Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

«... Чтоб есми вовеки вси едино были»

В фондах Посольского приказа: «Малороссийские дела», «Сношения России с Польшей» м «Сношения России с Грецией» ЦГАДА отложилось большое количество документов, свидетельствующих о тесных дружественных связях русского и украинского народов до их воссоединения в едином государстве. Особенно много таких документов относится ко времени национально-освободительной борьбы украинского народа под руководством гетмана Богдана Хмельницкого и воссоединения Украины с Россией. В архиве имеется обширная переписка Б. Хмельницкого с русским правительством (около 30 подлинных документов), ярко рисующая картину борьбы украинского народа с чужеземными угнетателями, свидетельствующая о стремлении Украины воссоединиться с Россией. Одно из таких писем гетмана царю Алексею Михайловичу публикуется в подборке (док. № 1).

Известно, в каком трудном положении находилась Россия накануне воссоединения с Украиной. Горячо сочувствуя, оказывая экономическую и дипломатическую поддержку украинскому народу в его борьбе с иноземными угнетателями, русское правительство не могло немедленно принять предложение Б. Хмельницкого о воссоединении Украины с Россией, так как это неизбежно вызвало бы тяжелую войну с Польшей. Решение вопроса о воссоединении с Украиной и войне с Польшей русское правительство вынесло на Земский собор, на который были приглашены бояре, дворяне, духовенство, выборные от городов, купечества и стрельцов. Порядок выборов представителей на Земский собор устанавливался царской грамотой (док. № 2). О результатах выборов воеводы доносили в Москву. К своим отпискам они прикладывали постановления выборов (док. № 3-5).

Открывшийся в конце сентября 1653 года в Москве, Земский собор 1 октября принял решение о воссоединении Украины с Россией и объявлении войны Польше (док. № 6). С целью оформления исторического акта воссоединения двух братских народов 9 октября из Москвы на Украину выехало полномочное посольство во главе с боярином В. В. Бутурлиным.

8 января 1654 года в Переяславе собралась широкая войсковая рада, на которой были представители всех украинских полков 1 и освобожденных от польско-шляхетского гнета украинских земель. Переяславская рада единодушно высказалась за воссоединение Украины с Россией. Об этом подробно сообщается в публикуемой отписке царю В. В. Бутурлина (док. № 7). Исторический акт воссоединения Украины с Россией явился закономерным результатом многовекового развития их обоюдного стремления к единению и имел непреходящее значение для всей нашей страны.

Публикацию подготовил А. В. Маштафаров, старший научный сотрудник ЦГАДА. [19]


№ 1

1648 г. июня 8. — Письмо гетмана Богдана Хмельницкого царю Алексею Михайловичу с известиями о двух победах над польской армией и желании украинского народа объединиться с Россией

Наяснийший, велможний и преславний цару московский, а нам велце милостивий пане и добродию.

Подобно с презреня божого тое ся стало, чого ми сами соби зичили и старалися о тое, абихмо часу теперишного могли през посланцов своих доброго здоровъя вашей царской велможности навидити и найнижший поклун свой отдати. Ажио бог всемогущий здарив нам от твоего царского величества посланцув, хоч не до нас, до пана Киселя, посланих в потребах его, которих товарищи наши козаки, в дорози натрафивши, до нас, до войска завернули. През которих радостно пришло нам твою царскую велможност видомим учинити оповоженю вири нашое старожитной греческой, за которую з давних часов и за волности свои криваве заслужоние, от королей давних надание помира[ем] и до тих час от безбожних ариян покою немаем. Творець избавитель наши Исус Христос, ужаловавшие кривд убогих людей и кривавих слез сирот бидних, ласкою и милосердем своим святим оглянувшися на нас, подобно, пославши слово свое святое, ратовати нас рачил. Которую яму под нами били викопали, сами в ню ся обвалили; же дви войска з великими таборами их помог нам господь бог опановати и трох гетманов живцем взяти з иншими их санаторами: перший на Жолтой Води, в полю посеред дороги запорозкой, комисар Шемберк и син пана краковского ни з одною душею не втекли. Потом сам гетман великий пан краковский из невинным добрим чоловиком паном Мартином Калиновским, гетманом полним коронним, под Косуном городом, попали оба два в неволю и войско все их квартянное до щадку ест розбито; мы их не брали, але тие люди брали их, которие нам служили в той мире от царя кримского. Здалося теж нам и о том вашому царскому величеству ознаймити; же певная нас видомость зайшла от князя Доминика Заславского, которий до нас присилал о мир просячи, и от пана Киселя, воеводи браславского, же певне короля, пана нашего, смерть взяла, так розумием, же с причини тих же незбожних неприятелей его и наших, которих есть много королями в земли нашой, за чим земля тепер власне пуста. Зичили бихмо соби самодержца господаря такого в своей земли, яко ваша царская велможност православний хрестиянский цар, азали би предвичное пророчество от христа бога нашего исполнилося, што все в руках его святое милости. В чом упевняем ваше царское величество, если бы била на то воля божая, а поспех твуй царский зараз, не бавячися, на панство тое наступати, а ми зо всим Войском Запорозким услужить вашой царской велможности готовисмо, до которогосмо з найнижишми услугами своими яко найпилне ся отдаемо. А меновите будет то вашому царскому величеству слишно, если ляхи знову на нас схотят наступати, в тот же час чим боржей поспешайся и з своей сторони на их наступати, а ми их за божею помощу отсул возмем. И да исправит бог з давних виков ознайм ленное пророчество, которому ми сами себе полецевши, до милостивих нуг вашему царскому величеству, яко найуниженей, покорне отдаемо. Дат с Черкас, июня 8, 1648.

