Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

СИБИРСКАЯ ЛЕТОПИСЬ

/л. 125/ 1- Сия убо Сибирская полуношная страна от Росии великого царствующаго града Москвы многое разстояние, яко бысть до двою тысящю поприщ. Меж сих царств, Росискаго и Сибирского, земли облежащ Камень з[е]ло а превысокий, яко досязати инем холмом до облак небесных, тако божими судбами устроишася, яко стена граду утвержена. На сем же Камени ростяху древеся разлычные: кедери и иние разние протчие-1. А 2 в них жителствует 3 зверие разлычные, 4-овии подо[б]ни б суть-4 на снедение 5-православн[ы]м в християном-5, овии же на украшение и на одеяние риз; сии 6 убо зверие 7, еже есть: елень, лось, заяц, коза, дикия 7/1 свинии 8; а иния на украшение разное 9: лисица, соболь, бобр, розсомака, рысь, белка, горностай, выдра г и ина подобна д сим. Многия е же и 10 сладкопеснивыя разныя ж птицы, паче же и многоразличныя травныя птицы 11. Из 12- сего Камени-12 многие реки истекша 13: овии поидоша к Росискому царству, овии же 14 в Сибирскую страну дивну жж 15, убо есть, како божими судбами река 16 тамо 17 бысть, камень тверд разкопа, и бысть реки з пространны и прекрасны 18 зело, в них же воды сладчайшия и здравыя, и риба 19 различния множество; на изходящих сих рек дебр плодовита на жатву и скотом питанные места /л. 125 об./ и пространны зело.

Первая же река изыде ис Камени в Сибирскую страну глаголемая Тура. По сей же реке жителство имеют людие иноземцы и рекомыми 19/1 вагулича, говорят своим ясиком, а покланяютца идолом. В сие 20 же реку Туру пала река Тагил, другая 21 река Ница, и совокупишася три реки во едино совокопление 22, а Тура именуетця ради старейшинства. Оттоле же Тура река идет внутрь Сибирская страны; по ней й же жителствуют людие зовоми к 23 татаровя. Река же Тура вниде в реку [62] Тобол, Тобол же река вниде в 24- Ыртыш в реку -24, сия же река Иртиш вниде своим устьем в великую реку л Обь. По сих же реках жителствуют мнози ясыцы: татаровя и 25 калмыки, мунгалы и 25 Пегая орда, остяки и самоядь и протчая языцы. Татаровя м 26- держатца маметева закону -26, калмыки же 27-которой закон или от отец -27 своих предание держат, не ведомо и, потому что 28 писма о нем не обретохом, 29- ни испастахом о -29. Пегая п же орда, остяки и самоядь закона не имеют 30, идолом покланяютца и жертву приносят яко богу, волшебною хитростию /л. 126/ правяще 31 домы своя всуе, понеже приносят дары кумиром своим, яко 32 подаст им р дары 33 кумиры, 34 многая дары в домы их. Сие людие скотом уподобишася с, скот бо и безсловесен т: что бог не повелел ясти, и не яст 35 — звери или птицы, или траву селну 36. Сии человецы не уподобишася сим, понеже бога у они на небесех не ведающе, не закона его, сыроядцы, зверска и гадкая 37 мяса снедающа, и 38 кровь зверскую пияху от животных, и 38 траву и корение ядяху. Они же, остяки, одежду имеют от рыбы. Самиядь же ядят алени и всякой зверь и гад, имянуютца 39 сыроядцы же. Остяки ездят на псях, впряжени бывают в нарты, на далное разтояние; самоядь же ездят на оленях, впряжени бывают в санки, а санки делают, как человеку мочно 40 сесть, от земли вышиною в полчеловека.

А великая река Обь вниде своим устьем ф в губу морскую. Путь бывает через ту губу 41 в реку Тажу 42, 43-и в Мангазею -43; а та морская губа двема устьи вниде в море акиян х прямо к северу. В тех устях лед искони состарейшася 44 и николи 45 таяща 46 от солнечнаго зноя, и в ту страну никому не проходимо 47, место неснаемое.

/л. 126 об./ О Сибирских царех и князех.

В Сибирской стране, едучи вверх по Иртышу реке, 48-есть река зовома Ишим, пала устьем своем в реку Иртышу. И на той реке Ишиме бе царь маметева [63] закону — имя ему Он. И воста на него его же державы от простых людей имянем Чингий, и шед ц на него, Она царя, яко разбойник с протчими своими людми, и уби царя Она, и царство сам Чингин взя. И некто от слуг царя Она соблюде сына Онова, ему же имя Таибуга. По неколицех же летех уведано бысть цару Чингину про Таибуга, что сын есть царя Она; и приемьлет его и великою ч честию почте его, дарует же ему княжение и власть. Владех по сем князь Таибуга, прося от царя Чингина отпущения, идеже хощет. Царь же Чингин, собрав ш воинство много и воуружено, и отпусте Таибугу по реке щ Иртышу, идеше живяху Чють. Князь же Таибуга с воинством ъ своим многие царю Чингину покори, покори по реке щ Иртышу и по великой Оби ы живущих там ь, и оттоле князь Таибуга возвратися э во своя с радостию. /л. 127/ Царь же Чинги слыша от Таибугии, что покорил многия и подручны сотвори, Чинги же наипаче ю честь ему дарует. Таибуга же, прося от царя Чингина отпущение, идеже хощет, тамо да пребывают я. И отиде Таибуга от него со всем домом своим и с людми на реку Туру и тамъ созда град и нарече имя ему Чингиден, ныне же на том месте град просва IIа Тюмень. Живяше же Таибуга во граде Чингине много лет и умре. И после его, Таибуги, в том граде сын ево, имя ему Ходжа. После Ходжы княжили Мар, Моровы дети Абалак да Одер. Князь же Марман женат был на сестре казанскаго царя Упака. Сей же казанской царь Упак зятя своего Мару б убил и град взял и владелство имел много лет. Марамовы же дети Абалак и Отдер умре в то время своею смертию. После того владил градом сын его Одеров Мамет, и казанскаго царя убил Упака, и град свой Чингиден разби, и отиде оттуду в Сибирские земли, и постави себе град на реке Иртыше и назва его град Сибирь, а по их иноземскому языку зван /л. 127 об./ началны град, и живяше в нем царем лета многа и ту умре, и оттоле прозвася царство Сибирь.

О Сибири, чего ради Сибирь наречеся.

Да егда убо Идеров в сын Мамет казанского царя Упака победи и повеле поставить град на Сибирской стране того ради, что царя Упака победи и храбрость свою показуя, и повеле звати ево началным градом [64] Сибирью, ини же гради сибирския именуеми кождо их по прилучаю и по размотрению и по древьнему именуванию, обше же и Сибирь именуетца, такожде и Римская страна Итталия г нарицаетца от Италиба некоего, обладавшего странами вечерними, яко же свидетелствует кроника латинская, а Римские страны раззнство имеют, обще же Италия нарицаеца. Преже сего како нарицашеся не ведомо, отнеле же град Сибирь создан лет испитати невозмохох, прежде бо живяше Чють по всей Сибирской земли, а как нарицашеся, и того в память никому не внидет, не писания обретох. /л. 128/ По княжении Маметеве княжил в Сибири Абалоков сын Агиш, после Агаша Маметев сын Касын, после Казына дети ево Итигарь, Убук, Булат, Сейдак.

О царе Кучюме.

