2000 душ. Однако Фалеев не перестает быть купцом. Он прибирает к рукам винный откуп в Екатеринославской губернии, который приносит ему огромные барыши, занимается строительством Екатеринослава, становится владельцем откупа на соляные Крымские озера. Последнее расценивается как государственная служба, и в 1788 году уже существует полковник Михаил Фалеев, который назначается руководителем строительства нового моста Николаева. Под его руководство направлены архитекторы Ванрезант, Старов, Князев, инженер Деволан. М.Фалеев развивает бурную деятельность. Как следствие, строительство морского города приносит ему морской чин обер-штер-крикс комиссара, который занимает 5-й класс в табели о рангах и приравнивается к званию бригадира. Это расширило обязанности Фалеева. Теперь он заботится не только о морских, но и речных коммуникациях. Именно к этому периоду и относится приведенный в приложениях рапорт (см. док. № 2).

Рапорт представляет собой дополнение и конкретизацию ранее принятых указаний. Прежде всего, принимается во внимание предложение князя Потемкина Екатеринославской казенной палате от 19 декабря 1787 года, в которой, также, говорится: «Определенных в лоцмана 121 человека воинских поселян поместить на жительство в с. Камянке, под командою полковника Фалеева и, исключив из всех казенных податей и поставки рекрут, определить им жалованье каждому человеку по 25 рублей в год, а начальниками к ним назначить бывших: атамана поручика Полторацкого и помощника его прапорщика Непокрытенко с производством жалованья: первому по 200 рублей, а последнему по 100 рублей в год, которое и отпускать из Екатеринославского казначейства» [2; 7]. Предложение Потемкина тесно связано с путешествием Екатерины ІІ на юг, а именно с известным фактом проведения через Ненасытицкий порог Полторацким галер царской флотилии. Другим важным документом, на основании которого были составлены пункты 1, 2, 9, 10, 12, являются положения о Боровицких порогах и устав купеческого водоходства [3]. Другие статьи – это результат предыдущей традиции и собственных наблюдений Фалеева. Документ интересный во всех отношениях, однако, следует отметить, что мы имеем уникальный образец соединения индивидуальной купеческой инициативы с государственными интересами крупного чиновника. Именно возможность такого соединения в Южной Украине последней четверти XVIII столетия создали специфику предпринимательской деятельности.

При публикации текста документов сохранен язык оригинала, все особенности канцелярского письма последней четверти XVIII столетия. Вместе с тем сделаны кое-какие упрощения. Буква «Ъ» заменена русской буквой «е», «і» передана буквой «и». Пропущен твердый знак в конце слов, выносные буквы написаны в строчку.


№ 1

1778 г., май 21. – Приказ Азовской губернской канцелярии о приглашении желающих к проведению грузов от Кодака к Голой Пристани [1].

Азовская губернская канцелярия, слушав присланной по секрету из Новороссийской губернской канцелярии секретной промеморий, в которой написано. По предложению Новороссийского господина губернатора Николая Даниловича Языкова, прописывая его [36] светлости главного командира Григория Александровича Потемкина ордер, повелевающий по содержанию Высочайшего ея императорского величества указу приступить ко отысканию для удобнейших средств к доставлению от Койдак до назначенного к строению кораблей места привозимыя туда лесов, требует вызвать чрез публикации во все места Азовской губернии охотников к сплавке и перевоске от Койдак до Глубокой Пристани корабельного леса, и буде таковые охотники сыщутся, то оным велеть явится в Новороссийской губернской канцелярии сего июля к 23 числу непременно. Приказали в Екатерининскую и Бахмуцкую провинциальные канцелярии, а из оных в подчиненные им места Екатеринославского в Самарское окружное Александровского и Марьинпольского уездов в земские комисарские в Ново и Мало Водолажское правление послать указы и велеть о вызове охотников к сплавке и перевозке от Кайдак до Глубокой Пристани корабельного леса в подведомственные им места публиковать, и ежели желающие к тому охотники сыщутся, то б для торгу и договору явились с надлежащими одобрениями в Новороссийской губернской канцелярии в самоскорейшем времени и по исполнению онаго в Азовскую губернскую канцелярию рапортовать. О чем за известие и во оную Новороссийскую канцелярию сообщить промеморию.

