Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ПРИЛОЖЕНИЯ

В приложениях к настоящему изданию помещены документы, уточняющие и дополняющие рассказ автора “Дневника” о взаимоотношениях России и Речи Посполитой, историю Марины Мнишек и Лжедмитрия I. Публикуемые в приложениях письма разных лиц, материалы делопроизводства эпохи Смутного времени дают возможность самостоятельного исторического поиска, сопоставления фактов и событий, описанных в разных исторических источниках.

Открывает раздел приложение I, содержащее отрывки из следственного дела о смерти царевича Дмитрия в Угличе 15 мая 1591 г., расспросные речи основных свидетелей событий, царский приговор. Общая тенденция “угличского обыска” такова, что в нем все случившееся представлено как несчастный случай. О подозрениях в причастности Бориса Годунова к гибели царевича в деле совсем не говорится, но мысль об этом не оставляла современников. Иначе трудно объяснить последующий триумф самозваного царя Дмитрия Ивановича. От Лжедмитрия I исходила другая версия угличской драмы, изложенная во введении к “Дневнику”, — о подмене перед роковыми событиями настоящего царевича каким-то его сверстником. Нужно, наверное, с большей внимательностью отнестись к официальной версии самозванца, “отработать” указанный им след. Но идущие несколько столетий споры о том, что же в действительности произошло в Угличе в мае 1591 г., наталкиваются на отсутствие новых источников.

Далее в приложении II публикуется комплекс документов, образовавшийся во время пребывания Лжедмитрия I в Речи Посполитой, а также после его воцарения в Москве и свадьбы с Мариной Мнишек. Здесь помещен знаменитый брачный договор Лжедмитрия I, составление которого вспоминается чаще всего, когда хотят подчеркнуть роль самозванца как “ставленника польских интервентов”. Хотя при этом не принимаются в расчет обстоятельства его составления и то, что щедрые территориальные и прочие обещания остались, во многом, на бумаге. Публикуемые документы, напротив, показывают, как менялся тон посланий Лжедмитрия I, ставшего царем. Отсылая деньги воеводе Ю. Мнишку, он требовал, чтобы Марина Мнишек приняла причастие из рук православного патриарха, что было непременным условием коронации и означало переход его будущей супруги в православие, а также, в соответствии с русскими традициями, предписывал, как вести себя Марине Мнишек после обручения: “Волосов бы не наряжала”, “не ела б ни с кем, только особно”. Любопытны также описания обручения в Кракове и свадьбы в Москве, тем более, что свадебные торжества подробно описаны и в “Дневнике”.

В последней части раздела — в приложении III собрана переписка 1609—1610 гг. Марины Мнишек с отцом, папским нунцием в Кракове Франциском Симонеттой, королем Сигизмундом III. Письма дают возможность лучше представить себе черты ее характера и личности, тем более, что в “Дневнике” отсутствуют известия, относящиеся к этому времени. В самом деле, как-то иначе воспринимается образ надменной [161] польской шляхтенки, когда из первого же письма, после ее разлуки с отцом, уехавшим в Польшу, мы узнаем, что Марина Мнишек размышляла, какое платье сшить ей к летнему посту, и просила прислать ей “черного бархата узорчатого”. С другой стороны, не может не поразить и та одержимость, с которой тушинская царица добивалась возвращения московского престола.

Тексты помещенных в приложениях документов взяты из разных, порой очень редких изданий XIX—начала XX в. и переданы в том виде, как они были опубликованы, лишь с упрощением орфографии. Чтение некоторых имен и передача отдельных слов в этих публикациях может не совпадать с принятой в настоящем переводе “Дневника”.

Текст воспроизведен по изданию: Дневник Марины Мнишек. Приложения. М. Дмитрий Буланин. 1995

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.