Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

АЛЕКСАНДР ФОМИН

ОПИСАНИЕ БЕЛОГО МОРЯ

ПИСМО VIII

Внешние выстройки при Соловецком монастыре — Службы — Разсуждение о економическом положении.

Архангельск. 5 Маия 1793

Кажется, должен я уже вас упрашивать, чтоб не поскучили от обстоятельств моего описания. Я к ним привязался подобно изобразителю малознаемого Японского Царства: мне хочется, чтобы большая часть путешественных моих записок имела здесь помещение. Следовательно я обязан не миновать предметов, вне монастыря разсеянных, кои хотя не вперяют разуму величественных понятий о святейшем законе, но поставлены для возбуждения, в людях набожности: к чему все свое внимание многие из священноначальников устремляли, и осыпали, так сказать, ими Соловецкой и другие острова. Из них суть:

1. Церьковь Святого Онуфрия, деревянная, выстроенная при кладбище на южную сторону монастыря. [107]

2. Церьковь на пустыне на Заяцком острове Св. Апостола Андрея Перьвозваннаго, и при ней кельи, кухня, погреб и баня.

3. Две церькви на Анзерском острове, из коих одна с кельями и службами составляет Анзерской скит, а другая, в 4 от оного верстах, с кельямиж на горе Гольгофе, составляет отшельническую пустыню.

Часовни.

1. Подле западной стены монастыря близь Святых ворот, воздвигнутая в память бытности здесь Государя Императора Петра Великого в 1694 годе; что на кресте в ней водруженном резными золочеными литерами описано.

5. Позади монастыря по Ребольской дороге, воздвигнутая на месте где погребались умершие из войска, присланного для покорения взбунтовавшегося монастыря.

3. Филимоновская по той же дороге.

4. Зосимина на Исакиевской дороге.

5. Германова на той же дороге. [108]

Пустыни с часовнями, кельями и службами.

1. Исаковская, где на озере тогож имени увеселяются начальники рыболовством.

2. Савватиевская, при том же озере к северу.

5. Сосновская при Сосновой губе.

4. Реболдская при переправе в Анзерской скит.

Економические выстройки вне монастыря.

Кожевня каменная в два жилья над озером Гагарьим, с северную сторону монастыря.

Бани, братская и гостиная, с завидными выгодностями и угодьями.

Избы и сараи для столярных, бочарных и плотничьих работ.

Анбары кладовые для сушеной и копченой рыбы, так же сельдяной, соляной, сальной.

Изба для пряжи и вязания сетей.

Кузница каменная о 8 горнах, при ней изба кузнечная, анбары железной и угольной.

Дворы конюшенной и скотской, коих в зиму остается быков от 120 до 150, сверх убиваемых [109] для работников потребного числа: лошадей от 100 до 150.

К ним принадлежат избы, конюшно-нарядничья и седельная, и анбар скотобойной.

Избы дрововозная и Шатнева: в перьвой живут дрововозы, а в последней работники, неопределенные к особенной, а употребляемые для всяких работ.

Пивоварня, поварня и точильной анбар на водяном протоке в Святое озеро. В сем последнем есть водяная несложная машина, действующая разными точилами, на одной оси водяного колеса оборачивающимися. Вода движущая колесо стремление делает в два устроенные русла, из коих подколесное отпирается, когда и[н]струменты точить надобно, а другое отпирается, когда нет точильной работы, и когда колесу надобно быть в покое. Один мужик собрав иступленные инструменты, сносимые от всех работников в одно место, вытачивает их способно и кладет туда, откуда взял. Я с удивлением замечал сие полезное [110] для всякого большого заведения изобретение. В гавани пред монастырем выстроены анбары, для судового такелажа. Тож мучные и крупяные.

Тож для разных съестных припасов.

Тож с лавками для торговых людей кои приезжают на Петров день и продают свои товары, составляя в то время для монастырян и съезда поморцов некоторую ярмонку.

Гостиная для отличных богомольцов,. со многими чуланами.

Такаяж без чуланов.

Тож: мужеская и женская для черного народа и для женщин кухня.

В гавань с земли пропущены три каменные плотины, к коим с судами пристают весьма способно.

