Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

Жалованная грамота великого князя Симеона Бекбулатовича Суздальскому Александрову девичью монастырю 1576 года

Время пребывания Ивана IV «на уделе» с октября 1575 г. по август 1576-го является одним из самых сложных для изучения периодов его царствования. Обычный для этого сравнительно раннего периода недостаток письменных источников осложнен тем обстоятельством, что после окончания правления Симеона Бекбулатовича выданные от его имени документы целенаправленно уничтожались или собирались в приказные архивы и разделили печальную судьбу приказной документации XVI века. Поэтому опубликованный в свое время Б. Н. Морозовым отрывок грамоты 1576 г. Симеона игуменье Суздальского Александрова монастыря (в списке 1697 г.) имел важное значение не только как новый источник о кратковременном эпизоде царствования Ивана IV 1. До этого наука не располагала сведениями о существовании жалованных грамот, выданных от имени великого князя Симеона Бекбулатовича, хотя его ввозные и указные грамоты давно известны 2.

К сожалению, опубликованный в 1977 г. текст представляет собой незначительный отрывок. Тем большее значение имеет обнаружение в 1977 г. нового полного списка той же жалованной грамоты. Этот список находится в рукописи восемнадцатого века из собрания известного археографа К. Ф. Калайдовича в Российской Национальной Библиотеке. Рукопись содержит акты из архива Александрова монастыря с 1576 по 1722 год, объединенные заголовком «Списки с жалованных от прежних государей царей и великих князей грамот, данных бывшему в Суздале Александровскому девичю монастырю на разныя привилегии и надобности». В ее составе: публикуемая ниже грамота Симеона Бекбулатовича 1576 г. (л. 1, 1 об.); такого же содержания грамота Ивана IV от 30 октября 1576 г., скрепленная дьяком Степаном Лихачевым, с [39] подтверждениями 24 июня 1584 г. (дьяк Андрей Арцыбашев), 4 февраля 1599 г. (дьяк Андрей Арцыбашев), 30 мая 1630 г. (дьяк Семен Бредихин) (л. 1 об.- 3); такого же содержания грамота Лжедмитрия I от 15 сентября 1605 г., скрепленная дьяком Василием Нелюбовым (л. 3 - 3 об.); жалованная подтвердительная грамота Михаила Федоровича от 30 мая 1630 г., скрепленная дьяком Семеном Бредихиным (л. 4 - 4 об.) и, наконец, жалованные, указные грамоты и др. документы 1659 - 1722 годов, касающиеся выдачи руги старицам Александровского монастыря взамен отписанной у них вотчины.

Вскоре после подготовки публикации А. В. Антонов, пересматривая столбцы Поместного приказа по Суздалю, обнаружил окончание того самого списка грамоты, начало которого было опубликовано в 1977 г. Б. Н. Морозовым. Ниже текст грамоты публикуется по обоим спискам; список 1697 г. в примечаниях обозначен литерой А, список XVIII века — литерой Б.


1576 г. июня 21 . — Жалованная тарханно-несудимая, односрочная, заповедная и тарханно-проезжая грамота великого князя Симеона Бекбулатовича игуменье Суздальского Александрова монастыря Евпраксии на монастырскую слободку в Суздале и на провоз товаров в Москву, Новгород и др. города.

Се аз, великий князь Семион Бекъбулатович всеа Русии, пожаловал есми Олександрова монастыря, что в Суздале на посаде, игуменью Еупраксею с сестрами или [кто]3 по ней в том монастыре иные игуменьи или строители будут. Что у них слободка под монастырем, всего пять дворов, и хто у них в той слободке учнет жити свещенников и диаконов и причетников церковных и слуг и людей [и] 3 монастырских крестьян, и тем их 4 монастырским священником 5 и дьяконом и дьячком церковным и людем и крестьяном монастырским не надобе моя, великаго князя, дань 6, ни ямские денги, ни посошная служба, и иные всякие пошлины, ни помер, ни пятно, ни тамга, ни явка, ни наместничи, ни волостелины кормы, ни [наместники наши суздалские, дворетцкие и конюшие и волостели и их] 7 тиуны не судят и приставов своих на них не дают и не посылают ни в чем, ни волостелин корм, ни тиунов, ни их праведчиков побор, ни довотчики к ним не въезжают 8 ни по что, ни к соцким, ни к десятцким, ни с черными людми ни в какия проторы, ни в розметы не тянут, ни города не делают, ни мостов не мостят, и ямских дворов не делают, на яму с подводами не стоят.

Тако ж есмя их пожаловал, не надобе им всякие городовые дела, ни посошная служба, ни посолских и неметцких и татарских кормов, и по рекам перевозу, и охотников и подвод и проводников не дают, и к [40] емчужному анбару сору и дров не возят, и ямчуги не варят, ничем не тянут. А наместницы наши и волостели и их тиуны не судят их ни в чем. А учинитца у них в той слоботке душегубство, или хто убитою головою подкинет, ино наместником веры два рубля. А не хитростью ково громом убьет, или хто з дерева убьетца, или ково в лесе деревом убьет, или зверь сьест, или озябнет, или возом сотрет, или в воде утонет, или утопленик водою припловет, или иным которым делом, а не хитростью, ино наместником и дворетцким и конюшим и волостелем веры и продаж нет, а тиуну их одна гривна явленная. А ведает и судит их игуменья с сестрами тех своих людей и крестьян сами во всем или кому прикажут. А случитца суд сместной и тем их людем и крестьяном з городскими и с пригоротцкими и с волостными людми или з дворцовыми или с конюшими, и наместницы наши и дворетцкие и конюшие и волостели и их тиуны судят, а игуменья с сестрами или их приказщики с ними ж судят, а прав ли будет, виноват ли монастырской человек, и он в правде и в вине игуменье с сестрами или их приказщику, а наместницы наши и дворетцкие и конюшие и волостели [и] 9 их тиуны в монастырского человека не вступаютца ни в правого ни в виноватого человека. А кому будет дело до их священников и до дьяконов и до дьячков церковных или чево искати на их приказщикех и на слугах монастырских и на крестьянех, ино сужу яз, князь великий, или мой дворетцкой Болшово Дворца московской.

