Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

АЛЕКСАНДР ФОМИН

ОПИСАНИЕ БЕЛОГО МОРЯ

ПИСМО IX

История Соловецкого монастыря до времен игуменства — Игуменство — успехи и каменная выстройка монастыря — Архимандритство — Старческий бунт и девятилетнее упорство — усмирение его военною рукою — Ставропигиальная степень монастыря и штатное достоинство.

Архангельск. Маия 10 дня 1793.

Естьли не находим мы во установлениях монастырских обществ, по причине их безбрачности и отречения от мира, ни малого сходства с учреждениями мирских семейственных сословий: то само собою следует, что бытописания монастырские неудобны представлять мирянам ни изящества примеров, сходствующих с их натуральным состоянием, ни наставлений, полезных в гражданском сожитии: чего мы от изучения истории ожидаем. Они свойственное находят место в истории церковной, которая, подавая сведения о успехах разширения веры и о Состоянии внешнего [117] благочестия, представляет образцы, сим предметам согласующие. Светские глубокомысленные люди, снискав вкус и пользу во всеобщей истории, находят в ней руководство производить разсуждения о степенях влияния Духовенства в дела политические и о степенях тогдашних общих умоначертаний. Но я не касаясь сих оснований представляю в сокращении историю монастырскую по правилам бытописания о светских заселениях, следовательно не вступаю в права, церьковными писателями присвояемые, ниже из почтительности к ним, прикасаюсь к тем пунктам зрения, из коих сии писатели на деяния монашествующих взирают. Кратким называемый летописец Соловецкой, замечающий просто исторические преключения, служит мне руководством; а связь сих приключений с общею Российскою историею соделывает бытность их достоверною. Естьлиб была потребность разделения, то бытописание сие моглобы поместиться в четырех периодах, в числе коих, 1) начало и основание общества монахов [118] Соловецких; 2) состояние сего общества при игуменах с получения грамоты, на владение островами; 5) состояние монастыря при Архимандритах; и 4) состояние в ставропигиальной степени: но для нашего намерения довольно будет безраздельного сокращения.

Сия история заимствует свою Епоху во временах Новгородской республики, коей обладанию подлежали Беломорские страны Двинская, Онежская и Карельской берег: никто не препятсвовал республиканскому присвоению близлежащих к сим странам, на море, нежилых островов, Двинская область будучи населена Чудью Заволоческою и обладателями оной Чуди с ее землями и угодьями Новгородчанами, подчинилась Скипетру великих Московских Князей в 1471 годе, а Онежская страна и Карельской берег остались во власти оной республики, до конца ее существования.

