Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

Челобитная Василия Полозова

Государю, царю и великому князю Феодору Алексеевичу всея великия и малыя и белыя России самодержцу бьет челом холоп твой костромитянин 1 Васька Васильев сын Полозов.

Служил я, холоп твой, отцу твоему государеву, блаженной памяти великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всея великия и малыя и белыя России самодержцу на Яблонном городе 2 с боярином и воеводою князем Борисом Александровичем Репниным 3 , с отцом своим Василием в малых летах. И на тех ваших, великого государя службах взяли меня, холопа твоего, в полон крымские татары. А у крымских был в полону полтора года. А из Крыму отдан был в подарки турецкому султану, и у турецкого султана перед самим ходил в шатре 4 12 лет. И турский султан, увидя 5 , что я еще верую в свою христианскую веру, а не 6 их басурманскую 7 , и разгневась 8 на меня, холопа твоего, потому, что я не обасурманился, велел меня, холопа твоего, казнить смертью, и от той смертной казни упросил [46] меня, холопа твоего, больший 9 мурза, именем Ахмет, и вместо той смертной казни отдали меня, холопа твоего, на каторгу. А на каторге был я, холоп твой, девять лет, руки и ноги были скованы. И я, холоп, молился Господу Богу 10 и Пресвятой Богоматери и великому чудотворцу Николаю и всем московским чудотворцам и обрекался я идти 11 ко гробу Господню. И Божиею милостью каторгу разбило и наши братья, невольники, и басурманские люди все потонули, и я, холоп твой, (к) 12 которому бревну был прикован, и на том бревне меня, холопа твоего, и другого моего брата товарища, обоих 13 прибило волной к берегу. И оттоле я, холоп твой, пошел в Иерусалим. 14 И был я, холоп твой, в Иерусалиме и в Египте 15 и в Ексимании 16 . А ходил я, холоп твой, по турскому 17 и в турском платье, что(бы) нигде меня, холопа твоего, не задерживали 18 и не расспрашивали ни по платью, ни по языку 19 . А шел я, холоп твой, через многие грады турецкие: сначала в их турецкий град Пинию, а из Пинии на Останный, а из Останного на Отданный, а из Отданного на Куркал, а из Куркала на Опинний, а с Опинния на Чизер, а из Чизера на Скупифан, а из Скупифана на Хам, а из Хама на Сафат, а из Сафата на Яковлев мост, который мост построил Иаков, отец Иосифа Прекрасного, через Иордан реку. А ходу до того моста еще 20 [47] 5 дней. 21 А в конце того моста стоит град Иаковль, и в нем жил сам Иаков. А оттоле я 22 пошел под Назарет, а из-под Назарета пути нет, только место знать. А стоит тут гора Фаворская, на которой Господь преобразился 23 перед учениками своими и апостолами. И от Фаворской горы пошли три дороги: одна 24 в Иерусалим, вторая в Египет, третья к проклятому Мохомету 25 . И оттоле пошел на Ополк 26 , а на Ополке указали мне греки колодезь, на который пришел Господь беседовать с женою Самарянынею 27 ; а ныне тот колодезь завален, потому что турки ругаются ему: мечут в него кал и камения и всякий навоз. И там 28 я жил у греческого попа, 29 и тот священник указал мне 30 , (где) Господь беседовал с учениками своими и с апостолами 31 на камне, и на том камне знамение 32 и доныне 33 , яко снег белый 34 . И оттоле пошел (я) в Иерусалим 35 , пристал к Иерусалимскому паше, 36 сказался ему, что турченин, цареградский житель. А в Иерусалиме ходил в церковь Воскресения Христова, а туркам в ту церковь ходить вольно 37 , потому что ключи той церкви держат у себя; и в церкви молился 38 Господу Богу в тайне и приложился ко гробу Господню. А оттоле ходил смотреть пуп земной. А пуп земной от гроба Господня три сажени. 39 [48]

Тут же и щель адова; а величиною 40 та щель, как человеку можно боком пролезть 41 . А водил меня и указывал армянин. А оттоле 42 ходили смотреть темницу, где Господь Бог сидел и где был привязан; и тут лежит камень как стопа, и где Господню ризу разорвали. А оттоле 43 ходил на Голгофу; а Голгофа от гроба Господня семьдесят 44 степеней. И видел, где кровь Господня упала на главу Адамову, и тут щель на полпяди 45 . А в великую субботу сходит огонь с небеси ко гробу Господню всякими разными цветами, за два часа до вечера. А который камень навален был на гроб Господень, и у того камня сидят три патриарха: греческий, фряский, армянский. А от того огня греческий патриарх засветил и по бороде своей повел, а огонь бороды его не ожег. И то видя страшное чудо, турский их великий дьяк стал христианином называться и крестил лицо свое крестообразно. И турки ухватя своего дьяка за руки, за ноги приволокли в свой басурманский приказ. И тот турский дьяк не обратился, но крестил лицо свое крестообразно. И они опять его проволокли в церковь Воскресения Христова и сожгли его на Лобном месте, где было шествие Господне на осле. — И оттоле ходил к Силуанской купели, и у Содома и Гомора был, и у Давыдова гроба, и у дома Давыдова был тоже; а гроб Давыдов от церкви Воскресения Христова, как стрелять. Кругом дома Давидова каменная ограда, а кругом ограды ров, через ров мост, по мосту стоят пушки и цепи, а христианам [49] в тот дом не войти. А оттоле ходил в Вифлием 46 , где 47 родился Господь наш Иисус Христос 48 . А оттоле ходил 49 в их турецкую мечеть, а та их мечетъ сделана 50 против того образца, как сделана и святая святых. Среди той мечети стоит камень на высоте, как 51 человеку можно рукой достать; а на конце того камня стоит как человечья глава 52 , кругом решетка 20 сажень, а делал ту решетку царь Давыд. И тут, сказывают греки, опочивает царь Соломон. А оттоле ходил к Маврийскому дубу, где почивают Авраам, Исак, Иаков; тут же и Господь пришел на Троицу. А оттоле пошел в Египет, и дорогою видел ров, в котором сидел Иосиф по [вине] братии. И в Египте я жил полтора года; и в палату Иосифа Прекрасного ходил и у темницы был; а глубина той темницы 100 сажень; а ныне тут колодезь, и воду берут на пороховое дело. И оттоле ходил на Синайскую гору. А на Синайской горе опочивает Сава пустынник. И оттоле ходил в Ниневию град; а ныне он пуст, только в нем опочивает [50] Иона пророк. И в Иудейском граде был, где опочивает святой Иоанн Предтеча с тремя пророками.

