Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 193-й. Отписка Белгородского воеводы об отсылке в Москву языков татар, взятых на бою, с приложением их расспросных речей и расспрос татар на Москве.

Белогородский воевода, князь Михаил Козловский, в отписке, полученной в Розряде 23 июля, доносил, что посланный в погоню за татарами, возвращавшимися из Руси с полоном, стрелецкий и казачий голова Иван Кобыльский, догнав татар в трех стах верстах от Белгорода за Донцом на р. Береке, побил их, полон отгромил и взял в полон восемь человек; распрося пленных, воевода послал их вместе с распросными речами в Москву с Иваном Кобыльским.

Помета: «Чтена. Выписати сеунщика». «Июля в 25 день государь, царь и великий князь Михаил Федорович всеа русии сих татарских роспросных речей слушал и указал тех языков татар пытати, а к пытке указал государь ехати боярину, князю Данилу Ивановичу Мезецкому да дьяку Михаилу Данилову».

Пыточныя речи.

И боярин, князь Данила Иванович Мезецкой, да дьяк Михаила Данилов языков татар у пытки роспрашивали порознь и пытати велели: много ль их всех татар ныне в войне было, и все ли они одного улусу, или иных, и [210] которых улусов с ними татарове были, и азовцы с ними были ль, и которыя они места воевали, и не будут ли ныне за ними на государевы украины иных воинских людей, и от их товарищей, которые с бою утекли и которые были под Валуйкою, поворотки в Русь не чаятъ ли, и сей весны крымской царь Ишен-Гирей в черкасах в войне был ли, и сколько с ними было крымских людей и Казыева улусу и иных улусов, и много ль черкас побито, или черкасы многих ли крымских людей побили, и Хентемир-мурза с царем в черкасах был ли, и ныне крымской царь и калга в Крыме ль, и зачем государевых послов не розменят, и Турскаго царя каторги в Крым для чего приходили, и где ныне старый крымской царь Джанби-Гирей, и не быть ли ему опять на Крыму, и нынешняго царя и калгу крымские люди любят ли, и на государевы украины ныне крымскаго царя и калги и крымских людей походу не чаятъ ли, или крымскому царю и калге поход будет в Литву, — чтоб они про то про все сказали подлинно, правду.

И татарове в роспросе и пытаны накрепко говорили:

Татарин Кубаско Резепов в роспросе у пытки и пытан накрепко говорил, что он Казыева улусу, Азамет-мурзы кочеванья; а пошли де они в Русь в войну, тому больше дву месяц, из Казыева улусу восемьдесят шесть человек, да к ним же в дороге пристало Азовцов, а сколько Азовцов и всех их было, того не ведает. И перелезши де Донец, разделились на двое: их восемьдесят четыре человека пошли под Белгород и воевали Бвлогородский уезд, а достальные пошли под Валуйку, а где они из под Валуйки пошли, того не ведает; и воевав они Белогородский уезд, пошли было из Руси вон, и их сошли государевы люди и побили. А пошли де они в Русь утаясь от мурз, украдом, для добычи, а мурзы им на Русь в войну ходить не велят, и после де себя они иных воинских людей на государевы украйны приходу и поворотки от товарищей своих в Русь не чает, и они де ходили украдом. Да нынешней де весны ходил крымской царь Мамет-Гирей в Горские черкасы для дани, а они де нагайцы в черкасах с крымским царем были же, а сколько с царем крымским нагайских людей было, того не ведает; и сперва с приходу крымской царь черкас побил, а после Горские черкасы его, крымскаго царя, побили, а многих ли черкас крымской побил, а черкасы крымских людей побили, того не ведает. А Хентемир-мурза с братьею с царем в черкасах был же, а калга, Шен-Гирей, был в Крыму. Да слышал он от своей братьи, что Хентемир-мурзу из Крыму выгнали, а где выгнали и за что, того не ведает. А Турской де царь послал морем в каторгах лес и каменья и велел от литовской стороны город ставить, а в котором месте, того не ведает. И крымскаго царя и калги ныне на государевы украины и больших воинских людей приходу не будет, а хотели де крымской царь и Шен-Гирей сего лета идти в Литву воевати, да по их поход на Русь не хаживали.

Татарин Токчурайко Доинчаров в роспросе у пытки и пытан накрепко говорил: пошло де их из Нагая из Казыева улуса сто двадцать человек, да к ним же пристало на дороге Азовцов пятьдесят четыре человека, а промышленники де у них были Казыева же улуса татарове Стургуйко да Каторгунко и было их в Белогородских местах восемьдесят четыре человека. Да сей весны ходил крымский царь в Горские черкасы для дани, что ему черкасы дани платить не почали, а с царем в черкасах было людей: крымских татар три тысячи человек, да их нагайцев Казыева улуса две тысячи, а он, Токчурайко, в том походе был же, и сперва крымской царь с приходу у черкас кабак взял и черкас побил, а под другим кабаком и самого его царя черкасы побили; и был крымской царь в черкасах в войне два месяца и пришел к себе в Крым, тому месяца с три. А про государевых послов сказал, что крымской царь, пришед из черкас, государевых послов хотел отпустить, а для чего замешкал, того не ведает А на государевы де городы в войну крымской хан, и калга и воинские большие люди не будут, а поговаривали, что было крымскому хану и калге идти в войну в Литву, а по их поход на Русь царь и Шен-Гирей никуда в поход не бывали, а были у себя в Крыму. Да слышал он у себя в улусе, что Кантемир-мурзу с братьею из Крыму выгнали, а за что выгнали, и где он ныне, и ссылка у крымскаго царя с турским о чем есть ли, и где ныне прежний крымский царь Джанби-Гирей и будет ли нынешнему крымскому царю Мамет-Гирею от турскаго царя перемена, того не ведает; только де в Крыму нынешняго царя Мамет-Гирея и калги Шен-Гирея служилые и всякие черные люди мало [211] любят, да и сам де царь и Шен-Гирей от турскаго царя поторапливаются.

