Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

КНИГА ЗАКОНОВ СУЛТАНА СУЛЕЙМАНА КАНУНИ

(***. Данный свод состоит из трех частей, из которых первая содержит статьи о штрафах и наказаниях за преступления, вторая — о налогах в пользу казны и феодальных землевладельцев и третья — о правовом положении и повинностях реайи. В наш перевод включены вторая и третья части с небольшим сокращением разделов, относящихся к вопросам торговых пошлин, порядка наследования должностей и имущества, о военных поселениях, и некоторых других статей, не имеющих прямого отношения к аграрным вопросам или повторяющих уже изложенные обстоятельства)

Часть вторая

СОСТАВЛЕНА ИЗ СЕМИ РАЗДЕЛОВ И РАЗЪЯСНЯЕТ [ПОЛОЖЕНИЕ] В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ КАЗНЕ И СИПАХИ

Владеющий тимаром в 1000 акче — сам джебелю. Владеющий тимаром в 2000 акче — сам джебелю и [выводит] одного гуляма. Владеющий тимаром в 3000 акче — сам [носит] бюрюме и [выводит] одного джебелю. Владеющий тимаром в 4000 и 4500 акче — сам в бюрюме и [выводит] одного джебелю и одного гуляма. Владеющий тимаром в 5000, 5500 и 6000 акче — сам в бюрюме и [выводит] двух джебелю с малым шатром (тенктюр). Владеющий тимаром в 7500 и 8000 акче — сам в бюрюме и [выводит] двух джебелю и одного гуляма с малым шатром. Владеющий тимаром в 9000 акче — сам в бюрюме и [выводит] трех джебелю с шатром среднего размера (чадыр). Владеющий тимаром в 10 000, 10 500 и 11 000 акче — сам в бюрюме и [выводит] трех джебелю и одного гуляма с шатром среднего размера. Владеющий тимаром в 12 000 акче — сам в бюрюме и [выводит] четырех джебелю с шатром среднего размера. Владеющий тимаром в 15 000 акче — сам в бюрюме и [выводит] 5 джебелю с шатром среднего размера. Имеющий доход свыше этого [23] поставляет с каждых трех тысяч акче одного джебелю и с каждых полутора — двух тысяч акче одного гуляма (Этот абзац переведен с более полного текста, приведенного X. Хаджибегичем в его “Канун-нама султана Сулеjмана” (ГЗМ, 1950, т. IV—V, стр. 312)).

С санджакбеев [положено] на каждые 5000 акче [дохода] по одному джебелю и на каждые 50 000 акче — 1 кираса для лошади, а с имеющих больший доход — 2 тента, средний шатер для него самого, шатер сокаклу чадыр для казны, кладовая, кухня, шорная.

С субаши [положено] на каждые 4000 акче дохода один джебелю и на каждые 3000 акче — 1 кираса для лошади. Если же их доход выше, то 2 средних шатра, а если ниже, то малый шатер.

Доходы владельцев тимаров, которым предписано идти в поход, и они, выйдя в поход, не закончат его, изымаются и передаются другим. Однако до той поры, пока будет подписан берат о назначении тимара, доход с него собирает управляющий изъятым имуществом (мевкуфчу).

Совладельцы тимара, которые должны ходить в поход по очереди, но по получении указа о выступлении в поход не выполнят положенных обязанностей, лишаются своей доли дохода с того тимара. И пока та доля тимара не будет передана другому, доход с нее поступает к мевкуфчу.

Тот совладелец тимара, который должен по очереди идти в поход, и в положенное время, отправившись в поход, не завершит его, лишается своей доли дохода с тимара за тот год. Однако доля совладельцев, не являющихся очередными, остается неприкосновенной.

Если санджакбей по указанию пашей и бейлербея поставит кого-нибудь из отправляющихся в поход сипахиев на охрану обоза, то эта их служба дозволена и мевкуфчу пусть не вмешивается.

Что касается выдаваемых бейлербеями бератов, то бейлербею Анатолии разрешено выдавать [берат] на тимар с доходом от трех до пяти тысяч акче, а бейлербею Румелии — с доходом от пяти до шести тысяч акче. [Выдача] такого достоинства бератов, [определение] времени их выдачи поручены бейлербею. Он выдает их по указу прибежища мира падишаха, и пока [владельцы] их несут свою службу, мевкуфчу не позволяется касаться их [доходов].