Прииде степью д Казачей орды царь Кучюм Муртазеев сын с многим воинством своим Казачыи е орды и дойде ж града Сибири и вся князей и татара и Бебкулата уби, и сяде ту, и прозвася сибирски царь Кючюм, и круг области своей многия ясыки повинны себе сотвори. И превознесеся мыслию своею з-и сего- з ради погибе по глаголющему пророку: господь гордым противитца, смиренным же дает благодать. Царь же Кючум царствава в Сибири лета доволна во обили и радости и веселии, и дани и оброки со многих ясык имяше до лета и до повеления господня, внял же бог, восхоте царство ево раззорити, искоренити и предати православным християном в покорение.

О вере царя Кучяма.

Таков закон царя Кучюма, иже под его областию и /л. 128 об./ быша мааметева закону проклятого, иже кумиром й- покланяютца и жруще - й и жертву кумиром.

Святии апостоли написавше в правилех своих и всей вселенне предаша, еже бе: аще кто предлежит маметевым законом и заповедем его и внемлет учение его — анафема, сиречь да будет проклят; паче же идолопоклонник правило к предлежит: проклятию сподобленыни л, исправлению в царех и нестроению в воинстве его же, во всех же людей пря и мятеж, много есть рати м воздвижение, чад наследие безднами и напастми скорбят. Мню же, яко сего ради бог посла на них гнев [65] свой, на сего царя Кучюма и иже кто под его областию быша, понеже закона божия не ведуще и покляняющеся идолом и жруще бесом н, а не богу богом о, же не ведуще, яко древле при Моисею законудавце сотворища исраилтейкии людие телец и вместо бога поклонищася ему и рекоша: «Сеи боги твои, Израилю». И сего ради бог посла на них гнев свой: змием повеле поядять их. Киждо, /л. 129/ кого уязвляху змием, от них умаряху; и господь милосердова о них и вложи в сердце Моисею; он же, божим повелением, сотвори змию медяну и превознесе ю на трость, прообразуй Христово распятие, уязвляеми же от змия, повеле же им не вместо бога имети, они же и сию обложиса п и начата яко бога хвалити. И сего ради тмами казнися, гладом и язвами, пленом и ратию и различными раззорении, яко же той Моисей и впред возвешая глаголя некоторым людем: «В будущее время будет озлобление». И виде господь разгневася ради сынов их, дшери, имеяху бесом пожретии, и рече бог: «Отвращу лице свое от них, прогневаша мя во идолех своих». И отче божие попечение, иже о нас печетца и покрывает, яко птица птенца своя, такожде и от сих идолопоклоник отврати бог лице свое идол ради и жертв их кровных и казни их ни гладом же, ни мором, ни огнем жегий, ни камением побивая, на сопротивных посла меч свой обоюдуостр, /л. 129 об./ поядая и побивая и искореняя и тли предавая р- беззо всякого - р идоложертвеннаго их, которые служили и поклонялись с идолом.

О пришествии в Сибирь Ермака з дружиною его.

Посла бог очистити место святое и победити бусорманского царя Кучума и раззорити богомерское их и нечестивая капища. И избра бог не от т славных мужей, ни у царского повеления воевод, и вооружи бог славою и ратобойством атамана Ермака и с ними ф пять сот сорок человек, и славу и смерть в живот преложиша, и восприм щыт истинныя веры, утвердившеся мушественно и показавше х храбрость пред нечестивыми, не поскорбеша ц о суетных пищах сладкое и покоишное ч житие; дело, оружие и щиты возлюбиша и не даша покоя своим краниям, ни зеницам дремание, дондеже божию помощь прията на безбожных бусорьман; [66] неоскудно бо излитие крови своея и пост прияша, учашаеми /л. 130/ ранами от стрелных вержении от ш окаянных агарян вдаша плещи своя на раны; они бо окаяннии яростию претяше им паче, но храними божима дланма. Писано есть: не обоитеся исполин, ни зверя устрашица, ниже вострепещет, ни коркодил уст, имать бо поборъника всякого камени и твердости. Такоже и воини возложиша упование на господа -48 бога твердо и вси глаголюще: «Достоини умрети за Христа своего и за истинную православную християнскую веру и пострадати и 49 благочестивому дарю нашему послужити». Не от многих бо воии 50 такова 51 победа бывает, но от бога свыше. Истинна убо воистинну словеся сия: не многими воии победита шатание щ поганых и брови их извергоша ъ превысочайшия и гордыя смириша 52, и по всей Сибирской земли ликоваху стопами свободными, ни от кого же возбраняеми. И от сих поставися град и святыя божия церкви воздвигоша ы, аще издревле ь Сибирская земля идоложертвием помрачиша 53, в 54 ныне же благочестием 55 отпаде сия 56 бесовская служба э и требища ю идолская сокрушишася 57, /л. 130 об./ богоуведения я всадися 58 Троица единосущная и не созданное божество прославляетца по глаголющему пророку: во вся 59 землю изыде вещание их и IIIа в концы вселенныя глаголы их; божественным апостолом речено, аще и благоволи бог произходити сия страны, на проповеди б их повсюду изыдоша.

Лета 7089 60-го году в державе благочестиваго 61 государя царя и великого князя Ивана Васильевича, всеа Росии самодержца, сии приидоша воини с Волги реки в Сибирь; идоша же им в Сибирь Чюсовою рекою и приидоша на реку Тагил и плыша по Тагилу и Турою рекою и доидоша до реки Тавды. На устье же тоя реки всяша татарина именем Таиузака 62, 63- царевича Кучюмова двора -63, сказаша в же им все 64 про царя 65 Кучюма 66. Слышав же царь Кучюм пришествие [67] руских воин и мушество и храбрость их и о сем оскорбися зело и паки мысль свою прелагает 67, и вскоре посылает во всю свою державу, дабы ехали к нему воинские люди во град Сибирь, против 68 войска г руских людей д ополчися бо 69. В мале же 70 /л. 156 об./ времени собрашася к нему множество татар и остяков и вогулич и протчии инии языцы, иже под его властию 71 быша. Посла царь сына своего Маметкула со множеством воинством и повеле мужески ополчатися противу нашедших; сам же царь Кучюм повеле засеку учинить подле е- реку Иртишу - е под Чювашевым и засыпать землю 72 и многими крепосми утвержати 73 повеле. Маметкул же с войским 74 своим дойде некоего урочищя, именуетца Бабасаны 75. Ермак же с казаки, видяща 76- таково собраных поганих-76, не ж мало устрашашась, и бысть с погаными брань велия и бой и 77 побита поганих множество, и на бегство поганы устремишася. И того ж числа казаки, собрався во своя 78 ни вреждены, поплыша в стругах своих по Тоболу реке. Татаровя же начата 79 стрелети на казаков из городы 80 на струги их, и то место они, казаки, проплыша ничим божиею помощию не вредими.

/л. 156/ О Карачине улусе.

Ермак же с казаки поидоша по реке Тоболу и доидоша до Карачина улуса; в том же улусе татарин думной ево царя Кучюма имянем Карача 81. Учиниша же казаки с Карачею бой и улус ево Карачинской взяша и множество богатсва преобретоша и царева меду в струги своя наполниша. Казаки же от того улуса доплыша до реки Иртиша и сташа у Княжей речки; погании же вышед на брег, а инии на конях, инии же пеши. Казаки же 82- из 3 струг-82 взыдоша и мужески наступиша на поганых, и в то время и бысть поражение поганых, и вдашася погани й невозвратному бегству. Царь же Кучюм, виде падение людей своих, изыде со многими людми 83 стояше. Казаки же поидоша по Иртишу реке вверх и всяша городок имянем Атик [68] мурзы и сташа в нем. Нощи же пришедшу и быша в размышлении вси, видевше токовое собрание поганых, едину 84 битись з десятию /л. 131/ или з дватцатию человеки 85. Убояшася казаки и ужаснии быша и восхотеша бешати от них, а ини же не возхотеша, но уповаша к на господа бога своего, сотворшаго небо и землю. Утвердишася вси заутра, да идут противу поганых, упование возложиша на бога, и пришед под Чювашев л 86 к засеке царя Кучюма вооружени 87.