мая 21 дня 1778 года.

№ 2

1789 г., июня 8. - Рапорт статского советника М. Л. Фалeeва Екатеринославскому наместнику Г. А. Потемкину о організации Днепровских лоцманов [4; лл. 1-7об.]

Рапорт

о учреждении при Днепровских порогах канцелярии, верфи, пристани и при ней лоцманов, мнение мое и примерной стат, какие чины и служители должны быть в канцелярии порогов, на благорассмотрение светлости у сего прошу.

Статский советник и кавалер Михайло Фалеев.
июня 8 дня 1789 г.

// О учреждении при Днепровских порогах канцелярии, верфи, пристани и при ней лоцманов.

Многими опытами доказано, что крушение судов в разных России местах происходило от двух причин: первая и главная от недовольного искусства кормщиков, управляющих судном, вторая - от незнания строения судов. Сих ради обстоятельств приемле смелость нижайше донести в пользу Херсонской коммерции и к безопасности плывущих чрез Днепровские пороги с разным товаром судов следующее.

О учреждении лоцманов.

1. Соображаясь положению Боровицких порогов, где лоцмана записаны по силе высочайших указов из государственных и владельческих крестьян добровольно в сию должность вступить пожелавших, надлежит и для Днепровских порогов таким же образом записать в лоцманы 120 человек из людей знающих водяной ход, употребя к сему преимущественно пред другими прежних запорожцев, яко людей к проходу судов чрез пороги несколько уже привыкших; и приводя таковых сходственно с уставом о водоходстве к присяге, быть им навсегда при оных порогах непременными, дабы чрез то могли они в провождении судов чрез опасные места иметь лучшее познание, и дети их, будучи всегда при них привыкнувши к сему водоплавательному знанию, поступали на упалые места.

О учении лоцманских детей.

2. Как могут затем оставаться малолетние дети без употребления, то нужно обучать их, выбрав из них к науке способных, сначала грамоте российской читать и писать, потом арифметике и при том навигации, чтоб они знали совершенно ход реки Днепра, глубину и мелкость оной, также весенний, летний и осенней воды, пороги явные и потаенные, корчи или камни, или мели, по коим надобно вести судно, дабы по тому располагая по их науке и искусству, //сохранно без всякой гибели судно и протчее провождать могли, а иные бы из них по отменному понятию в изучении части навигации могли служить и на отправляющихся в море судах шкиперами. [37]

Об увольнении лоцманов от порогов.

3. Учредя таким образом лоцманское общество нужно, исключить их из воинских обывателей и рекрут с них не брать, от постоя уволить и отвести им землю на 120 дворов с заплатою поземельных денег на основании учреждения Екатеринославского наместничества.

О месте сборном для судов.

4. Место сборному судам или пристани, от которой начинается препровождение судов чрез пороги, быть в Каменке, как удобнейшем к тому месте по течению правой стороны Днепра против устья Самары в недальнем расстоянии от губернского города Екатеринослава, где также быть и лоцманскому поселению, гавани, верфи и кладовым амбарам.

О построении гавани.

5. Следуя сему основанию, сделать при сей пристане гавань, чтоб суда, приходящие осенью, могли тамо зимовать, ибо ныне на открытой реке будучи не защищены, терпят великий вред, а иногда от больших штормов и крушение причиняющее убытки, то в отвращение сего к лучшей выгодности нужно находящуюся там реку Каменку углубить и шире сделать, чтоб суда во всякое время свободно могли во оную входить и под защитою зимовать.

О построении верфи.

