Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ДОКЛАД СЕНАТА ПО ЧЕЛОБИТНОЙ ДОЧЕРИ М. В. ЛОМОНОСОВА

Публикуемый документ до сих пор привлек внимание только тех исследователей, которые занимались изучением судьбы мозаичной мастерской Ломоносова 1, и остался вне поля зрения историков. Между тем он представляет большой интерес, так как содержит исключительно ценные сведения об условиях жизни, деятельности, материальном положении Ломоносова в последние годы перед смертью. Буквально трагически звучат слова челобитной его дочери о том, что «отец ее, служивший отечеству, окончил дни свои, не оставя, чем погребсти себя». Документ показывает, что Ломоносов, которого представители реакционной и академической клик обвиняли в том, что он завел бисерную фабрику и мозаичную мастерскую лишь в целях наживы, в действительности думал только о практическом применении своих открытий в области цветного стекла и о развитии мозаичного искусства. Он неопровержимо свидетельствует о том, что, стремясь осуществить свои идеи, Ломоносов не только не помышлял о наживе, но и, войдя в огромные долги, оставил семью буквально без всяких средств для существования.

Документ существенно дополняет картину травли Ломоносова и расправы с его делами, которую Екатерина II и ее окружение не прекратили и после смерти ученого. Более того, именно смерть Ломоносова послужила для И.И. Бецкого и Я.Я. Штелина сигналом для действий, направленных на уничтожение его мозаичной мастерской и отказ от плана сооружения грандиозного мозаичного монумента Петру I. И.И. Бецкой и Я.Я. Штелин доказывали, что монумент в Петропавловском соборе «исполнить неспособно», что 12 мозаичным картинам, предусмотренным Ломоносовым, из-за их светского содержания «в том [35] соборе быть неспособно» 2, что мозаики «нехорошего качества», так как он отказался подражать итальянцам, пытающимся имитировать живопись, что уже готовая «Полтавская баталия» – «жалкая картина» с «жалкой композицией» и т.д. 3. Они добились того, что работы по сооружению монумента были прекращены, набор «Взятия Азова» и портрета Ломоносова остановлен, обученные Ломоносовым мастера-мозаичисты во главе с его зятем И.А. Цильхом переданы в «команду» канцелярии от строений, мастерская и бисерная фабрика лишены заказов и, наконец, того, что сама мозаичная мастерская была занята канцелярией от строений, возглавлявшейся тем же Бецким, а ломоносовский шедевр – знаменитая «Полтавская баталия» заброшена и почти столетие «хранилась» среди мусора и хлама, постепенно разрушалась и только чудом избегла полной гибели.

Отстранение Ломоносова от руководства Географическим департаментом академии, назначение академиком по русской истории норманиста А.Л. Шлецера, многолетняя проволочка с печатанием его «Древней Российской истории» и составлением «Экономического лексикона», указ об увольнении Ломоносова в отставку (его, правда, Екатерине II пришлось вскоре отменить) и другие мероприятия были с благословения Екатерины II осуществлены академической и придворной кликами при жизни Ломоносова в 1763-1765 гг. А сразу же после его смерти последовали конфискация всех его бумаг и их утрата, ликвидация академического университета, налаживанию работы которого Ломоносов отдал столько сил и времени; ликвидация его мозаичной мастерской и отказ от осуществления его проекта монумента Петру I. Все эти действия были звеньями единой цепи в политике Екатерины II и ее окружения в отношении великого ученого, мыслителя, патриота и его творческого наследия.

В этом плане значительный интерес приобретает официальная оценка деятельности Ломоносова и признание его заслуг сенатом в докладе по челобитной его дочери. Сенат отмечает, что Ломоносов не только был «первым производителем» бисера и мозаики в России, но «вообще по химии и словесных науках в ученом свете к немалой славе России приписывается ему отличная похвала», и подчеркивает его «отечеству многие полезные науками и изобретениями заслуги».