Вашему царскому величеству найнизши слуги. Богдан Хмельницкий, гетман з Войском его королевской милости Запорозким.

ЦГАДА, ф. 124, Малороссийские дела. оп. 3, № 28, л. 1.-1 об. Подлинник.
Опубл. в сб. «Воссоединение Украины с Россией», т. 2, М., 1953, стр. — 32-34.

№ 2

1653 г. мая 4. — Грамота царя Алексея Михайловича из Разрядного приказа нижегородскому воеводе П. К. Елизарову о выборе двух представителей на Земский собор и отправке их в Москву

|л. 1| От царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии в Нижней Прокоф[ь]ю Кузмичю Елизарову. Как к тебе ся наша грамота, и ты б в Нижнегородской уезд послал тотчас нижегородских пушкарей и розсыльщиков, а велел дворяном и детем боярским нижегородцем, всем по списку, быти к себе в Нижней в приказную избу. А как нижегородцы дворяне и дети боярские в Нижней съедутца, и ты б им сказал, чтоб они меж собою выбрали дву человек дворян, добрых и разумных, из выбору по нашему указу. А по нашему указу дворяном изо всех городов но два человека велено было к нам, к Москве. А как дворяне и дети боярские, нижегородцы, из своей брат[ь]и дворян, дву человек, выберут, и ты б о том к нам отписал и тех выборных дворян, дву человек, выслал к нам, к Москве, к указному сроку — мая к 20-му числу однолично безо всяково переводу, не дожидаясь к себе о том иного нашего указу.

Писан на Москве лета 7161-го мая в 4 день. /л. 2/

Таковы государевы грамоты посланы по городом: в Нижней, в [20] Муром, в Юрьев-Полской, в Лух, в Гороховец, в Переславль-Залеской, на Волок, в Рузу, в Боровеск, в Ярославец Мало, на Ливны, на Елец.

ЦГАДА, ф. 210, Разрядный приказ, Севский стол, стлб. 148, лл. 1-2.
Копия отпуска.

№ 3

1653 г. мая. — Отписка рязанского воеводы Ф. Д. Павлова в Разрядный приказ о выборах и отправке в Москву на Земский собор Ф. Чевкина

|л. 6| Государю, царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русин холоп твой Федька Павлов челом бьет. В нынешнем, государь, во 161-м году майя в 8 день прислана на Михайлов твоя государева, царева и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии грамота из Розряду ко мне, холопу твоему. А по твоей государеве грамоте велено мне, холопу твоему, Михайловских пушкорей разсылщиков послать в Резанской уезд в Кобыльской стан. А велеть детем боярским резанцом дворовым и городовым Кобыльского стану обеих половин всем по списку быти к себе, в приказную избу. А как резанцы дети боярские ко мне, холопу твоему съедутца, и мне б, холопу твоему, им сказать, чтоб оне выбрали меж собою ис Кобыльского стану человека добра и разумна. А как дети боярские резанцы Кобыльского стану помещики одново человека выберут, и выбор на него мне, холопу твоему, принесут, и мне б, холопу твоему о том отписать. И того выборнаго человека и выбор на него прислать к тебе государю, к Москве на срок майя 20-му числу. И по твоей государеве, Цареве и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии грамоте Резанскова уезду, Кобыльского стану резанцы в съезжей избе мне, холопу твоему, подали выбор. А потому, государь, их выбору, что они меж собою выброли своево таварыща Федора Чевкина, и я, холоп твой того выборнаго человека выслал и на него выбор послал к тебе, государю, царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии под сего отписного. На об.: Государю, царю и великому князю Алексею Михайловичю все Русии.