Если кто-либо из владельцев тимара отправился в поход и принимал участие в происходившем сражении, где был ранен, а потом при проверке оказалось, что причиной его [24] отсутствия были раны, или обнаружится, что он был болен или же что он, выйдя из боя раненым, потом снова был ранен в походе и раны помешали ему отправиться в тот поход, а он послал со своим [доверенным] человеком джебелю и таким образом полностью выполнил свою службу, и это будет засвидетельствовано санджакбеем или подтверждено очевидцами, то все это засчитывается и претензий к нему быть не должно.

Мевкуфчу не должен касаться сипахийских джебелю и тех, кто записан в дефтере в качестве огланов, и пусть он не вступает в спор по поводу того, что такой-то оглан для джебелю, а такой-то — джебелю для огланов. Мевкуфчу не должен проверять джебелю.

Если какой-нибудь оглан или джебелю сбежит, не дойдя до места сражения, а сипахи сразу по прибытии к месту битвы возьмет еще одного человека и, заменив им бежавшего, выполнит свой долг, то к нему не должно быть претензий из-за того, что было пустое место.

Проверять джебелю и огланов — дело бейлербея, оно поручено ему, и он наблюдает. Когда бейлербей обнаружит при проверке отсутствие кого-нибудь [в походе], и в дефтер бейлербея будет записано изъятие его тимара, а мевкуфчу привезет от бейлербея бумагу или копию дефтера и, произведя проверку, удостоверится в том, то исполняющий обязанности мевкуфчу предъявляет претензию и изымает [тимар в казну].

О сипахи

Разъясняется относительно тимара, находящегося во владении сипахи, и о положении сипахи.

Все чифтлики реайи — полные чифты, полчифты и еще меньшего размера, внесенные в дефтер и не внесенные в дефтер, — все до единого принадлежат сипахи. К тем [чифтликам], которые не записаны в дефтер, амили и другие пусть касательства не имеют.

Сын или брат райята, имена которых не внесены в дефтер, также являются райятами и притеснять их не следует. По старому закону владелец тимара имеет касательство к ним во всех делах и их положение в качестве незаписанных в дефтер не меняет дела. Из посторонних же пусть никто не вмешивается.

Что касается тех райятов, которые были записаны в старом дефтере, но, как скрывшиеся, в новый дефтер не внесены, то даже если они живы, владелец тимара к ним касательства не имеет. [25]

Если обнаружатся некоторые из прежних райятов какого-нибудь тимара, которые из-за смуты ушли в другой вилайет и уже после составления дефтера снова пришли в тот тимар, то владелец тимара пусть владеет ими.

Освобожденный раб райята также принадлежит владельцу райята и пусть никто из посторонних не претендует на него до той поры, пока не явится переписчик области, который произведет перепись вилайета. И тогда, кому он припишет [бывшего раба] райятом, тот пусть и берет его.

Старые ореховые деревья, которые не находятся в чифтлике неимущего [т.е. райята], бесспорно, принадлежат владельцу тимара. Но те ореховые деревья, которые выращены в саду неимущего или в его чифтлике или в чифтлике отца его и деда или на границе [этого чифтлика], причиняя ущерб посевам райята, [эти деревья] принадлежат владельцу чифтлика, а урожай с них делится с владельцем тимара.

Растущие в горах каштаны пусть собирают райяты и посторонние, а [собранное] пусть они делят, приняв во внимание то, что охраняли [деревья] райяты, [а также] затраченный труд и в чьем тимаре [находятся]. Каштаны, опавшие сами по себе, пусть не трогают.

Дикорастущие каштановые рощи в горах могут принадлежать бейлику; кому в тимар они отданы, тот ими и ведает. Но большей частью бывает так, что они не включаются ни в берат, ни в дефтер и подобны излишкам.

[Еще] о сипахи

Разъясняется о преждевременном взимании налогов с райятов.

Если сювари получит со своих райятов налоги, такие, как ресм-и агнам, дёнюм ресми, досрочно, а потом и сам будет отстранен [от тимара] до истечения срока, то пришедший затем [другой] сювари, чтобы получить [тимар] отстраненного, пусть ничего не требует с райятов. Однако райяты пусть установят все то, что получил с них прежний сювари, и возьмут свидетельство (хюджет) от кадия. С этим свидетельством, они пусть и требуют, [чтобы с них не брали].

Говорят, что бейлербей выдают на руки некоторым сипахи письма, в которых предписывают кадиям, что, мол, такому-то лицу надлежит досрочно собрать со своих райятов то-то и то-то. Бейлербей не должны выдавать подобных писем. Если же они вопреки закону выдадут их, а кадии не будут поступать в соответствии с этими письмами, то упреков не последует. [26]

Если райят из-за болезни, бедности или старости станет немощным, оставит свой чифт необработанным и покинет его, то сювари пусть возьмет с него беннак, а землю его передаст другому и не требует с него чифт ресми под тем предлогом, что за ним остался чифт, как записано.

