Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

Новый документ по истории организации крепостной школы в России в середине XVIII в.

В современной отечественной историографии особое внимание начинает уделяться состоянию грамотности крестьянства в крепостной России 1, однако применительно к XVIII в. многие аспекты темы остаются до сих пор недостаточно изученными. В частности, это относится к становлению и развитию крепостных школ, организации и методике учебного процесса, составу и условиям быта учеников и т. д.

В этой связи несомненный интерес вызывает обнаруженная в РГАДА инструкция («наставление») об организации школьного дела в селе Андреевском, владимирской вотчине графа А. Р. Воронцова 2. Документ датируется 31 августом 1773 г., и его автором был управляющий имением Г. Мещерягин. Вышедший из крепостной среды, образованный и начитанный человек, опытный управитель, он энергично взялся за организацию школы, сумел оперативно наладить весь учебный процесс. Судя по вотчинной переписке с владельцем, Андреевская школа имела сугубо практическую направленность: подготовка грамотных людей для управленческого аппарата вотчины и крестьянской общины. В это время в селе проживали 2522 души обоего пола, большой штат дворовых (64 чел.), имелась суконная фабрика, нуждавшаяся в квалифицированных кадрах 3.

Школа по численности была небольшой: в сентябре 1773 г. здесь учились 16 чел. Возраст школьников колебался от 6 до 17 лет: двое имели возраст 6 лет, один — 7, один — 10, двое — 11, двое — 12, двое — 13, один — 14, двое — 15, один — 16, один — 17 лет 4.

Состав учащихся в основном формировался из числа дворовых людей и частично — крестьян. Ученики находились на полном обеспечении помещика («всем мальчикам определен готовый стол, одежда и обувь»); за счет вотчинной казны осуществлялась покупка книг, бумаги и чернил.

Вся система организации внутреннего распорядка и ведения учебного процесса в школе была определена упомянутой выше инструкцией. В ней содержались указания о правилах поведения и наказания учеников, порядке проведения занятий, проверки знаний и т. п. Как следует из документа, программа обучения была довольно простой и предполагала получение элементарных знаний грамоты, письма и счета. По этому поводу в одном из рапортов Г. Мещерягина графу А. Р. Воронцову сообщалось: «...школьники учение словестное, письменное, арифметическое, певческое и инструментальное продолжают безостановочно» 5. Большое внимание уделялось религиозно-нравственному воспитанию учеников, которых обязывали находиться на ежедневных утренних и вечерних молитвах. Особый интерес вызывают и те пункты инструкции, в которых говорится о послушании и почтительности младших по отношению к старшим, соблюдении учениками санитарной чистоты и гигиены и т. п.

Судя по инструкции, ученики делились на определенные группы, комплектовавшиеся с учетом возраста, способностей и степени их подготовленности.

Автор «наставления» был сторонником суровых телесных наказаний учеников за любое нарушение правил поведения и учебного процесса, что, впрочем, являлось распространенным методом воспитания детей того времени.

В целом «наставление» — ценный памятник провинциальной педагогической мысли в России XVIII в.

Вступительная статья и подготовка текста к публикации М. Ф. ПРОХОРОВА, кандидата исторических наук. [76]


1773 г., 31 августа — Инструкция управляющего владимирской вотчины А. Р. Воронцова Г. Мещерягина об организации учебного процесса в Андреевской школе

Наставление новозаведенной в селе Андреевском школе

Видя во оной школе в обучении мальчиков худой порядок, кои съедать дни их в той науке упражнения без всякой толь молодому человеку пользы, к пресечению чего, желая открыть и в том видеть хороший порядок, находя нижеписанные средства предписать здесь и в том изъявить путь к углублению в науку, что и начать производить будущаго сентября с 2-го числа, т.е. [в] понедельник.

1. Во время приходу мальчиков в школу, т.е. по утру, смотреть, чтоб у всякого: 1-е — были волосы назади завязаны пучком; 2-е — причесаны; 3-е — тупей салом смазаны; 4-е — лицо и руки вымыты, тако ж 5-е — у рук ногти по пропорции обрезаны, потом 6-е — помолясь чувствительно Богу, садились бы до обеда учить всякой определенной по своей книге урок; 7-е — отпуская обедать, приказать, чтоб стояли тихо и смирно; 8-е — и приказать же прочитывать из них одному молитвы: первую — «Отче наш», другую молитвами святых отцов наших, по окончанию чего 9-е — должны они обедать итти и быть до того времени, пока в колокол на работу не ударят.