Блаженный Инок Герман, почитаемый во Святых Соловецких угодниках, обращаясь на матером Карельском береге Белого моря, и осмотрев без [119] сумнения близь оного берега в море лежащие острова, предприял дальновидное намерение; но для произведения его в действо, или не желал умалить смиренномудрия, или не находил в себе потребных сил, или лучше хотел быть под рукою движущим и содействующим. Преподобный Савватий, оставя Кирилов Белозерский и пожив в Валаамском на Ладожском озере монастыре, пришел на оной же Карельской берег, и увидевшись с блаженным Германом, принял его убедительное предложение о поселении на Соловецком острове, куда они оба переехали в 1429 годе. Соорудив жилище под Секирною Горою, в 7 верстах к северу от воздвигнутого после монастыря; жил тамо шесть лет безъисходно, а Герман производя промысловые заведения отъезжая на твердую землю, старался о разширении интересов, о прочности пропитания, о умножении монашествующей или служащей братии и о приобретении будущих выгод. Во время таковые отлучки преподобный Савватий заболев, перебрался на твердой берег, [120] преставился в деревне Сороке и погребен тамо в Маие 1435 года. Преподобный Зосима пришел на помянутой же берег, где познакомился с ним Герман, и внушив выгодные Соловков положения обнадеженные уже произведенными опытами, склонил его там поселиться, что и учинили в 1436 годе. Они взяли намерение собрать сколько возможно болшее общество монахов, выстроить монастырь и испросить от Новгородского правительства Соловки в исключительное монастырское владение, Для достижения сих намерений построили с несколькими собравшимися братиями и служащими церьковь во имя Преображения, Господня с приделом, как кажется, посвященным Святому Николаю, и испросили от Новогородского Архиепископа Ионы Антимисы для освящения той церкви и Игумена Павла, за сим Феодосия и после его Иону: но сии игумны не усматривая в новых заведениях ощутительной и скорой пользы, по нетерпеливости оставляли свое начальство. При последнем из сих Игуменов Ионе, Преподобные [121] Зосима и Герман соградили монастырь, назвали оный обителью святого Спаса и Св. Николы, и выпросили от Новгородского начальства 1 грамоту на изключительное владение Соловецкими островами, в которой упоминается заведенное монастырями соловарение, следовательно соляной промысл и рыболовство; о чем выше сего я сказал вообще. С получения сей грамоты должно считать Епоху возвышения Соловецкого монастыря; ибо она доставила по тогдашним обстоятельствам богатое обладание островами Соловецким, Анзерским, Муксами (что ныне зовут Муксальмами) и Заяцким, разделяющимися на двое. К сему тогдаж приложила из собственного недвижимого имения Новгородская славная посадница Марфа Борецкая на Карельском берету волости Суму и Кемь, в вечноеж монастырю владение. Точного времени сей Епохи положить не можно; но следуя летописцу надлежит его считать около 1450 года.

После Игумена Ионы определено братством избирать сих начальников из своей Соловецкой собратии, а не из [122] других монастырей, и Преподобный Зосима выбран и посвящен от Новогородского Архиерея Игуменом в 1452 годе, в 1471 для прославления новой обители перенесены Мощи Преподобного Савватия из деревни Сороки в монастырь, а в 1478 годе преставился Преподобный Зосима. В 1484 годе воспричинствующий заведению монастыря, старательный о пользах его Преподобный Герман, будучи отправлен в Новгород, преставился на реке Волхове, и Мощи его чрез несколько лет перенесены в монастырь Соловецкой. В 1485 годе погорел перьвосозданный монастырь. В 1537 годе пострижен в монахи Преподобный Филипп. Он был из дворянской фамилии Колычевых, по белецкому имени Федор Степанович, посвященный после в Игумена Соловецкого и потом в Московского Митрополита. В том же годе монастырь вторично выгорел до основания. В 1548 годе Преподобный Филипп посвящен в Игумена. Он заложил каменные церкви Успенскую и потом Преображенскую, и в 1566 годе взят [123] по указу Государя Царя Ивана Васильевича грозного на Митрополию Московскую. Краткое время приближенного Царскому Престолу его священноначалия, без сумнения много содействовало пользам и возвышению монастыря Соловецкого. В том же годе перенесены прославленные Мощи Чудотворцев Зосимы и Савватия в новопостроенный каменный придел, подле соборной Преображенской церкви. В 1584 годе из Тверского Отроча монастыря Мощи Святого Филиппа Митрополита, прославленного, по невинности пострадания, Святым, перенесены в монастырь Соловецкой. В 1584 годе, старанием и искательством Игуменов внушена была Государю Феодору Иоанновичу опасность монастыря от находящих на Карельской берег Шведов, и Государь, по набожности своей, указал обложить около Соловецкого монастыря каменной город. В 1594 годе прислан был для сего строения начальник Иван Яхонтов, даны работники с волостей, и город выстроен тогож лета. Зодчий сего градоздания был [124] постриженник Соловецкой монах Трифон, коего чиносостояние довольное дает понятие о разумении его неведомой тогда Гражданским начальникам военной Архитектуры. В 1602, построены каменные переходы и ружейная палата. По сему видно, что военными снарядами для обороны от Шведов снабден был монастырь от Московского правительства. В 1611 годе прислали с границы Шведские военачальники к Игумену Антонию девять писем, требуя ими здачи в их руки Сумского острога; но по прошению Игумена Антония присланы были из Москвы в оной острог Воевода Максим Лихарев, да Голова Елизарий Беседной с военными людьми. В 1651 годе по Указу Великого Государя Царя Алексия Михайловича поставлен был в Соловецкой монастырь перьвый Архимандрит Илия, которому пожалован отличной прерогатив в разсуждении одеяния и в разсуждении употребления осеняльных свеч, рипид и ковра. В 1652 годе взяты в Москву прославленные Мощи Св. Филиппа Митрополита присланным для [125] того Новогородским Митрополитом Никоном, постриженником Соловецким, бывшим после Московским Патриархом. В 1658 годе от страха нахождения Шведов на Карельской 6ерег, многие тутошние поселяна бежали в монастырь, а туда в Суму и Кемь прислано было с Холмогор военных 200 2 человек. В 1667 годе старцы монастырские, не знающие прямо Российского языка, так как и все старообрядцы по грубости своей в перемене некоторых слов в новоисправленных церковнослужебных книгах, разосланных тогда по всем Российским церьквам, отказались от повелеваемого указами употребления оных книг. Для увещания их присыланы были из Москвы разные духовные персоны безуспешно, а напоследок, командированы военные люди, чтоб привесть их страхом в подданническое повиновение: но фанатизм сих бунтовщиков до того дошел, что они ожестев в упрямстве своего мнения, отказались от послушания предержащей власти, заперлись в монастыре и выдерживали [126] в таковом упорстве облежение девять лет. Военный сей отряд сперьва держал по летам монастырь в блокаде, выезжая к зиме в Суму, а потом продолжал облежение безвыездно с острова. Осажденные, как видно, или запаслись на все сие время жизненными нуждами, или по слабости блокады могли запас приобретать тайно. Приметно так же, что штурмовать монастыря или делать стеновой пролом не было повелено. В 1676 годе оплошностию осажденных ворвались осаждающие воины в монастырь, и мятежников по достоинству наказали многих смертию, а многих ссылкою в Кольской и Пустозерской остроги; многиеж признавшись в повинности получили прощение и оставлены в том же монастыре, которой тогда лишен многих почестных преимуществ.

