Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

КРЕСТИНИН В. В.

КРАТКАЯ АРХАНГЕЛОГОРОДСКАЯ ИСТОРИЯ

сочинена архангелогородским гражданином Васильем Крестининым

Предуведомление

Город Архангельский почтен быть должен или действительно почитается житницею и сокровищницею Российского Севера в Европе, за множество торгов, стекающихся в нем ежегодно из чужестранных государств и из внутренних областей российских, соединяющих и разделяющих российские и иностранные товары, различного вида и цены, нужные полезные и приятные для человеческия жизни. Сие преимущество нашего приморского и торгового города доказывают прежние и нынешние уставы и обращения торгов сего места. Для того история города Архангельского не одним токмо гражданам сего места необходима, но и самым правительствующим особам быть излишною не может («Знание истории и географии политической нужно всякому, а необходимо дворянину». В указах 1762 года Императрицы Екатерины Вторыя). Но признаться в том надлежит, что мы не токмо полныя, но ниже частныя истории о сем городе не имеем.

Полная история сего славного города по торговле долженствует нам представить сугубые дела природных россиян и иностранных гостей европейцев, жителей архангелогородских. Состояние и перемены Архангелогородского посада относятся к первой части истории нашего города; ко второй же — общество чужеземцов, поселившихся в сем городе в конце шестого-на-десять века (XVI в.). История [18] сего иностранного коммерческим кредитом знаменитого общества, которое назвать можно вольным немецким Архангелогородским посадом, тем большего внимания достойна, чем сие достоверно, что оная неразрывную имеет связь с общею историею о коммерции Российского государства.

Время, все снедающее, сохранило, по счастию, без истребления часть старинных архивных свитков и записок двух предыдущих столетствий, историю объясняющих двух предреченных Архангелогородских посадов, российского и немецкого. Я начал из сих верных свидетельств сочинять Архангелогородскую летопись, по окончании моими трудами первыя части исторических начатков о двинском народе. Новую сию летопись продолжил я от самого начала нашего города, то есть от 7092 [1584] года по 7175 [1667] год, с показанием на каждое десятолетие исторических свидетельств. Но сей пространный труд без окончания оставить принудили меня новые упражнения, по должности судейской на меня возложенные. Между тем не пропускал я праздные часы употреблять на сочинение настоящего начертания Архангелогородския истории, представляющего главные перемены нашего Архангелогородского посада. По краткости сего сочинения нет нужды показывать в продолжение оного исторические свидетельства, но упомянуть об оных вообще в настоящем предисловии обязывает меня должность историка, истину и искренность наблюдающего в своем деле.

Все повествуемые мною, в настоящем начертании Архангелогородския истории, деяния нашего посада и приключения городовые, происшедшие прежде 1700 года, утверждаются старинными свитками и записками, в собственных моих руках или под моим ведомством обретающимися. Повествования же о делах первыя половины нынешнего века имеют свое основание частию на письменных свидетельствах, и частию на несумнительных сказаниях исправных свидетелей. Затем градские приключения, последовавшие в течение настоящия 18 века половины, доказательны свидетельствами магистратския и гражданския архивы. Малое число приключений, которые письменных доводов не имеют, но исторической памяти достойны и по самому [19] своему производству гласные, занимают место в нашей городовой истории.

По моим примечаниям в нынешнее время пятьдесят седьмого года моея жизни, главные дела нашего гражданства, бывшие перед сим временем за пятьдесят и за тридцать лет, истребляются уже забвением в памяти большия части моих сограждан. Сие обстоятельство есть главною причиною, побудившею меня сочинить сию краткую историю нашего города, дабы сограждане мои не могли оскудевать в той части человеческого познания, которая незнающих ее доброты в стыд, по словам Цицерона, приводит: Nescire quid antea, quam natus sis, accident, id est semper esse puerum (Cicero de Oratore, n. 20). «Кто достопамятных бытностей на свете не знает, что прежде рождения его происходило, тот завсегда разумом младенец». Я в том не сумневаюсь, что добрые мои сограждане не преминут сравнивать прежние приключения своих дедов и отцов с теми благополучными переменами счастливого нашего века, которые в общих чиноположениях и в средствах пропитания граждан произведены законами Ее Императорского Величества Екатерины Вторыя, Великия Матери отечества. Благодарность наша ко Престолу Ея Величества («Со стороны Престола поставляем Милосердие за основание законов и открываем дорогу к достижению правосудия; со стороны же любезных подданных наших ожидаем благодарности и послушания; чрез что сохранится благоденствие, тишина и спокойство государственное». Императорский манифест декабря 14 дня 1766 года) долженствует возбуждать свое действие историею отечества.

Новые Ее Императорского Величества законы (Большой наказ Комиссии Нового уложения. Глава VIII. Статья 81. Глава XX. Статья 484) оживили в градах российских древний закон истины, данный всем и во все времена историкам вообще. Собственная сила сего закона в том состоит, что «каждый летописатель должен не помрачать свою повесть или отъятием истины, или присовокуплением лжи, по причине или человекоугождения, или [20] человеконенавидения (Quis nescit, primam esse Historiae Legem, ne quid Falsi dicere audeat, deinde ne quid Veri non audeat, ne qua Suscipio Gratiae fit in scribendo, ne qua Simultatis. Haec scilicet fundamenta nota sunt omnibus. Cicero in Oratore, Libro II). Того ради извинить меня должны те из моих сограждан, которые в истории моей усмотрят имена своих ближних, ознаменованные непричастными хвалы делами. Мне не можно инако, без потеряния имени беспристрастного историка, делать; но им в сем случае прилично ободрять себя здравым рассудком изображенным, в прекрасных российского Вергилия стихах:

В спокойстве чтите вы предписанную часть.
Когда похвальных дел вы ходите по следу,
Не подражая в зле ни сроднику, ни деду,
Когда противна вам неправда, злоба, лесть,
И в сердце царствует правдивость, совесть, честь,
Премена зла в добро явится дело чудно,
И за попрек хвалу вам заслужить нетрудно.
А вы, что хвалитесь заслугами отцев,
Отнюдь отеческих достоинств не имев,
Не вас, заслуги их по правде прославляю,
Ни злости не страшусь, ни требую добра:
Не ради вас пою, для правды (Петр Великий, героическая поэма Михаила Ломоносова, песнь I, стих 296 и след.) и проч.

Несовершенство единого историка исправляется совершенством другого. Общее сие правило для историческия истины наблюдать нужно. Я желаю, дабы по сему правилу настоящее мое сочинение приведено было в совершенство людьми просвещенного разума, старающимися расширением наук расширить общую пользу отечества. Писано в городе Архангельском, 1785 года в месяце июле.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.