2. Как придут после обеда в школу, то учинить распределение сие: 1-е — помолясь Богу, садились бы учиться; 2-е — кто пишет, так тот, чтоб до вечера и писал, а кто 3-е — естли не пишет, тот должен опять учить уроки; 4-е — в обычное время в вечеру отпуск чинить домой, прочитавши молитвы: первую — «ныне отпущаеши раба твоего», другую святых отцов наших.

3. В среду и в субботу, в конце неделе, им до обеду читать и писать зады, а после обеда гулять. Для коего увольнения по отходе они должны читать молитвы: «ныне отпущаеши» и молитвами святых.

4. В числе учеников много найдется таких, кои нерадивые к науке и ленивые, и как за теми, да и за всеми генерально смотреть, посему: 1-е — уроки задавать; 2-е — да и на счет к выученному принимать; 3-е — и зады прослушивать, не полагаясь на их, братью школьников, самому учителю.

5. Ис поступок тех школьников довольно видно, что или прежними своими учителями не введено было в обычаи, а недавно здесь в школу вступившия, того еще и не знают, что по утру или в какое б ни было время с кем встретются, хотя и не только с незнакомым, но и знакомым человеком, а паче и сего и с самим управителем, не здороваются, отчего накрепко приказывается их отвадить, а приучить, чтоб они со встретившимися людьми по порядку здоровались, да и резвиться отнюдь также не надо.

6. Не оставляя и сего, чтоб не изъять, как с неисполнителями по сему поступать, и тем в науке пользу обретать: 1-е — за неприческу волосов и протчаго наказывать розгами; 2-е — за большие или необрезанные ногти бить больнее линейкою по тем ногтям; 3-е — за невыучку уроков держать под караулом и во весь день только с полфунта хлеба давать, да воды ковш; 4-е — за невыписку слов то чинить; 5-е — кто забудит зады читать и писать, таковых ставить голыми коленками на пол и не отпущать есть. А буде забыто много, тех, сверх сего штрафу, сечь жестоко; 6-е — за неисполнение по 5-му пункту сечь также розгами, скинуть с него кафтан и в праздничное время [77] в одной рубашке привязать его ниткою к столу и припечатать, и заставить учиться. А в случае нужды его собственной сходить до ветру можно за караулом отпустить и опять посадить. А буде в том стоять притчиною уже будучи лен-ность, таковых, наказывая розгами, ковать в железо и держать в школе.

7. А как школа препоручена в главное смотрение Андрею Дугину, так и сие наставление ему для непременного исполнения определяется, с таковым на первом уже случае откровением: еже ли что мало не по сему наставлению пройдет, то взыщется уже з Дугина. А дабы о течении наук обучающихся школьников знал верно, то приказывается в каждую неделю с субботы по субботу подавать мне рапорты имянные на сем правиле: 1-е — кто сколько страниц и строк в псалтыре или в часослове или в азбуке выучил; 2-е — сколько слов и каких имянно выписал; 3-е — у кого зады и слова забыты; 4-е — кто и за что, и много ль раз и чем имянно в той неделе был отштрафован или сечен, дабы я чрез сей рапорт о всем сем был сведущ и в случае каких-либо недостатках мог, не потерпевши время, подвердить новым наставлением. Август 31 дня 1773 года.

Григорий Мещерягин РГАДА. Ф. 1261. Оп. 7. Д. 174. Л. 112-113. Подлинник.


Комментарии

1. См. напр.: Миронов Б. А. Грамотность в России. 1797-1917 годы. Получение новой исторической информации с помощью методов ретроспективного прогнозирования // История СССР. 1985. № 4; Поле Т. А. Крепостная школа первой половины XIX в. (по материалам личных фондов ЦГАДА) // Советские архивы. 1989. № 6; Прохоров М. Ф. Крепостная школа в России середины XVIII века // Духовная культура: проблемы и тенденции развития. Сыктывкар, 1994. Ч. 4.

2. РГАДА. Ф. 1261. Оп. 7. № 174. Л. 112-113.

3. Там же. № 143. Л. 161 об.; № 169. Л. 98 об.

4. Там же. № 169. Л. 282-282 об.

5. Там же. № 179. Л. 72.

Текст воспроизведен по изданию: Новый документ по истории организации крепостной школы в России в середине XVIII в. // Отечественные архивы, № 1. 1995

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2019  All Rights Reserved.