В 1682 годе, по учинении Холмогорской Епархии, Соловецкой монастырь переведен в ее подчинение из Новгородской.

В 1694 годе, Государь Петр Великий; наслаждаясь, в построенной [127] нарочно за морем яхте, мореплаванием по Белому морю, и основывая, чрез оное, могущество свое в морской силе, посетил Соловецкой монастырь, жаловал его, в знак своего удовольствия о сем плавании и о предприятом великом намерении, щедро деньгами, хлебом и припискою во владение Марчуговской пустыни на Москве реке со всеми угодьями.

В 1702 годе, проезжая от Архангельска на 30 кораблях с войсками для взятия от Шведов крепости Нотебурга, Великий Государь вторично посетил Соловецкий монастырь. Во время сего прибытия, по поводу неоткрытых историею причин, пожаловал монастырю пороху 200 пуд, и поблажил Архимандрита Фирса, подтверждением или возобновлением полной Архимандрической службы против грамоты, каковая дана Архимандриту Илии в 1651 годе, да в прибавок к тому позволил носить ему мантию со скрыжалями и посох с яблоками, и сие преимущество простерто на следующих Архимандритов.

Между течением лет от 1750 до 1760, Архимандрит Геннадий по[128]терпя подчинения властолюбию Архангельского, Архиерея Варсонофия, бывшего прежде Соловецким Архимандритом, испросил указ от Святейшего Синода, состоять вне Епархиального ведения под безпосредственным начальством оного духовного правительства.

В 1763 при Архимандрите Досифее, Святейший Синод даровал монастырю на достоинство Ставропигиальной Лавры грамоту, чем вышесказанное неподчиненство Архангелогородской Епархии совершенно утверждено.

В сем возвышении остался он, по духовным штатам 1664 года, в Классе перьвых монастырей.

