Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

УКАЗЫ И РАСПОРЯЖЕНИЯ, СОСТОЯВШИЕСЯ В ЦАРСТВОВАНИЕ ПАВЛА I

I.

Предложения бывшего в санкт-петербургском губернском правлении председательствующего генерал-аншефа Архарова.

1. 19 ноября 1796 г.

Его и. в. высочайше повелеть соизволил, чтобы никто не имел за своими экипажами слуг, одетых в гусарское, или под другим названием платье, кроме ливрей каждому классу приличной, а потому тотчас учинить об оном предписание во все части сея столицы, дабы объявлено было обывателям, с надлежащими в том подписками, наблюдая наитщательнейше, чтобы объявленное высочайшее повеление исполнено было во всей точности с нынешнего дня. При слушании ж сего предложения г. коллежский советник, отправляющий должность полицеймейстера и кавалер предложил частным приставам предписать, дабы они, как в обывательских домах, так гвардии полках и прочих местах первых пяти классов особам объявили вышеописанное сами, а прочим чрез квартальных офицеров с предписанием в тот же день, чтобы вышеописанном непозволенном одеянии у слуг не имели, а исполняли б повеленное. А притом 1-е, никому ни под каким видом, при экипажах верховых ординарцев не иметь, а иметь только коллежским президентам, но оные должны ездить в санях; 2-е, обывательские кучера и форейторы, равно и нанимаемые и сами ездившие извозчики шибкой езды и непристойностей не производили, а поступали по данным им билетам непременно.

2. 13 января 1797 г.

Его п. в-м замечено, что те, кои одеты в немецкое платье, ходят в круглых шляпах и разнообразных шапках, а потому предписывает управе благочиния немедленно объявить в городе всем наистрожайше, чтобы кроме треугольных шляп и обыкновенных круглых шапок, никаких других никто не носил, и потому смотреть наиприлежнейше за исполнением сего. И если кто, в противность сему, явится, тех тотчас под стражу представлять к его высокопревосходительству.

II.

Подложение с.-петербургской управе благочиния, обер-полицийместера.

1796-го года, декабря 4 числа, в присутствии управы благочиния г. статский советник обер-полицмейстер и кавалер предъявил, [516] данное ему от г. Архарова повеление, в коем изображено: к непременному и науспешнейшему пресечению способов, рождающих бесчисленные беспорядки от нижеописанных причин происходящие, приложить всевозможные силы, дабы все торгующие людьми и продающие своих или наемных в рекруты, как наискорее отысканы были, коих, по ясном исследовании, приказать тотчас брать под стражу и представлять его высокопрев-ву. Таковым же образом поступать и с теми, кто упражняется в игре, законами воспрещенной; стараться все недозволенные карточные игры и зерни в самоскорейшем времени истребить и для того умножить бдение по всем местам, где оные только быть могут.

III.

Предложение управе благочиния графа Буксгевдена, с.-петербургского военного губернатора.

Августа 9-го дня, 1797 года.

А подтверждение предписания 13-го января сего года о неношении никому круглых шляп, кроме тех, кои носят русское платье и матросов иностранных и российских, хотя сии последние и не немецкое платье имеют.

15 октября 1797 (?) г.

Во исполнение всевысочайшего государя императора, за собственноручным е. в. подписанием, повеления следующего: “повелеваем наблюдать, чтобы приезжающие из-за границы французы не инако в столицу впускаемы были, как те, которые имеют не старые, но вновь, им данные письменные виды от короля, или принца Конде, или же от наших министров. А если бы случились из них такие, которые быв уже здесь прежде присягу учинили и потом отсюда выехали, то и их равномерно не впускать обратно, если они не предъявят новых о себе видов”. Предписать к непременному исполнению иметь по сему точнейшее наблюдение и полиции, для надлежащего исполнения, предлагает с тем, чтобы об оном в-м повелении за известие сообщила от себя и московской полиции.

26 октября 1797 (?) г.