Если райят приписан к некой деревне, а часть его чифтлика находится в пределах другой деревни, то чифт ресми пусть получает тот сювари, к которому райят приписан, другой же сювари не должен требовать дёнюм акчеси под тем предлогом, что часть земли находится в его владениях. Он получает лишь ушр и саларлык. Но если [райят] имеет в его владениях много земли, то пусть платит и дёнюм акчеси.

О ресм-и тапу за общую землю и прочем

Если какой-нибудь райят умрет, а у него останется чифт и несколько сыновей, то названный чифтлик переходит во владение его сыновей. Если же один из сыновей умрет, то по моему новому закону сювари не разрешается требовать от братьев тапу за долю умершего. Однако если [один из сыновей] умрет после того как будет произведен раздел [чифтлика] и определена его доля, сювари может потребовать с его братьев тапу за принадлежавшую ему долю. Если после того как [доля] будет передана кому-то другому, оставшиеся братья [умершего] согласятся платить то, что стал бы платить [посторонний], то пусть отдают им.

В деревнях тапу за землю под домом — с самой лучшей не свыше 50 акче, со средней — 40 или 30 акче, а с худшей — 20 или 10 акче.

В отношении чифтлика и земли хасса, принадлежащих сипахи, указ таков, что они не могут, быть переданы кому-либо в мюльк по тапу и тапу на них не дозволено.

Если кто-либо из владельцев тимара, позарившись на деньги, выдаст тапу именно на ту землю и при нем эта земля будет находиться у кого-то по тапу, то тот, кому она отдана, может владеть ею только при данном владельце тимара, и этот сипахи не может вступать [по этому поводу] в спор. Однако сипахи, которому будет передан тимар после него, может ликвидировать это тапу. Ликвидировать может и он сам. Земли сипахи, предназначенные для райятов, за исключением его чифтлика-хасса и других его земель, после того как они с соблюдением положенного обычая получены кем-то по тапу, не могут быть взяты обратно. Тапу на то, что отдано по тапу, [вновь] не выдается, так же как нельзя совершать брак, если он уже совершен. [27]

Оставшиеся выморочными райятские земли, держатели которых умерли или покинули родину, поступают в распоряжение владельца тимара, который или сам обрабатывает чифты или отдает испольщику. Если от этих земель откажутся, то разрешается снова отдать их по тапу. Но потому, что ими самовольно завладел сипахи, они не могут стать хасса. И даже, если он заплатит авариз, — все равно эти земли остаются райятскими.

Если земля чифтлика, находящегося во владении того сипахи, была присоединена [к земле] известного райята и стала среди райятов считаться землей такого-то, налог авариз за эту землю тот сипахи должен платить вместе с райятом. [Это отменяется] лишь в том случае, когда после длительного времени [обладания ею] земля будет записана в дефтере за сипахи и вовсе изъята из райятских земель. Тогда она полностью станет собственной землей [сипахи] и превратится в хасса.

В вилайете Караман ранее за ушедшими в отставку сипахи записывались и ресм-и чифт, и беннак, и джаба беннак, и прочие налоги и авариз. [Потом земли Карамана] были записаны в хасс принца. Впоследствии высочайшим двором налоги ресм-и чифт, беннак, джаба беннак и прочие аваризы со старых сипахи были отменены и оставлено распоряжение, чтобы они платили только ушр, саларлык и ресм-и агнам. Более того пусть с них не требуют.

Если в каком-нибудь тимаре не было колодца, виноградника, сада, ульев и мельницы, а потом они появились, то ушр и налог с них принадлежат владельцу тимара.

Всюду в богохранимой области, когда будет производиться сбор авариза, субаши и владельцы тимаров должны вызвать к кадию своих райятов. Кадий же предпишет им, чтобы они выполнили повеление падишаха. Тех из них, которые не будут повиноваться, пусть усмирит подоспевшее войско султана.

Если приписанная к тимару в качестве источника дохода мельница окажется сломанной, то пусть [владелец тимара] обяжет восстановить ее. Если [обладатель мельницы] в состоянии это сделать, но не выполнит [распоряжения], то положенные с него налоги присуждают сипахи. Если же он не в состоянии восстановить мельницу и платить налоги, то при посредстве кадия мельницу продают другому, чтобы тот, починив ее, платил налог.

