Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

НОВЫЕ ИСТОЧНИКИ О ЧИСЛЕННОСТИ И КОРАБЕЛЬНОМ СОСТАВЕ РУССКОГО БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА

в 1715-1725 гг.

Проблемы истории русского Балтийского флота в XVIII в. привлекают внимание советской историографии. При всем положительном значении опубликованных материалов нельзя не отметить заметного расхождения в цифровых данных, сообщаемых в них, о корабельном составе Балтийского флота в первой четверти XVIII в.

Трудность определения численного состава деревянного парусного флота объясняется недолговечностью кораблей, частыми их поломками и ремонтами. Исследователю-историку очень сложно отделить боевые, годные для плавания корабли от негодных, требовавших ремонта. Нередко находившиеся в починке корабли не включались в официальные росписи флота и не учитывались.

Важными источниками для уточнений численности флота могут служить обнаруженные нами в ЦГАДА в бумагах «Кабинета Петра I» документы о состоянии флота в царствование Петра I: мемориал Петра I адмиралу Ф. М. Апраксину и списки кораблей. На основании этих новых источников можно точнее определить состав Балтийского флота в 1715—1719, 1721 —1725 гг., выяснить детали программы его строительства, степень вооруженности кораблей и некоторые другие данные (кто строил, когда корабль поступил на вооружение флота и пр.).

Особый интерес представляет недатированный документ — «Мемория господину адмиралу» 1. Это собственноручная записка Петра I Ф. М. Апраксину. Она может быть датирована январем-апрелем 1715 г. 2 Как известно, это было время планирования и подготовки активных морских десантов на побережье Швеции с целью принудить ее к подписанию мира с Россией.

«Мемория» Петра I формулирует программу строительства Балтийского флота из 27 линейных кораблей, осуществлявшуюся с 1714 г. и к 1721 г. успешно перевыполненную 3. [297]

Приводим названный документ полностью.


«Мемория господину адмиралу. Понеже определено есть, чтоб иметь флот в 27 кораблях линейных состоящей и для того сим доноситца сколко мы имеем годных и сколко еще надобно каких [ибо хотя сие число с купленными вновь уже имеем, но не все годны, понеже тежелых пушек носить не могут] 4:

надобно:

годныя имеем:

в дополнку надобно:

число

пушки

число

пушки

число

пушки

3

80

1

80

2

80

12

70

9

70

3

70

12

50

12

50

0

0

фрегаты

6

32

5

32

1

32

шнявы

6

18

5

18

1

18

Закладывать из вышеписанных надлежит: Козенцу 5 1—80 6, 1—70; Броуну тож 7, Скляеву 1—70 8 и чтоб оные заложить в сем году, а впредь более не закладывать, но памалам обрубать, приплачивать замки и протчее насентах и, разобрав, класть в амбары. Бомбандирских 1. имеем, а еще надобно — 2 9.

Годныя поимянно — 70 и 64 (пушечные.— Г. Н.): Ляферм, Катерина, Шлютембурх (Шлиссельбург.— Г. Н.), Нарва 10, два Козенсавых 11, Скляева 12, Броунов 13, один, который в Голландии зделан 14, мой — 80 15.

50 и 54 (пушечные.— Г. Н.): Полтава, Рига, Перноу, Михаил, Гавриил, Рафаил.

4, кои у города (Архангельска.— Г. Н.) строятца и к августу готовы будут 16, [кои надлежит отправить в сентябре оттоль, к чему аншталт (приготовления.— Г. Н.) надлежит учинить ныне пред компаниею].

2, что деланы в Голландии 17.

Прочие хотя и число пушек имеют довольное, но за лехкостию ядр в линейныя причтены быть не могут» 18. [298]


«Мемория» уточняет численность боеспособного флота к весне 1715 г.: 22 линейных корабля, 5 фрегатов и 5 шняв. Но полный его состав на 1715 г. был несколько больше. Из сопоставления данных, сообщаемых «Меморией», с опубликованными документами 19 можно определить численность флота на 1715 г. в количестве 23 линейных кораблей 20, 7 фрегатов 21 и 5 шняв.