161-го майя в 24 день стрелец Оксенко Губарев

В Розряд. Взять к отпуску.

ЦГАДА, ф. 210, Разрядный приказ, стлб. 148, л. 6. Подлинник.

№ 4

1653 г. мая 16. — Выбор Ф. Чевкина рязанскими дворянами и детьми боярскими представителем на Земский собор в Москве

|л. 7| Лета 7161-го году мая в 16 день по государеве, Цареве и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии грамоте из Розряду и по приказу воеводы Федора Даниловича Павлова Резанскова уезду, Кобыльскова стану резанцы дворяне и дети боярские, дворовые и городовые, помещики обоих паловин, Афонасей до Сергей Васильевы, дети Ценины, Микита Васильев сын Соловой, Микита Савин сын Ценин, Левентей Афонасьев сын Зуев, Алпат Нефедьев сын Познеков, Иван Дмитреев сын Воронов, Савостьян Постников сын да Лукьян Федоров сын, да Сергей Третьяков сын Борадавкин, Сергей Афонасьев сын Зуев, Федор Евстеев сын Кученев, Фирсан Микитин сын Резанцов, Григорей Валуев сын да Сафон Осипов сын Зубовы, Степан Гаврилов сын Алесов, Клим Васильев сын Пелепелкин, Кирила Гаврилов сын Ценин, Матвей Федосеев сын да Иван Захарьев сын Филиповы, Василей Денисов сын Алисов, Марка Савин сын Сахин, Семен да Клемен Постниковы, дети Борадавкины, Трафим да Федор Васильевы дети Григоровы. И все дворяне и дети боярские Кабыльскова стану выбрали есмя мы меж собою ис Кобыльскова стану дворенина Федора Иванова сына Чевкина. А по государеву указу ему, за нашим выборам стать на Москве на государев указной срок майя в 20 день нынешнего 161-го году. И евитися ему, Федору, за нашим выбором в Розряде. А он у нас Федор, человек добр и разумен. В том мы дворяне и дети боярские Кабылскова стану все ваеводе Федору Даниловичю Павлову на нево, Федора Иванова сына Чевкина, и выбор дали. А выбор писал Михайлова города стрелецкай сын Амелько Яковлев.

|л. 7 об.| К семи выбору Иван Маслов вместо Лукьяна да Сергея Борадавкиных по их веленью руку приложил.

К сему выбору Иван Воронов и в Микитина места Соловова, в Олпатона места Познекова, Тимофеева места Соловова, Левонтьева места Зуева да Васильева места и в Сафонова места Зубовых, в Маркова места Расохина, в Васильева места Денисова, в Совостьянова места да в [21] Семина в места Бородавкиных, да в Сергеева места Зуева, да в их в места по их веленыо руку приложил.

К сему выбору вместа Афонасья да Микиты да Сергея Цепиных, Федор Окученев, в Климово места Пекина, Степана Катина, Мотвея Филипова, Ивана Филипова да Степана Олесова по их веленью Кирила Ценин руку приложил.

К сему выбору Костентин Семенов вместо Крисана Микитина сына Резанцава, да Трофима да Федора Васильевых, детей Григоровых, по их веленью руку приложили.

ЦГАДА, ф. 210, Разрядный приказ, стлб. 148, лл. 7-7 об. Подлинник.

№ 5

1653 г. июня — Отписка черниговских воевод Ф. Хилкова и П. Протасьева в Разрядный приказ о выборах и отправке в Москву на Земский собор К. Вишневского и И. Тарбеева

|л. 154| Государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии холопи твои Федька Хилков, Петрушка Протасьев челом бьют. Нынешнего, государь, 161-го году июня в 2 день прислана к нам, холопем твоим, в Путивль твоя государева царева и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии грамота из Розряду. А по твоей государеве грамоте велено нам, холопем твоим, путивльцом и черниговцом выборным сказати, чтоб они меж себя по два человека выбрали добрых и умных людей тот час, и выбор на них взяти за руками, и тех выборных людей выслати и на них выбор прислати к тебе, государю, к Москве на срок — июня к 5-му числу. И по твоему государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии указу мы, холопи твои, путивльцом и черниговцом выборным сказали того ж числа, чтоб они меж себя по два человека выбрали добрых и умных людей.

И черниговцы, государь, выбрали меж себя по выбору Кондратья Вишневского, из дворовых Ивана Тарбеева. И выбор на них взяли за руками, и тех /л. 155/ выборных людей, и на них выбор за руками послали к тебе, государю, к Москве того ж числа, а велели отписку подать и самим явитца в Розряде твоему, государеву, думному дворянину Ивану Афонасьевичю Гавреневу, да дьяком думному Семену Заборовскому, да Григорью Ларионову, да Ивану Северову.