Может встать вопрос: чем объяснить такое решение сената, если среди сенаторов, подписавших доклад, мы видим графа Петра Панина и генерал-прокурора сената кн. А.А. Вяземского, стоявших на крайне реакционных позициях и никак не отличавшихся пониманием места и значения науки? Во-первых, сенат не мог игнорировать огромной известности и авторитета Ломоносова, который был членом не только Петербургской, но Стокгольмской и Болонской академий. В памяти сенаторов были еще свежи воспоминания о том, как Ломоносова провожали в последний путь невиданные толпы народа, которому, как им казалось, не было никакого дела ни до науки, ни до литературы, ни до других сторон деятельности Ломоносова. [36]

Во-вторых, сенат не мог не учитывать того, что действия Бецкого находились в кричащем противоречии с существовавшим законодательством. Дело в том, что Ломоносов, положивший в России начало производству бисера, цветного стекла и смальты, в соответствии с регламентом мануфактур-коллегии получил монопольное право их производства на 30 лет и это было закреплено специальной «Усть-Рудицкой грамотой». Между тем обученные Ломоносовым мастера были взяты канцелярией от строений и туда же передана мозаичная мастерская. Израсходованные по заказу казны средства не возвращены, выполненная работа не оплачена, заключенный с ним договор на сооружение монумента нарушен и привилегия грубо нарушена. Это заставило даже сенат, которому были далеки идеи и замыслы Ломоносова, напомнить Екатерине II о его заслугах и попытаться найти форму, которая придала бы вид законности действиям Бецкого и Екатерины.

Документ, наконец, свидетельствует о том, что для расправы с мозаичной мастерской Ломоносова была использована не только смерть самого Ломоносова, но и смерть его жены. Получив челобитную Е.А. Ломоносовой, Екатерина 11 июня 1765 г. пообещала оплатить расходы Ломоносова, вознаградить его труды и продолжить мозаичные работы 4. На деле же, хотя жена Ломоносова и «обнадежена была высочайшей е.и.в. милостию», но это была лишь простая фраза и все свелось к тому, что Ломоносову были «прощены» казенные долги. Одновременно с этим разгром мозаичного производства Ломоносова пошел еще быстрее. При этом подручные Екатерины II не брезговали и таким приемом, как распространение слухов о том, что жена Ломоносова «собирается из России выехать», хотя она официально заявила, что эти слухи выдуманы ей «в ущерб недоброжелательными людьми» 5.

В октябре 1766 г. Е.А. Ломоносова умерла, и действия Бецкого стали особенно бесцеремонными. Брат Е.А. Ломоносовой – И.А. Цильх служил коллежским регистратором в канцелярии от строений, возглавлявшейся Бецким. Мозаичное дело Ломоносова оказалось в слабых руках его единственной дочери Елены (1749-1772), которой было в это время всего 17 лет. Правда, за несколько месяцев до смерти матери она вышла замуж за ученика Ломоносова магистра А.А. Константинова, который в 1756-1758 гг. работал в Московском университете, затем – в Академии художеств, а в это время был младшим библиотекарем во дворце. Но в глазах Бецкого это тоже была мелкая сошка из семинаристов, у которого не было ни имения, ни чина, и с ним можно было не считаться. Поэтому просьба Константинова о продолжении мозаичных работ Ломоносова, поданная в конце 1766 г., была отвергнута.

Публикуемый документ делает нас свидетелями последнего акта в трагической гибели ломоносовской мозаичной мастерской. Отчаявшись в возможности отстоять дело отца, Елена Ломоносова просит уже не о его сохранении, а об его ликвидации, чтобы избавиться от расходов, которые ведут ее к полной нищете. Характерно, что, отметив заслуги Ломоносова и оставив за его дочерью деревню, приписанную к Усть-Рудицкой фабрике, сенат изобразил это как «милость» и тем самым получил возможность санкционировать действия Бецкого по ликвидации ломоносовской мозаичной мастерской и работ, связанных с монументом Петру I. [37]

Показательно, что когда речь шла о пожалованиях и просьбах фаворитов и придворной челяди, то Екатерина II быстро решала дела. Получив же в начале августа 1768 г. челобитную Елены Ломоносовой, Екатерина II уклонилась от решения по существу и наложила резолюцию: «Отослать на рассмотрение в Сенат» 6. Известно, что там «рассмотрение» подобных дел могло тянуться долгие годы. И лишь получив весьма недвусмысленный доклад сената, Екатерина II 10 декабря 1768 г. утвердила его.

