Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ О Г. И. СКОРОДУМОВЕ

Личность и творчество гравера Гавриила Ивановича Скородумова (1755-1792) неоднократно становились предметом монографических исследований 1. С его именем связаны первые в истории отечественного искусства опыты гравирования в пунктирной манере, в ее технике он не уступал даже своему наставнику — Франческо Бартолоцци (1727-1815), у которого учился в Англии. Ему же принадлежат первые русские гравюры, отпечатанные в цвете 2.

Настоящая работа имеет своей целью присовокупить к биографии Г. И. Скородумова ряд ранее неизвестных или незамеченных сведений. Наибольшая часть из них касается единственного эпизода его биографии: работы над гравированным портретом Никиты Акинфиевича Демидова. В архиве Демидовых, хранящемся в Российском Государственном Архиве Древних Актов (Ф. 1267), нами был выявлен корпус документов, позволяющих с известной достоверностью реконструировать этапы работы Скородумова над этим портретом.

Портрет Н. А. Демидова прилагался в качестве фронтисписа к “Журналу путешествия...” Никиты Демидова 3, изданному в 1786 г. Исходя из этого, его полагали сделанным непосредственно для этого издания и датировали тем же 1786 г. 4, хотя в некоторых работах по неизвестной нам причине предлагалась датировка “1785-1792” 5. Художником гравюра не датирована и не подписана. Портрет поясной, в овале, с поворотом корпуса на ¾ вправо. Под портретом — утвержденный герб Демидовых 6 и награвированная надпись: “Его высокородие Никита Акинфиевич Демидов (.) Статской Советник (,) Санкт-Петербургской Императорской Академии Художеств и вольнаго економическаго общества почетный член (,) ордена Святаго Станислава Кавалер”. Изображенный одет в расшитый кафтан, на левой стороне которого изображена звезда польского ордена св. Станислава, через правое плечо надета лента этого ордена, закрепленная сверху аграфом.

Никита Акинфиевич Демидов (1724-1789), младший из трех сыновей Акинфия Никитича Демидова, был одним из крупнейших русских заводчиков. Петр III, пользовавшийся в бытность свою цесаревичем кредитами Демидова, наградил последнего орденом св. Анны, с разрешением надеть этот орден только по смерти Елизаветы Петровны. Однако по восшествии Петра III на престол, Демидов ордена был лишен 7. Сменившая Петра императрица Екатерина II отнеслась к Демидову с благоволением. В 1762 г. ему был пожалован чин статского советника, причем с распоряжением не употреблять его в службу без именного указа 8. В биографии Демидова существуют разные версии по поводу судьбы ордена св. Анны: некоторые источники полагают 9, что Екатерина II возвратила ему анненскую ленту; мы склонны оспорить это утверждение 10. Впоследствии Екатерина произвела братьев Прокофия и Никиту Демидовых в советники Берг-коллегии, замечая в письме к Г. А. Потемкину, что “они однако знание имеют довольное и с ползою могут быть употреблены” 11. Никита Демидов зарекомендовал себя ревнителем искусств и просвещения — по его инициативе и на его средства в 1771 г. при Академии Художеств была учреждена медаль “За успехи в механике” 12, а 4 сентября 1774 г. на общем собрании Академии Демидов удостоен звания почетного члена 13. Реестр символов общественного признания Демидова венчается званиями почетного члена Императорского Вольного Экономического Общества и кавалера ордена св. Станислава.

Возникновение у Демидова идеи заказать свой портрет Скородумову документально не зафиксировано. Существует ничем не подтвержденное мнение, что портрет был заказан еще в 1773 г. во время пребывания Демидова в Лондоне 14. Наиболее ранним из обнаруженных документов, относящихся к изготовлению портрета, является отпуск распоряжения Н. А. Демидова в его Петербургскую контору, датированный концом 1782 г.:

1

Декабря 12 дня 1782 года.

В Петербургскую домовую мою кантору:

Оная представляет, что господин Скородумов награвировать мой портрет взялся, которой при сем посылаю мой портрет гравированной одним [308] здешним художником. Для тово только, чтоб взять с него изображенной внизу мой герб, так же окружную и нижнюю надписи: ибо оной по худой работе ни к чему более не годитца а в протчем я полагаясь на искуство господина Скородумова и надеюсь что он по своему знанию пристойные украшении зделает лучше несравненно: живописной же мой портрет отправится завтра которой нолуча обще с оным гравированным листом Господину Скородумову вручить: и обовсем вышеиисанном Зубрилову объяснить: как же скоро совсем оная работа окончится тогда значущиеся в репорте оной конторы триста рублей ему заплатить и получив доску, обернуть оную бумагою и холстом, и закупоря в ящик сюда отправить; а что господин Скородумов при принятии партрета скажет с первою почтою ко мне раиортровать (...) 15

Особо следует обратить внимание на сведения о существовании еще одного “портрета гравированного”, поскольку скородумовский труд до сих пор считался единственным графическим изображением Н. А. Демидова. Упоминание о “здешнем” художнике подразумевает русского гравера. Приводимые ниже два рапорта к Демидову указывают, что этот неизвестный портрет был награвирован в Императорской Академии Художеств в 1774 г.

2

Милостивейшему государю Никите Акинфиевичу от Санкт Петербургской вашего высокородия домовой канторы.

Всенижайший репорт. [Отпуск]

(...) Господин скульптор Шубин прислал гравированной в академии художеств партрет вашего высокородия которой послан присем (...)

Февраля 3 дня 1774. 16

3

Милостивейшему Государю Никите Акиньфиевичу от Санкт Петербургской вашего высокородия домовой канторы

Нижайший репорт [Отпуск].