Вознаграждение за извещение о поимке райятами беглых животных, рабов и рабынь в свободных тимарах, за исключением султанских юрюков и мюселлемов, принадлежит [28] владельцу тимара. После окончания установленного обычаем срока они при посредстве кадия продаются на базаре с молотка. Старинным законом установлено, чтобы объявившиеся хозяева проданных рабов, рабынь и животных тотчас получали вырученные деньги, которые хранятся в надежном месте.

Для раба и невольницы установленный обычаем срок [до продажи] 3 месяца, для животного — месяц, а для более дорогих — половина срока раба, то есть полтора месяца.

Поимке [беглых животных и рабов] райятами придается значение в свободных тимарах. В несвободных тимарах не имеет значения, произведена ли поимка райятом данного или другого тимара.

После этого пришел священный указ о том, что беглые прикреплены к земле — на чьей земле они будут пойманы, тому и принадлежит вознаграждение; был издан также фермам, чтобы не придавалось значения заявлению беглого, что он принадлежит к другой земле. Если по этому поводу в дефтере определения нет, то по существующему обычаю они принадлежат мирливе или субаши. [Сперва это] было закреплено в дефтере, а потом стало обычным поступать так.

Поимка яя, мюселлемов и юрюков производится по этому же способу. Но так как они подчиняются санджакбеям, то все связанное с ними и находится в ведении их санджакбеев.

О налогах ресм-и чифт, беннак, налог на овец и мельницу

Ресм-и чифт с тех, за кем записан полный чифтлик, — 36 акче, с полчифта — половина этого.

Однако в ливе Хамид ресм-и чифт с райята, за которым записан полный чифт, — 42 акче. С полчифта — половина этого. В тимарах сипахи, не являющихся свободными, 27 акче принадлежат сипахи, а 15 акче санджакбею. В некоторых нахийе с полного чифта сипахи получает 27 акче, бейлербей — 13 акче и 12 акче субаши. А с полчифта — половину того, что указано.

В тимаре воинов крепости Эгридир ресм-и чифт составляет 57 акче, доля сипахи — 27 акче, в крепость в качестве ушра доставляется 15 акче и доля субаши — 15 акче.

В Анталье и Карахисаре, после того как [сипахи] получит 30 акче с полного чифта и 15 акче с полчифта, для доставки в крепость в качестве ушра с полного чифта взимается еще по 6 акче, а с полчифта — по 3 акче.

В ливе Ментеша ресм-и чифт составляет 30 акче, а с полчифта — половину этого. [29]

В ливе Худавендигяр ресм-и чифт с райята, за которым записан полный чифт, составляет 30 акче, а с полчифта — половину этого.

В некоторых нахийе ливы Болу ресм-и чифт составляет 40 и 50 акче. Но в несвободных тимарах 28 акче принадлежит сипахи, а 18 акче заиму и санджакбею. В нахийе Джига и Менекен точно так же. В округе Гереде ресм-и чифт равен 34 акче, [из них] 24 акче — доля сипахи, а 10 акче — доля мирливы и заима. В диване города и в Ильяре ресм-и чифт составляет 36 акче; 24 акче из них — доля сипахи и 12 акче — доля мирливы и заима. В другом диване — Гереде — ресм-и чифт составляет 51 акче; доля сипахи — 33 акче и доля мирливы и заима — 18 акче. В городе Виран и в Болу ресм-и чифт составляет 43 акче; доля сипахи — 33 акче, а доля мирливы и заима — 10 акче. В нахийе Улус, являющейся мюльком Фелекеддина, ресм-и чифт составляет 33 акче; доля сипахи — 24 акче, а доля мирливы — 6 и доля заима — 3 акче. В 12 диванах ресм-и чифт подобен этому.

В округе Кипр ресм-и чифт равен 23 (Судя по итогу, должно быть 26) акче; сипахи принадлежит 17 акче, доля мирливы — 3 акче и доля заима — 6 акче. В округе Амасья ресм-и чифт составляет 34 акче; доля сипахи — 25 акче, мирливы — 4 акче и заима — 5 акче. В нахийе Мердени доля сипахи — 19 акче. В диване эмира Юнуса, Сюле и Ильяс-бея ресм-и чифт установлен в [размере] 14 акче; доля мирливы — 3 акче, а доля заима — 11 акче. В другом диване ресм-и чифт — 14 акче, а доля мирливы — 11 и доля займа — 3 акче. В нахийе Когерпе ресм-и чифт —18 акче, а доля сипахи — 14 акче, доля мирливы — 2 акче и доля заима также 2 акче. В новых диванах и в нахийе Дудурга ресм-и чифт — 33 акче, и доля сипахи — 24 акче, мирливы — 6 акче, а заима — 3 акче.