А из Турской земли вышел в Черкаскую землю, а из Черкаской в Грузинскую, а из Грузинской в порубежный град Рюм, а из Рюма на Шах реку, и тою рекою выехал в В(ав)илон, а из В(ав)илона пристал к кизырбацкому купчине, именем Кондрату, и он меня вывез в свою Кизырбацкую землю; и там я нашел двух послов московских и с ними выехал в Астрахань.

Милосердый, великий государь, царь и великий князь Феодор Алексеевич, всея великия и малыя и белыя России самодержец 53

Комментарии

1 проп. У.

2 по Яблонному городку У.

3 проп. до: И на тех У.

4 шатрах У.

5 уведал У.

6 проп. У.

7 вст. не преступаю. У.

8 рнясь У.

9 большой. У.

10 проп. до: и великому чудотворцу, У.

11 вст. молиться, У.

12 х. У.

13 двоих; вст. нас с невольником. У.

14 вст.через многие грады турские. У.

15 Вифлеем. У.

16 Епсимании. У.

17 вст. граду У.

18 задели живого У.

19 проп. до: на Яковлев мост; вст. Имена турским градам знаю: 1. Опиний, 2. Оволней, 3. Одолной, 4. Чичур, 5. Омия, 6. Куркан, 7. Хан, 8. Хамыл, 9. Хама, 10. Сариф, 11. Шам; тамо. У.

20 проп. У.

21 вст. А по-турски Миспул; проп. до: и в нем У.

22 вст. а Сафату. У.

23 проп. до: И от Фаворской; вст. И Назарет стоит ныне под Фаворскою горою. У.

24 вст. дорога. У.

25 вст. где ездят турки и арапы паши и вся их проклятая вера к проклятому Махмету молится. У.

26 Оболк. У.

27 где Христос прииде к жене Самаряныне; проп. до: турки ругаются ему,— которое читается: и турки над колодезем ругаются. У.

28 Тут У.

29 вст. 4 дня У.

30 вст. где У.

31 вст. на горе. У.

32 проп. У.

33 вст. равнина. У.

34 бело У.

35 вст. а ходу до Иерусалима день. У.

36 вст. именем Мосеи У.

37 проп. до: держат. У.

38 молятся Г.;—ошибка; должно быть: молился. У.

39 17 ступеней. У.

40 Величеством. У.

41 вст. А дом Давидов, как стреле пущенной. У.

42 проп. У.

43 проп. У.

44 17. У.

45 проп. до: А оттоле ходил во Вифлием. У.

46 вст. и в Вифлиеме три церкви: 1) церковь греческая, 2) армянская, 3) фряжская и служба в них. И в том монастыре. У.

47 проп. У.

48 вст. место поцеловал, и затем следует: и пошел к Мамрицкому дубу, где почивает Авраам, Исаак, и Яков, и где прийде Бог на Троицу. У.

49 пошел.; вст. в Иерусалим и тут был я. У.

50 проп. до: сделана. У.

51 проп. до: рукою. У.

52 отсюда до: милосердый великий государь... это место сокращено и читается так: ходил, где опочивает Иоанн Предтеча; почивает он меж трех пророков: Ревания, Ивания и Отрим. И ходил я смотреть темницу, где сидел прекрасный Иосиф, в глубину та темница 100 сажень, а ныне тут колодезь; и воду берут из того колодезя на пороховое дело. И оттоле вышел я к армянским туркам, а у армянских турков жил я 9 месяцев; жпвут тут паши каторжные, и я тех пашей знаю поименно. И ходил в новый (чит.: Ниневий) град, а по-турски Мисаул; опочивает в нем Иона пророк. А из Ниневия града вышел в Черкасскую землю, а из Черкаской земли в Грузинскую землю; там опочивает святой Егорий храбрый. И оттоле вышел на порубежный град Ипорюм, с Порюма на Терек, с Терека в Астрахань. У.

53 Отсюда до конца так: меня, холопа своего, за службу и за полонное терпение, вели, государь, мне быть при своей светлости в чину, каком ты изволишь, великий государь, смилуйся. У.

 , смилуйся, пожалуй!

Текст воспроизведен по изданию: Описание Турецкой империи, составленное русским, бывшим в плену у турок во второй половине XVII в. // Православный палестинский сборник. Вып. 30. СПб. 1890

 

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.