(...) Гравированной партрет Федоту Ивановичу Шубину вручен, он хотел отдать ево тому мастеру кто ево гравировал (,..) 17

Из этих двух донесений следует, что инициатива гравирования портрета исходила от Ф. И. Шубина 18. В 1770-е годы Федота Шубина и Демидова связывали дружеские отношения, закрепившиеся в совместном путешествии по Франции, Италии и Англии. Имя автора упоминаемого изображения Демидова в обследованных нами документах найдено не было. Однако неоднократно обсуждаемое среднее качество работы и заведомая близость художника к кругу Шубина позволяют предположить, что им мог быть гравер Иван Мерцалов 19. Федот Шубин, как и Мерцалов, приехал в 1767 г. в Париж в качестве пенсионера Академии художеств и до весны 1770 г. довольно тесно с ним общался, о чем свидетельствует донесение Шубина из Парижа от 4 апреля 1770 г. 20 Очевидно, несмотря на неудовлетворительное качество портрета, Демидов все же оставил у себя несколько его оттисков, один из которых и был препровожден Скородумову в качестве образца для гравирования надписей.

Изготовление Скородумовым портрета Демидова шло очень медленно. Публикуемые ниже отрывки документов представляют этапы работы гравера в почти исчерпывающих подробностях.

4

Милостивейшему государю Никите Акиньфиевичу от Санкт петербургской домовой вашего высокородия конторы. [309]

Высочайший рапорт

(...) Портреты вашего высокородия живописной и гравированной третьяго дня господину Скоро-думову Зубриловым 21 вручены; и о чем приказать изволили ему было изъясняемо, он сказал, что подобный тому герб и надпись, каковы на сем гравированном портрете он зделает, Но что принадлежит до украшения? то де оное по большой части всеми принято вообыкновение употреблять простое, которое он и на партрете вашего высокородия выгравировать намерен, и надеетца, что им изволите быть более довольны. (...)

Декабря 27 дня 1782 года 22.

5

Ордер

из канторы в петербургскую домовую кантору № 162 февраля 20 дня 1783 года. [Отпуск].

(...) Прикащику оной конторы Зубрилову осведомится начал ли господин Скородумов гравировать Его высокародие Партрет? и как скоро к окончанию привесть надеется? очень с первою почтою и рапортовать. (...) 23

6

Милостивейшему государю Никите Акиньфиевичу, от Санкт петербургской домовой вашего высокородия канторы

всенижайший рапорт

(...) Господин Скородумов сказал Зубрилову, что партрет вашего высокородия готов будет через три недели.

Марта 3 дня 1783 года 24.

7

Милостивейшему государю Никите Акиньфиевичу. От санкт петербургской домовой вашего высокородия канторы

всенижайший репорт

(...) Господин Скородумов о партрете вашего высокородия сказал, что он прежде готов не будет как на Фоминой неделе 25 (...)

Апреля 10 дня 1783 года 26.

8

В Петербургскую мою домовую кантору 20-е апреля 1783 го. [Отпуск].

На репорт оной канторы от 10 числа сего месяца. Сим приказываю:

(...) Как скоро господин Скородумов доску с партрета моего совсем [выработает] окончает. То Зубрилову взяв оной и заплатив деньги отправить ко мне с первою почтою; Уложа оной [в хороший] с надежными упоринами в ящик. Гравированную в другой особливой доску, которую обернуть хлопчатою бумагою и сверху обшить фланелью, напечатав наперед в академии, или в п(ридворной т)ипографии которая поисправней оную доскою хорошими чернилами, на галандской бумаге до 50-ти экземп(ля)ров 27.

9

Милостивейшему государю Миките Акиньфиевичу. от Санкт Петербургской домовой вашего высокородия канторы

Всенижайший репорт.

Вашему высокородию милостивейшему государю здешняя кантора всенижайше доносит:

(...) Господин Скородумов портрет вашего высокородия окончить надеетца через десять дней, и напечатать листа два или три, послать к Вашему высокородию с тем однакож. чтоб вы никому казать их неизволили. для того что де он прежде должен окончать и поднесть Партрет Ея Величества, а тогда уже напечатать для вашего высокородия сколько их будет угодно, и доску Зубрилову отдать (...)

Майя 5 дня 1783 года 28. [310]

Его высокородия господина статского советника и кавалера Никиты Акиньфиевича в Московскую домовую, из Санкт Петербургской домовой же канторы.

Репорт.

Господин Скородумов хотя и обещал партрет Его высокородия окончать прежде нежели довесть до нынешняго времени; однако ж еще не окончал, но вчерашняго числа уверил, что через неделю точно будет готов, о чем благоволено б было Его высокородию доложить. (...)

Майя 30-го дня 1783 года 29.

11

В Петербургскую мою домовую кантору № 460 июня 6 д(ня) 1783. [Отпуск].

На рапорты оной канторы от 30 числа минувшаго майя сим приказываю. (...)

(...) Ежли господин Скородумов и до получения сего (.) портрета моего гривирования неокончил то Зубрилову нередко прозбами ему напоминать. (...) 30

12

Милостивому государю Никите Акиньфиевичу от Санкт Петербургской домовой вашего высокородия канторы всенижайший репорт,

Во исполнение повеления вашего высокородия, милостивейшаго государя здешняя кантора всенижайше доносит:

(...) Что господин Скородумов о партрете скажет доложено быть имеет на будущей почте. (...)

Июня 11 дня 1783 года 31.

13

Его высокородию господина статскаго советника и кавалера Никиты Акиньфиевича в московскую домовую из Санкт Петербургской домовой же канторы.

Репорт.

Во исполнение повеления Его высокородия от 6 числа сего месяца (нрзб) господину Скородумову о партрете Его высокородия нередко над поминаемо было, однако ж он напоследок сказал, что ежели так отделкою Ево спешить как ему надпоминаемо, то де нелзя достигнуть до того, что бы он так был выработан, как ему в угодность его высокородия окончать желаетца; и для сего де самаго надобно иметь ему время а когда де он окончает, тогда скажет; почему Зубрилов болея ему надпоминать уже и не стал (...)

Июня 16го дня 1783 года 32.

14

Его высокородия господина статскаго советника и кавалера Никиты Акиньфиевича в Московскую домовую, из Санкт Петербургской домовой же канторы

Репорт.