О приступе казаков на бой.

Месяца октября в 23 день вси росийсти 88 казаки м у засеки стоя, проглаголаше вкупе возвышающим гласом: «С нами бог! н Разумейте, языцы, яко з нами бог». Ноипаки приложиша к тому: «Боже наш, помози нам, рабом своим». И начаша приступати к засеке и учиниша бой велик с погаными. Они же злораднии 89 убиение и дерзость свиреподушную показоваху, яко копие имеюще во устех о своих, ибо вооружишася собою крепцех 90 и вси дыхающе гневом своим п и яростию; одеяние р у них железное и меднощитцы 91 и копойшики 92 и железострелцы 93, поставляху же бой 94 с обоих стран. Погани же пустиша из засеки с многочисленно /л. 131 об./ стрел, казаки же противу их удариша из оружия 95 огнем, и бысть сеча велия, ибо и 96 за руки друг друга емлюще. И божию помощию погании начаша умялятись от огненнаго бою и вси в боязнь вдашася и побежаша. Казаки же их погнаша, вслед побивающе, и много валяющеся и попирающе 97, и обагряшеся кровми поля и постилаша трупием мертвых. И собрашась от поганых казаки у 98- Троинского град- 98 т- близ Комаздры - т реки пленующе Акилесу у. Тако помощию великого бога победиша окаянных бусорман, божий бо гнев прииде на ных за беззаконие ф их и кумиропокланение, яко видяше бога сотворшаго. Царевича же Маметкула 99- уязвиша от руского войска-99, и в 100- той же бы время пойман был -100, но свои его увезоша за реку Иртышю. [69]

Царь же Кучюм стояще на 101- горех Чювашевы -101 и повеле абызом своим кликати сиверную 102 молитву и призывати на помощь сиверныя 103 своя боги, и не бысть им от них помощи, ни поспешения. В то же время князи остяцкие поидоша 104 от фф царя Кучюма из засеки, когождо 105 во своя. Царь же Кучюм, видя царство свое лишению вдашася, и рече сущим своим: «Отселе побежим немедленно. Сами /л. 132/ мы видехом, всего лишаемся, силнии 106 изнемогоша, крепцы х избиени быша 107. О, горе нам! О люте мне! Увы, увы! Что сотворили нам? Како бежу! Покры срамота лице мое. Кто мя ц победи и напрасно мя из царства изгна? От простых людей ч Ермак не со многим войским ш пришед и толика мне зла сотвори щ, 108-воя моя-108 вся 109 изби и из 110 царствия 111 изгна, а меня царя посрамиша». А того он беззаконниче не ведает, что и чада родителей ъ своих страшут 112 овии гладом и наготою, овии пожаром и от сверей снедаеми. А он беззаконны 113, сиверная 114 ево молитва, хотяше ратися, болезнь чюжая на главу его, неправда сниде на него. Да и сам он, царь Кучюм, на 115- себе рек к сему-115: «Аз победих во граде Сибири князей Итигиря 116 и Бекбулата и многое богаство в Сибирском царстве преобретох 117, приидох и победих, ни от кого же посла, корысть ради и величия». И в то же время прибеже царь Кучюм тайно во град Сибирь и нечто вся от сокровиш своих, сколко возможно и вдашася из града Сибири невозвратному бегству со всем войским своим и оставиша град Сибирь пуст.

/л. 132 об./ О пришествии Ермакове с товарыщи во град Сибирь.

Како убо под Чювашавым у засеки бой был, казаки же утрудишась, уже нощи пришедши отидоша оттуду 118, начюваша 119 ту и стражи утверди крепкие от поганых, яко змии ухапят окаяннии. На утри же вси казаки восташа и на господа бога упование возложиша и поидоша ы во град Сибирь и 120 приидоша Ермак [70] с товарышы своими во град Сибирь 121 в 122 7089 году октября в 26 день, на память святаго мученика Димитрия Селунского 123, прославиша бога, давшаго им такою 124 победу на окаянных бусорман ь и идолопоклонник 125 и радостию велиею радуюшеся. Воистинну достойно воспомянути сию победу и в предидушая лета, яко немногим войским такова царства взяша помощию всесилнаго бога 126 и угодником э его страстотерпцем Димитрием.

По взятии же града Сибири ю в 4 день приидоша во град Сибирь остяцкой князец имянем Бояр со многими остяки, принесоша же Ермаку и казаком многие дары и запасы, что им на потребу. По нему же, князе, начата приходити татаровя /л. 133/ мнози з женами и 127 детми и начата жити во граде Сибири в первых своих домех. Видявше же православное воинство, бог повеле покорити я их татар под высокую государскую руку и всем православным християном в покорение IVa.

Того ж б месяца 128 декабря в 5 день Ермаковым казаком идущим без опасения с промыслу рыбной ловли, и быта на Абалаке и поставиша стан свой и 129 уснуша без 130- стражей в своих -130. Царевич 131 же Маметкул пришед на них казаков тайно внезапу со многими людми и побита их на стану. И уведавше Ермак г, что казаков ево убили, погна вслед с казаки своими д на поганых и достигоша близ поля, и бысть с погаными бой великий на мног час 132; у царевича 133 же Маметкула побита множество татар, и устремися царевич 134 Маметкул на бегство. Ермак же в целости с казаки своими ничим не вредим е возвратишася во град Сибирь.

О послании к великому государю 135 к Москве сонучаком 136 царевичем.

Како изволил бог православным християном Сибирское царьство ж всяти, и по всяти того ж /л. 133 об./ лета [71] Ермак с казаки своими послаша к великому государю к Москве сонъучака 137 с атаманом казачым и писаша 138- об нем-138 к благочестивому государю царю и великому князу Ивану Василевичю, вса Росии самодержцу, что изволением 139-божим и -139 всемилостиваго в Троице славимаго бога и пречистыя 140 его богоматере и святых великих всеа Росии чюдотворцев молитвами и его, государя царя и великого князя Ивана Василевича, всеа Росии самодержца, праведною молитвою ко всещедрому богу и з- его щастием - з царство Сибирское взяша и царя Кучюмя и з войским ево побита и под его царьскую высокую руку подведоша многих живуших в том Сибирском царьстве татар и 141 остяков и вагулич и протчих языков, иже под его властию быша, и к шерсти и их, татар, приведоша по их иноземской вере многих, что быть под его 142- государскую царьскую высокую руку -142 до скончание века, покамест бог изволит, а великого государя язак им, иноземцом, давать всегда по вся лета безпереводно, а на православных християн 143 никаково не мыслить. А которые /л. 134/ иноземцы похочет 144 в его государьскую 145 службу 146, служить и радеть и прямить 147, ево государевых недругов не спутает 148, елико бог помощи подаст, и самим им государю 149- служить и -149 не измянять и к царю Кучюму и в ыные орды и улусы не отъехать и й зла на православных християн никакова не мыслить и во всем правом постоянстве, на чем они по своей вере шерсть дали, стоять 150 неподвижно к.