На обороте л. 154 помета: Государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии. 161 года нюня в 16 день, путивлец сын боярской Кондрашко Вишневской.

В Розряд. Взять к отпуску.

ЦГАДА, ф. 210, Разрядный приказ, стлб. 148. лл. 154 -155. Подлинник.

№ 6

1653 г. октября 1. — Из решения Земского собора в Москве о воссоединении Украины с Россией.

|л. 39| ... А о гетмане о Богдане Хмельницком и о всем Войске Запорожском бояре и думные люди приговорили, чтоб великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии изволил того гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами их и з землями принять под свою государскую высокую руку для православные хрнстиянские веры и святых божиих церквей, потому что паны рада и вся Речь Посполитая на православную християнскую веру и на святые божни церкви востали и хотят их искоренить, и для того, что они, гетман Богдан Хмельницкой и все Войско Запорожское, присылали к великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии бити челом многижда, чтоб он, великий государь, православные християнские веры искоренить и святых божиих церквей разорить гонителем /л. 40/ их и клятвопреступником не дал и над ними умилосердился, велел их принята под свою государскую высокую руку. А будет государь их не пожалует, под свою государскую высокую руку Припяти не изволит, и великий б государь для православные християнские веры и святых божиих церквей в них вступился, велел их помирити через своих великих послов 2 чтоб им тот мир был надежен.

И по государеву указу, а по их челобитью государевы великие послы в ответех паном раде говорили, чтоб король и паны рада междоусобье успокоили, и с черкасы помирились, и православную християнскую веру не гонили, и церквей божиих не отнимали, и неволи им ни в чем не чинили, а учинили б мир по Зборовскому договору 3. [22]

А великий государь его царское величество для православные християнские веры Яну Казимеру королю такую поступку учинит: тем людем,

/л. 41/ которые в его государском имянованье в прописках обьявились, те их вины велит им отдать. И Ян Казимер король и паны рада и то дело поставили ни во что и в миру с черкасы отказали. Да и потому доведетца их принять: в присяге Яна Казимера короля написано, что ему в вере християнской остерегати и защищати, и никакими мерами для веры самому не теснити, и никого на то не попушати. А будет он тое своей присяги не здержит, и он подданных своих от всякия верности и послушанья чинит свободными.

И он, Ян Казимер, тое своей присяги не здержал, и на православную християнскую веру греческаго закона востал, и церкви божии многие разорил, а в-ыных унею учинил. И чтоб их не отпустить в подданство турскому /л. 42/ салтану или крымскому хану, потому что они стали ныне присягою королевскою вольные люди.

И по тому по всему приговорили: гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами и з землями принять.

А стольники, и стряпчие, и дворяне московские, и дьяки, и жильцы, и дворяне ж и дети боярские из городов, и головы стрелецкие, и гости, и гостиные и суконные сотни, и черных сотен и дворцовых слобод тяглые люди, и стрельцы о государской чести и о приеме гетмана Богдана Хмельницкого и всего Войска Запорожского допрашиваны ж по чином, порознь.

И они говорили то ж, что за честь блаженные памяти великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии и за честь сына его государева, великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии, стояти и против /л. 43/ литовского короля война весть. А они, служилые люди, за их государскую честь учнут с литовским королем битися, не щадя голов своих, и ради помереть за их государскую честь. А торговые всяких чинов люди вспоможеньем и за их государскую честь головами ж своими ради помереть.

А гетмана Богдана Хмельницкого для православные християнские веры и святых божиих церквей пожаловал бы великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович, всеа Русии по их челобитью, велел их приняти под свою государскую высокую руку.

ЦГАДА, ф. 79, Сношения России с Польшей, 1653, № 8, лл. 39-43. Подлинник.
Опубл. в сб. «Воссоединение Украины с Россией», т. 3. М., 1953, стр. 413-414.

№ 7

1654 г. января 8. — Описание Переяславской рады 8 января 1654 г. в отписке в Посольский приказ русского посла В. Бутурлина

/л. 26/ Генваря в 8 день на явной раде в Переяславле на улице перед гетманским двором таков чин был.

По тайной раде, которую гетман имел с полковники своими с утра того ж дни во вторый час дни бито в барабан с час времени на собрание всего народа слышати совет о деле, хотящем совершится.