(...) Господину Скородумову соизволение Его высокородия объявлено, он сказал, что портрет не пременно на сих днях окончает (...)

Июля 18го дня 1783 года 33.

15

В Петербургскую мою домовую кантору, № 587 августа 5 дня 1783 года. [Отпуск].

(...) Так же и Господину Скородумову о портрете моем с пристойностию объяснить, будет ли когда решительной конец его обещаниям (...) к получению трудов ево (иметь) хоть сомнительную надежду: и когда кончут тоб с благодарением и деньги ему вручить приняв от него наперед вырезанную медную доску (...) 34

16

Милостивейшему государю Никите. Акинфиевичу от Санкт Петербургской домовой вашего высокородия канторы

всенижайший репорт

(...) Господин Скородумов Зубрилову сказал, что партрет вашего высокородия к будущему понедельнику непременно будет готов, и он напечатав один хотел для доставления к вашему высокородию отдать ему Зубрилову, с тем чтоб вы изволили прежде посмотреть надеетца ли чего в ним поправить, приговаривая притом, что оную поправку зделать будет можно, а когда де он окажетца угоден, тогда и доску отдаст (...)

Августа 11 дня 1783 году 35.

17

Милостивейшему Государю Никите Акиньфиевичу. От Санктпетербургской домовой вашего высокородия канторы.

Всенижайший репорт.

(...) Господин Скородумов воокончании к прошедшему понедельнику вашего высокородия портрета слова своего нездержал, проговаривая Зубрилову затем, что подпись заотлучкою ево в царское село подмастерьем вырезана не так как он желал, да и что намерен ее переменить, и зделать совсем инако, нежели она значитца наприсланном к нему портрете; но посвоему разсуждению однакож привсем том непременно заутра хотел окончать (...)

августа 18 дня 1783 году 36.

18

Его высокородия Господина статскаго советника и кавалера Никиты Акиньфиевича в Московскую домовую, из Санкт Петербургской домовой же канторы [311]

Репорт.

(...) Господин Скородумов в место обнадеживания окончанием партрета Его высокородия на последок сказал чтоб ево понуканием больше не беспокоить, а когда де будет готов то он и вам пришлет (...)

августа 25-го дня 1783 года 37.

19

Его высокородия господина статского советника и ковалера Никиты Акинфиевича, в Московскую домовую кантору из Санкт Петербургской домовой же канторы.

Репорт.

Господин Скородумов о скорейшем окончании его высокородия партрета, и вчерашнего числа был прошен, он сказал, чтоб тем ево болея не беспокоить, а когда де будет готов, тогда пришлет, но кажетца, что препятствует ему ничто другое как неприведенной еще к окончанию портрет Ея Величества, и что он намерен поднести Ево прежде, нежели другия и на печатание выдать.

Сентября 8 го дня 1783 года 38.

20

В Московскую Домовую кантору репорт. [Отпуск.]

(...) Господин Скородумов сказал что портрет его высокородия у него готов но только отдать ево он прежде не сможет покуда на поднесение партрета Ея величеству что исполнить он намерен не после как через две недели.

Февраля 2 дня 1784 года 39.

21

В Московскую Домовую кантору репорт. [Отпуск].

(...) Господин Скородумов обявил что портрет его высокородия хотя у него и готов но прежде он отдать ево не может покуда неизберет случая поднести партрета Ея Величеству (...)

Апреля 5 дня 1784 года 40.

22

В Московскую Домовую кантору репорт. [Отпуск].

Господин Скородумов третьяго дня Зубрилову обявил что он партрет его высокородия непременно чрез три недели отдаст но притом приговаривал что он обещан отделкою и отсылкою ево в Москву прежде нежели мог окончать портрет Ея Величества (...)

Апреля 12 дня 1784 года 41.

23

В Московскую Домовую кантору репорт. [Отпуск].

(...) Послано присем отпечатанных господином Скородумовым 3 гравированного им его высокородия партрета натри нашесть (?) листов (...)

Апреля 30 дня 1784 году 42.

24

В Московскую Домовую кантору ис канторы репорт. [Отпуск].

Господин Скородумов напечатанные им эстампы всего пять сот прислал, кои уклав в ящик, а доску — обвернув сперва в хлопчатую бумагу и в фланель, отправлены при сем; за естампы же на требование ево заплачено денег сто рублей (...)

Июня 11 дня 1784 года (...) 43

Вероятнее всего, портрет был начат гравированием в начале 1783 г., с обещанием закончить его к марту 1783 г. В реальности работа затянулась почти на полтора года и достойное восхищения терпение Демидова к концу срока начало истощаться. Замечательна в приводимой переписке динамика демидовского нетерпения, хотя и несколько сглаженная официальным тоном эпистолярии. [312]

Не добавил оптимизма заказчику и эпизод с повреждением живописного портрета, вверенного Скородумову. Изнуренная непрекращающимися отговорками гравера контора не замедлила сообщить Демидову:

25

В Московскую Домовую кантору, ис канторы репорт. [Отпуск.]

При сем послан полученной от господина Скородумова живописной Его высокародие партрет (...) Его высокородию доложить, что он от господина Скородумова с некоторым на плече получен повреждением.

1784 года июня 25 дня (...) 44

Приведенная конторская переписка не только подробно иллюстрирует историю гравирования портрета, но и позволяет лучше понять характер и личность Демидова. Так, крайне любопытны замечания его о превосходстве императорской типографии над академической. Неоднократные просьбы о тщательном сохранении медной доски — явно отголосок происшествий 1773-1774 гг., когда при перевозке из Петербурга в Москву доставленных “из-за моря” вещей он обнаружил при получении множества различных “штук” разбитыми по причине плохой упаковки. Существенно и указание тиража гравюры: сведения такого рода для графических работ XVIII в. практически отсутствуют 45. По-видимому, черный цвет отпечатков (“хорошими чернилами”) был регламентирован самим заказчиком. Черная краска, скорее всего, была использована именно та, которую Скородумов вместе с прессом для печатания гравюр и бумагой купил в Париже летом 1782 г. и отправил в Петербург 46.