Атаман же и казаки к великому государю к Москве приехав 151, поведано ж бысть о приезде их. Благочестивы государь царь и великий князь Иван Васильевич, всеа Росии самодержец, слыша и повеле отписку у атамана принять и вычесть вслух пред л своим царьским лицем. И егда услыша государь, что 152- помощию божию и силою -152, что снабдить государство и пространство дарует и покаряет -153 и непокоривыя -153, повинны творит враги его и подручны сопостаты, тогда же прослави бога и пречистую его богаматерь, иже такову яви свою пребогатую и великую милость в жителство християном: не от многово воинства таковае /л. 134 об./ побеждение на поганых бысть. Ермак м же 154 заочным [72] государьским словом пожалован; атамана ж 155 и казаков великий государь царь Иван Василевич, всеа Росии самодержец, пожаловал своим н царским жалованем, денгами и сукнами добрыми о. И потом государь приказал их казаков отпушать в Сибирь к Ермаку и послать 156 свое государево жаловане многое за их к нему великому государю службу и за пролитие 157-крови их -157.

О всятии Сибирского царевича Маметкула 158-от руских казаков -158.

Во время некое прииде во град Сибирь к Ермаку татарин имя ему Сенбахта 159 и поведа Ермаку, что де царевич Маметкул Кучюма царя сын стоит на реке Вагайе 160, от града же 161 Сибирь будет со сто попрыш. Ермак же 161 слыша про Маметкула и посла некоторых от своего войска ради товарства 162 своего младых и искусных людей ратному делу вооруженных. И за помощию божию поидоша сии людие и дошедше на стан их падоша 163 на ных, п- им же - п /л. 135/ спящим, а 164 иним же не спещим, и в то время поганых побита и до царевича 165 щатра доидоша и обыдоша его кругом и его р, царевича Маметкула, взяша жива со всем богатством ево и привезоша его во град Сибирь к Ермаку с товарищи. Ермак же принял 166 ево с радостию и скажет ему великого государя жаловане и ублажает его ласкочердием 167. Царь же Кучюм ожидая сына своего царевича Маметкула 168- к себе -168 с людми своими многое время 169. Приехав с же 170 к нему вестницы и сказаша ему царю, что сын его Маметкул взят в полон и отвезен в Сибирь к Ермаку. Царь же Кучюм слыша велми болезнова о сине своем и много в болезни плакася горко.

Приидоша же 170 к царю Кучюму 171- из т степи-171 вестницы и 172 сказаша ему, что идет на него Кучюма со многим воинством из Бугарские 173 земли князь Сейдак Бекбулатов сын. 174-Царь же -174 Кучюм, слыша от поведаюших словеса сия, и 172 убояся страхом великим зело и от убиения крыяся 175. Князь же Сейдак, воспомянув отечество свое и наследие, и 172 отмстих 176 кровь отца своего Бесбулата 177 хочет. По сем же /л. 135 об./ царя Кучюма думной ево Карача, которой у думы ево [73] Кучумовы был, с своими у людми оттыде от царя Кучюма и не возхотеша бысти в повиновении 178 пред им. Слышав же сия, царь Кучюм зело ф возплакася плачем и воплем великим и рече: 179-«В себе его бог не помилует, и думни мой и х друзи меня -179 оставляют». 180- И бысть-180 яко враги отступиша от него. Карача же 170 прииде к Юлминскому 181 озеру, иде же вверх по 182 183- Иртышу реки - 183 184-меж реки Тары -184 и реки Оми 185 и тут пребываше.

Ермак же 186 с воинством 187 своим храброваше по всей Сибирской земли свободными стопами, 188- ни от кого устрашашеся -188, страх бо 189 божий на всех живущих ц тамо, яко мец 190 обоюдуостр иды пред лицем руского полку. И страша 191 и посекая многия городки и поганых улусы по реке ч Иртышу, и по великой реке же 180 Оби Казымской болшой ш городок славной их взяша и князей щ 192- с всеми -192 их богатством. И возвратишася ъ Ермак оттуду с 193-вои своими -193 во град Сибирь с радостию и с корыстию и князей привезоша 194-во град Сибирь -194.//

/л. 136/ 195- О пришествии государевых воевод из Московского государства в Сибирское царьство -195.

Лета 196-7091-го -196 благочестивый государь царь и великий князь Иван Васильевич, вса Росии самадержец, послал в свою отчину и 197 державу 198 свою царскою, в Сибирь в Тоболеск, воевод своих князя Семена Волховского да товарыща ево Ивана Глугова 200 со многими рускими воинскими людми. 201-В тож время -201 во граде Сибири бысть глад велик, и многие руские люди и иноземцы от гладу умроша, и княз Семен Волховской в то же время умре и во граде Сибири погребен. А 202- гладе бысть зимнею годиною -202; и по малу времени начаша приезжать во град ы Сибирь татара и остяки и приносити во грады от ловитвы своей многие запасы от рыб, и бысть во граде радость и изобилие овощие 203 и протчие, иже на потребу християнам. [74]

О послании 204- из Сибири града к великому государю -204 к Москве царевича 205- Кучюмова сына -205 Маметкула.

Послаша 206 из Сибири в царьствующи град Москву царевича Маметкула со многими воинскими людми. /л. 136 об./ И как ево, царевича Маметкула, к Москве привезли, и в то время, изволившу богу, благочестивый государь царь и великий князь Иван Васильевич, всеа Роси самодержец, ко господу отыде в вечны покой. По своем же преставлении на свой царской престол повеле 207 возвести 208 сына своего благочестиваго государя царя и великаго князя Феодора Ивановича, всеа Росии самодержца. И по повелению ево, великого государя царя и великого князя Феодора Ивановича вса Росии, указал ево, царевича Кучюмова сына Маметкула, стретить честно, и на приезде ево великий государь пожаловал своим царским 209 жалованем, потом же и служилых людей, которые ево Маметкула взяли и провожали из Сибири к Москве выход, денгами ь и сукнами и кормом доволно.

О убиении Ермаковых э казаков от Кучюмова 210 думного Карачи окаяннаго.

211- В том же 7091 году -211 после отпуску царевича Маметкула к Москве приидоша во град Сибирь к Ермаку от думного Карачи послы и просиша у Ермака людей от ю обороны их 212 от ю Казачы 213 орды. Ермак же, /л. 137/ слыша словеса их, и велел тем посланцом на правде шерсть я дать 214, что никакова зла и дурна на государских казаков не мыслить, и в том Va шерсть и 215 дали. Ермак же с товарыщи своими учиниша совет и по совету повериша их безбожному б и лукавому проклятому шерстованию. Выбрав из войска своего лутчих людей храбрых, атамана Ивана Кольцово, а с ним сорок человек казаков вооруженных, и отпустиша с посланцы к думному Караче. И как приидоша атаман с 216 казаки к нешестивому и безбожному Караче и в то время внезапу от нечестиваго Карачи божим попушением 217- всих казаков -217 побиша в невозвратно 218. И по 219- неколицем дни -219 послыша г Ермак, что думной Карача [75] проклятой атамана и казаков побил а, зело плакаху на мног час, аки о чадех своих е. Учинись же про то казачье убиение ведомость во уши поганым, что атамана и казаков побита в, и начата в многих местех во области по волостям и по городкам казаков побивать.

О приходе думного Карачи на 220 град Сибирь.