6. При самом же сем месте устроить небольшую верфь, в которой как казенные, так и партикулярные суда могут в нужном случае починивать свои порчи, а некоторые могут и вновь строить барки, байдаки и мореходные суда в рассуждение способности доставления туда леса и рабочих людей гораздо дешевле, нежели в Херсон, и потому можно купцам, ежели суда в продолжении пути совершенно повредились и имеют надобность в перемене судов, покупать новые для продолжение чрез пороги дальнейшего своего пути. К заведению сей верфи Черноморскому правлению надлежит снабдить канцелярию Днепровских порогов чертежами принадлежащими до сего дела и мастером, пока оная выстроится.

О построении кладовых амбаров.

7. Столь полезно таковое устроение гавани и верфи для казенных судов также и купеческих, столько необходимо нужно и устроение при оных амбаров и кладовых, в которых могли бы складываемы быть товары с прибывших к пристани судов казенных и партикулярных, имеющих иногда надобность в выгрузке оных, доколь те на верфи исправятся починкою, либо побуждаемым к сему совершенною своею непрочностью или же пришедших в последнее время, в которое нельзя уже переправить их через пороги, следовательно должествующих остаться до весны. Товары в таковом случае требуют сохранения от мокроты и суровости воздуха, а потому складывая оные в амбары, не воспоследуют те убытки, которые неминуемо приключаться должны по неимению ныне тамо выгодности, где бы товары сохранить можно было.

О сборе за амбары.

8. За сии амбары при первом случае из Монаршего благоволения к народам сию коммерцию вновь заводимым // в первые 5 лет с выгружающих ничего не брать, а по прошествии 5 лет положить оной взыскивать по примеру других портов, которой тогда конечно с охотою купцы согласятся платить будучи довольны таковою для них выгодностию, которая без сумнения послужит сильным поощрением всякому к торговле в Херсоне, имея ввиду столь верное и надежное пристанище, уготованное Монаршею щедротою и удовлетворившее все купеческие надобности как в починке судов, так и в сохранении товаров. Из чего следует, что казна, учиня таковое устроение сколько для пользы казенной, сколько и для споспешествования торговле, наконец от умножения оной время от времени получаемою пошлиною при порте и збором за оные амбары со излишеством выручит свой капитал, на то употребленный.

О прочности выстроении судов.

9. Дабы идущие сверху реки разные суда препроводить чрез пороги целостию, то сколько нужно с одной стороны прилежное // старание лоцмана, столько с другой [38] прочность судов и способность для водоходства, того ради сделать черноморскому правлению образцовые чертежи суден с описанием оснастки и пропорции, дабы были способны к ходу по воде и вверх воды, также по большой и мелководью, которые напечатав, разослать откуда надлежит по указам и чтобы по тому образцу в Белоруссии, Брянске и прочих местах того края строили суда, где таковое наставление яко в новозаведенном краю весьма нужно. Хозяева судов тем паче постараются соблюсти по оному всю точность, что собственная их польза того требует, чтоб иметь лучшую благонадежность в исправлении судна и благопоспешные оного плавании.

О объявлении хозяевам в канцелярии грузу и должности лоцмана.

10. Всякой хозяин по приходе на пристань должен, явясь в канцелярии Днепровских порогов и подав объявление о числе и весе товаров погруженных на судах, требовать лоцманов, кои по рассмотрению канцелярии немедленно определяются, не требуя от хозяина ни канцелярии, ни лоцмана // никаких доходов. Сии лоцмана, приняв судно или плот, должны препроводить чрез все продолжение порогов 90 верст, иметь старание о сохранении оных от крушения и в целости доставить до Кичкаской пристани, где хозяева или прикащики тех судов дают лоцманам свидетельства в исправном провождении оных до сей пристани, которые свидетельства представляют в канцелярию, дабы чрез то оная имела сведение как о благополучном провождении судов, так и о радетельных и исправных лоцманах, а ежели во время провождения чрез пороги судно от их нерадения повредится или на мель нанесено будет, или совсем подвергнется крушению в таком случае лоцмана должны быть накакзаны по рассмотрению канцелярии, чем будут они обузданы не отважаться делать по нерадению или ещё меньше того с умыслу во вред хозяевам.

О награждении лоцманов.

