Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ИВАН ИВАНОВИЧ ПОЛЗУНОВ

умер 16 мая 1766 г.

На страницах исторического журнала «Русская Старина» изд. 1883 г., т. XL, стр. 407-414 и 629-644 и изд. 1884 г. т. XLI, стр. 289-300, помещен интересный очерк А. Н. Воейкова, с множеством в приложении подлинных материалов: «Иван Иванович Ползунов, изобретатель первой в Европе паровой машины». Мне кажется, однако, что г. Воейков не вполне прав, говоря в своей статье, между прочим, следующее: «Имя его (И. И. Ползунова) было забыто и только чрез сто двадцать лет, благодаря случаю, оно снова показалось на свет».

В доказательство своего мнения я могу указать напр. на «Горний Словарь», составленный обер-берггауптманом V класса Григорием Спасским, изд. в Москве в 1842 году, где в статье «Паровая машина», между прочим, сказано следующее (см. Горный Словарь, часть II, стр. 41): «В России паровые машины начали вводиться еще в начале XVIII столетия, но выписные из чужих краев. Первая машина построена была русским механиком Ползуновым на Колывано-Воскресенских заводах в 1766 году. Посредством ее производилась плавка серебрянных руд на трех печах, особо устроенных при Барнаульском заводе. По заключению горных чиновников, наблюдавших ход этой машины, если бы члены ее сделаны были ремесленниками более искусными, то доставляемого ею воздуха было бы достаточно для действия 12 плавильных печей. Шлаттер, столько известный в истории металлургического нашего производства, и на которого, по высочайшему повелению, возложено было рассмотрение построенной Ползуновым машины, доносил об ней: «что Ползунов основав машину свою на тех же началах, как Савари, с достойным похвалы искусством так успел изменить ее состав, что машину его должно [302] почесть новым изобретением. Вместо-того, как везде, паровые машины состояли из одного только цилиндра, он разделил свою на два, и следовательно все другие члены этой машины должен был изменить, и в том имел полный успех».

Затем в «Горном Журнале» за 1827 год (см. книга VII, стр. 170), сказано следующее: «шихтмейстер Ползунов продолжал службу на Колыванских заводах и отличался редкою способностию в механике. Он построил в Барнауле в 1764 году паровую машину, которою действовали 6 плавиленных печей. Из сего видно, что весьма неправильно паровая машина, построенная в Кронштадте, считается первою в России; ибо она построена в 1777 году. О Ползунове, по собрании сведений, со временем будет напечатана в «Горном Журнале» биография».

Просмотрев указатели статей «Горного Журнала» с 1825 года по 1869 год, я биографии И. И. Ползунова не нашел. Очень вероятно, что указания о деятельности И. И. Ползунова можно найдти в «Горном Журнале» за 1829 год, книга II, в статье: «О служебной жизни генерал-поручика Андрея Ивановича Порошина, бывшего начальником Колывано-Воскресенских заводов». К сожалению, означенной книги не имею под руками — и потому не могу говорить утвердительно.

Сообщ. О. Ф. Николаи.

Текст воспроизведен по изданию: Иван Иванович Ползунов, умер 16 мая 1766 г. // Русская старина, № 9. 1884

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.