Таким образом, если суммировать все обретенные сведения, то можно сделать вывод: портрет был начат Скородумовым в начале 1783 г., окончен в апреле 1784 г. Отпечатана гравюра была тиражом в 500 экземпляров, скорее всего, в императорской типографии. Скородумову было заплачено пятьсот рублей за работу и сто рублей за печать тиража.

Приведенные тексты не дают ответа на вопрос, какой именно “живописной его высокородия партрет" служил оригиналом для гравюры Скородумова. Традиционно работа последнего описывается как гравюра с неизвестного оригинала 47. Существует несколько портретов Никиты Акинфиевича Демидова. Первый, самый ранний из дошедших до нас, [313] датируемый второй половиной 1750-х годов, написан Луи Токке во время пребывания в Петербурге 48. Второй, кисти Ф. С. Рокотова 49, создан в 1768 г. 50 Эти два портрета обладают неоспоримыми художественными достоинствами. но в виду несходства с лицом, изображенным на гравюре Скородумова, являться оригиналами для нее не могут. Исходя из стилистических особенностей портрета, судя по превосходно переданной фактуре ткани и деталировке кафтана, обработке звезды и особенности освещения, можно предположить авторство Александра Рослина 51. Стоит заметить. что передача фактуры ткани у Рослина является одной из характерных черт этого художника, впервые отмеченная еще Д. Дидро в описании Салона 1765 года 52. По композиционным приемам портрету Никиты Демидова родственно погрудное изображение И. И. Бецкого, написанное Рослином в 1777 г. во время пребывания в Петербурге 53. Особенно же близок к портрету Демидова находящийся в собрании Академии Художеств в Стокгольме автопортрет художника, написанный Рослином в 1775 г. 54

Наше предположение отчасти подтверждается и наличием в “Журнале путешествия” Никиты Демидова подробных упоминаний о написании Рослином как портрета супруги Демидова Александры Евтиховны, так и его самого: “13 го (февраля 1772) Никита Акинфиевич начал списываться у Рослей-на” 55. Запись следующего дня: “Поутру еще ездили списываться к Рослейну, чтобы лучше мог подмалевать, и менее иметь труда в окончании” 56. Запись от 23 февраля 1772 г. свидетельствует, что написание портрета подходит к концу: “Никита Акинфиевич ездил к Рослейну списываться. Он его чрезвычайно сходственно написал с таким искусством, какого лучше желать не можно” 57. Не стоит удивляться обозначенным датировкам: портрет супруги Демидова был сделан Рослином за три недели — с 30 января по 17 февраля 58. Исходя из этих записей в “Журнале путешествия...” аналогичный вывод об оригинале скородумовской гравюры делает и Д. А. Толстой 59, не приводя, впрочем, никаких иных доказательств этой гипотезы.

В датировке оригинального портрета нам должен помочь изображенный на нем польский орден св. Станислава I степени. Точная дата получения Демидовым ордена указана в списке кавалеров ордена [314] св. Станислава: 2 июня 1773 г. 60 Таким образом, получается, что орден был получен Демидовым почти на полтора года позже написания Рослином портрета. Казалось бы, гипотеза о принадлежности репродуцируемого Скородумовым портрета Демидова кисти Рослина оказалась несостоятельной. Однако кажущаяся несообразность устраняется следующим посланием Н. А. Демидова в Петербургскую домовую контору:

26

В петербургскую мою домовую кантору.

(...) Заполуча сие немедленно отыскать семена Петровича Енина и посланное присем писмо ему отдать с тем чтоб он сам вручил ево поадресу господину Алексею Ивановичу Мусину-Пушкину потому что в нем писано о вспоможении по ево делу, а как вооном же писме упоминаетца и о партрете моем отданном для поправки господину рослеину — сего ради и Василью Зубрилову, притом же ево Господина Пушкина просить дабы тот портрет отдан был в мой дом и как скоро отдан будет так уложить ево хорошенко в крепкий ящик и з боков укрепить винтами чтоб от трясения не мог двигатся и повредита немедленно прислать ко мне с первою надежною оказиею а сверху тот ящик обшить вощанкою а потом рогожею и увязать веревкою; а ему Господину рослеину затруд ево в приписке на том моем портрете кавалерии (курсив мой. — П. Д.) пришлетца на будущей ямской почте тулуп которой тогда получа чрез посредство ево Алексея Ивановича и вручить и чем он рослеин отзоветца отом комне отрепортовать (...)

Никита Демидов.

Сентября 22 дня 1776 года Москва 61.

Таким образом все становится на свои места: Рослину, работавшему в Петербурге с сентября 1775 по сентябрь 1777 г., очевидно летом 1776 г., было заказано приписать на портрете “кавалерию” — орденское достоинство первой степени. Упомянутый тулуп действительно был скоро послан, и “об отдаче Пушкину тулупа” было отписано в Москву в рапорте от 7 октября 1776 г. 62 Упоминания об этом эпизоде в известных описаниях петербургского периода творчество Рослина отсутствуют 63.

Позже парные портреты Демидовых кисти Рослина были разъединены: портрет супруги Александры Евтихиевны воспроизведен в пятом томе “Русских портретов” 64, местонахождением его на 1909 г. определяется собрание Н. П. Дурново, куда он, по всей [315] видимости, попал от младшей дочери Н. А. Демидова Марии Никитичны, в замужестве Дурново. Портрет Никиты Демидова был перевезен в середине XIX столетия А. Н. Демидовым князем Сан-Донато в Италию, где и находился до середины нынешнего века. Этот портрет описан и воспроизведен в фундаментальном труде о Рослине 65, что еще раз доказывает правильность наших выводов об оригинале для гравюры Г. М. Скородумова.