Ресм-и беннак составляет 12 акче, а налог джаба-беннак в ливе Худавендигяр — 12 акче и в вилайете Караман — 6 акче.

Если за кем-либо в дефтере записан беннак, а у него окажется земли до полчифта, то с него взимается половина чифт ресми. Если джаба-беннак превратится в экинли, то взимается налог экинли, который составляет 12 акче. С маломощных реайя, которых в некоторых областях называют кара, налог составляет 6 акче. Однако оказание покровительства им является похвальным делом.

С холостых из райятов, не имеющих средств к жизни [30] (нетрудоспособных), ничего не взимается и в дефтере за ними ничего не записывается.

Однако с трудоспособных холостых взимается налог по их достатку.

Если записанные в дефтере холостыми женятся, то они платят налог беннак. Но если это реайя-кяфиры, то женатый кяфир платит сювари 25 акче.

Часть третья

СОСТАВЛЕНА В СЕМИ РАЗДЕЛАХ И СОДЕРЖИТ РАЗЪЯСНЕНИЕ УСЛОВИЙ, КАСАЮЩИХСЯ РЕАИИ

Раздел 1. Разъясняет обстоятельства, относящиеся к положению реайи.

Если райят умрет и у него останется малолетний сын и чифтлик, а малолетний сын не может выполнить обязательства в отношении чифтлика, то сипахи пусть не требует с него ресм-и чифт [на основании того, что], мол, “это чифтлик твоего отца”. Пусть он передаст чифтлик другому, обязав его обрабатывать и выполнять все повинности, пока малолетний не подрастет. А если доверенные малолетнего заявят: “Мы выполним все повинности за этот чифтлик” и потребуют его себе, то пусть он (чифтлик) будет записан на них. Но если они скажут: “Мы не выполним [положенные обязанности]”, то записывать на них не следует. Пусть запишут на тех, кто обяжется обрабатывать, пока малолетний не подрастет.

Как только малолетний станет способным обрабатывать чифтлик, то в чьих бы руках ни находился чифтлик его отца и даже если его доходом владеют на основании того, что он получен по тапу, в соответствии с законом султана чифтлик снова должен быть присужден малолетнему. А взимать тапу с сироты не положено, ибо земля его, оставшаяся от отца, считается подобной наследственной собственности.

Ресм-и чифт пусть взимается: с наилучшей (особой), пригодной для выращивания хлопка, земли — с двух дёнюмов 1 акче, с земли среднего качества — с трех дёнюмов 1 акче и с худшей земли — с пяти дёнюмов 1 акче. А чифтликом называется 70—80 дёнюмов земли наилучшего качества, 100 дёнюмов земли среднего качества и 130—150 дёнюмов земли худшего качества.

Если райят оставит в течение трех лет необработанной пригодную для возделывания землю, то это нанесет ущерб сипахи. Чтобы не допустить такого ущерба, обычаем [31] узаконено и дозволено изъять оставшуюся в течение трех лет необработанной землю из рук ее держателя и передать по тапу кому-либо другому. Однако если необработанными оставлены земли гористые, степные или ежегодно заливаемые водой и непригодные для возделывания, то запрещается их отнимать и передавать другим, так как здесь нет намеренного пренебрежения.

Не возбраняется не обрабатывать и превращать в пастбища несколько дёнюмов земли для содержания пары волов и для гумна. Сколько бы времени по этой причине земля ни оставалась необработанной, она по тапу не передается. Возделывание и ограждение земель, с давних пор отведенных в качестве загонов для скота горожан и сельских жителей, запрещены, так как это приносит общий вред.

Если женщина не оставляет землю своего мужа необработанной и платит положенные за нее ушр и [прочие] налоги, то отобрать эту землю несправедливо, пусть не делают этого.

Если чифтлики, занесенные в реестр в качестве дохода [сипахи], став выморочными, останутся не занятыми реайею, то следует подобные передавать райятам, которые обяжутся восстановить их и платить налоги. Если в руках кого-либо окажется земля из такого чифтлика, то судья должен постановить отобрать ее и заставить восстановить тот чифтлик. Если даже заявят, что земля взята по тапу, подобные претензии не принимать.

Вторично ушр взимается с того райята, который, оставив чифтлик в тимаре своего сипахи, уйдет и займется земледелием в другом месте. Однако несправедливо и не принято взимать вторично ушр с того, кто засеял землю в другом месте по той причине, что в тимаре его сипахи не оказалось земли, пригодной для обработки.

Этот закон действует также и в отношении неверных, ушр, [взимаемый] с которых, принадлежит владельцу земли.

