Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

К материалам для истории раскола.

Указ Питирима, епископа нижегородского, поповскому старосте города Алатыря, от 7-го июля 1719 года.

Одним из лучших и ревностнейших деятелей в литературно-богословской полемике с расколом является, после Димитрия Ростовского, Питирим, еписк. нижегородский.

Как известно, он сам прежде был раскольником. Обратившись к православию, он посвятил все свои силы на его защиту. В период времени от 1718 по 1724 г. Питирим обратил к православию более 68 тысяч раскольников. Нижеследующий указ имеет значение — как для характеристики Питирима, так и для истории раскола.


Список. — 1719 года, Июля в 7-й день, но указу Великаго Господина, Преосвященнейшего Питирима, Епископа Нижегородского, посадского города Алаторя старосте поповскому, соборные — рождественские церкви протопопу Михаилу Федорову. Сего Июля вышеписанного числа указал Преосвященнейший Епископ Нижнего Нова-града и всея Нижегородские епархии протопопам и нонам объявить всем: по имянному царского пресветлаго Величества указу велено во всех городах и уездах, по правилам святых апостол и святых отец, всем православным Христианом, всяких чинов людем по вся годы, во вся святые посты о гресех своих ко отцем своим духовным исповедыватися неотложно, а которые, святых апостол и святых отец правила и Его царского Величества оный подтвердительный о исповедании имянной указ презрев, к отцем духовным не исповедаютца, и на тех презирателех повелено править штраф по указу, а в которых приходах в городех и уездах обрящутся раскольщики, и на тех раскольщиках повелено же за раскол править штраф по указу, и того ради всем вам, протопопам и попам, как о исповедахшихся, так и о не исповедавшихся и о раскольщиках велено по вся годы подавать имянные росписи безо всякого укрывательства с крещением смертные казни, и по таким вашим поданым росписям явилися некоторые иереи, забыв смертный час и как в день судный о пастве своей дать пред Господом Богом ответ, писали в росписях, по согласию с раскольщики, укрывая их от платежа штрафа, не [599] исповедавших — исповеданными, раскольщиков сущих — православными христианы, за что таковии укрыватели и наказаны, а иные раскольщики, не улуча себе по своему лукавству от добрых иереев в раскольстве своем укрывательства, приходили на исповедь ложно, утаяся, яко бы они не раскольщики, которое таковых ложное исповедание последи открылося пред всеми явно, понеже многие раскольщики после такого подлого исповедания записалися платить за раскол штраф; от сего прииде соблазнение и о добрых иереах, у коих записавшиеся раскольщики во исповеди были, яко бы и оные иереи о расколе их ведали да умолчали, а иные и доныне ложное исповедание укрывают, да от платежа штрафов, яко бы они не раскольщики, и о таких таящихся раскольщиках как о градских так и о уездных нашему смирению о многих стало быть всеконечно сведомо, и мы, но положенной на нас от Бога и от Его царского Величества и от всего церковного собора должности, о порученной нам пастве с болезнию сердца много рассуждахом и недоумевахомся, что сотворити о душах их ко спасению полезное, понеже злые развратники раскольщики между православных христиан яко волки, тако укрываютца и от церкви святые в прелесть свою раскольническую многих развращают; который развратит, пред всеми явно покается, понеже многие были сущие церковники, которых вси знали, таковии по развращению их от церкви, к ним в раскол отстали и в платеж за раскол штрафа записалися, и таких ради благословных вин повелеваем всем коемуждо во своем приходе всех своих прихожан всяких чинов люди мужеска пола и женска от седми и до престарелых лет и нищих и во богадельнях живущих, также в мужеских и девичьих монастырях как монахов и бельцов, так монахинь и белиц исповедывати по вся годы и причащати всех неотложно во святей церкви всенародно, кроме тех, которые в болезни лежащие, и в