221- В том же 7091-м году-221 заговев великого поста /л. 137 об./ прииде ж на град Сибирь из степи думной Карача со многими воинскими людми и обыдоша град обозами и табары 222 поставиша. Сам з же Карача 223 в некоем месте, 224- зовому Сайускан -224, от града Сибири 225- верст с семь -225, многу же жесточь и тесноту гражданом творяше, и тако стояху до пролитию крови. И того ж году в месяце июле изыдоша людие и въсе воиское 226 из града и на табары и на станы и на обозы их нападоша нощию, иным же спящим без опасения, и побища множество нечестивых татар и прогнаша в Саускан. И в то время двух сынов думного Карачи на том бою убиша, и всии погании в бегство вдашася безвратно; думной же Карача и с ним немнози погани убегоша. Инии же прибегоша 227 во град Сибирь и сказаша всем бывъшее, и слыша во граде градскии 228 людие и татаровя, что стояху погании 229 во отступлени града и прибегоша в Саускан, и говорях, что будет на казаков победа и смерть, и чаяхом преданы смерти. Казаки же от поганых крыяхуся и надеяся на помощь божию, и по малу времене выхождаху казаки из града на поганых и бишася крепце, и бысть у них бой до полуднии и преста. Татара /л. 138/ вяшя 230 же поганы отступиша от казаков, казаки же возвратишася во град Сибирь радоюшеся, ничем не вредими. Видявше 231 ж Карача и рече: «Не со многими не возможно казаков одолети, се бо бог помогает им». И отыдоша погании в далные своя жилища с 232 срамом. И живяше казаки во граде Сибирь, славяще господа 233 бога и 234- стастотерпца Христова-234 Димитрия.

О убиении атамана Ермака и казаков и от поганых татар.

Лета 235- 7092-го -235 году изволением божим уготовася час волии божии, прииде на казаков 236 смертной [76] час. Приидоша й весницы в Сибирь град к Ермаку и сказаша ему, что царь Кучюм не пропустит в Сибирь торговых бухарцов. Ермак же слыша о том и не со многими людми воинскими поиде на встречю их по реке Иртишу в стругах. И дошед до реки Вагайю 237, бухарцов никого не обретоша и оттуду пошед по Вагайю 237 реке вверх до Атбашкого 238 стану, и тут не обретоша никого же и оттуду возвратишася назад. И дошедщи до перекопи, казаки же утрудишася от многаго пути и 239 поставиша станы и сторожу 240 крепкую утвердиша 241 и обначевашему 242 /л. 138 oб./ и размышлея и ослабеша умы своими, что приходит смертной час. Царь же Кучюм, подсмотря тою нощи, что казаки стали на стан свой, повеле людем своим по многим местам розсослать 243. Тоя же к нощи 244 приидоша на стан казаков множество поганых татар, казаком же спящам л безо всякого опасения, и 245 нападоша на них незапной 246 и побиша всех, толко един от них казак 247 убежал. Ермак же виде в страсе своем, что казаков погании побиша, и ни от кого же 248 не видя помощи животу своему и побеже в струги своя и не може дойти, потому что одеяны 249 железом и струги отплыша от брегу, и не дошед до стругов, волею божию утопе в реку Иртышу. И приидоша на Ермака и на казаков смерть, и живота своего гонзнъуша, убиение же их месяца 250 августа в 5 день на предпразднество владычнаго преображения господа бога и спаса нашего Исуса Христа.

Слышав же сия убиение казаков во граде Сибири, оставшая казаки, что атаман Ермак утопе, а казаки от поганых побиты 251, плакахуся 252 же плачем велим зело на многое время и видявше м, что у них 253 казаков во граде Сибири наставъника не стало, и з прочими казаки убояшася жити во граде и изыдоша из града Сибири, и 254 сяде в струги своя, поплыша вниз по Иртышу реке /л. 139/ и 255 великой реке 256 Оби и Обию рекою через Камень бежаша, град же Сибирь 267- оставиша пуст -257.

Уведав же о том царевич Алей Кучюмов сын, что казаки побегоша 258 из града Сибири, прииде с людми своими и вниде во град Сибирь и водворися ту. Слышав же сия князь Сейдак Бекбулатов, что атаман Ермак и казаки на перекопе убиены бысть, а 259 инии же бежаша из града, и собрашася Сейдак с войским 260 и прииде ко [77] граду Сибири, и град взя и облада, царевича же 261 Алея Кучюмова и прочих победи, и владея 262 отчиною отца своего Бекбулата, и така пребыша Сейдак и з домом своим.

Во второе лето по Ермакове убиении послан с Москвы от великого государя царя и великого князя Феодора Ивановича всеа Росии самодержца во град Сибирь воевода Иван Мансуров с воинскими людми и доплывша Тоболом рекою до реки Иртышу. Тартара 263 же поганых множество собрашася в уреченное место у реки Иртышу на брегу. Воевода же виде таковое собрание поганых и послыша, что казаки из града Сибири побегоша через Камень, и убояся и не приста ко брегу, поплыша вниз /л. 139 об./ по Иртышу с воинскими людми и доплыша до великой реки Оби. Бе бо тогда прилучися осень, и лед в реках смеряется 264. Воевода же Иван Манзуров, виде, что наставаша 265 зима, и повеле казаком поставить городок над рекою против устья Иртышного, и сяде в том городке с воинскими людми, и тут начаша зимовати.

По неколицех же днех придоша под городок множество остяков, живуших по великой реке Оби и по Иртишу, начаша же к городу 266 приступам со всех стран. 267- Воински же руские люди -267 из городка противляхуся и тако бишась день до вечера; и пришедши нощи, погании же отступиша от городка.

На утри же приыдоша погани под городок со многими же людми и принесоша кумир, его же они чтаху вместо бога. Поставиша же сего кумира под древом и начаша жрети пред ним, и чаяху н они от него, кумира, себе помощи, чтоб о взяти православных и християн в порабощение, а иных смерти предати. В то же время, егда жруще погании, из городка ис пушки стрелиша и помощию божию древо они 268 и под ним кумира разбита на многие жребаи 269. И сего погании устрашишася, не ведуще, что есть сие над ним 270, кумиром, и чаяху, из лука хто стрелил, и реша друг ко другу: «Силнии /л. 140/ убо сии из сего городка стреляют, дивно — таково древо разбиша и кумира победи нашего». И от того часа вси отыдоша р от городка кождо во своя улусы срамом, а помощи с себе от своего кумира не обретоша. Воевода же Иван Мансуров дождав 271 же 272 полой воды [78] и собрався в струги своя со всеми воинскими людми, и уплыша 273 по реке Оби через Камень к Русе 274, а городок свой сожгоша 275.

О присилке с Москвы 276- от великого государя -276 воевод в Тоболеск 277- и на Тюмень -277.

Лета 278- 7093-го году -278 приидоша с Москвы через Верхотурской т волок воевода Василей Сукин да Иван Мясной, с ним 279 же приидоша руские люди, а сколко человек, того не имяновано. И дошед до Тюмени, и тут 280 поставиша град Тюмень, а преже название было 281 Чингиден, и во граде поставиша домы своя, и воздвиже церковь в прибежище себе и протчим християном на вечное житие. 282-И донине стоит град Тюмень славяще в троице бога нашего вечно -282.//

/л. 140 об./ 283- О присылке же с Москвы воеводы в Тоболеск -283.

Лета 284- 95-го году при державе благочестиваго государя царя и великого князя Феодора Ивановича, всеа Росии самодержца, по его царскому изволению-284 послан 285 с Москвы у в Тоболеск 286-ево государев -286 воевода Данило Чюлков со многими воинскими людми и доидоша ф до 287 реки Иртышу. Благоволи х же бог путь 288, просветити место в славославие 289 отцу и сыну и святому духу, вместо царствующаго града Сибири и бысть град Тоболеск зовом 290-до скончания века-290, и бысть победа на поганых бусорман в том граде. 291-Во веки веков аминь-291.

О поставлении града Тоболска.