Вследствие высочайшего повеления, за собственноручным его в. подписанием, к непременному в потребном случае исполнению, предписал: если из природных итальянцев, или же из жителей того края кто либо вздумал ехать в Россию, тот должен быть аккредитован от министров графа Мусина-Пушкина-Брюса, находящегося при неаполитанском дворе, или графа Моценига при великом герцоге Тосканском, или д. с. с. Лизакевича при Генуэзской республике, их письмами или к послу графу Разумовскому или же к пограничным начальникам. А без [517] такого свидетельства никто из Италии едущий впускаем быть не должен. О исполнении чего частным приставам предписано, а потащи в сведению.

20 января 1798 г.

К непременному наблюдению всем гг. частным приставам от меня предписано, чтобы в праздничные дни, так называемые двунадесятые, в торжественные императорской высочайшей фамилии и в воскресные никаких торгов и продаж не производилось, кроме съестных припасов, вон дозволить в помянутые дни продавать с утра до начатия оной (?) до позволенных часов вечера. Но как обыкновенно в воскресные дни бывает привоз разных потребностей из уездов, то таковых продажу на указных площадях исключительно дозволить. В так называемом же толкучем рынке продажа и покупка между народом производиться может каждодневно по-прежнему.

20 января 1798 г.

К непременному наблюдению господам частным приставам предписано: всем в городе здесь находящимся, с подпиской, чрез кого следует, объявить и подписки в полицию представить: 1-е воспрещается всем ношение фраков, а позволяется иметь немецкое платье, с одинаково стоячим воротником, шириною не более как в три четверти вершка; а обшлага иметь того же цвета, как и воротники, исключая сюртуки, шинели и ливрейных слуг кафтаны, кои остаются по нынешнему их употреблению. 2-е, запрещается носить всякого рода жилеты, а вместо оных употреблять обыкновенные немецкие камзолы. 3-е, не носить башмаков с лентами, а иметь оные с пряжками, а также и коротких, стягиваемых впереди, шнурками, или с отворотами сапогов. 4-е, неувертывать шею безмерно платками, галстуками, или косынками, а повязывать оные приличным образом без излишней толстоты.

1-го и 2-го из сих пунктов непременное наблюдение иметь с 30-го числа сего месяца, а 3-й и 4-й пункты исполнять со дня о сем объявления. При том, домоправителям, приказчикам, или хозяевам строжайше подтвердить, чтобы всем, приезжающим для жительства или на время в дома их, объявили не только об исполнении сего предписания и о всех прежде бывших и если окажется, что таковых объявлений кому либо учинено не было, то с виновным поступлено будет по всей строгости законов. О чем полиции к сведению предлагает.

21 января 1798 г.

В дополнение прежней повестки господам частным приставам предписано жителям в городе объявить, что мера одинаковым стоячим воротникам не полагается, а оставляется [518] на произвол каждого; но желательно, чтоб небезобразною вышиною сделаны были. Ливрейное платье могут иметь лежачие двойные или как угодно воротники, но чтобы были по гербам цвету, с басонами или без оных. О чем полиции предложил.

21 января 1798 г.

В дополнение отданного сего января 20-го приказа и оной полиции предложения господам частным приставам предписано в лабазах, конфетных, табачных и милютинских лавках, цирюльнях и курятном ряду в праздничные дни, так называемые двунадесятые, в торжественные императорской высочайшей фамилии и воскресные дозволить производить торг, согласно с мелочными лавками, в коих продаются съестные припасы, с тем, чтобы в оные дни запертыми были поутру во время обедни от 9-го и по окончании оной до двенадцати часов. Торгующие шитыми фраками, жилетами, короткими шнурками, и отворотами сапогами и с ленточками башмаками, чтобы отнюдь оных в продажу не употребляли, под опасением жестокого наказания, которые и представить в полицию непременно чрез три дни, а полиции к надлежащему сведению предлагает.

4 апреля 1798 г.

Во исполнение высочайшего е. и. в. повеления, к должному и непременному исполнению предложил: чтобы все те из мальтийских кавалеров, здесь находящиеся или впредь сюда прибыть могущие, кои уроженцы из Франции, приводимы были на таковом же основании в верности подданства России, как и прочие французы по состоянию манифеста и (?) 793 года с тем, дабы о приведенных таковых к присяге представляемо было рапортом его сиятельству, о даче ж им надлежащих от губернского правления видов для свободного здесь прожития г-ну гражданскому губернатору от его сиятельства отношение учинено. О выполнении чего частным приставам предписано.