В собрании Государственного Русского Музея хранится миниатюрное изображение Н. А. Демидова на эмали. Портрет стилистически датируется 1770-ми годами. Иконографически мы также склонны признать оригиналом этой миниатюры был живописный портрет работы Рослина.

Невыясненной остается судьба гравированной доски Скородумова. Как видно из переписки, Демидов настаивал на присылке доски вместе с тиражом портрета. Возможно, у него были свои планы, как ее использовать. Получил Демидов доску, скорее всего, одновременно с тиражом. С момента получения доска хранилась в московском “Слободском” доме Демидовых в Басманной части. Об этом свидетельствует запись в описи имущества дома, составленной в 1825 г.: при описании кладовой, при доме состоящей, упоминается “гравированная медная доска для портрета Никиты Акиньфиевича” 66, причем здесь же указаны десять оставшихся экземпляров “Книг Журналов Путешествии Никиты Акинфиевича по иностранним Государствам”. В 1827 г., после пожертвования дома, доска вместе со многими вещами была перевезена в имение Демидовых Сергиевское и была включена в опись перевезенных вещей, составленную в 1828 г. 67 Больше достоверных сведений по этому поводу нет. Возможно, что вместе с большей частью имущества она была вывезена князем Анатолием Николаевичем Демидовым-Сан-Донато в Италию в середине XIX в.

В приведенных документах представлены не лишенные интереса подробности о выполнении Г. И. Скородумовым портрета Екатерины II. Известны два портрета императрицы, выполненные художником: с оригинала Ф. С. Рокотова и с бюста работы Ф. И. Шубина. В настоящих документах речь идет о портрете с оригинала Ф. С. Рокотова. Существует полемика по поводу его датировки. Д. А. Ровинский указывает, что этот портрет [316] был выполнен гравером в 1777 г. 68, во время пребывания в Англии. Г. Н. Комелова предполагает, что Скородумов начал гравировать портрет еще в Англии, по неизвестной копии с оригинала Ф. С. Рокотова, а окончил уже в Петербурге в начале 1789-х годов 69. В словаре же Ф. Бриана указывается, что портрет был награвирован Г. И. Скородумовым уже по возвращении в Петербург 70.

Вероятнее всего, прав последний. В цитированных документах конторщики упоминают о работе Скородумова над портретом “Ея Величества” в донесениях от 5 мая 1783, 8 сентября 1783 и 12 апреля 1784 гг. Изготовление портрета Демидова потребовало у гравера одного года и четырех месяцев. Поскольку, судя по датам, для работы над портретом Екатерины Скородумов решил избрать примерно этот темп, окончил он его, по всей вероятности, в 1784 г. Косвенно эта датировка подтверждается родственностью портретов Екатерины и Демидова по манере исполнения и оформления.

Вернувшись осенью 1782 г. в Россию но приглашению императрицы, Скородумов стал работать намного меньше (если сравнивать с тем, что почти за девять лет своего пребывания в Англии гравер выполнил более пятидесяти листов). Не исключено, что это отчасти объяснялось тем, что он занимал должность хранителя Кабинета гравюр Эрмитажа, на которую был принят в том же 1782 г. с жалованьем 1200 рублей в год и 600 рублей квартирных 71. Кроме того, Скородумов занимался при Дворе написанием миниатюрных портретов.

Свойства личности Скородумова, в полной мере отразившиеся в истории с портретом Демидова, существенно усложнили его отношения с императрицей, не обладавшей подобным долготерпением. Имя художника неоднократно появляется в переписке Екатерины с бароном Фридрихом Мельхиором Гриммом, непосредственно рекомендовавшим Скородумова ко Двору. В письме от 7 декабря 1782 г., отказывая Гримму в просьбе об устройстве при Дворе очередного его протеже — скульптора Ф. Щедрина 72, императрица между прочим замечает: “Право, я не могу взять г. Щедрина как Скородумова, потому что и этого даже удовлетворить трудно, и я велела сказать ему, что если он ничем не доволен, я не держу его: он может отправляться искать счастия по белу свету; то одно не так, то другое, то ему слишком жарко, то слишком холодно. Нет ничего хуже как артисты на жалованьи” 73. По прошествии десяти месяцев мнение ее не переменилось: в письме от 20 сентября 1783 г. она пишет: “Я считаю Скородумова существом самым ленивым: с тех пор как он здесь, ни одна живая душа не видала его работы. Да благословит господь способности г. Щедрина и оградит его от всякой пенсии, которая отнимает талант у артиста” 74. Вскоре из педагогических соображений императрица прекратила (очевидно, все же временно) выплату Скородумову пенсии, о чем сообщила Гримму 8 мая 1784 г. 75 Характерно, что описанная ситуация однозначно толковалась исследователями: “...очевидно, Скородумов, не желая льстить, держался с достоинством и предъявлял определенные требования к работе” 76.

Барон Ф. М. Гримм, все-таки продолжавший защищать гравера в глазах императрицы, попросил заказать Скородумову исполнение портрета Екатерины с оригинала Греза. Императрица вынуждена была отказать, тактично передав Гримму мнение И. И. Шувалова по этому поводу: “Принципиал находит его (Скородумова. — П. Д.) слишком ленивым, чтоб предложить эту работу” 77.

Интересно заметить, что во всех достоверно описанных случаях гравирования Скородумовым портретов ни один из заказчиков не получил работы в срок. Кроме двух описанных случаев, это подтверждает и история создания портрета генерал-прокурора А. А. Вяземского (1727-1793), законченного в 1786 г. 78

Документальные сведения о гравировании данного портрета мы можем почерпнуть из письма Г. И. Скородумова к Г. Р. Державину, в то время работавшему под началом А. А. Вяземского. Приведенный ниже текст является единственным известным письмом художника, написанным после возвращения на родину.

14 сентября 1786.

В(аше) п(ревосходительство), м(илостивый) г(осударь) Г(аврила) Р(оманович).

Почитаю себе за долг уведомить вас, что портрет его снят, князя А. А. Вяземскаго окончен и вручен княгине; но что не исполнил я вашего желания прежде, в том прошу меня извинить, ибо (причиною) тому были такие обстоятельства, которых никак избежать было неможно.

