Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 75

1769 г. сентября 26. – ИЗ РАПОРТА ГЕНЕРАЛ-ПОРУЧИКА И. К. ЭЛЬМПТА П. А. РУМЯНЦЕВУ О ЗАНЯТИИ ЯСС И О ДЕЙСТВИИ РУССКИХ ВОЙСК В МОЛДАВИИ

Вследствие моего из Батучан к вашему сиятельству отправленного рапорта имею честь донести, что, оставя двенадцать баталионов гренадер, всю тяжелую артиллерию и оба полка карабинерные, отправился я с четырьмя баталионами с корпусом легких войск и егерским к Яссам.

По мере моего наступления обретающейся в Рябой Могиле визирь и близ его крымской хан с остатками разбитых их войск начали отправлятца к Дунаю, а сии известии подали мне мысль не дать время неприятелю в порядке ретироватца, чего ради отправил я партию в Яссы, другую к Цоцоре, где неприятельской обретаетца магазеин, третью сильную на самой Дунай взад к неприятелю. Первая партия, приближась к Яссам, под командою подполковника Хорвата вошла с отменною скоростию и храбростию во оной город... Вторая партия под командою майора Гейкина вошла в Цоцоры, откуда неприятель, оставя свой магазеин муки и пшеницы, истребя только одне сухари в реку, скоропостижно бежал; в магазеине найдено не более как около пятисот четвертей муки и до двухсот четвертей пшеницы. Третья партия около Дунаю показалась и там разъезд по реке делать начала.

Итак, все сии движении, вдруг почти во всех местах чинимые, между тем мое прямо к Яссам приближение принудило [148] неприятеля с ужасною скоропостижностию из Рябой Могилы бежать к Исакче, за Дунай.

Вслед за неприятелем отправлены партии, а сего дня уповаю, что Рябая Могила уже войсками занята и обретающейся тамо магазеин, о количестве которого я еще не известен, рук наших миновать не может.

Сего дня вступил я в Яссы и встречен здешним митрополитом Гаврилой от всего духовенства и знатнейших бояр с отличною честию и обрадованием. Я следовал прямо в соборную церковь, где по окончании... молебна обнадежил я всех именем ее императорского величества о высочайшей ее к народу сему милости и покровительстве, за которые так неизреченные ее величества благодеянии и попечительствы напомнил им, что долг истинного и правоверного христианина требует оказать свою благодарность учинением в верности и подданстве к ее императорскому величеству торжественный присяги.

На сие единогласно и с восторгом все, персты подняв, согласились, принося благодарении за щедроты ее величества всемогущему богу.

Присяга по подносимой у сего форме всем учинена торжественно. Первой митрополит здешной Гавриил в заключении присяги, поцеловав крест и евангелие, во весь голос говорил предстоящим, что он данной ему от спасителя нашего властию повелевает всем православным христианам следовать его примеру и учинить ее величеству от истинного своего сердца и души присягу, если кто в противность сему что помыслит, того он как изверга от христиан предает анафеме.

По выговорении слов сих каждый из предстоящих кучами к целованию креста и евангелия метались так, что нужно было определить людей для наблюдения порядку, наконец всеми в божией церкве обретающимися учинена, таким образом, торжественная присяга, которая сего дня во всех церквах продолжатца имеет в присутствии определенных к тому офицеров...

Ведая, что высочайшая ее императорского величества воля в том состоит, чтоб все здешнее правление, правы и привилегии точно в прежней их силе оставить без всякой перемены, то для собрания рассыпанных здешнего Дивана членов для постановления власти и силы оного, а особливо ради удобнейшего достижения посредствуя сим до желаемого успеху порученной мне от вашего сиятельства экспедиции, осмелился я, во-первых, издать здесь манифест о приведении всего в свой прежний порядок, потом дать Дивану ее императорского величества указ о вступлении в заседание и о протчем, с которых обеих как с манифеста, так и с указа подношу копии.

Город Яссы по осмотру моему имеет замок и два монастыря таких, в которых трех местах 4 баталиона пехоты противу неприятеля держаться в состоянии чрез всю зиму, в чем я вашему сиятельству ответствовать могу; город же Батушаны, так [149] как и протчие пристойные места, занимаю войсками и таким образом вся под державу ее императорского величества покоренная Молдавская земля от неприятеля охраненною делаетца, имея себе во оборону от четырех до шести баталионов пехоты, егерской корпус и легкое войско, которые все от земли содержаны быть могут без всякой нужды.

Все сие войско и княжество Молдавское препоручаю я г-ну генерал-майору и кавалеру князю Прозоровскому, которой учиненною мною основание и распоряжение уже без меня в действо производить будет.

Из благополучных и полезных поверенной мне экспедиции успехов ваше сиятельство усмотреть изволите, какой страх и ужас неприятель наш получил и каким он еще больше объят быть должен, наконец, в каком уничижении обретатца неминуемо теперь должна униженная оттоманская гордость в самом Константинополе.

При всем том не могу перед вашим сиятельством умолчать, что ежели сия экспедиция так благополучно к концу приводитца, то приписываю сие большою частию господам, при мне находящимся полковникам Ржевскому и барону Игельштрому, их рачению, неусыпным трудам и ревности к службе ее императорского величества, словом сказать их отменному стремлению к соблюдению всего военного порядка строгости и дисциплины. Вяще так нужно во всякое время, а особливо при вступлении в такую землю, которая не столько оружием, как ласкою и показанием действия щедрот милосердой нашей государыни, покоряется, усердие сих отличных полковников простиралось до такова градуса, что за усталью и за падежом от ненастья и больших маршей лошадей употребили оне под артиллерию и ящики своих собственных, приглася к такому же благородному поступку и офицеров своих, кои, с отменного радостию видя так важную надобность, согласились и посредством сим господин полковник Игельштром с четырьмя своими баталионами мог совершить три наитруднейшие марша; господин же полковник Ржевской сверх того во всех моих как в Ботушанах, так и здесь земских распоряжениях такую помочь подавал, что никоим образом без отличных его трудов и проворства неможно было совершить так много важных дел в столь короткое время, ибо в одне сутки все теперь учреждено и завтрашнего числа Диван действительно в заседание вступит.

В рассуждении таких великих двух подполковников заслуг и достоинств, присоединяя их к тому отличную храбрость, которою оне в нынешнюю кампанию на самом деле против неприятеля доказали, в высокую вашего сиятельства протекцию обеих их представить осмеливаюсь с покорнейшим испрошением о исходатайствовании им от ее императорского величества, нашей милосердной государыни, высочайшего благоволения.

Генерал-порутчик барон Эльмпт.

ЦГВИА, ф. ВУА, д. 1847, л. 9-12. Подлинник. [150]

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.