11. Как преступление без взыскания, так и особливое рачение и искусство без // воздаяния оставляемы быть не должны, то отличившимся своими усердными трудами лоцманам имеет канцелярия Днепровских порогов чинить некоторое награждение соразмерно пользе от того происходящей к вящему поревнованию к исправлению каждого своей должности. Для оного награждения определить ежегодную сумму по 500 рублей, которую и хранить при помянутой канцелярии капиталом, не употребляемым ни в какие другие расходы кроме вышеписанного награждения.

О пособии в случае несчастия судам.

12. В случае какого нечаянного разбитья судна или плота стараться лоцманам найприлежнейше к избавлению судна и на оном нагруженной клади вытаскивая оную на другия суда, в чем непременно должны по силе устава о водоходстве поспешествовать живущие по берегу поселяне, перенимая плывущий лес или что другое, отдавать хозяевам, которым за труды определять от тех хозяев платеж за каждое большое // бревно по 4, а за малое по 2 копейки, с досок и прочих мелочей с 10 штук по 3 копейки, а с прочего весового по 1 копейки с пуда.

О времени судоходства и чистке порогов.

13. Судоходство чрез Днепровские пороги начинаться может с апреля и продолжаться до июля месяца, потом в меженную воду особливо ж в сентябре и октябре месяцах, пока обыкновенно вода упадет, то в то время для лучшего судоходства употребить оных лоцманов для чистки порогов от нанесения полою водою камней, углубления в нужных местах фарватера и прочего, для приведения их в такое состояние, чтоб до самой меженной воды могли свободно безопасно суда проходить.

О жалованьи лоцманов.

14. В воздаянии лоцманам за труд полагается со стороны казенной за каждой месяц платить им как за пропуск судов в течение трех, так и за работу двух месяцев по 5 рублей, что составит каждому по 25 рублей, а за те протчие месяцы, в коих ни пропуску судов, ни работы на порогах не будет, предоставить // лоцманам свободу на собственное их домашнее управление. Положение со стороны казенной лоцманам необходимо нужно потому, что по новости тамошней торговли не известно ещё, могут ли они довольствоваться взиманием умеренной платы с проходящих судов, а большую положить послужит отягощением торговле, которая особливо вновь заводимая требует [39] всевозможных выгод, при помощи коих яко легчайших и благонадежнейших способов к судоходству поощряться многие к торговле и тем сия столь полезная часть обещевающая всем тамошним соседственным губерниям обогащение приведена будет в желаемое состояние.

О должности канцелярии.

15. За таковым учреждением остается на попечении канцелярии соблюдать возможную исправность в судоходстве, содержать в надлежащем порядке лоцманов и как вышесказано стараться о вычищении // порогов; потому должна канцелярия все, что найдет за способное, прибавить в пользу судоходства и отнестися о том к главнокомандующему.

16. Какие члены и служители должны быть в канцелярии Днепровских порогов, при сем подношу на благорассмотрение примерный штат.

17. Таково учреждение лоцманов, устроение верфи и амбаров составит на первый случай небольшое селение, но как оное будет служить генеральным сборищем всей коммерции отправляемой ныне и впредь отправляться имеющей по Днепру, то нет сомнения, что сие малое поселение превратиться может скорее чаяния в пространнейшее коммерческое селение в рассуждение близости в сему месту расстоянием меньше 5 верст устраивающегося губернского города Екатеринослава, может оно почесться предместием сего города и немало споспешествовать будет поселению в оном купцов и прочих народов, да и употребляющимся на таковое заведение капитал послужит к распространению и украшению сего города, где надлежит быть главной Днепровских порогов канцелярии.


ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

1. Архив Санкт-Петербургского отделения Российского института истории. – Ф. 226, оп.1, дел. 424.

2. Иловайский А.С. Днепровские лоцманы. – К., 1910.

3. Полное собрание законов Российской империи. – Т. XXI. – Спб, 1830.

4. РГА ВМФ г. Санкт-Петербург. - Ф.

Текст воспроизведен по изданию: До iсторiї Днiпровських лоцманiв // Часопис "Південна Україна", № 1. 1996

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2019  All Rights Reserved.