Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

Наказ служилых мишарей и татар Уфимской провинции

/Л. 234/ 1767 года марта 31-го дня выбранного от уездных служилых мещерецкого татарского народа мещеряка Сулеймана Мустафина выбранному же нами провинциальному депутату мещеряку же Абдул-Зелиму Максютову представить о общих народа нашего нуждах и недостатках где надлежит о ниже следующем.

1

В силу указов Ея Императорскаго Величества наряжаются и посылаются от нашего народа на Сибирския линии для содержания пограничности оных караулами о дву конь каждой с исправным оружием и получают казачье денежное жалованье и провиант, а по выезде до домов и фураж равным же образом. Наряжаются ежегодно от нас же, мещеряков и служилых татар, в Оренбург с крепостями вдвое более против выше писанных бываемых на Сибирской линии, без всякого денежного и хлебного жалованья и фуража на собственном нашем иждивении, от чего приходит народ в немалое разорение. Не повелено ль будет производить все службы находящимся от нашего народа людям по выступлении от домов их в поход производить равное жалованье.

2

/Л. 234 об./ По именному Ея Императорскаго Величества состоявшемуся в 1736 году февраля 11 дня указу за службы и протчия прописанныя во оном резоны повелено мещерякам дать во владение из башкирских земель первому старшине двести, ясаулам, писарям, сотникам по сту, рядовым по пятидесят четвертей. По которому высочайшему указу для отводу нам оная земля и измерена, токмо и поныне не отведена. К тому же имеется у нас купленная от башкирцев как по записям от крепостных дел, так и по обязательству между собою татарским письмом пахотная земля и сенные покосы и протчия угодья по урочищам. Не повелено ль будет в силу выше писанного именного указу оную землю за разныя наши службы утвердить за нами. [254]

3

Пришлых из других уездов разного звания и разных законов людей по пашпортам повелено б было нам у себя держать до прошествия термина в работе без запрещения.

4

Нанимаем мы иноверцев же свою братью и протчаго звания людей к себе в работу и даем им на пред деньги, коих бы повелено было в той работе иметь нам без записи, по партикулярным письмам за надлежащим свидетельством. Так же бы и в долговых деньгах обязываться таковыми же письмами и оные бы при разбирательствах принимаемы были за надлежащия укрепления, как было издревле по нашему обычаю.

5

/Л. 235/ Нам же, мещерякам и служилым татарам, повелеть уездными всякими товарами торговать пониже грацких купцов, кои уездными торгами не торгуют, а торгуют лавками и отпуском в разные места. И от нашего торгу купцам никакого помешательства и обиды быть не может, ибо мы в уезде будем покупать, а продавать грацким купцам. Понеже кроме торговаго промысла не имеем. А чрез то в камерции больше может быть приращение.

6

По закону нашему неретко случается иметь нам разбирательство в делах, не принадлежащих до канцелярского разсмотрения. Повелено было оное, яко же и в небольших делах в неплатеже одних другому долговых денег, в бое, и в бране, и в протчем чинить разбирательство ахунам, муллам и старшинам. А в канцеляриях бы о том от одних и просьбы не принимать, а могут те спорующися люди судимы уже быть. Тогда, когда ахунам, муллам и старшинам их у себя разбирать будет не можно и они при рапортах отосланы будут в канцелярию.

7

Хотя мы в жительствах своих ныне мечети и при них мулл и азанчиев имеем, но только не большое число. А повелено б было их иметь в каждом нашем жительстве с точным положением при каждой мечети по одному мулле и азанчею и музаверу или охранителю и их бы из двороваго числа и от служеб исключить и во оное не употреблять, дабы они беспомешательства могли по закону нашему всевышняго бога молить. [255]

8

/Л. 235 об./ С нашего же народа ежегодно для содержания учрежденных по дорогам от Оренбурга до Уфимской и Исецкой провинций ямов собираеца з двороваго числа немалая сумма денег, отчего получаем разорение. И соблаговолено ль будет от того нас свободить, а содержать тех ямов на казенных избах.

9

Народ наш службу Ея Императорскаго Величества продолжает з башкирским народом обще без всякой отмены, только против их несем излишную тягость в зборе конских пошлин. Но как сами ис того изъятия так бы и нас повелено было от платежа того освободить, но единственно б платить только тогда, когда продано будет от нас в городах и на ярменках.

10

В почитающееся за святое место, называющееся Кагбою, то есть в Турецкой области в город Мекку, просим дать дозволение, чтоб из народа нашего желающих ехать в то место, отпускать по пашпортам на сроки с поруками, так как то в бытность в Астраханской губернии губернатором покойным господином Татищевым народ тамошней был отпускаем в недавних годах, которые и обратно возвратились благополучно.

11

/Л. 236 об./ Из наших же народов некоторые чрез свои происки выхаживают себе, отбегая от всяких народных служеб и подмога, старшинской и сотнической чин впредь до ваканций не для иного чего, но единственно для своего покою, от чего происходит между народом немалое помешательство. Дабы повелено было, как от них праздно имеющей чин отнять, так и впредь таковых жаловать запретить.

12

В протчем же что впред принадлежать будет до общих нашего народа нужд, то в недостатках тебе, выбранному от нашего народа депутату, дозволяется от нас о том представлять в надлежащия места от себя и обо всем иметь старание (Подписи на тюрки.).

РГАДА. Ф. 342. Оп. 1. Д. 109. Ч. 11. Л. 234-236.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.