Многие озера на острове сообщаются между собою вырытыми протоками, испуская одно в другое излишнюю воду; но из Святого озера, лежащего позади монастыря, для стоку воды в гавань монастырскую, устроено [111] таковых колей две. Одна для стоку излишней вешней и дожжевой воды чрез вешняк, а другая чрез глубокой канал, проведенной под стенами и зданиями монастырскими и заровненной на сводах землею На сем канале поставлена, как я уже выше сказал, мукомольная мельница с 3 ставами, и к ней присоединены мукосейные машины. На той же воде портомойна, моющая стремлением воды спущаемое в нее на крючках братское и работничье белье и свобождающая трудников от непривычной мущинам прачешной работы.

Я не берусь оценивать драгоценностей монастырских, коими обыкновенно набожная древность, по мере прославления мест святынею, обогатить их старалась. Знающие люди дают им цену третьей степени после Троицкого и Белозерского монастырских богатств. Но меня обнимает удивление о толь огромных, достаточных и выгодных заведениях, для весьма нероскошного и простого содержания малого числа монахов, коих в мою бытность считалось около [112] двадцати человек. Они жаловались на недостаточное свое количество, которое церковных служеб исправить почти не может, и весьма охотно желали 6ы умножения своей братии. Но умоначертания нынешнего времени, находя вкус в других многоразличных профессиях, сему желанию не соответствуют.

Около сих 20 монашествующих обращается в монастырских службах бельцов, служащих по договорам за денежную плату и пропитание, так же трудников по обещаниям за одно пропитание и платье, во время летнее около 200 , а в зимнее более 100 человек. К сим в мою бытность придавалось солдат на казенном жалованье 89, а теперь оставлено 33 человека.

Лошадей содержит монастырь от 100 до 150, кои только в вожении дров упражняются. Молодых быков оставляют на корм в зиму столькоже как и лошадей, а излишний рогатый скот убивают для пищи белецкой, приобретая во всякое лето привозимых вновь приморскими богомольцами [113] телят и жеребенков. Молошных коров прежде содержали на острове Муксалмы, где выстроен был коровей двор для их питания с коровницами; но с давнаго уже времени сие економическое заведение, для некоторых произшествий, брошено. Ибо по уставу монастырскому женской пол нетерпим при монастыре, и сие правило надлежало распространить на все Соловки.

Безденежные трудники, коих бывает в год от 20 до 50 человек, по вступлении их в монастырскую службу, получают всю полную одежду монастырскую, отдав свое платье в сохранение чиновнику, дабы при выходе, окончав обет, опять его получить. Больше уже они не имеют попечения как одеться в сие платье по годности, переменять изодравшееся, изветшалое и замаранное: им нет нужды ни в игле с нитками ни в шиле с вервами. Всегда магазины отворены для перемены, и никогда нет в том затруднения. С топорами и другими орудиями тож делается, а испорченное особенные [114] люди поправляют. И так всякой трудник ни о чем не заботится. Назначенное ему без отягощения дело составляет прогулку от праздности; жилище дают ему пространное и топленое; к столу садится набранному яствами, с нарезанным обилием хлеба; постелю имеет покойную; одной недостает роскоши, коя в здешних местах мало щекочет, кроме опийства: но впрочем какое отдохновение от всех попечений и какое блаженство для склонных к флегматической жизни!

И так, толикия толпы работающих упражняются почти единственно для собственной своей выгодности, отдаляя неприметную часть своих трудов в пользу выгод монашеских: и по сему начальство монастырское кажется не весьма обмысленно усиливается к поддержанию пышности, введенной во времена обладания крестьянами и к поддержанию знаменитости, ставропигиальной его степени. Таковая экономия почерпается не весьма из прочных правил сея науки.

Оставим л. д. таковые [115] изображения для самих монашествующих. Светские люди не могут от сих изображений снискать полезного употребления: почтениеж к древности, облеченной в святыню, требует от нас неприкосновенного им мимохода.

Я намерен познакомить вас с историею сея Лавры, к чему влечет меня течение самого повествования. Оное, идучи постепенно о Соловецких островах и монастыре, требует по крайней мере сократительного довершения в бытописании о их заселении: топография сего прославленного места тем возмет свой конец.

Текст воспроизведен по изданию: Описание Белого моря с его берегами и островами вообще; так же частное описание островной каменной гряды, к коей принадлежат Соловки, и топография Соловецкого монастыря с его островами; с приобщением морского путешествия в 1789 году в оный монастырь, представленное в писмах, архангельским именитым гражданином, Санктпетербургской имп. Академии наук корреспондентом и членом вольного экономического общества, Александром Фоминым. СПб. 1797

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.