Публикуемый документ представляет собой подлинный доклад сената, переписанный рукой канцеляриста, скрепленный по листам обер-секретарем сената Николаем Саниным и подписанный пятью сенаторами. В соответствии с правилами делопроизводства того времени, он написан так, что левая половина всех листов оставлена свободной от текста. На правой половине первой страницы доклада и находится резолюция Екатерины II.


ДОКЛАД СЕНАТА 9 ДЕКАБРЯ 1768 г.

Сего 1768-го года августа 20-го дня с высочайшим повелением о рассмотрении Сенату получен от в.и.в. экстракт из челобитной дочери покойного статского советника Ломоносова Елены, в котором написано, что отец ее, служивший отечеству, окончил дни свои, не оставя, чем погребсти себя, а об ней думал, что за ево труды не будет оставлена; и хотя мать ее обнадежена была высочайшею в.и.в. милостию, но по причине смерти своей не получила того. Указом Правительствующего сената в Канцелярию от строений и в другие места повелено естли во дворец или в какое публичное здание понадобится мозаичное украшение, то присылали бы ескисы или рисунки для делания с оных мозаикою за повольную цену к покойному отцу ее, дабы его труды и понесенные убытки в изобретении мозаики награждены были, которую сыскивая, вошел он в долги до 14 000 рублев. Потом велено ему зделать мозаичной монумент государя Петра Первого, и паче всего прилагать старание к приведению в совершенство мозаики: почему он, оставя протчие производства на своей фабрике и недоведши оных до совершенства, всех мастеровых людей употребил к мозаике. Мозаика состоит из разноцветных стекол, а разноцветных стекол в силу привилегии не дозволено ни кому делать через тритцать лет, однако восемь человек мозаичных учеников и дядя ее Цильх, мастер композиции мозаичной и разноцветных стекол, взяты в Канцелярию от строений для делания мозаики, а протчие ученики и мастеровые ныне ни какого дела не делают и состоят на ее содержании; от чего фабрика пришла в несостояние, а она вошла в долги и лишается пропитания.

Для делания помянутого монумента велено отцу ее апробованную сумму выдать в шесть сроков: он, получа за два срока, построил из одной суммы на своей земле за 1550 рублев каменной домик, в котором делать мозаику для оного монумента и жить ученикам, да большую палату за 670 рублев, в которой составлять картины, единственно для отвращения казенного убытка в нанимании дома для той работы, по меньшей мере по 1000 рублев на год. За оказанные отцом ее отечеству полезные услуги в.и.в. из высочайшего милосердия изволили по смерти его простить казенные долги. Канцелярия от строений всем [39] оным строением и с землею владеет, а улицу мостить и полицейские должности несет она челобитчица.

И как помянутая фабрика по смерти отца ее пришла в несостояние, того ради просит, чтоб повелено было оную фабрику совсем уничтожить и из ведомства Мануфактур коллегии и канторы выключить, а пожалованных отцу ее к оной фабрике в вечное и потомственное владение 211 душ крестьян с землею и со всеми угодьи из высочайшего милосердия оставить ей в потомство на пропитание, так же и помянутое строение дозволить ей, дабы она, отдавая в наем дом, могла уплачивать долги свои, нажитые прописанным обстоятельствам.