Агамайко Култеков в роспросе у пытки и пытан говорил, что было их в войне под Белым городом восемьдесят четыре человека, все одного Казыева улуса, а сколько под Валуйкою было, того не ведает. Да сей де весны по первой траве крымской царь ходил в Горские черкасы для дани, что прежде сего черкасы давали ему дань, а ныне давать не почали; а было де в Горских черкасах с царем людей крымских татар три тысячи человек, а Нагайцев Казыева улуса две тысячи, всего пять тысяч. И сперва с приходу царь у черкас кабак взял и черкас побил, а сколько побил, того не ведает; а он, Агамайко, в том походе с царем был же. А как царь пришел под другой кабак, и его черкасы самого побили, а побито крымских и нагайских татар добре много. Да в том же походе в черкасах Мансырова родства Кантемиров брат Салмаш-мурза умыслом, а не на бою, убил де черкашенина, а тот де черкашенин крымскому Мамет-Гирею царю дядька, а как того черкашенина звали, и того не ведает; и был де крымской царь в войне в черкасах два месяца, а пришел к себе в Крым тому третий месяц, а Шен-Гирей с царем в том походе не был, а был у себя в Крыму. Да как де царь шел из войны из черкас и говорил про государевых послов, что он, пришед из походу, государевых послов отпустить; и с дороги де, не дошед Крыму, Мансырова родства Кантемир-мурза Дивеев с братьею и с своими татары от крымскаго царя отложился и пошли к турскому к Белугороду, что на Дунае, и за тем де ныне у крымскаго царя государевым послом отпуску и розмены вскоре не будет, что у них Мансырова родства с Кантемир-мурзою рознь, да и для того, что его в Горских черкасах побили; нешто де чаятъ розмены и государевым послом отпуску как у крымскаго царя с Кантемиръ-мурзою что сделается и по прежнему в совете будут. А отложился де Кантемир-мурза с братиею от крымскаго царя, боясь его, царя и Шен-Гирея, что брат его Кантемиров убил его царева дядьку. И по их на Русь поход крымской царь и Шен-Гирей были в Крыму и войны им и больших воинских людей на государевы украины никак не будет. А прежний де крымской царь, Джанби-Гирей, ныне во Царегороде; а будет нынешнему крымскому царю Мамет-Гирею от турскаго царя перемена и ссылка у крымскаго царя с турским царем о чем есть ли, того не ведает; только де нынешний царь Мамет-Гирей и Шен-Гирей от турскаго поторапливаются, а в Крыму де его, Мамет-Гирея, служилые всякие и черные люди едва ли любят.

Салтанайко Иселметев, Бердагулко Аллатарев в роспросе у пытки и пытаны говорили про крымскаго царя, что сей весны крымской царь ходил в войну в Горские черкасы, а для чего ходил и много ль с ним крымских и нагайских татар в том походе было, того не ведают; а Шен-Гирей де был у себя в Крыму. Да слышали ж они от своей братии от татар: как де царь был в черкасах, и учинилась де у них побранка с Кантемир-мурзою, что Кантемиров брат убил в черкасах крымскаго царя дядьку, а как звали, того не слыхали; и Кантемир де мурза, пришед из похода из Горских черкас и отстав от крымскаго царя, и с братьею пошел в турские городы к Белугороду на Дунай. А государевых де послов из Крыму по ся места не отпустят, потому что у крымскаго царя с Кантемир-мурзою рознь. А на государевы де украинные городы крымской царь, и Шен-Гирей и большие воинские люди никак не будут; а они де пошли утаясь у мурз, украдом, а не посылкою, для добычи. Да Бердагулко ж сказал про кочеванья мурз: Косай-мурза кочует к черкасом, а служить государю, а Ураковы и Момаевы мурзы кочуют близко ж его, а служат крымскому царю, и переезды меж ними бывают. А больше того и про прежняго крымскаго царя, Джанби-Гирея, где он ныне, и про ссылку у крымскаго с турским и с кизильбашским не ведает.

Телзебайка Самаров в роспросе у пытки и пытан говорил, что он татарин Казыева улуса, а не Астраханской жилец; была де у него в Больших Нагаях жена, и он приезжал в Большой Нагай для жены и, проведав, что жена его умерла, приехал опять к себе в Казыев улус. А тому де месяца с три, как собрався татарове Казыева улуса охотники пошли в Русь для добычи, и он пошел с ними же; и в Белогородском уезде пришли на них государевы люди и их побили. Да сей де весны, как крымской царь Мамет-Гирей ходил в Горские черкасы, и его в черкасах побили, а где, и в которых местах, и многих ли побили, и для чего государевым послом розмены нет, и про прежняго крымскаго царя, где он ныне, и нынешнему царю будет ли перемена и про ссылку [212] у крымскаго с турским и с кизильбашским не ведает.

Янгилдейко Елболдин, Коркутко Ишмаметев в роспросе у пытки и пытаны говорили, что пошли они из своих улусов всё вместе, а пошли украдом, собою, для добычи, а иные за ними воинские люди в Русь в войну будут ли, того не ведают, нешто де будет также, что и они украдом пойдут. А про крымскаго царя сказали те же речи, что и товарищи их сказывали, а больше того ни про что не ведают».

Приказная помета: «Те языки татарове с пытки вкинуты в тюрьму».

(Москов. ст. столб. № 27, лл. 262—286).

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.