В рассуждении денег за мои труды, полагаю 600 рублей, из которых уже получено мною через князя Бабичева 79 еще в Лондоне 50 фунтов, а остальные 300 рублей помянутый князь не заплатил, и не желаю с ним иметь дела, а прошу вас покорно оныя деньги, 300 рублей, переслать к Михайле [317] Алексеевичу Замятнину, за что кране буду вам одолжен. Впрочем имею честь пребыть навсегда вашего прев(осходительства) покорный слуга.

Г. Скородумов 80.

Если исходить из слов Скородумова, то портрет был начат еще во время его пребывания в Лондоне, т.е. до лета 1782 г. Таким образом, мы видим, что срок изготовления портрета Н. А. Демидова отнюдь не был максимальным. Как видно из приведенного письма, портрет А. А. Вяземского гравировался четыре года (!).

Общность портретов Н. А. Демидова и Екатерины II не исчерпывается хронологической близостью работы над ними: в их оформлении есть ряд совпадающих особенностей. Центральная из них заключается в том, что оба они вписаны в овал и окаймлены совершенно идентичными декоративными рамками. Рамка состоит из трех овалов, пространство между первым и вторым из которых заштриховано горизонтальными линиями рулеткой. Аналогичная рамка появляется еще в одной работе Скородумова. Это крайне редкий лист, avant la lettre, изображающий статс-даму Екатерины II Прасковью Александровну Брюс (рожд. Румянцеву; 1729-1786) 81. Последнее обстоятельство позволяет предположительно датировать это “превосходное произведение нашего пунктирного мастера Гавр. Скородумова” 82 серединой 1789-х годов.

Деятельность Скородумова-гравера при всех отмеченных выше неточностях и несообразностях в основном известна и описана. Несравненно меньше исследованы другие стороны его художественной деятельности, а именно работы в миниатюре и портрете. Известно, что он писал портреты для жалованных перстней и табакерок. Однако из дошедших до нас оригинальных графических работ Скородумова хронологически наиболее ранним является портрет Р. Т. Габлица 83, написанный летом 1782 г. в Париже, по дороге в Россию. Рисунков Скородумова периода обучения в Академии художеств и пенсионерства до нас не дошло. Свое мнение о Скородумове-рисовалыцике английского периода можно попытаться сформировать лишь по трем довольно посредственным гравюрам с изображениями русских типов, которые были исполнены в 1784 г. по оригиналам Скородумова для трехтомного издания “Путешествий” Уильяма Кокса 84. Очевидно, оригиналы для них были выполнены еще в Англии.

Важный эпизод для характеристики графических работ Скородумова 1780-х годов — его совместная работа с французским гравером Руоттом. Итогом ее стала гравюра, на которой изображен “бог танцев” Вестри младший, один из искуснейших европейских танцовщиков 85. Этот редкий лист практически не упоминается в связи с биографией гравера; отсутствует он и в словаре Е. Наглера 86, и в справочнике Ш. Леблана 87, и в фундаментальном труде по французскому гравированному портрету А. Фирмена-Дидо 88. Портрет выполнен в Лондоне и датирован 1781-м годом. Соавтор Скородумова, Луи-Шарль Руотт (Ruotte), родился в Париже в 1754 г. В юности он учился у известного французского гравера Ноэля Лемира, а затем был отправлен пенсионером в Англию. В Лондоне Руотт был определен в ученики к Ф. Бартолоцци, у которого обучился гравировать в пунктирной манере, которой остался верен до конца жизни 89. Очевидно, к этому моменту относится его знакомство со Скородумовым. Они примерно одновременно учились у Бартолоцци, а зачастую выполняли одинаковые работы, как, например, овальные композиции по работам Анжелики Кауфман 90. Правда стоит отметить, что ко времени изготовления портрета Скородумова уже работал независимо от Бартолоцци.

В заключение поместим рассказ о единственной оригинальной графической работе Скородумова, история создания которой удовлетворительно документирована — о пастельном портрете русского адмирала Александра Ивановича фон Круза (1731-1799) 91.

А. И. фон Круз, датчанин по происхождению, был принят в русский флот с чином унтер-лейтенанта в 1753 г. За свои выдающиеся заслуги в морском деле он в 1785 г. получил орден св. Анны I степени. В 1790 г. за бой при Красной горке Круз награжден орденом св. Александра Невского, а также золотой, украшенной алмазами табакеркой, с надписью, сочиненной самой императрицей: “Громами отражая гром, он спас Петровы град и дом”. За участие в том же году в Выборгском сражении он получил орден св. Георгия II класса, а при заключении мира со Швецией шпагу с алмазами. Императором Павлом I Круз был награжден орденами св. Андрея Первозванного и Иоанна Иерусалимского. История написания этого портрета изложена родственником адмирала П. Милюковым в 1855 г.: [318]

В 1791 году, когда отстраивалась в Ораниенбауме собственная дача адмирала Круза, Государыня позволила ему занять на лето маленький дворец, называвшийся Эрмитажем (ныне более не существует), который находился близ верхнего пруда и потешной крепости Петра III. В один летний вечер, когда адмирал в кругу своего семейства кушал чай между Эрмитажем и водопадом, является незнакомец и с вежливостью просит позволения списать с адмирала портрет. Неожиданное предложение и нерасположение адмирала к этому заставляют его отказать художнику; но усиленные просьбы последнего и всего семейства адмирала окончательно убеждают его согласиться. Портрет был написан сухими красками 92 в несколько дней. Адмирал, вручая художнику деньги за работу, замечает на портрете какую-то надпись и с неудовольствием говорит; “Прошу Вас, милостивый государь, принять вознаграждение за труд и непременно стереть эту запись. Вы не имеете права ценить дела мои”. Художник, отказываясь от денег, отвечает: “Я совершенно вознагражден тем, что первым имел честь снять портрет с Вашего Высокопревосходительства. Я академик гравер Скородумов, прислан по воле императрицы, и надпись эта ее собственноручного сочинения, равно как и само расположение портрета”. Тогда адмирал, тронутый до глубины души чувством благодарности к Великой Государыне, просил Скородумова принять в знак памяти золотую, украшенную каменьями табакерку. Надпись на портрете была следующая: “Громами отражая гром, он спас Петра и град и дом. Екатерина” 93.