В ходе Северной войны молодой русский флот крепчал, численно увеличивался, опережая боевую мощь шведского флота. Среди документов «Кабинета Петра I» имеется любопытное свидетельство о состоянии русского флота в мае 1719 г. 22 Документ этот составлен по типу памятной записки, какие обычно имели место в делах Кабинета. Он оформлен как беловой подлинник. Достоверность его сведений не вызывает сомнений, так как некоторые из них проверяются по опубликованным источникам. В тексте этого документа содержатся сведения о численности флота, о «надежных» и требующих ремонта линейных кораблях, о мастерах-строителях и пр.

Приводим источник целиком.


«Надежные корабли: Лесное 90 23, С. Александр 70, Ингермоланция 66, Шлютелбурх 66, Малбурх (Марльбург.— Г. Н.) 64, Девеншиер (Девоншир.— Г. Н.) 52, Козенсов 90 24, Нептун 70, Москва 66, С. Катерина 66, Ревель 68, Порчмут (Портсмут.— Г. Н.) 52; итого — 12.

Ненадежные: Лондон 58, Британия 48, Перл 50, Арендель (Арондель.— Г. Н.) 48, Рандолф 50 25. Всего — 17.

В починке: Леферм 66, Полтава 54 26.

На штапели, а спустятца сего году: Наев 66 27, Броунов 90 28, Рамзов 80 29. [299]

В будущем году спустятца: Наев 66 30, Козенцов 80 31, Скляева 80 32, Рамзов 80 33.

Заложеныя: Козенцовы два — 66, 66 34; Броунов 66 35, Скляева 66 56, француского 66 37.

Всего близ отделки, в средней работе и золоженных и в починке 14, ас теми, кои на воде надежныя, 26, а с ненадежными 31».


Итак, к маю 1719 г., перед началом военной кампании, состояние флота, по данным указанного источника, выражалось в следующих цифровых показателях: «надежных» (боеспособных) линейных кораблей было 12; к ним следует прибавить пять кораблей «ненадежных», нуждающихся в починке, и спущенный на воду 30 мая 1719 г. корабль «Исаак Виктория». Всего числилось, по архивным данным, в мае 1719 г. 18 линейных кораблей.

Однако это количество кораблей неточно. В анализируемом списке не упомянуты пять кораблей («Селафаил», «Ягудиил, «Уриил», «Bapaхаил» и «Рафаил»), участвовавшие в морских операциях 1719 г. 38 Попытаемся сопоставить архивные данные, найденные нами, с опубликованным реестром судов от 22 мая 1719 г., предназначенных для военной кампании. В нем названо 22 линейных корабля и 5 фрегатов 39.

Сопоставляя опубликованную роспись 1719 г. с архивными материалами, мы замечаем, что в ней не указаны находившиеся в починке два корабля — «Леферм» и «Полтава» 40; а «ненадежные» корабли («Лондон», «Британия», «Перл», «Арондель» и «Рандольф») включены в состав флота, предназначенного для боевых операций, в которых они и действительно принимали участие 41. Кроме того, в росписи от 22 мая 1719 г. не упомянут спущенный позднее (30 мая 1719 г.) корабль «Исаак Виктория».

Следовательно, на основании сопоставленных матералов 42, реальная численность боеспособного флота к лету 1719 г. составляла 23 линейных корабля, 6 фрегатов и 6 шняв. [299]

В последующие годы строительство флота не прекращалось. К 1721 г. он состоял из новых, недавно построенных кораблей, число которых в тот момент вдвое превышало количество боеспособных шведских судов. Среди неопубликованных материалов «Кабинета Петра I» обнаружена «Сравнительная роспись шведского и русского флота, сочиненная в Кабинете, 1721 г.». На основании этой росписи можно довольно точно установить состав русского флота в начале 1721 г.: 28 линейных кораблей (от 96 до 46 пушек), 10 фрегатов, 10 шняв, 2 бомбардирских судна, 4 прама или блокгауза 43.