По справке в Сенате:

в 1752-м году декабря 9 дня определением сенатским дозволено ему, Ломоносову, для делания разноцветных стекол, бисера и протчего завесть фабрику со исключительною таковых же фабрик привилегиею на 30 лет; при чем тогда на 5 лет без процентов ему дано из Мануфактур-канторы заимообразно 4000 рублев, которые однако ж по учиненной Сенатом в 1759 году отсрочке и по поданному от него в 1763 году счету издержанным на мозаичную картину 13460 рублям 68 копейкам, показаны зачтенными и возвращенными в Мануфактур-кантору. По высочайшей на сенатской доклад конфирмации в 1756 году 2 сентября привилегиею от Сената для работ к оной бисерной фабрике дано ему из отписных в Копорском уезде 211 душ крестьян со всеми к ним по отписным книгам принадлежащими землями и со всеми принадлежностьми для вечного и потомственного владения и со всемилостивейшим обнадеживанием, каковое изображено в 16 пункте Регламента Мануфактур-коллегии, то есть, что ежели та фабрика им, Ломоносовым, содержана будет в добром порядке, то оная у него и наследников ево взята и другим никому отдана не будет, и ниже какое в их потребностях повреждение учинится, разве самая какая важная причина от них показана будет, или сами в состоянии оной содержать не будут. К оной фабрике в 1756 году 11 марта сенатским определением велено ему, Ломоносову, выдать заимообразно на 10 лет без процентов из доходов за продажу гербовой бумаги 5000 рублев, которые ему прощены в.и.в. состоявшимся в 1766 году февраля 14 дня указом. В 1757 году он же, Ломоносов, просил о препоручении ему делать мозаику для украшения казенных строений и церквей. В 1760 году октября 26 дня в экстракте из бывшей Конференции сообщено высочайшее о зделании над гробом государя императора Петра Великого монумента соизволение, а 1761 года в майе месяце генерал-порутчик Шувалов доношением представил в Сенат, чтоб оной монумент делать из разных материй и из лапис лазари, а в простенках Ломоносову прожектировать мозаичные картины: почему Сенат и велел ему представить смету, по которой Ломоносов примерно щитал 80764 рубли 10 копеек; в то число по сенатским определениям из казны ему выдано в 1761, 1762, 1763, 1764 и 1765 годах всего 31929 рублев 84 копейки, в коих и щеты он подал, и между протчим в оных показал 1-е. По щету 1762 года, что на каменное для мозаичной картины строение из оных денег употреблено 670 рублев: да 2-е по щету 1764 года, что на строение для свободного отправления мозаичных дел каменных палат длиною на 9-ть шириною на 5-ть саженях в два жилья с 10-ми жилых покоях и с двоими сеньми употреблено 1550 рублев; а по счетам по декабрь 1764 года из тех же денег он издержал в разные времена на содержание мозаичных художников, сверх жалованья, на готовой квартире и на протчее 384 рубли 50 [40] копеек. А после его смерти жена ево, вдова, просила о выдаче ей к продолжению картины о взятьи Азова 4000 рублев, да издержанных собственных денег 709 рублев 3-х копеек; токмо к ней отпущено на жалованье мастерам и ученикам и на материалы 2230 рублев 3 копейки, а о сооружении того монумента на сенатской доклад в.и.в. высочайше указать изволили оное препоручить действительному тайному советнику Бецкому; и в 1766 году июня 16-го всилу объявленного им же, Бецким, по 3-му департаменту Сената имянного указа мозаичное дело препоручено Канцелярии от строений по удобности той, что и стеклянные заводы в ведении ее состоят.