церковь Божию дойти не могущих, и тех немощных сподобляти святых тайн иереом при церковниках, а не одному — во известное знамение сущего православия, в явное обличение и показание таящихся раскольщиков подложною исповедию, понеже раскольщики на исповедь ради укрывательства приходят и сказывают на себе ложно грехи великия того ради, чтобы их иереи не причащали, понеже они причастия святых тайн от нашея святые восточные церкви не приемлют ни при самой смертной кончине; аще ли же кто ваших приходских людей станет от святых тайн (отклонять), еже бы не причаститися, предлагая свое недостоинство, или иные какие отговорки, и вам бы на таковых писать к нашему смирению с подлинным о всех их отговорках показанием, и мы данною нам от Христа Спасителя властию будем таковые сомнения разрешать и по разрешении правильном повелим таковым святых тайн причащатися неотложно — того ради, чтобы такими отговорками не укрывалися тайно раскольщики, а [600] которые раскольщики во своем расколе необратно пребывают, и таких раскольщиков святых тайн отнюдь никогда ни при самой смерти не причащати, донеле же не покается всеконечно о своем расколе; также которые расколыцики, укрывался подложною исповедию, хотя раскол свой укрыти и от положенного за раскол штрафа платежа отбыть, лестно и не с истинным покаянием причастятся, и такому буди в суд и осуждение и буди он анафема, и часть его буди со диаволом, и со Иудою и со жиды, распеншими Господа, — да не клевещут нас раскольщики, яко бы мы насильно их святых тайн причащаем, паче же мы по вышеписанному таковым и с клятвами возбраняем и отлучаем, и тебе бы, старосте поповскому, как самому, так иереем приходских всяких чинов людей и нищих и в богадельнях живущих, а в мужеских и девичьих монастырях монахов и бельцов, также монахинь и белиц учить, чтобы они вси лице свое знаменали крестообразно правою рукою, совокупя три первые персты, а два последних приклоняли бы к длани по оному повелению святые церкви, которое явственно показано в новопечатных книгах: во Скрижали, в Жезле, в Увете, в Соборном Свитке, во Псалтырях следованных и учебных и в Часословах и в Соборном Деянии, а ежели кто из вас о всем вышеписанном в чем вознерадит и отправлять и учить так не станет, или обленитца, и таковые будут наказаны жестоко под лишением своего чина, а буде кто за какими своими приходами в нынешнем 719 годе во святый великий и в Петров посты не исповедалися и святых тайн не причащалися, и тех людей исповедывать и причащать сего же года в Петров и в Рождественский посты неотложно, безо всякие отговорки и тех исповедавших и святых тайн сподобляющих, также и не исповедавших и святых тайн не причащающихся раскольщиков отнюдь никого не таить и учинить всем как в монастырех, так и приходских церквей духовным отцем за руками имянные книги и означить, которых сел и деревень имянно, безо всякие утайки, под опасением вышепомянутого наказания и отлучения священства, и оные книги, по прешествии сего года, кончая Генваря к 1 числу 720 года, собрав тебе, старосте поповскому, своего ведомства привести самому в Нижне-нов-город безо всякия мешкоты, не дожидался о том к себе других указов и нарочных посланых, и те книги объявить нашему смирению в крестовой палате, и сей указ в церквах Божиих в воскресные дни читать всенародно и приходским людем сказывать, чтобы о вышеобъявленном всяк был сведом, а с сего указа послать тебе своего ведомства всех церквей к протопопам и попам и в монастыри за своею рукою списки в скорости, безо всякого отлагательства, а буде он, староста, по сему указу сего не отправит, и за неотправление твое по вышеозначенному объявлению наказан будешь жестоко, безо всякия пощады.

Текст воспроизведен по изданию: К материалам для истории раскола. Указ Питирима, епископа нижегородского, поповскому старосте города Алатыря, от 7-го июля 1719 года // Древняя и новая Россия, № 7. 1880

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.