По неколицех же 292 днех изыде князь Сейдак из града Сибири, с ним же вышед царевич Казачей орды /л. 141/ Салтан да царя Кучюма думной Карача, с ними же вышли из горада воинских людей пятьсот человек. И доидоша до место, иже ц имянуетца Княжей Луг 293, и начата пускати ястрепов за птицами. И увидявше их из града Тоболска воевода ч Данило Чюлов 294 и воинские руские люди, посоветова ш, 295 отпустиша ко [79] князу Сейдяку посланников и повеле им говорити князу Сейдяку, чтобы он Сейдяк приехал во град Тоболеск советовати о мирном поставление щ, еще бо ему дыхающу яко ехидне змие на православных християн и не покаряющеся, но яко зми похапить хотят 296. Посланники же пришед же 297 во град возвестиша сия воеводе, что было поведенное им изречци. Князь же Сейдяк, слыша от них сия словеса, совет сотвориша с царевичем Салтаном и 298 Карачею, и бывшу совету поиде Сейдак во град ъ Тоболеск к воеводе к Данилу Чулкову и с ним царевич Салтан и думной Карача, да 299 с ними же воинских людей для бережения сто человек, а 300 инных ы оставиша за градом. Приидоша же /л. 141 об./ к воеводе в горницу 301 поздравля 302, сяде за стол ь по обычаю. 303- И учиниша -303 про них воевода ясти 304 и говоря с ними много о мирном поставлении 305. Князь же Сейдяк седьши задумался, ни пия 306, ни брашна ядяше. 307- Видяв же-307 сие воевода и рече князю Сейдяку: 308- «Князь же-308 Сейдяк, что еси 309 зло мыслиши 310, ни брашна вкушаше» 311. Рече же воеводе князь Сейдяк: «Аз не мыслу на вас никакова зла». Воевода же Данило Чюлков взем цашу 312 и 313 налив пития и рече: «Князь Сейдяк, аще ты не мыслиши зла на християн, и ти выпей сию заздравную чашу». Приим же чашу, князь Сейдяк и 313 начаша 314 пити и поперхънув ему в гортани. По сем же приим у воеводы чашу с питием царевич Салтан и нача пити, такожде поперхнув 315 ему. Карача э же думной приим чашу и 313 нача пити, також попернув 316, богу бо 317 видявшу 318 и обличающе их неправду. Видяв 319 же 320 сие воевода и пред ними предстоящий, что они, Сейдяк на государя и на християн зло мысляше, князь же Сейдяк и царевич Салтан и думной Карача мысля, 321- християн хотя-321 смерти предать, и виде воевода лукавство и неправду их, в окно своим воинским ю людем помахав из руки своей платом 322, и воинские руские люди /л. 142/ начаша поганых сетчи и бити 323. Князь же Сейдяк, увиде сечю, кинувся в окно, за ним же кинулся я 324 царевич Салтан и думной их Карача, и в тот час воинские люди их [80] нечестивых и безбожных врагов схваташа 325 и вязаша VIа 326, а иных ближных 327 людей вскоре побита, а иние мнози погании в бегство устремишася и побеждении быша, и нихто же осташася во граде Сибири.

И б по неколицем же времяни воевода Данило Чюлков послаша князя Сейдяка и царевича Салтана и 328 думново Карачю 329- с ними же-329 к великому государю в царствующи град Москву с выборными воинскими людми в.

Когда же побежден бысть царь Кучюм и збежа из царства своего в степь, и обрете себе место и ста ту со оставшими людми своими, и многажды покушашеся итти в Сибирь и пленити град Сибирский и 330- место отвратить у православных християн-330, но страхом одержим бысть, бояся прежнего г побеждения. Некогда ж покусися царь Кучюм итти из улузу своего и собрав людей оставшая, 331- сколко есть -331, и поидоша в Сибирь. И дошед 332 до реки /л. 142 об./ Иртышу, не близ града Тоболска, и нападе на него страх и трепет и ужас, и пойде ко граду Тоболску, но немногие веси победи и поплени и бежавше вспять, идеже пребываше. И познаваше в граде Тоболску, что царь Кучюм попленил татарские волости и убежав, и в то время собрашася руские воинские 333 люди и погнашася за царем Кучюмом вслед его не мешкая, и постигоша его близ поля, и нападоша д на них воинские люди, и божиею помощию и великого государя счастием воинство царя Кучюма побита и его царя Кучюма и с ним две царицы жены ево и сына его царевича взяша и множество богатсво преобретоша, и возвратишася воинские людие во град. И в то время небрежением стражей своих от цариц царь Кучюм убежа не со многими людми и добежав 334 до улусу своего и взяв оставшая люди своя, и отиде из улусу своего в степь в Калмыцкую землю. И бывшу в Калмыцких улусах, подсмотривши стада конские 335- и начаша их отгоняти -335. И познавша его 336 калмыцкие люди и погнашася вслед е его, и постигоша и царевых людей многих побиша ж и коней своих взяша. А 337 царь же Кучюм убежал /л. 143/ в Нагайскую землю и тамо убиен бысть 338 от нагайских людей, и тако скончася житие его. [81]

И божим повелением от того времени землю Сибирскую солнце 339 осияло 340, и во многих местех построиша з грады и святыя божия церкви и веси, и 341 честныя монастыри создаша в славословие отцу и сыну и святому духу, и мнози, уведавше в Сибири святую 342 православную християнскую веру, крестишася во имя отца и сына и святаго духа и от неверных 343 бысть вернии, и повсюду благодать божия излияся по всей 344- земли Сибирской -344. И о сем пророк Давыд рече: «Поселил 345 еси 346 землю и 347- упоил ея -347 и умножил еси, обогатити 348 ея грады и веси и вся внутренняя жителства». И множество разсеяшахся православных християн по лицу 349-всеа земли -349. И от сих, кои 350 исправлению приидох, исправляюще летописи сия, еже о 351-взяти Сибирского-351 града Тоболска и о победе царя Кучюма, и о воинстве его 352.

Лета 7129 (1621)-го году божиею милостию и повелением благочестиваго и христолюбиваго государя царя и великого князя Михаила Феодоровича, всеа Росии самодержца, послан бысть в Сибирь в Тоболеск /л. 143 об./ на первопрестолство архиепископ Киприян Сибирский и Тоболский, бывший на Хутыне архимандритом. И во второе лето первопрестолства своего возпомянув атамана Ермака Тимофеева сына з дружежиною и его и повеле архиеписком Киприян ермаковских казаков роспросить, како они прииде в Сибирь, и где у них с погаными бои были, и в коих местех казаков и кого имяны убиша. Он же, добрый пастырь, попечение имея об них и повеле убиеных казаков имена их написать в соборной церкви святые Софе и премудрости слова божия в Сенодик, и по всем церквам и в православную неделю протодьякону повеле в помяновени кликати с прочими пострадавшими за православие вечную память до скончания века сего.


Исправления

а. в ркп. золо;

б. в ркп. подобии;

в. в ркп. православием;

г. в ркп. выддра;

д. в ркп. подовна;

е. в ркп. многию, исправлено по А;

ж. в ркп. слово вписано над строкой;

жж. в ркп. буква у написана по о;

з. в ркп. река, исправлено по А;

и. в ркп. инозецы;

й. в ркп. не, исправлено по А;

к. в ркп. зовом, исправлено по А;

л. слово повторено дважды;

м. в ркп. таровя, исправлено по А;

н. в ркп. две последние буквы неразборчивы, уточнено по А;

о. так в ркп.;

п. в ркп. Пега, исправлено по А;

р. в ркп. слово вписано над строкой;

с. в ркп. упободобишася, исправлено по А;

т. в ркп. безловесен, исправлено по A;

у. в ркп. бого, исправлено по А;

ф. в ркп. с этого слова текст написан другими чернилами;

х. в ркп. асояну, исправлено по А;

ц. в ркп. ше;

ч. в ркп. великую;

ш. в ркп. собран;

щ. в ркп. рекъ;

ъ. в ркп. воиство;

ы. в ркп. Обии;

ъ. в ркп. таму;

э. в ркп. возвратия;

ю. в ркп. «ноиипаче» ;

я. так в ркп.;

IIа. так в ркп.;

б. так в ркп;

в. в ркп на первой букве расплылись чернила;

г. так в ркп.;

д. в ркп. степь;

е. в ркп. казачыии;

ж. в ркп. до иже;

з. в ркп. повторено дважды;

и. в ркп. облластию:

й. в ркп. покляютца и руще;

к. в ркп. слово повторено дважды:

л. так в ркп.