Несмотря на важность данного мемуара для жизнеописания выдающегося русского гравера и рисовальщика, он никогда не упоминался в этой связи.

Комментарии

1. Некрасова Е. А. Гаврила Иванович Скородумов. 1755-1792. М. 1954; [Адарюков В. Я.] Гравюры Г. И. Скородумова. Каталог выставки с пояснительным текстом. М. 1927; Комелова Г. Н. Русский гравер Гавриил Иванович Скородумов. 1755-1792 //Тр. Гос. ордена Ленина Эрмитажа. XV. Л. 1974 и др.

2. Флекель М. И. От Маркантонио Раймонди до Остроумовой-Лебедевой: Очерки по истории и технике репродукционной гравюры XVI-XX веков. М. 1987. С. 284-287.

3. Журнал путешествия Его Высокородия господина Статскаго Советника и ордена Святаго Станислава Кавалера Никиты Акинфиевича Демидова. По иностранным Государствам с начала выезда Его из Санкт-Петербурга 17 Марта 1771 Года. По возвращение в Россию, ноября 22 дня 1773 года. М., 1786.

4. Ровинский Д. А. Подробный словарь русских гравированных портретов. СПб., 1889. Т. 1. А-О. Стлб. 559.

5. Комелова Г. Н. Указ. соч. С. 46 (воспроизведен).

6. Общий Гербовник дворянских родов Всероссийский Империи начатый в 1797м году. [СПб... 1798]. Ч. II. № 135.

7. Бантыш-Каменский Д. Н. Словарь достопамятных людей русской земли... М. 1836. Ч. II. С. 193-196.

8. Бумаги императрицы Екатерины II, извлеченные из архива правительствующего сената в Санктпетербурге. 1762 год // Сборник Императорского Русского Исторического Общества. СПб., 1885. Т. 42. С. 477.

9. Русский Биографический Словарь. СПб., 1905. [Т. 6]. Дабелов-Дядьковский. С. 216 и др.

10. Подробно наша точка зрения изложена: Дружинин П. А. Шубин в работе над портретами Демидовых// ПКНО 1998. М., 1999. С. 319.

11. Письма Екатерины II к Потемкину Г. А. / Публ. Н. Я. Эйдельмана // Вопросы истории. М., 1989. № 7. С. 131.

12. Сборник материалов для истории Ими. С.-Петербургской Академии Художеств за сто лет ее существования, изданный под ред. П. Н. Петрова и с его примечаниями. СПб. 1864. Ч. 1. С. 140.

13. Там же. С. 135.

14. “Англофилия у трона”. Британцы и русские в век Екатерины II: Каталог выставки / Сост. Энтони Кросс. [М.]. 1992. С. 99.

15. РГАДА. Ф. 1267 (Демидовы). Оп. 1. Ед. хр. 337. Л. 360-360 об. Отпуск с исправлениями был нами полностью разобран, но так как исправления носят в основном стилистический характер при публикации зачеркнутый текст не приводится.

16. Там же. Ед. хр. 461. Л. 25 о6.

17. Там же. Л. 32-32 об.

18. Шубин Федот Иванович (1740-1805) — выдающийся русский скульптор. Подробнее об отношениях скульптора с Демидовым см.: Дружинин П. А. Указ. соч. С. 318-328.

19. Мерцалов Иван Федорович (1742-?) — русский гравер на меди, воспитанник императорской Академии Художеств.

20. Яремин С. П. Художества в период президентства И. И. Бецкого. (1763-1793 гг.) // Русская академическая художественная школа в XVIII веке: Известия Гос. Академии истории материальной культуры. М.; Л., 1934. Вып. 123. С. 183.

21. Здесь и далее имеется в виду приказчик Петербургской конторы Н. А. Демидова Василий Зубрилов.

22. РГАДА. 1. 1267 (Демидовы). Оп. 1. Ед. хр. 337. Л. 373-373 об.

23. Там же. Ед. хр. 338. Л. 63-63 об.

24. Там же. Л. 58-58 об.

25. В неделю с 23 по 29 апреля 1783 г. — См.: Месяцеслов на лето от Рождества Христова 1783. СПб., [1782]. С. 13.

26. РГАДА. Ф. 1267 (Демидовы). Оп. 1. Ед. хр. 338. Л. 107-107 об.

27. Там же. Л. 108-108 об., 108 а.

28. Там же. Л. 110-110 об.

29. Там же. Л. 133.

30. Там же. Л. 136а-136а об., 1366.

31. Там же. Л. 193.

32. Там же. Л. 155.

33. Там же. Л. 227.

34. Там же. Л. 234.

35. Там же. Л. 235-235 об.

36. Там же. Л. 247. Дата на л. 247 об.

37. Там же. Л. 256.

38. Там же. Л. 262.

39. Там же. Ед. хр. 559. Л. 9-9 об.

40. Там же. Л. 30. Дата на л. 31

41. Там же. Л. 35-35 об.

42. Там же. Л. 44. Дата на л. 44 об.

43. Там же. Л. 51.

44. Там же. Л. 52.

45. Эти данные косвенным образом могут свидетельствовать о тираже “Журнала путешествия...”, оставшемся неизвестным составителем “Сводного каталога русской книги гражданской печати XVIII века. 1725-1800” (М., 1962. Т. 1. № 1256). Поскольку сведения о существовании экземпляров с портретом и без оного не встречаются (гравюры лишены лишь заведомо дефектные экземпляры), тираж книги ни в коем случае не превышал 500-т экземпляров. Более того, поскольку часть экземпляров портрета была изначально предназначена для рассылки в многочисленные принадлежавшие Демидову предприятия, мы рискнули бы предположить, что истинное количество экземпляров Журнала не превышает 400.