Однако в вилайете Семендере, если райят, не обработав землю, к которой он приписан, произведет посев на земле другого сипахи, то он платит половину ушра владельцу земли и вторую половину ушра вместе с бедел-и саларийе — своему сипахи.

Если лица, за которыми не записан чифт, станут обладателями чифта и чифтлика, то с них взимается ресм-и чифт. В этом случае следует исходить из размера чифтлика. Владеющий участком, превышающим размер чифтлика, платит за излишек [подобно] постороннему райяту. С того, кто по старости, бедности или отсутствию средств лишится чифта и [32] чифтлика, взимать ресм-и чифт несправедливо, особенно если утраченная земля обрабатывалась и не было нарушений в уплате налогов.

С реайи, держащей чифтлики от сипахи, налоги взимаются: с полного чифта — полный чифт ресми, с полчифта — половина этого налога. С наделов менее полчифта взимается: с земель орошаемых или наивысшего качества — налог с каждых двух дёнюмов по одному акче, если земля ежегодно обрабатывается и дает урожай; если земля среднего качества, то взимается с трех дёнюмов 1 акче. С земли наихудшего качества законом предписано взимать с четырех-пяти дёнюмов 1 акче налога. А чифтликом называется 70—80 дёнюмов земли наивысшего качества, 100 дёнюмов земли среднего качества и 130—150 дёнюмов наихудшей земли. Дёнюм же имеет в длину и ширину 40 шагов средним шагом. Ресм-и чифт и беннак первоначально взимались во время молотьбы. В настоящее время законом установлено, чтобы они взимались в марте.

Если кто-либо из горожан произведет посев на участке земли, расположенной в пределах города, то по этому поводу издано высочайшее постановление: если посев произведен не на землях вакфа и мюлька, а на землях тимара, то в зависимости от размера засеянного участка — целого чифта или полчифта — пусть и платит ресм-и чифт. Однако если они [впоследствии] не засеют своих чифтликов и откажутся от них, то ресм-и чифт за ними не записывается и пусть не требуют.

В хассе, записанном за сыном султана в вилайете Караман, испольщикам (ортакчи) выдаются семена из зерна бейлика, а полученный урожай пусть делится пополам. Разве лишь, если они пожелают произвести посев своими семенами. А до тех пор, пока они (испольщики) по собственной воле не потребуют этого, принуждать не следует.

Ввиду того, что испольщики половину своего урожая отдают бейлику, в Османском государстве от авариза они, безусловно, освобождаются. В нарушение этого бейлербеи и кадии за ними также записывали авариз. Авариз с них снят и пусть авариз за ними не записывают.

Существующий в городах сбор с киле (киле ресми) в тимарах не записывается; он предназначен для эллиджи и войск, прибывших от двора. В соответствии с имеющимся у них на руках указом они при посредстве кадия и расходуют [на свое содержание] эти деньги. А тем, что останется, пусть пользуется владелец тимара. Если у каждого эллиджи на руках имеется августейший указ, в котором записано, что [33] ему необходимы хлеб, питье, корм, посыльные, проводники и прочее, то пусть дают то, что записано, и ничего более. Если же ничего не записано, то все необходимое пусть покупает сам, никому не причиняя затруднений. А если будет брать, то надлежит доложить к моему Высокому порогу.

Если райят уйдет самовольно, то дом и луг его принадлежат сипахи. Если же его прогонит сювари, то дом и луг принадлежат райяту.

Если райят умрет, а у него останутся сын и дочь, то весь чифтлик должен остаться в руках сына, дочь же требовать себе доли не может.

Для райятов существует известная произвольная повинность (бид'ат) — доставлять ушр сипахи в [его] амбар и ушр воинов крепости в крепость. Однако был издан указ, чтобы для избежания расходов не заставляли [везти ушр], если расстояние превышает однодневный путь.

Ортакчи пусть не обязывают доставлять урожай. Пусть они лишь свезут его в амбар, находящийся в деревне.

В канун-наме отменены обязанности райята строить дом для сипахи. Допускается лишь постройка райятами амбара, куда будет складываться собранный ушр.

Если у райята имеется чифтлик, то он обязан каждый год высевать 4 мюда семян бурсским мюдом. В тот год, когда он ничего не высеял, с него пусть будет взято за это 50 акче. А если высеял 2 бурсских мюда, то пусть будет взято 25 акче, и так далее. Но если он, после того как высеял 4 мюда семян, займется другим промыслом, то новых требований пусть не предъявляют.