Краткость сих исторических начертании показать неудобна о степенях имущественного возвышения сего монастыря: но по ревизии 1744 года, считалось за ним крестьян мужеска пола 5180 душ. В хранилищах церьковномонастырских, соблюдаются и показываются богомольцам в числе реликвий, Преподобного Зосимы холщевые ризы, коими при посвящении в игумены благословил его Новгородской [129] Архиепископ Иона. Они изображают бедность и совокупленное с нею пустынное смирение: но нынешние церьковные облачения, утвари и выстройки показывают богатство и могущество, успешно прославленной Ставропигии. То и другое изображает скорость стоп, поднявших в три с половиною века сию обитель из ничтожности на коликий верх прославления.


Примечание на писмо IX

1 Список сея древние грамоты: достал я из Соловецкого монастыря чрез усильное старание, начав, оное в бытность свою тамо. г. Крестинин зделал на сию грамоту пояснительные примечания. Для несколького показания формы вельможно-народного правления Новгородской республики, я ее прилагаю и с помянутыми примечаниями.

«Господину Преосвященному Архиепископу Великого Нова Града и Пскова Владыке Ионе, (А) господину посаднику Великого Нова Города степенному Ивану Лукиничу и старым посадником господину тысяцкому Великого Нова Града степенному Трифону Юрьевичу и старым тысяцким, и бояром, и  житейским людем, и купцем и черным людем, и всему господину Государю Нову-Граду всем пяти концев на веце (Б) на Ярославле дворе, се биша челом Игумен Ивона (В) и вси старцы Святого Спаса и Святого Николы с Соловцев с моря Акиана, Аркуци (Г) так: обитель Господо Святого Спаса и Святого Николы наша пустынка от миру удалела 100 верст от людей, чтоб естя Господо жаловали обитель Святого Спаса и Святого Николы и нас убогих теми островы Словки и островом Анзеры и островом Муксами и островом Заяцким и малыми островки. И по благословению Господина Преосвященного Архиепископа Великого Нова-Града и Пскова Владыки Ионы господин посадник Великого Нова-Града степенный Иван Лукиничь и старые посадники, и господин тысяцкой Великого Нова-Града степенный Трифон Юрьевичь и старые тысяцкие, и бояре, и житии люди, и купце, и черные люди, и весь господин Государь Великий Нов Город; все пять концев, на Веце на Ярославле дворе, пожаловаша Игумена Ивоню и всех старцов обители Святого Спаса и Святого Николы теми островы Соловки и Анзеры островом, и Нюксами островом, и Заяцким островом и малыми островки. В тех островах землею и ловищами и тонями и пожнями и лешимы озеры. Земля им делати (Д) и пожне косяти и лешие озера ловити, и тоне ловити добровольно. А бояром Новгородским, или Корельским детем ни иному ни комуж в те островы не вступатися в страдомую землю, ни в пожне, ни в тоне ни в ловища, ни Черенов (Е) не наряжати, ии лесов ни полесовать никомуж чрез сию жалованную Великого Нова-Города Грамоту. А кто придет на те островы на ловлю, или на добыток на сало или на кожу (Ж) ино всем тем давати в дом Святого Спаса и Святого Николы изо всего десятина. А тыми островы и землею и водою, ловищами и тонями и пожнями володети Игумену и всем старцом обители Святого Спаса и Святого Николы по сей жалованной Великого Нова-Города; грамоте в векы. А боронити Игумена и всех старцов всим Великим Новым Городом. А кто имеет наступитися на ты островы, чрез сию жаловалную Великого Нова-Города грамоту, и той даст Великому Нову-Городу 100 рублев в стену (З). К сей грамоте приложил великий Преосвященный Архиепископ Великого Нова-Города и Пскова Владыка Иона свою печать. Степенный Иван Лукиничь и тысяцкой степенный Трифан Юрьевичь приложиша свои печати повелением   всего господина Государя Великого Нова-Города изо всех пяти концев приложиша по печати».(И)

(А) Иона Архиепископ Великоновгородский посвящен на Архиепископство в лето 6966/1458. Епископствовал тринадцать лет, скончался в лето 6979/1471 Ноября 8 дня, память его почитается во Святых по месяцослову, Ноября 5 дня.