4 апреля 1798 г.

Сего апреля 3-го дня предписано от меня частным приставам повестить жителям города с подписками, что как носка перьев на шляпах принадлежит единственно чинам придворного штата, то и запрещается лакеям и кучерам партикулярных людей носить на шляпах перьев и полимажи, также и на шляпах банты какого бы то цвету не было; которые подписки и представить в полицию.

4 апреля 1798 г.

Замечено государем императором, что многие офицеры имеют мундиры из немоченого сукна, и для сего повелеть соизволил: сделать всем портным запрещение, чтобы из немоченого сукна на военнослужащих мундиров отнюдь не делали, а в противном случае, таковых брать под караул. Во [519] исполнение сего высочайшего повеления, сего апреля 3-го дня частным приставам предписано всем живущим в частях портным объявить, дабы отнюдь не отважились никому из немоченого сукна делать мундиров, под опасением строгого взыскания; о чем обязать их подписками и представлять в полицию (Все предыдущие предложения присланы были для исполнения к Царевококшайскому городничему в одной общей тетради, скрепленной губернским секретарем Жеваковым. – прим. А. Г. Пупарев.).

IV.

Именной указ 15 января 1797 года, объявленный правительствующему сенату генерал-прокурором князем Куракиным.

Его и. в., по случаю доходящих из разных мест уведомлений об отложении крестьян от должного к помещикам своим повиновения, кои оказываются или ложными или никакого уважения не заслуживающими, высочайше повелеть соизволил: предложить к сведению сената высочайше сделанное мне, по званию моему, препоручение изыскать виновников таковых пустых к начальству донесений и сих ложных доносителей предать узаконенному суждению.

V.

Именной указ 27 апреля 1797 года, объявленный сенату генерал-прокурором князем Куракиным.

Его и. в., соизволяя на отправление четырех партий, из горных офицеров составленных, наименованных Верхотурской, Екатеринбургской, Оренбургской и Пермской, для прииску сокровищ, в недрах гор, на восточной и западной стороне Урала имеющихся, высочайше повелел: объявить от сената печатными указами, дабы оным партиям во всех могущих случиться надобностях делано было везде возможное пособие, и по данным им наставлениям даны им были подводы и рабочие люди, и о разработке гор во всякое время за плакатную цену.

VI.

Именной указ 14 мая 1797 года, генерал-прокурору князю Куракину.

Господин действительный тайный советник и генерал-прокурор князь Куракин.

Надворного советника и бывшего Могилевского верхнего земского суда стряпчего (В предложении князя Куракина, при котором был прислан указ Казанскому губернатору, упоминается, что стряпчий тот был Aпахарский и требовалось известить об этом в предупреждение всех служащих. – прим. А. Г. Пупарев.), который приносил нам жалобу на Белорусского [520] вице-губернатора, что он назначил его комиссаром в Роговский уезд и что он унижением места огорчается, повелеваем: за таковые прихотливые желания выключить из службы.

VII.

Именной указ, объявленный казанскому гражданскому губернатору в письме генерал-прокурора князя Куракина.

(От которого числа—письмо в указе губернского правления № 19,208, от 30 сентября 1797 года, не оговорено. – прим. А. Г. Пупарев)

Его и. в. высочайше соизволяя, дабы полиция там, где находятся военные губернаторы, непосредственно состояла в их зависимости, где ж оных нет, но определены коменданты, в таковых городах предоставлено было полное над оной начальство сим последним; предначертав должность и обязанность их в сем случае в воинском уставе в повсеместному разрешению гражданских начальств и правителей губерний, повелел ему, г. генерал-прокурору, сообщить, что обо всем, что только востребуется по делам полиции гражданской, губернатор должен относиться лично к военному, а где оного нет, то к коменданту города, и, по его уже повелениям, получать от полиции все нужное, и чтоб точно и тоже самое делало и правление губернское, а прочие присутственные места сносились прямо с полицией и, с сведения начальствующего над оною, были удовлетворяемы.

VIII.

Именной указ, объявленный генерал-прокурором князем Куракиным казанскому гражданскому губернатору в письме от 26 октября 1797 г.