И как собралося великое множество всяких чинов людей, учинили майдан пространный про гетмана и про полковников, а потом и сам гетман вышел под бунчуком, а с ним судьи, ясаулы, писарь и все полковники. И стал гетман посреди майдана /л. 27/, а ясаул войсковой велел всем молчать. Потом, как все умолкли, начал речь гетман ко всему народу тыми словы. —

Панове полковники, ясаулы, сотникн и все Войско Запорожское и вси православные християне. Ведомо то вам всем как нас бог свободил из [23] рук врагов, гонящих церковь божию и озлобляющих все християнство нашего православия восточного, что уже шесть лет живем без пана в нашей земле в безпрестанных бранех и в кровопролитии з гонители и враги нашими, хотящими искоренити церковь божию, дабы и, имя руское не помянулось в земли нашей, что уж вельми нам /л. 28/ всем докучило и видим, что нельзя нам жити боле без царя. Для того ныне собрали есмя раду явную всему народу, чтоб есте себе с нами обрали пана из четырех, которого вы хощете, первый царь есть турский, который многижды через панов своих призывал нас под свою область, второй хан крымской, третий король польский, которой будет сами похочем, и теперь нас еще в прежнюю ласку приняти может. Четвертый есть православний Великия Росии царь восточный, которого мы уже шесть лет беспрестанными молении нашими себе за царя и пана просим, тут которого хотите избирайте. Царь турской есть бусурман, всем вам ведомо как братия наша, православные християне, греки беду терпят и в каком суть /л. 29/от безбожных утеснении.

Крымской хан тож бусурман, которого мы по нужди и в дружбу принявши каковыя нестерпимыя беды приняли есмя, какое пленение, какое нещадное пролитие крови християнской. От польских от панов утеснения никому вам сказывать не надобеть, сами вы ведаете, что лучше... и пса, нежели християнина, брата нашего, почитали. А православный, християнский, великий царь восточный есть с нами единаго благочестия греческого закона, единаго исповедания, едино семи тело церкви с православием Великия Росии, главу имуще Иисуса Христа. /л. 30/ Той то великий царь християнский зжалившися над нестерпимым озлоблением православныя церкве в нашей Малой Росии шестьлетных нашей моленей беспрестанных не презревши, топерь милостивое свое царское сердце к нам склонивши, своих великих ближних людей к нам с царскою милостию своею прислати изволил, которого естьли со усердием возлюбим, кроме его царские высокие руки благотишнейшаго пристанища не обрящем. А будет кто с нами по советует теперь, куды хощет вольная дорога. К сим словам весь народ возопил — волим под царя восточного, православнаго, крепкою рукою в нашей благочестивой вере умирати, нежели ненавистнику Христову поганину достатись.

Потом полковник переяславский Тетеря ходячи кругом в майдане на все стороны /л. 31/ спрашивал голосно, вси ли тако соизволяете, рекли весь народ вси единодушно. Потом гетман рек велиим гласом — буди тако. Да господь бог наш сукрепит под его царскою, крепкою рукою. А народ по нем вси единогласно возопили — боже утверди, боже укрепи, чтоб есми вовеки вси едино были.

На л. 26 об. помета: Государю чтено.

ЦГАДА, ф. 124, Малороссийские дела, 1654, № 1, лл. 26 -31. Подлинник
Опубл. в сб. «Собрание государственных грамот и договоров», т. 3. М., 1822. стр. 494 -495.


Комментарии

1. В 1650-1653 гг. на Украине существовало 17 военно-административно-территориальных полков. Кроме них были еще полки как чисто военные соединения.

2. Речь идет о посольстве русского правительства в составе кн. Б. Репнина, кн. Ф. Волконского, Б. Хитрово и дьяка А. Иванова, направленном в Польшу 30 апреля 1653 г. и имевшем задание добиться заключения мира между Польшей и Украиной на условиях Зборовского договора и ликвидации унии. Соглашение не было достигнуто и 3 августа переговоры прекратились.

3. Зборовский договор заключен 8 августа 1649 г. между Б. Хмельницким и польским королем Яном Казимиром после победы украинской армии над польским войском под Зборовом. Главные условия договора: Запорожское Войско должно быть численностью в 40 тыс.; крестьяне, не попавшие в реестр, возвращаются в подданство шляхты; территория расселения казаков — Киевское, Брацлавское, Черниговское воеводства; амнистия участникам восстания; в местностях, где живут казаки, не должно быть панских коронных войск и на все административные должности назначаются православные; вопрос о ликвидации унии и некоторые другие должны быть решены на следующем сейме.

Текст воспроизведен по изданию: "... Чтоб есми вовеки вси едино были" // Советские архивы, № 3. 1979

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2019  All Rights Reserved.