Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

НЕИЗДАННЫЕ ДОКУМЕНТЫ О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ АКТЕРОВ С.Н. И Е.С. САНДУНОВЫХ

Большинство биографий русских актеров XVIII — начала XIX в. — туманны со стороны документальной освещенности, полны вопросов, загадок и окутаны легендами. Любой факт, проливающий свет хотя бы на какой-то момент или период их жизни и творчества — счастливая научная удача. В данной публикации мы представляем читателю новые, неизвестные еще историкам и неизданные документы и факты о чете знаменитых русских актеров Сандуновых: Силе Николаевиче — первом комике московской и петербургской сцен, непревзойденном исполнителе ролей слуг в комедиях и комических операх своего времени, и Елизавете Семеновне — выдающейся актрисе и певице, “королеве здешней сцены”, неподражаемой исполнительнице оперных арий, русских песен и романсов.

Публикуемые материалы касаются прежде всего вопроса родословной Силы Николаевича Сандунова. Слухи о его знатном грузинском происхождении будоражили историков театра давно. Кто-то упоминал о дворянском прошлом его предков 1, а кто-то уже называл его “бывший грузинский князь Сильво Зандукелли” 2. В 1971 г. в газете “Вечерний Тбилиси” (выходившей на русском языке) появилась небольшая заметка, в которой автор ее С. Гвелесиани, откликаясь на статью И. Сухарева “Сандуны и Сандуновы” (опубликованной в журнале “Театр”), говорил, что “дед Силы Николаевича Сандунова — Мосе Зандукели был придворным царя Вахтанга VI. Вместе с ним он приехал в Москву, где и обосновался” 3, (однако ни на какие архивные документы он не ссылается, а лишь упоминает в связи с темой “Сандуновы” книгу Н. Шалуташвили, изданную в 1965 г. на грузинском языке).

Нам удалось обнаружить архивное дело, в котором впервые среди русских источников документально подтверждается вышеупомянутая версия происхождения Сандуновых — Силы и его брата Николая (ученого юриста и драматурга). См. док. 1.

Историки русско-грузинских отношений констатировали, что царь “Вахтанг VI в июле 1724 года в сопровождении большой свиты (1200 человек), состоявшей из ближайших его сподвижников, выехал из Грузии в Россию” 4. Стало быть, и дед Силы — Моисей Борисов сын — приехал в Россию в 1724 г. В 1730-х годах он поселился в Москве и, как следует из док. 1, стал фабрикантом, завел шелковую фабрику. Помещалась она в Китай-городе на земле Калязина монастыря 5. Здесь же находился и дом Сандуновых, состоявший в приходе церкви Живоначальной Троицы, “что в полях”.

Нам удалось найти в “Исповедных росписях” этой церкви за разные годы сведения о семье Сандуновых (см. док. 2). Моисей Борисович приехал в Россию уже взрослым человеком (дата его рождения по “росписям” колеблется от 1668 до 1688 г.; умер он в конце 1761 — начале 1762-го в возрасте 93 лет). Женился он, вероятно, уже в России и на русской женщине Гликерии Герасимовне (родившейся примерно в 1703 г.). Около 1730 г. у Сандуновых родился первый сын Николай (отец Силы), а затем в 1742 г. — Егор. Между 1755 и 1759 гг. Николай женился на Марфе Силиной дочери (свое имя Сила Николаевич получил в честь деда по матери), родившейся в 1731 г.

После смерти Моисея Борисовича его сын Николай значится “фабрикантом” (док. 2/з, и, к), вероятно, он унаследовал и его дело (см. прим. 5).

До сих пор считалось, что Сила Николаевич родился в 1756 г., однако в “Исповедных росписях”, которые нам удалось обследовать до 1766 г., его имя не появляется, стало быть, к этому моменту (до сентября месяца 1766 г., когда подавались обычно “Росписи”) он еще не родился, и его рождение могло произойти не ранее конца 1766 г. и не позднее конца 1768 г., так как его младший брат Николай Николаевич родился в октябре 1769 г. 6 По “Исповедным росписям” 1819 г. Силе Сандунову значится 52 года 7. В подлинной метрической записи о смерти С. Н. Сандунова, которую удалось обнаружить (док. За), количество прожитых им лет написано не совсем внятно: то ли 50, то ли 56.