м. в ркп. ради;

н. в строке в слове бесом буквы бе исправлены по написанному, сверху слово бесом продублировано более мелко тем же почерком;

о. в ркп. богум;

п. в ркп. буква я исправлена на а;

р. так в ркп.;

с. в ркп. поклнялись;

т. в ркп. о;

у. в ркп. на;

ф. так в ркп.;

х. в ркп. показвше;

ц. в ркп. поскобеша;

ч. в ркп. покоиишное;

ш. в ркп. отт;

щ. в ркп. шатуния, исправлено по А;

ъ. в ркп. ивергоша, исправлено по А;

ы. в ркп. воздигоша, исправлено по А;

ь. в ркп. и древле, исправлено по А;

э. в ркп. служба;

ю. в ркп. требыша, исправлено по А;

я. в ркп. буква я написана по е;

IIIa. буква в строке неразборчива, над ней выносная и;

б. в ркп. провед, исправлено по А;

в. в ркп. зааша, исправлено по А;

г. в ркп. воииска;

д. в ркп. люде, исправлено по А;

е. так в ркп.;

ж. в ркп. на, исправлено по А;

з. в ркп. и;

и. в ркп. тремя, исправлено по А;

й. в ркп. поганых, исправлено по А;

к. в ркп. упово, исправлено по А;

л. в ркп. последняя буква залита чернилами;

м. в ркп. казакии;

н. в ркп. далее зачеркнуто: ноипак приложиша;

о. в ркп. устехх;

п. в ркп. своиимп, исправлено по А;

р. в ркп. одение;

с. в ркп. заки, исправлено по А;

т. в ркп. близко Маздры (такое же разделение сделано в ркп. А);

у. в ркп. аки лесу (такое же разделение в ркп. А);

ф. в ркп. безконие, исправлено по А;

фф. в ркп. о, исправлено по А;

х. в ркп. крепцыы;

ц. в ркп. слово залито чернилами, исправлено по А;

ч. в ркп. люде, исправлено по А;

ш. в ркп. воинским;

щ. в ркп. сотври;

ъ. в ркп. родилей, исправлено по А;

ы. в ркп. поиидоша;

ь. в ркп. бусорм, исправлено по А;

э. в ркп. угоником;

ю. в ркп. в конце слова поставлено ъ, над ним выносная и;

я. в ркп. покоритих.

IVа. в ркп. окорение;

б. в ркп. далее пробел (видимо, для вписания года);

в. в ркп. тражей;

г. в ркп. буква р вписана другим почерком;

д. в ркп. своиими;

е. в ркп. буква р вписана той же рукой, что и в слове Ермак (см. сноску г);

ж. в ркп. царьсство;

з. в ркп. вочастием, исправлено по А;

и. так в ркп.;

й. в ркп. ни;

к. в ркп. неподдвижно;

л. в ркп. пре, исправлено по А;

м. в ркп. Емак;

н. в ркп. своимм;

о. в ркп. доброми;

п. в ркп. повторено дважды;

р. в ркп. го, исправлено по А;

с. в ркп. приехать, исправлено по А;

т. в ркп. и;

у. в ркп. своиими;

ф. в ркп. зела, исправлено по А;

х. в ркп. ии;

ц. в ркп. буква щ вписана над исправлением в строке;

ч. в ркп. рекъ, над конечной буквой написана ъ;

ш. в ркп. болше, исправлено по А;

щ. в ркп. князе, исправлено по А;

ъ. в ркп. возратишася, исправлено по А;

ы. в ркп. граде, исправлено по А;

ь. в ркп, дегами;

э. в ркп. Емаковых;

ю. в ркп. о, исправлено по А;

я. так в ркп;

. в ркп. далее зачеркнуто и А;

б. в ркп. безбожлому;

в. в ркп. побыша, исправлено по А;

г. в ркп. по вставлено над строкой;

д. в ркп. побыл, исправлено по А;

е. в ркп. своиих;

ж. в ркп. слово приписано на полях слева;

з. в ркп. это слово написано другими чернилами;

и. в ркп. о казакаах, исправлено по А;

й. в ркп. приидошах;

к. в ркп. ще, исправлено по А;

л. в ркп. буква я написана по «ять»;

м. в ркп. видяйше, исправлено по А;

н. в ркп. чаияху;

о. в ркп. в конце слова неразборчивая буква, затем буква о;

п. в ркп. прапославных;

р. в ркп. отидбша, исправлено по А;

с. в ркп. помощию, исправлено по А;

т. в ркп. Верхотуркой, исправлено по A;

у. в ркп. Мосвы;

ф. в ркп. доиидоша;

х. в ркп. конечная буква неразборчива, над ней выносная и;

ц. в ркп. же, исправлено по A;

ч. в ркп. воеводе, исправлено по А;

ш. в ркп. над конечной буквой расплылись чернила;

щ. в ркп. поставлениие;

ъ. в ркп. граде, исправлено по А;

ы. в ркп. иных;

ь. в ркп. тол, исправлено по А;

э. в ркп. Карачай;

ю. в ркп. воиинским;

я. в ркп. кинулся.

VIа. в ркп. всязаша;

б. в ркп. ии;

в. в ркп. людмии;

г. в ркп. пренего;

д. на буквах на расплылись чернила;

е. в ркп. влед;

ж. в ркп. побыша, исправлено по А;

з. в ркп. постоиша;

и. так в ркп.

Сличения

1. Страна Сибирская от Московского государства на полунощной стране растоянием места яко с 2000 попрыщь; промеж сих камение горы превысокия зело, яко иным холмом до облак досязати небесных. На горах же и камениях различии кедри и иныя древеса А;

2. нет А;

3. же живут А;

4. угодни А;

5. человеком А;

6. сих А;

7. звание А;

7/1. дикая А;

8. свиньи дикие, волки А;

9. ризное А;

10. нет А;

11. цветы и А;

12. сих же каменей А;

13. истекоша А;

14. доб. поидоша А;

15. дивно А;

16. реками А;

17. нет А;

18. преизрядны А;

19. рыбы А;

19/1. реком А;

20. сию А;

21. доб, же А;

22. нет А;

23. доб. калмыки А;

24. реку Иртыш А;

25. нет A;

26. держат закон мааметев A;

27. котораго закону или отцов А;

28. доб. и А;

29. нет А;

30. доб. по А;

31. творяще А;

32. доб. бы А;

33. нет А;

34. кумир А;

35. ядят А;

36. зелну А;

37. гадская А;

38. нет А;

39. нет А;

40. можно А;

41. нет А;

42. Таис А;

43. в Мангазейскую А;

44. состаревшейся А;

45. доб. же А;

46. тающе А;

47. доб. к А;

48. нет А;

49. нет А;

50. восташа А;

51. нет А;

52. смириши А;

53. помрачишась А;

54. нет А;

55. в: «Сибирские летописи» доб. сияя, с. 213, в ркп. А нет;

56. нет А;

57. сокрушашася А;

58. всадити А;

59. всю А;

60. от сотворения мира 7089, а от рожества Христова 1581 А;

61. благочестивейшего А;

62. Таузака А;

