Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ДЖАМИУ-Т-ТЭВАРИХ

(В 1888 году член Комиссии Мурат-бей Биярсланов передал на хранение в музей Архивной комиссии одну турецкую рукопись. Желая дать сообщение о ней, Комиссия передала её на рассмотрение профессору С.-Петербургского Университета В.Д. Смирнову. Ныне профессор Смирнов, в качестве члена Комиссии, прислал своё сообщение об этой рукописи). Ред.

Принадлежащая г. Биярсланову рукопись на турецко-османском языке, носящее вышеозначенное заглавие, содержит в себе сокращённое изложение всеобщей истории, составленное секретарём Дивана, Эмир-Мухаммедом Аззаимом, жившим и писавшим при дворе султана Мюрада III (1574-1595), как это видно из второй половины пространного и велеречивого предисловия, в котором говорится о происхождении этого сочинения следующее.


«Когда его величество, справедливый падишах и правосудный царь царей, ристатель на поле битвы, тигр в пылу сражения, государь Александру подобный и хакан, которому слуга Феридун, калиф исламский, утверждение истины для всего человечества, избранный из султанов дома Османова, податель щедрот, Мюрад-хан-бен-султан – Селим-хан-бен-султан – Сулейман-хан – да продлит Всевышний Бог житие его и да укрепит помощников и пособников его! – в 982 году от бегства Пророка в 8-й день рамазана в среду утром 1 взошёл на основанный Джемшидом трон, презренный бедняк, переводчик сего сокращённого сочинения, прибегающий к милосердию Всемогущего Господа Бога, был знаком с Мухаммедом из числа заимов (крупных вотчинников) Высокого Порога султанова дома Османова, и мне шёл 43-й год жизни. В те поры мы были заняты делами службы секретарской у счастливого порога его превосходительства, избранного доверенного и великого советчика высокостепенного государя – да продлится житие его! – красноглаголивого, благополучного, распорядительного, щедрого, свыше споспешествуемого в [105] своих действиях, отца добродетелей, верховного везиря Мухаммед-паши – да укрепит его Всевышний Бог на всё утром и вечером! – Тогда некоторые из друзей и брательников, бывших в приятельских отношениях со мною, приходя к сему слабому и немощному рабу, обращались с речами голосом подобным пению соловья и на языке, расточающем драгоценные камни, и говорили: «Эй ты, будучи собирателем колосьев на ниве доброт и совершенства; считаясь вельможею в стране красноречия, вот уже сколько времени, как ты, будучи главою мира совершенств и знаний, играешь мячом и палкою на арене красноречия, и сколько уж времени ты кистью знания и добродетельности водишь по майдану учёности! Тебе нужно, чтобы в жилище тления остался след твоих совершенств, дарованных природе твоей, и чтобы, шествуя, елико возможно, по пути мужей добродетели и знания, во след мужам красноречия, ты был бы памятуем и вспоминаем в этом мире тления». – Тогда сей ничтожный, погрузясь в море размышления, нашёл подходящим вкратце изложить составлявшие с самого детства предмет его прилежания истории царей, султанов, возседавших на троне шахов, господствовавших на лице земли до султана пророков – благословение Божие на них! – а также посланных во времена их владычества для призвания людей к покаянию пророков и апостолов – благословение Божие на всех них! – в конце повествования о царствовании каждого из них; показалось удобным сокращённым образом собрать и нанизать на нитку изъяснения правивших этим миром и его жителями царей и султанов, начиная от века Адама – да будет над ним мир! – и до сих дней, и бывших в период невежества и ислама избранных хаканов. – На этом основании из авторитетных книг, относящихся к истории царей и хаканов, и прежде всего из послужившей к составлению и построению сего выборного сокращения книги «Низаму-т-Тэварих», 2 из прославленной у всех и каждого «Истории Табари», из «Шах-намэ» самого милого из красноречивцев, мевляны Фирдуси Туси, из истории «Куввету-ль Эрвах», из трактата «Субхету-ль ахбар», из истории «Мирату-з-земан», из «Шеджерен мулюк у салатин», из «Бэгджету-т тэварих», из книги «Джевалиу-ль хикяйят», из книги «Месалик» и «Мемалик», из истории султанов дома Османова – да увековечит их Господь Милосердный! – и, [106] наконец, из отличных сказаний, касающихся царей и султанов, и из достохвальных повестей о мудрых хаканах, в сокращённом виде собрано и стройно изложено. – А в начале сделано вступление о свойстве мира и его обитателей, и всё это названо именем «Джамиу-т тэварих» («Собрание историй»). (Рукоп. лист 2 recto – 3 verso).