Говорят, что владельцы тимаров и амили, чтобы получить что-то за обмер [урожая] во время обмолота, чрезвычайно затягивали [этот обмер]. Но задерживать это дело могут лишь неделю. Если же они не приезжают и не производят обмера, то пусть имам и кетхуда деревни при помощи надежных людей произведут обмер [урожая] и ссыплют [зерно] в амбар. А когда владелец тимара и амиль будут высказывать недовольство тем, что кто-то обмерил без них, и начнут притеснять [за это] того человека, то пусть не делают этого, а коли будут притеснять, то пусть кадий воспрепятствует.

Если чифтлики некоторых райятов окажутся значительно большего размера, чем это записано в дефтере, так что, скажем, у того, за кем записан 1 чифтлик, окажется 1 1/2 чифтлика, а у тех, за кем записано по полчифтлика, обнаружится по [целому] чифтлику, то если он признает (согласится платить) налог за внесенные в дефтер излишки, то пусть не трогают, и останется так, а если не признает налога, то [34] имеющиеся у него излишки с помощью кадия пусть будут переданы тому, у кого не имеется чифтлика.

Кое-где чифтлики незначительного размера и недостаточны по сравнению с вышеуказанными чифтликами. Однако вследствие того, что те земли плодородны, они, согласно старому дефтеру, были сделаны полными чифтликами и полчифтликами. Если [их владельцы] будут спорить, что, мол, мой чифтлик недостаточен, то не следует слушать и действовать в соответствии с дефтером.

С имамов, владеющих вакфом мечети, ресм-и чифт отменен, и в дефтере он записан как доход [вакфа]. Авариз же с имамов категорически отменен и, пока они являются имамами, облагать их [аваризом] не следует.

Райяты, сидящие на землях вакфа, которые облагаются и налогом [авариз-и] диванийе, не должны вывозить своего дохода с гумна, пока не будет произведен обмер всего урожая и не вывезен ушр, составляющий долю вакфа. Если же они будут увозить, то следует строго запретить, чтобы доходу вакфа не было ущерба.

Когда прибежищу мира — падишаху было доложено относительно указа о состоящих вне дефтера, то он повелел, чтобы всякий, состоящий вне дефтера, кто бы он ни был, платил налоги рюсум-и урфийе, как и полные реайя, владельцу тимара, на земле которого им произведен посев. В тех местах, где после обмера лугов взимают с каждого мюда 2 1/2 киле [сена], эти [внереестровые] тоже пусть отдают по 2 1/2 киле [сена]. А там, где взимают по 3 киле, они также пусть отдают по 3 киле. Все то, что называется мукатаа, полностью отменено. Что касается авариза, то в зависимости от земли, [получаемой] от сипахи, пусть они выполняют эти тяготы без спора. Отличие их от райятов состоит [в том, что они не платят] налог за невесту, и в том, что они вольны брать и оставлять [землю]. От состоящего вне дефтера, который несет таким образом все тяготы, связанные с находящейся в его руках землей, владелец тимара не может отнять землю под тем предлогом, что он внереестровый. Разве лишь в том случае, если у райятов будет нужда в земле. Вот в таком виде за каждым [внереестровым] пусть и будет записана [земля]. Но эта земля не такова, как земля каждого [райята]. Даже [необходимость] соблюдения всех условий не может быть причиной нападок на них.

Когда за райятами записана земля в меньшем или большем количестве, они должны выполнять все повинности, сообразно тому, что записано. И для пополнения недостачи отнимать землю из рук внереестрового, чтобы передать им [35] (райятам), не положено. Но если восполнение будет произведено за счет выморочных, прибрежных, отдаленных, каменистых и бугристых земель, то это допустимо. Но часто бывает так, что когда у таких бывает мало земли, то с их слов за ними записывается столько земли, сколько им вздумается сказать. А потом они начинают спорить, чтобы удержать записанное количество. По этой причине их спорам не следует придавать значения.

Однако в отношении тех внереестровых, которые в тяжелые времена купили с давних пор принадлежащие райятам обрабатываемые мезре'а, получив на них тапу от сипахи, или, имея на то незначительные основания, сумели записать на себя земли, так, что они перестали приносить владельцу тимара прежнюю выгоду и доход с них уже не достигает положенного количества деньгами и зерном, то если к подобным будет предъявлен иск, а земли отобраны и переданы реайе, то это допустимо.

Собирать райятов, разбежавшихся из тимара,— закон. Однако отменено снимать тех, которые проживают в какой-нибудь местности более пятнадцати лет. Издано повеление приписывать к городу тех, которые проживают в нем 20 лет. А тех, которые поселились в Стамбуле, переселять воспрещено.

