Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад
архиепископа Рафаила, сохранившееся в числе многих других старинных документов XVII—XVIII вв. в Архиве б. холмогорскаго архиерейскаго дома.

При этом считаю нужным пояснить, что в первой половине XVIII в., при Петре I-м и его ближайших преемниках, в числе архангельских (холмогорских) архиереев было несколько человек уроженцев Малороссии. Как уроженцы юга, они по чувству землячества принимали близкое участие в судьбе своих земляков-малороссов, попадавших в ссылку на далекий север, и, насколько возможно было, облегчали тяжелое их положение. К числу таких лиц принадлежали, и упомянутый выше архиерей Рафаил, по фамилии Краснопольский, уроженец Каменца-Подольскаго и воспитанник Киево-Могилянской Коллегии, родившийся в 1668 году. Вот что он писал архимандриту и старшей братии Соловецкаго монастыря по поводу отправления к ним бывшаго луцкаго епископа:


«О Святем Дусе сыну и сослужителю нашему, епархии нашея Соловецкаго Монастыря архимандриту Фирсу, келарю старцу Илариону, казначею иеромонаху Дорофею з братиею, наше архиерейское благословение буди преподаемое ныне и всегда.

В нынешнем 711 году, по указу великаго государя, послан с Москвы к вам, в Соловецкий Монастырь, преосвященный Дионисий Жабокрицкий, человек знатный. И егда он к вам в Соловецкий Монастырь будет, да повелит ваше преподобие ему, преосвященному Дионисию, для житья отвесть келью в удобность и дать к нему в келью искуснаго и грамотнаго старца ради послужения и прочтения келейнаго его архиерейскаго правила, котораго сам за старость свою и за немощь отправити не изможет. И будете к нему, получения ради милости Божиея, милосерды и любительны, якоже и Отец наш небесный до нас милосерд есть: яже бо меньшим Христовым сотворите, самому Христу сотворите, а милость Божия и Пречистыя Богородицы и преподобных отцев Зосимы и Савватия Соловецких чюдотворцев и всех святых, молитвы и наше архиерейское благословение с вами есть и буди ныне и всегда.

Писася в походе нашем, во град Архангельск, в дому Всемилостивого Спаса и в нашем архиерейском, лета Господня 1711, июля 15 дня (По описи стараго Холмогорскаго Соборн. Архива № 919)». [3]


Весьма замечателен тон этого ходатайственнаго письма. Без сомнения, архиепископу Рафаилу был известен факт перехода Жабокрицкого в унию, но он знал, что не за это его подвергли ссылке, и потому в письме он титулует его «преосвященным» и просит оказать ему подобающее уважение, как человеку «знатному» и притом удрученному годами и несчастьем. Весьма вероятно, что благодаря этому гуманному посредничеству и протекции Рафаила, жизнь Жабокрицкаго в Соловках не была собственно заточением, и не в этом ли кроется причина, почему в изследованиях г.г. Ефименка и Колчина о ссыльных, содержавшихся в Соловецком монастыре в XVIII в., о Жабокрицком не упоминается. Судя по некоторым выражениям письма архиерея Рафаила, Жабокрицкий послан был в Соловецкий монастырь не в ссылку в строгом смысле этого слова, а на покой, почему в монастырском архиве в делах о ссыльных и нет о нем упоминания.

Г. К.

Текст воспроизведен по изданию: К истории ссылки Луцкого епископа Дионисия Жабокрицкого // Киевская старина, № 4. 1904

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2019  All Rights Reserved.