Его и. в. высочайше повелеть соизволил: дабы в случае пожаров в городах и уездах, где оные не воспоследовали, всегда и с возможной точностью были отыскиваемы и узнаваемы виновные в таком происшествии и при том, что всякой раз где открыто сего не будет, причтется то за упущение начальства.

IX.

Именной указ, объявленный казанскому гражданскому губернатору генерал-прокурором князем Куракиным в письме.

(Которого числа послано письмо и когда состоялось повеление, в указе губернского правления, от 27 октября 1797 года, царевококшайскому городничему не упоминается. – прим. А. Г. Пупарев.)

Дабы во всех местах, в коих на ярмарках, торгах и съездах бывает ссыпка хлеба, в продаже оного никакого от [521] воинских чинов притеснения не было, и чтоб смотрение за с им имели гражданские губернаторы.

X.

Именной указ, объявленный казанскому гражданскому губернатору, в предложении генерал-прокурора князя Куракина от 18 ноября 1797 ода. № 13,606.

Чтоб по настоящему в Казанской губернии распределению следующие к уничтожению города в строении своем располагаемы были с наблюдением польз и выгод обывателей отнюдь не настоя в том, чтоб занимаемо было то самое местное пространство, каковое, по прежде сделанным планам, в тому назначалось, давая однако ж знать о каждой таковой перемене. (Из городов Казанской губернии оставлены были за штатом императором Павлом Спаск, Тетюши и Арск; из них первые два в 1803 году вновь восстановлены. – прим. А. Г. Пупарев.)

XI.

Именной указ, объявленный казанскому губернатору генерал-прокурором князем Куракиным в предложении от 22 ноября 1797 года под №13,890

Дабы и планы городов по штату существующих равномерно соображаемы были с пользами и местными выгодами обывателей.

XII.

Именной указ, объявленный казанскому гражданскому губернатору в сношении генерал-прокурора князя Куракина.

(Время этого сношения не указано в указе губернского правления № 25,163 к царевококшайскому городничему от 23 декабря 1797 года. – прим. А. Г. Пупарев)

Его и. в. высочайше указать соизволил, дабы нигде, ни в какое время иллюминации не было, кроме дня святые пасхи и особливо повеленных дней.

XIII.

Именной указ, данный 28 июля 1798 года генерал-прокурору князю Куракину.

Господин действительный тайный советник и генерал-прокурор князь Куракин. Из доклада, поднесенного нам от генерал-аудитора князя Шаховского по делу Апшеронского мушкатерского полка полковника Жукова, усмотрели мы развратные поступки Литовской губернии бржетского городничего Пирха, который, забыв [522] все обязанности служения, против узаконениев наших публично ходил в круглой шляпе, во фраке и сей неблагопристойной одеждой ясно изображал развратное свое поведение; употребляя также казенных людей в свои домашние услуги, а потому, выкинув из службы оного городничего Пирха, велели мы просить прощение при разводе на коленях у полковника Жукова. Вы ж имеете сие наше повеление соделать гласным со всеми обстоятельствами развратности городничего Пирха, дабы и все прочие такового буйства, наглости и пренебрежения должности своей позволять себе не дерзали.

Правительствующий сенат приказали: о сем высочайшем е. и. в. повелении дать знать печатными указами всем губернском правлениям и прочим присутственным местам, а в святейший синод и в московские сената департаменты сообщить в ведении (П. С. З. т. XXV № 18,606.).

XIV.

Именной указ, объявленный казанскому гражданскому губернатору в предложении генерал-прокурора князя Куракина.

(Время посылки предложения в указе губернского правления от 11 сентября 1798 года, № 14,888, Царевококшайскому городничему не обозначено. – прим. А. Г. Пупырев.)

Дабы шатающихся иностранцев, называющих себя обеднявшими дворянами, офицерами, купцами и под другими сему подобными названиями собирающих милостыни, нигде не держать, а представлять их в губернское правление для высылки за границу, с передерживающих же оных взыскивать по 25 рублей.

Из архива г. Царевококшайска.

А. Г. Пупарев

Текст воспроизведен по изданию: Указы и распоряжения, состоявшиеся в царствование Павла I // Русская старина, Том 2. 1870

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.