В.и.в. Сенат всеподданейше представляет, что хотя бы по силе законов и неследовало означенную бисерную фабрику совсем уничтожить и, из ведомства Мануфактур-коллегии исключа, упоминаемые в 1756 году по высочайшей на сенатской доклад конфирмации данные покойному статскому советнику и профессору Ломоносову к оной из отписных в Копорском уезде 211 душ крестьян за челобитчицею, оставшею ево дочерью Еленою, оставить в вечном и потомственном владении; тем меньше, что для размножения фабрик имянным указом 18 января 1721 года и данного в 723-м году Мануфактур-коллегия Регламента в 17 пункте узаконено: «Как шляхетству, так и купецким людям к заводам и деревни покупать невозбранно с позволения Берг и Мануфактур-коллегий, токмо под такою кондициею, дабы те деревни всегда были уже при тех заводах не отложно и для того как шляхетству, так и купечеству тех деревень особо без заводов отнюдь ни кому не продавать и не закладывать, и ни какими вымыслы ни за кем не крепить, и на выкуп таких деревень ни кому не отдавать; разве кто похочет для необходимых своих нужд те деревни и с теми заводы продать, то таким продавать с позволения Берг и Мануфактур-коллегий; а ежели кто противу сего поступит, то оного всего того лишить бесповоротно. Но поелику челобитчицы отец сверх бисерного дела – в России первой производитель мозаики, да и вообще по химии и словесных науках в ученом свете к немалой славе России приписывается ему отличная похвала; он же, Ломоносов, упражняясь в свободных науках, не имел времяни стараться об оставлении своей фамилии какого-либо стяжания; но еще на супротив того, по причинявшемуся от бисерной фабрики убытку, вверг ее в недостаточное состояние. К тому же после ево смерти дело мозаики в ведение Канцелярии от строений поручено не по прошению оставшей вдовы и ее дочери, и тем отцовское изобретение преподано в пользу государственную и с обученными им же, Ломоносовым, мозаичными художниками. Того ради не угодно ли будет в.и.в., как высочайшей покровительнице наук, по уважению ево, покойного статского советника и профессора Михайлы Ломоносова: означенных в.и.в. и отечеству многими полезными науками и изобретениями заслуг данные ему в 1756 году для заведения бисерной фабрики из отписных в Копорском уезде 211 душ крестьян, со всеми по отписным книгам к ним принадлежащими землями, лесами и со всеми угодьями и принадлежностьми, оставить в вечное и потомственное владение за ево дочерью Еленою; бисерную ж фабрику, по ее прошению уничтожа, из ведомства Мануфактур-коллегии и ее конторы исключить. А как дело мозаики поручено Канцелярии от строений, то тому так и остаться; токмо каменное из казенных денег для мозаичного дела исправленное на ево земле строение содержать в казенной Канцелярии от строений ведомстве с мостовою и полицейскими должностьми на одно то время, пока в оном мозаичная [41] работа продолжится; а когда оная переведется в другое казенное строение, тогда и оное место и с казенным строением оставить за нею же.

Всемилостивейшая государыня, всеподданнейше Сенат просит на оное высочайшего в.и.в. указа.

Граф Петр Панин

Николай Чичерин

Адам Олсуфьев

Князь Александр Вяземской

Иван Елагин.

На первой странице резолюция Екатерины II: «Быть по сему» и пометы: «9 декабря 1768. С. Петербург», «Получено 10 декабря 1768 года», «Слушан 10 декабря 1768 г.», «№251».

Подлинник: ЦГИАЛ, ф. 1329, оп. 1, д. 125, лл. 520-526.


Комментарии

1. См. Н.Е. Макаренко. Мозаичные работы Ломоносова. Выставка «Ломоносов и елизаветинское время», т. VIII. Пг., 1917: В.К. Макаров. Художественное наследие Ломоносова. Мозаики. Изд-во АН СССР, М.-Л., 1950.

2. Мозаичные картины должны были изобразить важнейшие события петровского времени. Центральное место отводилось двум огромным мозаикам: «Полтавская баталия» и «Взятие Азова». Кроме них, должны были быть мозаики, изображающие начало строительства флота, великое посольство, основание Петербурга, победу при Лесной, учреждение сената, Гангут, Прутский поход, взятие Дербента, похороны Петра и др.

3. В.К. Макаров. Ук. соч., стр 100-101, 290-292.

4. ЦГИАЛ, ф. 1329, оп. 1, д. 114, лл. 283-288.

5. П.П. Пекарский. История Академии наук, т. II. СПб., 1873, стр. 883.

6. ЦГИАЛ, ф. 1329, оп. 1, д. 125, лл. 345-346.

Текст воспроизведен по изданию: Доклад Сената по челобитной дочери М. В. Ломоносова // Вестник МГУ, Серия IX. История, № 5. 1961

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.