По данным «Реэстра» 1724 г., флот России уже насчитывал 34 линейных корабля, 15 фрегатов, 4 прама и 10 шняв 44. На стапелях адмиралтейства тогда находилось пять линейных кораблей 45 и один фрегат (в 32 пушки, готовый к спуску). Петербургская верфь ежегодно отстраивала по четыре линейных корабля 46.

Россия в середине 20-х годов XVIII в. действительно располагала хорошо организованными вооруженными силами, в том числе флотом, обеспечившими ее обороноспособность и преобладающее положение на Балтике.


Комментарии

1 ЦГАДА, Кабинет Петра I, отд. I, № 40, лл. 459—461, «Мемория господину адмиралу» (подлинник).

2 Одним из оснований для датировки служит упоминание в мемории бомбардирского судна «Юпитер», спущенного на воду 27 апреля 1715 г., и корабля «Нарва», затонувшего 27 июня 1715 г., в число «годных» для плавания. Кроме того, здесь говорится о четырех кораблях, «кои у города (Архангельска.— Г. Н.) строятца». Которые были спущены на воду в июне 1715 г. Это — «Уриил», «Селафаил», «Варахаил», «Ягудиил». Ф. Ф. Веселаго. Список русских военных судов с 1668 по 1860 год. СПб., 1872, стр. 14 (в дальнейшем: «Список....»), стр. 13—15, 118; «Материалы для истории русского флота» (в Дальнейшем: «Материалы...»), ч. I, СПб., 1865, стр. 595, 598-599. 603.

3 ЦГАДА, Кабинет Петра I, отд. I, № 44, л 579; № 56, лл. 743—744 (росписи русского флота), май 1719 г. и 1721 г.

4 Здесь и далее квадранные скобки в подлиннике.

5 Здесь упомянуты крупные корабельные мастера, работавшие в России в первой четверти XVIII в.: Ричард (Рыцарь) Козенц (Козанц), Ричард Броун и Федосей Скляев.

6 Т. е. один корабль 80-пушечный и т. д. Р. Козенц заложил 9 августа 1715 г. «Гангут» (80 пушек) и «Нептунус» (70 пушек).

7 Р. Броун заложил 22 января 1716 г. «Фридрихштадт».

8 Ф. Скляев заложил 8 июля 1716 г. корабль «Фриде-макар».

9 Бомбардирское судно «Юпитер» спущено на воду 27 апреля 1715 г., а 5 июня 1716 г. — бомбардирское судно «Дондер» («Гром»); оба 6-пушочные («Список... », стр. 118).

10 «Нарва» затонула 27 июня 1715 г.

11 Корабли «Москва» (спущенный 27 июля 1715 г.) и «Ингермонланд» (спущенный 1 мая 1716 г.).

12 Корабль «Ревель», заложен 12 августа 1712 г., спущен на воду в 1717 г.

13 Корабль «Св. Александр» (70 пушек), заложен 8 ноября 1714 т., спущен в 1717 г.

14 Очевидно речь идет о 64-пушечном корабле «Марльбург», сделанном в Голландии и спущенном на воду в ноябре 1714 г. («Материалы...», ч. II, стр. 262).

15 Петром I был построен 80-пушечиый корабль «Лесная», заложенный 7 ноября 1714 г. и спущенный на воду в 1718 г. («Список...», стр. 14—15; «Морской сборник», т. IX. СПб. 1853, стр. 148).

16 Эти 52-пушечные корабли — «Уриил», «Селафаил», «Варахаил» и «Ягудиил» — были спущены в Архангельске в июне 1715 г. («Материалы...», ч. I, стр. 595, 598—599, 603).

17 Корабли «Перл» (50) и «Девоншип» (52), спущенные в ноябре 1714 г.

18 ЦГАДА, Кабинет Петра I, отд. I, № 40, лл. 459—461.

19 «Материалы...», ч. I, стр. 601, 618—619, 632—633; ПСЗ, т. 44, ч. 1 СПб., 1830, стр. 2—3.