Тако ж есми их пожаловал, кому будет до их попов и до их людей и до крестьян какое дело, и тот по них шлет моего, великого князя, даново пристава одного, которой им дан, и он им пишет один срок в году на Рожество Христово. А опричь тово срока на них иных сроков не наметывают. А хто опричь того даного пристава даст на поруку и срок на них накинет силно не по тому их сроку, и яз, князь великий, х тому сроку ездити не велел. А хто на них безсудную возмет, и та безсудная не в безсудную, а пристав езду лишен, опричь тех людей, что есми своим бояром приказал на Москве обыскивати лихих людей, татей и розбойников. И на которых будет слово лихое возмолвят в татбе и в розбое, ино яз сам князь великий по тех людей пошлю. А сужу яз, князь великий, или мой дворетцкой московской Болшово Дворца.

А боярские люди и иные хто ни буди к монастырским свещенникам и к людем их [и к] 10 крестьяном на пир на братчины незваны не ходят. А хто к ним на пир и на братчины приедет пить незван, и они того вышлют вон беспенно. А не пойдет вон, а учнет пити силно, и учинитца у них какая гибель, и тому та гибель платить вдвое без суда и без правды. Тако ж есми их пожаловал, своих, великого князя, кормов на них имати не велел, и ямщиком на ямех и всяким гонцом и посланником где ни буди у их попов и у диаконов и у их людей и у крестьян подвод и проводников не имати. А хто у них возмет силно через сю мою грамоту, и тому от меня, великого князя, быти в продаже и в смертной казни. Тако ж у них наши князи и бояре и воеводы ратные и посланники в их слоботке ни у кого силно не ставятца, ни кормов, ни подвод, ни проводников у них не емлют, ни 11 въезжают к ним ни по что. [41]

Тако ж есми их пожаловал, что у них храмов свещенников и диаконов их учнут служити, и те священники и дьяконы митрополиту и суздалскому владыке дани и никоторых пошлин не дают, и десятилники и заещики к ним не въезжают ни по что.

Тако ж есми их пожаловал, не велел на их крестьянех тое 12 слободки своих, великого князя, повозов по городом возити и иных никоторых дел розметных розметывати. А что их священники и дьяконы и дьячки и люди и крестьяня монастырские на Москве и в которых городех и в пригородках по торгом и по ярмонкам и по рятком купят что ни будь на монастырь или на собя, или что монастырское продадут, или свое что продадут, или повоз повезут к Москве или в которой город ни будь ис которого села, зиме на санех, а лете на телегах, или в судех водою в Новъгород в Великий, или к морю для соли, и в которой город ни будь и с товаром с каким ни буди, волостелем тамги и явки и всяких таможенных пошлин [пошлинником] 13, ни коречново, ни явки, ни весчево, ни номеру, ни скупново, ни полозовово, ни по рекам перевозов, и иных никоторых пошлин не дают ничего.

А кому дам 14 грамоту на грамотчики жалованную, а на сю мою Александрова монастыря, что в Суздале, грамоты нет. А кому явят сю мою грамоту, и оне не дают с нее ничего.

Дана 15 была им такова грамота, и та у них грамота згорела, как у них горела церковь Александр Христов мученик.

Дана грамота на Москве, лета 7084-го, июня в 21 день.

А у подлинной грамоты на обороте пишет 16.

Князь великий Семион Бекъбулатович [всеа Русии] 17.

Диак 18 Степан Лихачев.

РГАДА. Ф. 1209. Столбцы по Суздалю. № 66/27550. Л. 70, 70 а. Список 1697 г. (А). Российская Национальная Библиотека. Ф. 328 (К. Ф. Калайдович). № 153. Л.1, 1 об. Список XVIII в. (Б)


Комментарии

1. Морозов Б. Н. Жалованная грамота Симеона Бекбулатовича // Советские архивы. 1977. № 2. С.89

2. Каштанов С. М. Финансы средневековой Руси. М., 1988. С. 205, 206, 212, 219, 220.

3. В А и Б нет, восстановлено по смыслу.

4. Так в Б, в А нет.

5. В А лодем, испр. по Б и по смыслу.

6. В А да, испр. по Б и по смыслу.

7. В А наместников наших суздалских, дворетцких и конюших и волостели их; в Б наместников наших суздальских, дворетцких и конюших и волостей их; испр. по смыслу.

8. Здесь заканчивается первый отрывок списка А. Далее текст передается по Б.

9. В Б нет, восстановлено по смыслу.

10. В Б нет, восстановлено по смыслу.

11. Здесь начинается второй отрывок списка А.

12. В А то, испр. по Б.

13. Так в А, в Б вместо этого ни кому.

14. В А и Б далее ошибочно сю.

15. В Б а дана.

16. В Б фраза иначе у подлинной грамоты на обороте пишет тако.

17. В А нет.

18. В Б диок.

Текст воспроизведен по изданию: Жалованная грамота великого князя Симеона Бекбулатовича Суздальскому Александрову девичью монастырю 1576 года // Русский дипломатарий, Вып. 1. М. Древлехранилище. 1997

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.