(Б) В именительном падеже Вече знаменует вообще вещание, означивает же собственно народовещание или демократический совет вольного города; сие имя произходит от глагола, вечу или вещаю.

(В) Ивона или Иона, третий Игумен монастыря Соловецкого, был настоятелем после Павла и Феодосия, перьвых Игуменов Соловецких. Сии Игумены были не из постриженников Соловецких: жили сколько хотели в Соловецкой обители и выходили из нее прежде конца своей жизни. По Ионе избран в Игуменство общим советом Соловецких Монахов Преподобный Зосима, основатель и строитель монастыря Соловецкого. Имя Ивона есть уменьшительное так как Иоанн и Иван, почему высокостепенная особа называлась полным именем Ионы, а подчиненная уменшительным Ивоною.

(Г) Аркуци или Аркучи, есть сокращенное деепричастие, рекучи, рекущи, с приложением союза, а. «Из Литвы Князь Великий Казимир присла в Нов Город аркучи так, возмите моих Наместников на городище, а яз вас хочу боронити и проч. (старинный Новгородский летописец под л. 6952)»

(Д) Хлебопашества на Соловецком острове производить невозможно, по причине суровости студеного воздуха. Все земледелие на Соловецком острове состоит в сеянии и собирании репы.

(Е) По нынешнему црен, большая соловаренная сковорода, в которой на соляных варницах вываривают соль из россола. Соловарение и рыболовство было главным упражнением и трудом на Соловецком острове перьвых Соловецких монахов во время жизни начальника их Преподобного Зосимы; от него зависело их пропитание, по свидетельству писателя жизни, Соловецких Преподобных отцев Зосимы и Савватия, Спиридона Московского Митрополита, «И дров множество секуще готовляху и воду от моря черпляху, и тако соль варяху приготовляху и даяху торжником на куплю, и взимаху от них всяко орудие на потребу монастырскую, и в прочих делах труждахуся и рыбную ловитву творяху: благоугодно место оно на составление монастыря. И тако от своих трудов и в поте лица своего кормяхуся. Гла[ва] 4. При [134] берегах острова Соловецкого водятся лучшие пред прочими местами Белого моря сельди: Анзерские же сельди почитаются по своей доброте перьвыми.

(Ж) Сало и кожа морских зверей серки, нерпы и морских зайцов, промышляемых в Белом море прибережными жителями оного моря. Товар сей принадлежал издревле Заволоцкой торговле, представленной в Начертании Истории город Холмогор, напечатанной в Санктпетербурге при Императорской Академии Наук.

(З) Древнее образословие, давать в [с]тену деньги, или собирать деньги в стену, не вышло еще из памяти Холмогорских поселян, старожилов около посадных волостей. От них уверен я, что сими словами означивается оклад денежный, или тягло относимое на щет Государственной казны, что надлежит взыскать без упущения заплатить непременно.

(И) Год, месяц и день, когда сия грамота была совершена, не показаны в той грамоте по старинному обыкновению древних писмоводителей, причиняющих сим недостатком немалое замешательство и затруднение в Российской истории древних времен.

2 Летописец не изясняет, с сего ли времени или позже оставлены для монастырского охранения солдаты, кои и поныне еще ведутся, и выдается им из казны штатной суммы жалованье деньгами по 3 руб. хлебом по 4 1/4 четверти в год. Число их было еще в 1791 годе 89, а ныне оставлено только 33 человека.

Текст воспроизведен по изданию: Описание Белого моря с его берегами и островами вообще; так же частное описание островной каменной гряды, к коей принадлежат Соловки, и топография Соловецкого монастыря с его островами; с приобщением морского путешествия в 1789 году в оный монастырь, представленное в писмах, архангельским именитым гражданином, Санктпетербургской имп. Академии наук корреспондентом и членом вольного экономического общества, Александром Фоминым. СПб. 1797

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.