20 В это число не включены четыре корабля, построенные в Архангельске и в 1715 г. в Балтийское море еще не прибывшие. Приводим список 23 кораблей (1715 г.) и число пушек на них: «Ингерманланд» (70), «Нарва» (70), «Шлиссельбург» (64), «Св. Екатерина» (64), «Перл» (50), «Рафаил» (50), «Леферм» (70), «Пернов» (50), «Аролдель» (40), «Полтава» (54), «Виктория» (56), «Михаил» (50), «Гавриил» (50), «Рандольф» (50), «Антоний» (46), «Рига» (50), «Оксфорд» (50), «Армонт» (48), «Фортуна» (48), «Ландсдоу» (40), «Москва» (64), «Девоншир» (52), «Марльбург» (64).

21 Названия семи фрегатов: «Эсперанс» (40), «Св. Петр» (32), «Св. Павел» (32), «Самсон» (36), «Илия» (30), «Штандарт» (24), «Св. Иаков» (20). («Материалы..», ч. I, стр. 632; ПСЗ, т. 44, ч. 1, стр. 2).

22 ЦГАДА, Кабинет Петра I, отд. I, № 44, л. 579 (роспись русского флота). Документ не датирован, но на основании анализа его содержания и сопоставления его с источниками (в частности, с росписью флота от 22 мая 1719 г.), опубликованными в «Материалах...» (ч. II, стр. 355—356), он может быть датировал временем между 17 и 28 мая 1719 г., так как в нем упоминаются два корабля, закладка которых произведена мастером Р. Козенцом: «Дербент» — 11 января и «Св. Наталья» — 17 мая 1719 г. («Список...», стр. 18). Следовательно, «нижняя» дата документа — 17 мая 1719 г.; «верхняя» дата определяется по данным о корабле «Рандольф», который назван здесь среди «ненадежных» кораблей. В «Материалах...» (ч. II, стр. 372, 374, 377) сообщается, что «Рандольф» чинили 28 мая 1719 г., а его починка закончилась в июне 1719 г.

23 Число, стоящее рядом с названием корабля, указывает на количество пушек на нем.

24 Имеется в виду корабль «Гангут» (90), построенный Р. Козенцом и спущенные на воду 28 апреля 1719 г. («Материалы...», ч. II, стр. 363—364; «Список...», стр. 14—15).

25 См. прим. 22.

26 О починке «Леферма» и «Полтавы» в июне-июле 1719 г. см. «Материалы...». ч. II, стр. 379, 390, 391.

27 Имеется в виду корабль «Исаак-Виктория» мастера Осипа Ная, спущенный 30 мая 1719 г. («Список...», стр. 16—17).

28 Корабль «Фридрихштадт» (90) мастера Р. Броуна, спущенный 1 мая 1720 г. («Список...», стр. 16—17).

29 Корабль «Норд Адлер» мастера Георгия (Юрия) Рамза, спущен 5 июня 1720 г. («Список...», стр. 16—17).

30 «Астрахань», мастера О. Ная, заложен 26 декабря 1716 г., спущен 2 октября 1720 г. («Список...», стр. 16—17).

31 «Св. Петр», мастер Р. Козенц. заложен 15 апреля 1716 г., спущен на воду 5 октября 1720 г. («Список...», стр. 16—17).

32 «Фриде-макар», мастер Ф. Скляев, заложен 8 июля 1716 г., опущен 5 марта 1721 г. («Список...», стр. 16—17).

33 «Св. Андрей», мастер Г. Рамз, заложен 3 апреля 1716 г., спущен 3 февраля 1721 г. («Список...», стр. 16—17).

34 «Дербент» заложен Р. Козенцом 11 января, а «Св. Наталья» — 17 мая 1719 г. «Список...», стр. 18—19).

35 «Св. Екатерина», заложен Р. Броуном 28 сентября 1718 г. и спущен 16 марта 1721 г. («Список...», стр. 16—17).

36 Название корабля определить не удалось. В списке кораблей, составленном Ф. Ф. Веселаго, не указан (66-пушечный корабль, заложенный Ф. Скляевым в 1718 или 1719 г.

37 «Пантелеймон Виктория» французского корабельного мастера Пангало, заложен 22 марта 1719 г., а опущен 27 июля 1721 г. («Список...», стр. 16—17).

38 С. А. Фейгина. Аландский конгресс. М., 1959, стр. 496.