В свете вышесказанного значительно [129] корректируется и момент поступления Силы Сан-дунова на сцену, относимый ранее историками к 1770-м годам. Теперь нужно считать, что это могло произойти только в начале 1780-х годов. Документально известно было, что в сентябре 1783 г. велено “вызванного из Москвы российскаго актера Силу Сандунова определить в службу театральной Дирекции” 8 (т.е. в придворный петербургский театр).

На петербургской сцене С. Сандунов пробыл до мая 1794 г., когда вместе с молодой женой — актрисой и певицей Елизаветой Сандуновой — “по желанию их от Придворнаго театра” уволили 9.

В течение этого десятилетия С. Н. Сандунов являлся ведущим комедийным актером (заменившим на этом амплуа ушедшего на пенсион первого комика Я. Д. Шумского); и с января 1788 г. он получил прибавку к первоначальному жалованью в 500 рублей еще 200 рублей 10. Сандунов играл все первые комедийные роли “и особенно в спектаклях эрмитажных, не имея себе дублера”, почему ему было отказано в декабре 1789 г. в отпуске в Москву 11.

В сентябре 1790 г. Сила Николаевич попросил “о прибавке жалованья и о произвождении ему впредь по тысяче по триста рублей в год, но получил уволнение от службы” 12. Однако после шумного скандала, связанного с его женитьбой, Сандунова вернули на сцену.

Более всего в документальном освещении повезло истории женитьбы Силы Сандунова на юной воспитаннице театральной школы Лизаньке (по сцене Урановой), отвергшей ухаживания сиятельного графа Безбородко ради любви “равного ей по званию” 13. 14 февраля 1791 г. их соединили брачными узами по воле самой императрицы Екатерины II 14, а 18 марта С. Сандунова вновь приняли на придворную сцену с прибавкой к прежнему окладу (который составил 1200 рублей в год, см. док. 4а).

В июне 1792 года пожаловали увеличением оклада на 300 рубл. и Елизавету Сандунову (док. 46). Но шлейф этой скандальной истории тянулся еще долго, и после трехлетней изнурительной борьбы с недоброжелателями супруги Сандуновы решили покинуть столичную сцену 15. Перебравшись в Москву 16, они играли в Петровском театре (частном, антрепренера Медокса) 17, а затем на Московской сцене, ставшей императорской, до февраля 1810 г.

В 1810 г. Сандуновы подают прошение об отставке, причиной которой стала обида Силы Николаевича на публику, часть ее [130] несправедливо ошикала его на одном из спектаклей (док. 5) со свойственной Сандунову гордостью, самоуважением, безоглядной страстностью он не захотел перенесть никакое унижение, не пожелал идти на компромисс с начальством. Встав в позу — выдержал ее до конца, и, подав прошение об отставке, покинул сцену.

Елизавета Семеновна же после почти годичного перерыва, в декабре 1810 г., вновь начинает выступать 18 и переезжает в Петербург (док. 6, л. 11), где сначала числится “прикоммандированной” к петербургскому театру (док. 5, л. 14), а затем переводится из Москвы официально (док. 7а); вероятно, к этому времени семейная жизнь Сандуновых совсем расстроилась 19. После увольнения своего на пенсион она вернулась в Москву, и умерла там в 1826 г. (док. 36) “в доме полковника Федора Николаевича Соловова”, где проживала в это время семья ее родной сестры Дарьи Семеновны Вейдель 20, которой Е. С. Сандунова завещала свою долю совместного с мужем имущества 21.

Публикуемые документы свидетельствуют о совершенно исключительном положении ее как актрисы и первой певицы. Впервые в полном объеме представлены ее контракты за этот период деятельности. Отдельные сведения из данных документов историки иногда частично цитировали или пересказывали 22. Публикация их в полном объеме раскрывает нам очень многие подробности обстоятельств жизни, характеров и творческой судьбы этих незаурядных актеров, а также проливает свет на внутренние, весьма не простые взаимоотношения артистов и Дирекции Императорских Театров.


Комментарии

1. Драматический альбом. Изд. П. Н. Арапова и Авг. Роппольда. М., 1850. С. XXXV — XXXVI. История русского драматического театра. М., 1977. Т. 1. С. 383.

2. Куликова К. Русский Фигаро или женитьба Сандунова //Нева. 1972. № 3. С. 70.

3. Гвелисиани С. Почитался первым комиком... //Вечерний Тбилиси. 1971, 29 сентября.