За сим следуют статьи: «о сотворении мира и причине сотворения, о сотворении души и разума, неба, о планетах, созвездиях, о семи климатах, о странах Гога и Магога, об обитателях различных стран света, между прочим о русских (Л. 19 ч. – v.); о временах Адама и будущем воскресении мёртвых. Потом краткое содержание пяти отделов всеобщей истории и наконец уже подробное изложение каждого отдела со множеством рубрик и подразделений, в таком порядке: а) история царей персидских, начиная от Кэюлярса по династиям Пимдадской, Качнидской, Ашканидской и Сасанидской; б) история калифов; в) история разных мусульманских династий, обыкновенно входящих в программу всех подобных всеобщих историй, и между прочим есть статьи о Чингизидах, о Тимуридах, о Туркоманах и о султанах дома Османова до султана Мюрада III (Лл. 273 ч. – 408 v.). Финал же посвящён истории «Царей Красноголовых», т.е. царей персидской династии сефевидов, кончающейся коротеньким рассказом о царствовании султана Мухаммед-Худа-бэндэ-бэн-шах-Тогмаси-бэн-Исмаил-шаха Ардэбили (лл. 408 v. – 427 verso). – Непосредственно к концу этого рассказа присоединяется следующая дата: «Совершилось написание и докончание с помощью Бога, Господа Всеведца, в середине месяца шабана 1051 года бегства Пророка» (в половине ноября 1641 года).

Рукопись набрана на очень толстой и плотной бумаге по 18 строк на странице почерком мелкого дивани. Заголовки написаны киноварью. По полям встречаются приписки объяснительные или дополнительные к главному тексту; а с листа 273 и до конца рукописи эти приписки делаются почти сплошными, заключая в себе биографический перечень замечательных шейхов, живших при том или другом турецком султане. Эта агиография османских угодников продолжается и на тех листах, где в тексте излагается история персидских сефевидов, и даже идёт далее конечной датной приписки, кончаясь на 429 листе verso. На обороте этого листа и на листе 430 находятся разные отрывочные заметки. На 430 v. и 431 recto написаны титулы властителей разных стран и народов и [107] числовые данные о боевых снарядах, убитых, пленных турках и христиан и иные в этом роде цифровые показатели, относящиеся к осаде Кандии, как напр. взятых из Кандии пушек 237, разрушенных в ней домов 73000 (?), разрушенных церквей 300, убитых пашей 150, бежавших из крепости гяуров 1925 и т.п. Заметка эта оканчивается точным обозначением времени выдачи ключей крепости Кандии, последовавшей в новолуние месяца джемазиу-ль-эввель 1080 (1669) года, в пятницу в третьем часу (т.е. утром).

Кодекс представляет собою толстую книгу in 4?, 20 сантим. вдоль и 15 сант. поперёк, в европейском сафьянном зелёном переплёте с золотым тиснением и с золотым обрезом; но несколько разбитый. – В нём содержится 2 листа белых в начале, 429 листов занятых текстом сочинения и 4 листа лишних в конце, следовательно всего-на-всё 435 листов.

Наша рукопись впрочем не единственная: подобная имеется ещё в Венской Императорско-Королевской библиотеке и описана Флюгелем в его Каталоге рукописей означенной библиотеки в II т., стр. 84, под № 852.

В. Смирнов.


Комментарии

1. Эта дата равняется 22 декабря 1574 года по нов. стилю.

2. Об авторе этой персидской истории мнения расходятся (См. Fluegel, Die arab., pers. und turk-Haudschrr., II. 60, № 825).

(пер. В. Смирнова)
Текст воспроизведен по изданию: Джамиу-т-тэварих // Известия Таврической ученой комиссии. Том 8. 1889

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2019  All Rights Reserved.