39 «Материалы...», ч. II, стр. 365—367. Названия этих 22 линейных кораблей: «Гангут», «Лесная», «Нептунус», «Св. Александр», «Ревель», «Москва», «Марльбург», «Ингерманланд», «Шлиссельбург», «Св. Екатерина», «Лондон», «Британия», «Арондель», «Портсмут», «Девоншир», «Селафаил», «Ягудиил», «Уриил», «Варахаил», «Рафаил», «Перл». «Рандольф»; пяти фрегатов: «Эсперанс», «Самсон», «Илия», «Ландсдоу», «Страфорд».

40 Об их ремонте в июне-июле 1719 г. см. «Материалы...», ч. II, стр. 379, 390, 391. Следовательно, эти два корабля не принимали участия в операциях на Балтийском море в мае — июле 1719 г. (С. А. Фейгина. Указ, соч. стр. 495—498).

41 В июне 1719 г. около острова Ламеланда стоял в боевой готовности русский флот в составе 21 линейного корабля (от 90 до 40 пушек на каждом), с общим вооружением в 1236 пушек (С. А. Фейгина. Указ. соч., стр. 497).

42 ЦГАДА, Кабинет Петра I, отд. I. № 44, л. 579; ПСЗ, т. 44, ч. I, стр. 3; «Материалы...», ч. II, стр.355—356, 365—367.

43 ЦГАДЛ, Кабинет Петра I, отд. II, № 56, лл. 743—744.

44 Там же, отд. I, № 40, лл. 450—451 («Реэстр коликое число Российского флота имеется: кораблей и фрегатов и протчих, и в которых годех спущены и кем деланы, також которые покупные и взятые швецкия»). Эта роспись флота второй половины 1724 г. свидетельствует о дальнейшем строительстве кораблей. Приводим полный описок линейных кораблей и фрегатов. 34 линейных .корабля: «Фридрихштадт» (96), «Гангут» (92), «Лесная» (90), «Св. Петр» (88), «Св. Андрей» (88), «Фриде-макар» (88), «Норд Адлер» (88), «Нептунус» (72), «Св. Александр» (70), «Ревель» (68), «Св. Екатерина» (66), «Исаак Виктория» (66), «Пантелеймон Виктория» (66), «Астрахань» (66), «Леферм» (66), «Дербент» (66), «Ингерманланд» (64), «Москва» (64), «Выборг» (64), «Шлиссельбург» (64), «Марльбург» (60), «Виктория» (56), «Полтава» (54), «Св. Михаил» (54), «Рафаил» (54), «Не тронь меня» (54) (спущен 25 апреля 1725 г.), «Девоншир» (52), «Британия» (50), «Вахмейстер» (50), «Страфорд» (50), «Армонт» (50), «Рандольф» (50), «Перл» (50), «Принц Евгений» (50); 15 фрегатов: «Стор Феникс» (34), «Ландсдоу» (32), «Крейсор» (32), «Яхт-Гунт» (32), «Рафаил» (32), «Самсон» (32), «Винт-Гунт» (32), «Амстердам Галей» (32), «Крон деливде» (32), «Карлскрон вапен» (30), «Штандарт» (28), «Данск Эрн» (24), «Пинк принц Александр» (24), «Кискен» (22), «Св. Иаков» (16).

45 ЦГАДА, Кабинет Петра I, отд. I. № 40, лл. 453. 554. Это линейные корабли: 1) заложенный Петром I (100-пушечный), 2) мастера О. Пая (54), 3) мастера Р. Козенца (66), 4) мастера Р. Броуна (54), а другой 54-пушечпый «Не тронь меня», готовый к спуску, того же мастера, включен без названия в роспись 1724 г.. 5) мастера Г. Меншикова (70).

46 ЦГАДА, Кабинет Петра I, отд. I, № 40, лл. 450—453 (роспись русского флота). 1724 г.

Текст воспроизведен по изданию: Новые источники о численности и корабельном составе русского Балтийского флота в 1715-1725 гг. // Вопросы социально-экономической истории и источниковедения периода феодализма в России. Сборник статей к 70-летию А. Новосельского. М. 1961

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2019  All Rights Reserved.