Дочь переселенца пусть выдают замуж за переселенца, а не за кого-нибудь другого. Если кто-нибудь из переселенцев придет в другое место, то ему не следует давать работу ни в бейлике, ни в другом месте. И если он будет проситься — не принимать. В отношении [таких] переселенцев шариатскому суду надлежит написать бумагу и представить падишаху.

Если кто-нибудь из райятов проживает в городе 15 лет и это обстоятельство не отмечено в дефтере райятов, то по новому закону надлежит подобных не заносить в дефтер райятов, а причислить к горожанам и приписать к городу.

Однако в вилайете Семендере с разбежавшихся со своих земель и рассеявшихся райятов сипахи вольны, исходя из местных условий, взимать или полный ушр, или половину, или по 75 акче в качестве налога за разрушенный (необработанный) чифт (чифт бозан ресми).

Кяфиры горных ущелий, которые не охраняют ущелий и живут в других деревнях, — таковы же, как и прочие реайя.

Райяты обязаны скосить луга, записанные за сипахи в качестве хасса, и скопнить [сено] на месте, но к дому его они не свозят.

Если свинья райята будет пастись на земле другого сипахи, то половину налога за нее взимает его собственный [36] сипахи, а другую половину — владетель земли. Когда райя будет резать свиней, то с каждой головы он платит своему сипахи по одному акче.

Денежный налог, записанный за сипахи с пахотных угодий (мезре'а) валахов и войнуков, взимается в период молотьбы.

Половина шкур рысей и тигров, пойманных в санджаках, принадлежит санджакбею, за исключением того, что поймали яя и мюселлемы; [шкуры рысей и тигров], пойманных ими, принадлежат их санджакбеям.

Если с разрешения владельца тимара или владельца мюлька будет дано для порубки небольшое количество дикорастущих деревьев в горах, то эти [деревья] принадлежат тому, кто их срубил. Он может сам валить [эти деревья] и платить ушр, но другие без его разрешения не должны участвовать в этом.

Дрова, травы и дикорастущие растения в горах и лесах, если они не собираются [по условиям], доступны всем, пусть рубит и косит, кто пожелает, и берет себе. Но если они присвоены и охраняются, скашиваются в качестве дохода или принадлежат кому-либо по обычаю, то он сам и пользуется, другие пусть не касаются.

Раздел 2. Разъясняет обстоятельства, относящиеся к кяфирам.

Если где-либо имеется виноградник бейлика, записанный в доход сювари, то его райяты должны отработать в нем 3 дня в году. А там, где виноградника бейлика нет, пусть они не работают.

После того как в соответствии с законом и дефтером с неверных взяты налоги, пусть не берут с них лошадей и повозок для несения почтовой службы, а их самих не заставляют работать. Кяфиры, не являющиеся райятами тимара и обрабатывающие землю как внереестровые, пусть доставляют свой ушр в амбар, находящийся в деревне тимара...

Свободные и несвободные тимары.

(Это добавление к закону Сулеймана опубликовано в Югославии. См. X. Хаджибегич Канун-нама султана Сулеjмана, ГЗМ, 1950, т. IV—V, стр. 321, прим. 79)

Деревни и мезре'а в богохранимом государстве принадлежат только к двум категориям: или свободные или не свободные. [37]

К свободным относятся следующие: султанские хассы, султанские вакфы, султанские башмаклыки, вакфы и эмляки везиров, хассы диздаров, мирмиранов, бейлербеев, санджакбеев, нишанджи, дефтердаров, кетхуда и тимарных дефтердаров, а также самостоятельных арпа-эмини, дефтер-эмини и реисулькюттаба. Все [перечисленные] владения являются свободными.

Законом утверждено, что зеаметы беев юрюков, мюселлемов, цыган и войнуков являются свободными. В дефтере записывается, что в отношении иммунитетных налогов (рюсум-и сербестийе) они являются независимыми. Свободными являются и все зеаметы иджмаллю. Если иммунитетные налоги с тимаров чаушей, бейлербеев, мирмиранов, черибаши, черисюрюджю, черибаши мюселлемов и юрюков не записаны в доход другим, а занесены в качестве дохода в их самостоятельные дефтеры, то им выдается указ об иммунитете. В том случае, когда иммунитетный налог записан в качестве дохода за вакфом, то и вакф является свободным. Тимары независимых диздаров являются свободными.

Тимары сипахи не могут быть свободными. Однако если переписчик вилайета все иммунитетные налоги превратил в доход [владельца] и приписал их к тимару, то санджакбей уже не может их касаться.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.