63. царева двора Кучюмова А;

64. нет А;

65. доб. вся А;

66. доб. И начата при нем стреляти из ружья и потом отпустиша его ко царю Кучюму, да скажет про их пришествие царю своему. Татарин же той пришед сказа царю руских пришествие и се сказа, яко егда они стреляют из луков своих, искоча дым и огонь исходит и голкнет громко, а пробивают наши куяки и бахтерцы на вылет. А;

67. предлагает А;

68. противу А;

69. же А;

70. нет А;

71. областию А;

72. землею А;

73. доб. яко достойной осаде крепкой быти А;

74. воим А;

75. Бабасан А;

76. таковое собрание поганых А;

77. нет А;

78. доб. ничем А;

79. доб. з гор А;

80. города А;

81. доб. и А;

82. ис стругов на брег А;

83. доб. на высокие места на горе, рекомом Чюваше, у засеки со многими людми А;

84. единому А;

85. доб. и сего ради А;

86. Чюваше А;

87. во оружие А;

88. русские А;

89. зело разни А;

90. крепце А;

91. меднощитници А;

92. копейщики А;

93. железнострелцы А;

94. бо А;

95. ружья А;

96. нет А;

97. попирающеся А;

98. Строинного града А;

99. от русскаго войска уязвиша А;

100. то же время пойман бы бысть А;

101. горе под Чювашевым и, видя свое падение великое А;

102. скверную А;

103. скверные А;

104. доб. со своими людми А;

105. каждо А;

106. яко силни А;

107. доб. и начат тужити и скорбети, глаголюще сице А;

108. вои мои А;

109. нет А;

110. нет А;

111. царства А;

112. стражут А;

113. беззаконник А;

114. скверная А;

115. себя рекшему А;

116. Итогиря А;

117. доб. и А;

118. доб. во свой городок, понеже бо утрудишася, и А;

119. начева А;

120. доб. видяше, яко никто же противу их. И егда А;

121. доб. и не бе во граде никакова гласа, и мняше себе казаки, яко погани лукавствуют над ними, и ничто же лукавства ради скрышася. Казаки же, помолився и призвав бога помощника, и поидоша ко граду смело того ж А;

122. нет А;

123. мироточца А;

124. таковую А;

125. идолопоклонников А;

126. нет А;

127. доб. з А;

128. году А;

129. нет А;

130. [с]траха же своих людей А;

131. царь А;

132. доб. и А;

133. царя А;

134. царь А;

135. доб. царю А;

136. сончаком А;

137. соунчака А;

138. нет А;

139. нет А;

140. пресвятыя А;

141. нет А;

142. государскою царскою высокою рукою А;

143. доб. зла А;

144. похотят А;

145. царскую А;

146. доб. и тем государева служба А;

147. нет А;

148. спущать А;

149. нет А;

150. стоя А;

151. приехали А;

152. божиею помощию и святою А;

153. непокоривыя и А ;

154. нет А;

155. нет А;

156. послал А;

157. их крови А;

158. нет А;

159. Синбалта А;

160. Вагае А;

161. нет А;

162. ратства А;

163. и нападоша А;

164. нет А;

165. царевичева А;

166. приняв А;

167. ласкосердым словом А;

168. нет А;

169. доб. и А;

170. нет, А;

171. и те А;

172. нет. А;

173. Бухарские А;

174. царев А;

175. скрыяся А;

176. отмстить А;

177. Бекбулата А;

178. повинне А;

179. нет А;

180. нет. А;

181. Юлымскому А;

182. нет А;

183. реки Иртыша А;

184. нет А;

185. Оби А;

186. нет А;

187. войским А;

188. нет А;

189. нет А;

190. меч А;

191. сташа А;

192. со всем А;

193. войским своим А;

194. нет А;

195. нет А;

196. от сотворения мира 7091, а от рожества Христова 1583 А;

197. доб. в А;

198. доб. в А;

199. в товарищи ему А;

200. Глухова А;

201. и А;

202. глад был в зимнее время А;

203. овощей А;

204. нет А;

205. нет А;

206. перед послаша, доб. Того ж году А;

207. повелевает А;

208. вести А;

209. доб. многим А;

210. нет А;

211. Лета от сотворения мира 7092, от рожества Христова 1584 А;

212. нет А;

213. Казачьей А;

214. давать А;

215. нет А;

216. и А;

217. вси казаки А;

218. невозбранно А;

219. неколицех дней А;

220. во А;

221. Лета от сотворения мира 7092, от рожества Христова 1584 А;

222. татары А;

223. доб. ста А;

224. зовом Саускан А;

225. с семь верст А;

226. войско А;

227. нет, А;

228. градсти А;

229. людие А;

230. татаровя А;

231. видяше А;

232. нет А;

233. нет А;

234. его угодника А;

235. от сотворения мира 7092, от рожества Христова 1584 А;

236. воинов А;

237. Вагаю А;

238. Абалацкого А;

239. доб.не А;

240. стражу А;

241. нет А;

242. обночеваше тут А;

243. розосла А;

244. доб. бысть ветер велик, и в полунощи А;

245. нет А;

246. незапно А;

247. казаков А;

248. нет, А;

249. одеян бе А;

250. нет А;

251. побегоша А;

252. плакаху А;

253. доб. у А;

254. нет А;

255. до А;

256. реки А;

257. пуст оставиша А;

258. побежали А;

259. и А;

260. воинскими людми А;

261. нет А;

262. владеет А;

263. Татар А;

264. смерзается А;

265. наставше А;

266. городку А;

267. нет А;

268. оно А;

269. жреби А;

270. сим А;

271. дождався А;

272. нет А;

273. плыша А;

274. круги А;

275. созже А;

276. нет А;

277. нет А;

278. от сотворения мира 7093, от рожества Христова 1585 А;

279. ними А;

280. ту ж А;

281. бысть А;

282. нет А;

283. нет А;

284. от сотворения мира 7095, а от рожества Христово 1587 А;

285. прислан А;

286. нет А;

287. нет А;

288. тут А;

289. славословие А;

290. нет А;

291. нет А;

292. нет А;

293. Лук А;

294. Чюлков А;

295. посоветовав А;

296. хотя А;

297. нет А;

298. доб. с А;

299. нет А;

300. и А;

301. доб. и А;

302. поздравляя и А;

303. учини А;

304. ястие А;

305. постановлении А;

306. пития А;

307. видевша А;

308. в сб. «Сибирские летописи», с. 258 княже, однако в ркп. А фраза точно такая же, как в нашем списке;

309. сидя А;

310. мыслиш А;

311. вкушать А;

312. чашу А;

313. нет А;

314. нача А;

315. поперхну А;

316. и поперхнув А;

317. доб. сугубо А;

318. видавше А;

319. видявше А;

320. нет А;

321. хотя христиан А;

322. платком А;

323. битись А;

324. кинувся А;

325. схватали А;

326. связали А;

327. доб. их А;

328. доб. с ними А;

329. нет, А;

330. месть отправить православным христианом А;

331. елико бысть А;

332. доиде А;

333. нет А;

334. добеже А;

335. нападоша на них и отогнаша А;

336. сего А;

337. нет А;

338. нет А;

339. нет А;

340. осия А;

341. нет А;

342. и А;

343. неверия А;

344. Сибирской земли А;

345. Посетил А;

346. нет А;

347. упокой А;

348. обогатил А;

349. земли всеа А;

350. ко А;

351. взятии Сибири А;

352. На этом текст А кончается.

Текст воспроизведен по изданию: Новый список Сибирской летописи Абрамовского вида // Новые материалы по истории Сибири досоветского периода. Новосибирск. Наука. 1986

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.