4. Пайчадзе Г. Г. Русско-грузинские политические отношения в I половине XVIII в. Тбилиси, 1974. С. 59.

5. Коган И. И. Московские шелковые фабрики первой половины XVIII века // Старая Москва. Сб. 1. Вып. 5. М., 1929. С. 133. Об этой фабрике он приводит следующие сведения: “до 1746 г. — грузинца Моисея Борисова Сандунова; в 1746 г. она была продана Григорию Федоровичу Гурьеву; в 1746 г. помещалась в Китай-городе на земле Калязинского монастыря”. Однако в “Исповедных росписях” 1746 г. Моисей Борисов назван “фабрикантом” (см. док. 2а), а имени Гурьева не возникает.

6. Берков П. Н. История русской комедии XVIII века. Л., 1977. С. 345.

7. ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 747. Д. 932. Л. 451.

8. Архив Дирекции Императорских Театров. СПб., 1892. Выи. 1. Отд. II. С. 149. См. также док. 4 (л. 16), где в 1810 г. С. Сандунов упоминает, что служит 27 лет на театре.

9. Архив Дирекции Императорских Театров. С. 420-421.

10. “1788-го, марта 28-го в Театральной над зрелищами и музыкою дирекции определено: зделать прибавку в жалованье Российский труппы актерам Якову Шушерину к семи стам — сто рублей; Силе Сандунову к пяти стам — двести рублей, начав оную производить с 1-го дня генваря текущаго года. Степан Стрекалов” (РГИА. Ф. 497. Оп. 4. Д. 45. Л. 123. Публикуется впервые)

11. Архив Дирекции Императорских Театров. № 338. С. 367.

12. Там же. № 340. С. 367-368.

13. Гозенпуд А. Музыкальный театр в России. От истоков Глинки. Л., 1959. С. 406. Наиболее подробно эта история раскрыта. К. Куликовой. См.: Куликова К. Указ, соч. С. 69-92.

14. В Камер-фурьерском журнале за 1791 год записано: “Февраль, 14-го. В пятницу. Сего числа пополудни в 3 часа по соизволении Ея Императорскаго Величества в придворной малой церкви обвенчаны придворнаго российскаго театра актер Сила Сандунов с актрисою Елисаветою Яковлевою, причем в помянутой церкви находились господа дежурной генерал адъютант граф Иван Петрович Салтыков и гофмаршал князь Федор Сергеевич Барятинской” (РГИА. Ф. 516. Д. 75. Л. 81об. — 82). Основываясь на этой записи, историки считали, что “Яковлева” могла быть фамилией Елизаветы Семеновны в девичестве. Однако это, вероятнее всего, просто небрежность и несведущность писавшего журнал. В “Черном” (черновом) варианте Камер-фурьерского журнала на месте имени написано “с актрисою Авдотьею”, а на полях напротив приписано: “Елисаветою Яковлевой” (РГИА. Ф. 516. Д. 13а. Л. 22об.). Одарила новобрачных императрица и еще одной милостью: “Ея Императорское Величество высочайше указать соизволила: выходящей в замужество актрисе Елизавете Урановой выдать от Придворной канторы на стол денег сто рублей. И сей Ея Императорского Величества указ Придворной канторе объявляю ко исполнению

Князь Федор Борятинской.

Февраля 12-го дня 1791 года” (РГИА. Ф. 466. Д. 177. Л. 7. Публикуется впервые).

15. Увольнение Сандуновых также не могло обойтись без санкции самой императрицы: “Из дел Кабинета ЕИВ, бывших в производстве у Д. П. Трощинского. 1794 год, апрель, 13-го. Придворные актеры Сила Сандунов и жена его Елисавета, жалуясь на притеснения, чинимыя им от Управляющаго театрами князя Юсупова, просят об увольнении от службы с пенсиею.

Велено с просителями объясниться по тому делу, после чего дан указ майя 1-го 1794 Василию Степановичу Попову и писано князю Юсупову” (РГАДА. Ф. Госархив, разряд X. Оп. 1. Д. 677. Л. 106 об. Публикуется впервые). См. также прим. 9.