46. Комелови Г. Н. Указ. соч. С. 55.

47. Комелова Г. Н. Указ. соч. С. 46.

48. Собрание ГМИИ им. А. С. Пушкина. Инв. № 1105; Воспроизведение: Французская живопись XVI — первой половины XIX века: Каталог / ГМИИ им. А. С. Пушкина. М., 1982. С. 186. Существует авторское повторение. находившееся в собрании принца Павла Югославского.

49. Собрание Пермской Государственной художественной галереи: Воспроизведение: Лапшина Н. Федор Степанович Рокотов. М., 1959. С. 200.

50. Ранее портрет датировался первой половиной 1760-х годов (ср.: Лапшина Н. Указ. соч. С. 200): однако по материалам архива Демидовых можно указать точную датировку: за этот портрет и написанный одновременно портрет А. Е. Демидовой (местонахождение неизвестно) по окончании Ф. С. Рокотову в августе 1768 г. было заплачено 60 рублей (РГАДА. Ф. 1267 (Демидовы). Оп. 1. Ед. хр. 237. Л. 63 об., дата на л. 64 об.).

51. Рослин Александр (Рослен, Roslin А., 1718-1793) — шведский живописец, писал портреты, в 1775-1777-х годах работал в Петербурге.

52. Дидро Д. Собр. соч. М., 1946. Т. 6. С. 148.

53. Собрание ГЭ. Инв. № 5826.

54. Levertin О. A. Roslin en studie. Stockholm, 1901. Р. 2.

55. Журнал путешествия... С. 34.

56. Там же. С. 34.

57. Там же. С. 34.

58. Там же. С. 31, 34.

59. [Толстой Д. А.] Люди Екатерининского времени. Справочная книжка к царствованию императрицы Екатерины II. СПб., 1882. С. 173.

60. Loza S. Kawalerowie ordery sw. Stanislawa. Warsawa, 1925. P. 23.

61. РГАДА. Ф. 1267 (Демидовы). Оп. 1. Ед. xp. 460. Л. 111-111 об.

62. Там же. Ед. хр. 476. Л. 17.

63. Кроль А. Е. Александр Рослин и его работа в Петербурге // Скандинавский сборник. Таллин, 1970. Т. 15. С. 219-231.

64. Русские портреты XVIII-XIX столетий. СПб.: Издание Великого Князя Николая Михаиловича, 1909. Т. 5. Табл. 37.

65. Lundherg Gunnar W. Roslin. Liv och verk. Malmo, 1957. T. 2. 111. 111; T. 3. Cat. 328. На портрете стоит подпись художника и дата: “1772”.

66. РГАДА. Ф. 1267 (Демидовы). Оп. 10. Ед. хр. 385. Л. 8.

67. Там же. Ед. хр. 418. Л. 5 об.

68. Ровинский Д. А. Указ. соч. СПб., 1889. Т. I. А-О. Стлб. 663. № 58.

69. Комелова Г. Н. Указ. соч. С. 43.

70. Bryan's dictionary of painters and engravers. L., 1921. Vol. 5. P. 56.

71. Комелова Г. Н. Указ. соч. С. 45.

72. Щедрин Ф. Ф. (1751-1825) — русский скульптор, с 1818 г. ректор Петербургской Академии Художеств. В это время он находился в Париже.

73. Грот Я. К. Екатерина II в переписке с Гриммом. СПб., 1884. С. 85.

74. Там же.

75. Письма Екатерины И к Фридриху Мельхиору Гримму: Сборник Императорского Русского Исторического Общества. СПб., 1878. Т. 23. С. 304.

76. Комелова Г. Н. Указ. соч. С. 45.

77. Грот Я К. Указ. соч. С. 86.

78. Ровинский Д. А. Указ. соч. Стлб. 466.

79. Имеется в виду князь Дмитрий Григорьевич Бабичев (1757), находившийся с 1774 г. в чине прапорщика в Лондоне на обучении строить каналы.

80. Державин Г. Р. Соч. / С объяснительными примечаниями Я. К. Грота. СПб., 1865. Т. 5. С. 571. № 493. Курсив в тексте Я. К. Грота.

81. Ровинский Д. А. Указ. соч. Стлб. 384.

82. Там же.

83. Собрание ГРМ. Инв. № р-6701. Бумага, пастель, граф, кар., акв.

84. Сохе W. Travels into Poland, Russia, Sweden and Denmark. Interspersed with historical relations and political inquiries. Illustrated with charts and engravings. L., 1784.

85. Вестри Мария-Огюст, младший (Vestris; 1760-1842) — выдающийся французский танцовщик.

86. Nagler G.K. Neues allgemeines Kunstler-Lexicon: 2-e aufl. Linz, 1910. Bd. 15. S. 454-455.

87. Le Blanc Ch. Manuel de l’amateur d'estampes. P., 1875. T. 3. Col. 383-385.

88. Firmin-Didot A. Les graveurs de portraits en France. P., 1875-1877. T. 2. P. 354-355.

89. Basan F. Dictionnaire des graveurs anciens et modemes, depuis l’origine de la gravure: 2 ed. P., 1789. T. 2. P. 140.

90. Le Blanc Ch. Op. cit. T. 3. Col. 383-385.

91. Местонахождение неизвестно.

92. Имеется в виду пастель.

93. Цит. по: Милюков П. Адмирал Александр Иванович фон Круз // Морской сборник, издаваемый Морским Ученым Комитетом. СПб., 1855. Т. 16. № 6. Июнь. С. 256-257. На момент издания этого текста упоминаемый портрет находился в собственности наследников адмирала.

 

Текст воспроизведен по изданию: Новые материалы о Г. И. Скородумове // Памятники культуры: новые открытия. Письменность, искусство, археология. Ежегодник, 2001. М. Наука. 2002

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.