16. Поселились ли супруги Сандуновы сразу в Москве или поначалу отправились на юг России (как промелькнуло у некоторых историков), сказать наверное сейчас нельзя. Документально нам известно, что в 1796 г. в Москве в приходе церкви Николая Чудотворца, что в Звонарях, уже значился дом “придворнаго актера Силы Николаева”, в котором сами Сандуновы еще не жили (ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 747. Д. 695. Л. 106. Публикуется впервые). В следующем 1797 г. в этом доме уже проживают: “Придворной актер Сила Николаев, жена ево Елисавета Семенова, мать Силы Николаева Марфа Силина, дочь ее Марья Николаева, дети ее Феона, Марья” (Там же. Д. 671. Л. 353. Публикуется впервые). Выступать в Москве Елизавета Сандунова начала еще будучи на Петербургской сцене: так, в великий пост 1792 г. (февраль-март), вероятно, получив отпуск, она давала концерты в зале Б. М. Салтыкова, что на Никитской улице (Московские ведомости. 1792. № 22. С. 434).

17. В труппу московского Петровского театра М. Е. Медокса Елизавета Сандунова вступила на контракт (по свидетельству ее мужа, см. док. 9, л. 12) в сентябре 1797 г. Сама же она пишет о “бытности ее на Московском театре с 1794 г. (док. 7, л. 6). Известно, что в великий пост 1795 г. (февраль-март) “Двора Ея Императорскаго Величества певица Сандунова” давала концерты в большой маскерадной зале и зале самого Петровского театра (Московские ведомости. 1795. № 15. С. 362; № 22. С. 579). А в апреле того же 1795 г. “Приехавшие из Санктпетербурга придворные актер г. Сандунов и актриса г-жа Сандунова, разположились представить на здешнем театре несколько пиес, и в четверток, апреля 5, представлена будет опера Дианино дерево и балет” (Московские ведомости. 1795. № 25. С. 621). Затем в апреле-мае Елизавета дважды исполнила одну из лучших своих ролей в опере “Редкая вещь”, роль Досажевой в “Школе злословия”, и впервые сыграла специально для московской публики роль Сорены в трагедии Николева (Московские ведомости, 1795. № 29, 31, 33, 35), а Сила играл “семь ролей” в комедии “Алхимист”.

18. Вестник Европы. 1811. № 1. С. 66. см. также док. 9, л. 12. Нам удалось выяснить, что уже в 1802 г. Елизавету Семеновну приглашали назад в Петербург на придворную сцену. В Росписи бенефисов: “Актрисе Сан-дуновой — не известно еще приедет ли, но в контракте, посланном к ней, назначается ежегодно — 1” (РГАДА. Ф. 1239. Оп. 3. Ч. III. Д. 56434. Л. 27. Публикуется впервые).

19. В 1815 г. у Силы Николаевича Сандунова родился сын Виктор от актрисы Елизаветы Яковлевны Горбуновой, которая после смерти С. Н. Сандунова проживала с сыном в его доме в приходе церкви Николая Чудотворца, что в Звонарях и являлась его наследницей (ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 747. Д. 1047. Л. 271). И. Сухарев в статье “Сандуновские бани и актеры Сандуновы” пишет, что Сандуновы официально развелись в 1814 г. и, что у Силы Сандунова родился сын Виктор от актрисы Авдотьи Ломакиной (Московский журнал. 1993. № 7. С. 52). Но в Метрической записи о смерти Е. С. Сандуновой (док. 3в) она названа “вдовой”, а в Исповедных ведомостях (после 1820 г., т.е. года смерти С. Н. Сандунова) Е. Я. Горбунова не названа женой Сандунова, что ставит сообщение о разводе Сандуновых под сомнение.

20. ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 747. Д. 1065. Л. 107 об.

21. Ярковыраженная предпринимательская жилка являлась фамильной чертой Силы Николаевича. С первых лет возвращения в Москву он покупает участки земли в разных частях города, строит на них дома и бани, вкладывая, естественно, и деньги, заработанные его женой, однако, оформляя покупки на себя. Сандунов завещал все Е. Я. Горбуновой и после его смерти Елизавете Сандуновой пришлось оспаривать свои права на свою долю имущества через суд. В архивах много имущественных документов Сандуновых, но это не относится к теме данной публикации.

22. Куликова К. Указ, соч.; Петровская И. Ф. К истории оперного театра в Петербурге в 1801-1840 гг. // ПКНО 1997 год. М., 1998. С. 193-194.

Текст воспроизведен по изданию: Неизданные документы о жизни и творчестве С.Н. и Е. С. Сандуновых // Памятники культуры: новые открытия. Письменность, искусство, археология. Ежегодник, 2001. М. Наука. 2002

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.